Административное дело № 2а-1085/2017
Решение
Именем Российской Федерации
13 октября 2017 года г. Конаково
Конаковский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Никитиной Е.А.,
при секретаре Чистяковой Н.А.,
с участием помощника прокурора Молчановой О.А.,
представителя административного ответчика по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Конаковского межрайонного прокурора в защиту интересов субъекта Российской Федерации – Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, к МУ «Администрация городского поселения - поселок Козлово» о признании незаконным и отмене постановления об установлении постоянного публичного сервитута в отношении земельного участка,
установил:
Конаковский межрайонный прокурор обратился в Конаковский городской суд Тверской области с административным исковым заявлением, с учетом поданных уточнений, в защиту интересов субъекта Российской Федерации – Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, к МУ «Администрация городского поселения - поселок Козлово» о признании незаконным и отмене постановления Главы администрации от 01.12.2010 года № 100 «Об установлении постоянного публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером №, с адресом объекта: <адрес>».
В обоснование административного иска прокурор указал, что Межрайонной прокуратурой проведена проверка законности постановления Главы администрации городского поселения поселок Козлово от 01.12.2010 г. № 100 «Об установлении постоянного публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым №, с адресом объекта: <адрес><адрес>, <адрес>, в ходе которой установлено, что правовой акт не соответствует действующему законодательству. Постановлением администрации городского поселения поселок Козлово от 01.12.2010 г. №100 в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования с кадастровым № установлен постоянный публичный сервитут для использования (осуществления действий) в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры, проведения дренажных работ; прохода и проезда через земельный участок граждан, в том числе специализированных организаций; осуществления разрытий в его границах; свободного доступа к прибрежной полосе Иваньковского водохранилища и к реке Котевля, в границах указанных в кадастровом плане (паспорте) на земельный участок. В соответствии с ч. 1, п. 7 ч. 2 ст. 3 Закона Тверской области от 09.04.2008 года № 49-30 «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области» (в редакции от 09.11.2010) администрация Тверской области обеспечивает управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в собственности Тверской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе город Тверь, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, в частности к полномочиям администрации Тверской области относится установление и прекращение публичных сервитутов для обеспечения интересов Тверской области с соответствии с федеральным законодательством. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (ч.1 и ч. 2 ст. 23 ЗК РФ). Как следует из п. 10 Положения о государственном комплексе «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.08.1996 г. № 1217, земля, воды, недра, растительный и животный мир, историко-культурные объекты, а также здания, сооружения, помещения и иные объекты, находящиеся в непосредственном владении Комплекса, являются исключительно федеральной собственностью. Земельный участок, на который установлено обременение в виде сервитута находился на момент принятия решения в непосредственном владении Комплекса. Таким образом, вопрос установления публичного сервитута на земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в федеральной собственности относился к полномочиям администрации Тверской области, а не администрации городского поселения поселок Козлово, поскольку при решении данного вопроса затрагиваются интересы Тверской области. В соответствии с Постановлением администрации Тверской области от 06.05.2006 г. № 93-па «О реализации отдельных полномочий в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения» Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области уполномочено на осуществление полномочий субъекта Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В целях устранения выявленных нарушений, межрайонной прокуратурой в адрес Главы администрации городского поселения поселок Козлово принесен протест, который рассмотрен и принято решение об отказе в удовлетворении требований межрайонной прокуратуры. На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор обратился с настоящим административным иском.
18 июля 2017 года при подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (далее - ТУ Росимущества в Тверской области).
16 августа 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тверской области.
13 сентября 2017 года в судебном заседании по ходатайству прокурора произведена замена лица, в интересах которого прокурором подано административное исковое заявление, а именно изменено: «в защиту неопределенного круга лиц» на «в защиту интересов субъекта Российской Федерации – Тверской области», а также из числа заинтересованных лиц исключено Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области и привлечено к участию в деле в качестве административного соистца.
Представитель административного истца помощник Конаковского межрайонного прокурора Молчанова О.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске, просила их удовлетворить. Указала на отсутствие опубликования сведений о проведении публичных слушаний в газете областного значения, доказательств получения согласия от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на проведение слушаний и установления по результатам публичного слушания постоянного сервитута, не представлено.
Министерство имущественных отношений и земельных отношений Тверской области в судебное заседание своего представителя не направили, о дне, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. В представленном письменном отзыве ссылаются на положения статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта. Полагают, что ранее действовавшие нормативные положения Земельного кодекса РФ до внесения изменений Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», не исключали возможности установления публичного сервитута нормативным правовым актом органа местного самоуправления, в том числе и в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности (данный вывод подтверждается имеющейся судебной практикой). При этом критериями возможности установления публичного сервитута нормативным правовым актом органа местного самоуправления являются необходимость обеспечения интересов местного самоуправления и местного населения. Земельный участок с кадастровым номером № находился в государственной собственности Тверской области. Указанный земельный участок 12.09.2012 года был снят с кадастрового учета, из него были образованы новые земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером №. Земельный участок с кадастровым номером № распоряжением Министерства от 25.11.2014 года №2793 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование государственному комплексу «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации. Как следует из материалов рассматриваемого дела, на территории муниципального образования городское поселение поселок Козлове Конаковского района Тверской области расположено садоводческое некоммерческое товарищество «Козловский садовод», проезд, к территории которого осуществляется посредством использования грунтовой дороги, существовавшей, по сведениям Министерства, с конца 1800-х годов. На сегодняшний день Земельным кодексом предусмотрен иной порядок для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Соответствующее правовое регулирование содержится в главе V.3 Земельного кодекса. Следует отметить, что согласно пункту 5 статьи 23 Земельного кодекса осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Вместе с тем публичный сервитут, установление которою оспаривается в рамках настоящего дела, был установлен в отношении всего земельного участка, площадь которого значительно превышает площадь дороги, через которую осуществляется доступ на территорию садоводческого некоммерческого товарищества. Однако на сегодняшний день Министерство не является землепользователем земельного участка с кадастровым номером №, поскольку названный земельный участок, как указывалось ранее, передан на праве постоянного бессрочного пользования государственному комплексу «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации, в связи с чем соразмерность ограничений пользования данным земельным участком целям установления публичного сервитута может установить только землепользователь (возможность о земельного участка по целевому назначению и т.п.). При этом, указывая на часть 2 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагают, что основания для участия Министерства в рассматриваемом деле в качестве соистца отсутствуют.
Представитель административного ответчика МУ «Администрация городского поселения - поселок Козлово» по доверенности ФИО1 в судебном заседании не согласился с требования прокурора, поддержал представленные ранее возражения, согласно которым администрация считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям. На территории Муниципального образования городское поселение - поселок Козлово Конаковского района Тверской области, в районе Иваньковского водохранилища расположено садоводческое некоммерческое товарищество «Козловский садовод». Решением Конаковского городского Совета народных депутатов от 26.06.1990 г. №236-2 «Об отводе земельного участка Завидовской тонкосуконной фабрике под расширение садоводческого товарищества» из землепользования СПТУ-28 было выделено 9,5 га земли, в том числе пашни 4,3 га и кустарника 5,2 га. Поскольку, проход до вышеуказанного участка был затруднен ввиду того, что земельный участок с кадастровым № находился в государственной собственности, имелись основания для установления сервитута. В пользовании СНТ «Козловский садовод» также имеется дорога и иные инженерные коммуникации, которые необходимо содержать. Глава городского поселения - поселок Козлово обратился в Совет депутатов городского поселения - поселок Козлово об установлении постоянного публичного сервитута на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования, с кадастровым №, с адресом объекта: <адрес>, в целях обеспечения интересов местного населения и специализированных организаций. Решением Совета депутатов городского поселения поселок Козлово от 10.11.2010 г. № 220 «О публичных слушаниях по установлению постоянного публичного сервитута» был назначены публичные (общественные) слушания в форме депутатских слушаний на 30.11.2010 г. на 14-00 ч. в здании администрации. На основании решения Совета депутатов городского поселения – поселок Козлово от 30.11.2010 г. №228 «О результатах публичных слушаний по установлению постоянного публичного сервитута» Администрации городского поселения рекомендовано установить и зарегистрировать постоянный публичный сервитут на спорный земельный участок. Реализуя вышеуказанное решение №228 от 30.11.2010 г.
Глава Администрация вынес оспариваемое Постановление от 01.12.2010 г. № 100. И Решение Совета депутатов городского поселения - поселок Козлово от 30.11.2010 г. № 228, и Постановление Главы Администрации от 01.12.2010 г. № 100 были опубликованы в соответствии с требованиями действующего законодательства в общественной политической газете «Заря». Постановление Главы Администрации принято в соответствие с нормами законодательства, действовавшем в момент его принятия. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установленный оспариваемым постановлением публичный постоянный сервитут был зарегистрирован. Установленный Постановлением Главы Администрации публичный сервитут полностью согласуется с положениями ст. 23 Земельного кодекса РФ, в ранее действующей редакции. Поскольку данный публичный сервитут был установлен для реализации свободного передвижения граждан являющимися челнами СНТ «Козловский садовод - 3» через вышеуказанный земельный участок, учитывая отсутствие иного пути, чем через земельный участок с кадастровым №. Таким образом, Администрация, считает, что довод прокурора, из которого следует, что полномочия по установлению постоянного публичного сервитута относиться к компетенции администрации Тверской области, поскольку затрагиваются интересы Тверской области, не нашел своего подтверждения, поскольку наложение постоянного сервитута было обусловлено исключительной в целях доступа местного населения и специализированных организаций через вышеуказанный земельный участок. Более того, земельный участок с кадастровым № снят с учета 12.09.2012 года. В границах кадастрового квартала образован новый земельный участок с кадастровым №, собственником, которого является субъект Российской Федерации - Тверская область. Правообладателем вышеуказанного участка является Государственный комплекс "Завидово" Федеральной службы охраны Российской Федерации на основании постоянного (бессрочного) пользования от 02.02.2015 года, на вышеуказанный земельный участок наложено обременение в виде сервитута.
Дополнительно представитель административного ответчика ФИО1 пояснил, что администрации Тверской области было известно об установлении публичного сервитута, возражений на тот период не последовало, как и до настоящего времени от землепользователя участка, на котором сервитут сохранен. Установленный сервитут ни чьих прав не нарушает. Учитывая, смену руководителей в городском поселении – поселок Козлово, сложности с передачей документов, не сохранился в полном объеме пакет документов по установлению оспариваемого публичного постоянного сервитут на земельном участке с кадастровым №. Однако достоверно представлены документы о публикации основных постановлений о назначении, проведении и результатах проведенных публичных слушаний. Доводы прокурора не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела и оснований для удовлетворения иска не имеется.
Заинтересованное лицо Государственный комплекс «Завидово» федеральной службы охраны Российской Федерации в судебное заседание своего представителя не направили, о дне, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Представили в материалы дела объяснения по административному делу, согласно которым, предметом настоящего административного искового заявления является постановление Главы администрации городского поселения - поселок Козлово от 01.12.2010 №100 «Об установлении постоянного публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым №, с адресом объекта: <адрес>». Земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности Тверской области и предоставлен Комплексу на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25 ноября 2014 г. № 2793 для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства, который используется для сенокошения и заготовки кормов для диких животных. Соответствующее право было зарегистрировано
02 февраля 2015 года. Территория Комплекса, применительно к пункту 11 Положения о Комплексе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. № 1217 составляет <данные изъяты> тыс. гектаров, включая охотничьи угодья, из которых: <данные изъяты> тыс. гектаров - заповедная и особо охраняемая зоны, находящиеся в непосредственном владении Комплекса; <данные изъяты> тыс. гектаров - земли других пользователей и собственников. В состав земель других пользователей и собственников входят земли населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения и др., принадлежащие гражданам, юридическим лицам. Кроме того, ФСО России и Минприроды России издан совместный приказ от 21 июля 2015 г. № 362/329 «Об утверждении Положения о национальном парке «Государственный комплекс «Завидово», вступивший в силу
02 октября 2015 г. (далее - Положение о национальном парке). Данным документом установлен дифференцированный режим особой охраны территории национального парка (функциональное зонирование). Земли других пользователей и собственников полностью входят в состав зоны хозяйственного назначения 2 (подпункт 5 пункта 11 Положения о национальном парке). Координаты характерных точек зоны хозяйственного назначения 2 национального парка даны в приложении № 2 к Положению о национальном парке, а также все зоны представлены на карте - схеме. Земельный участок с кадастровым номером №, входит в состав <данные изъяты> тыс. гектаров земель других пользователей и собственников применительно к пункту 11 Положения, а также в зону хозяйственного назначения № 2 - в соответствии с Положением о национальном парке. При этом в свидетельстве на право постоянного (бессрочного) пользования в разделе «существующие ограничения (обременения) права» имеется отметка: «сервитут (огран.)». Основанием для возникновения данного ограничения является Постановление Главы администрации городского поселения поселок Козлово от 01.12.2010 №100 «Об установлении постоянного публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым №, с адресом объекта: <адрес> В соответствии с подпунктом 5 пункта 11 приказа ФСО России №362, Минприроды России №329 от 21.07.2015 г., в зоне хозяйственного назначения 2 допускаются: строительство, реконструкция, ремонт (по согласованию с Комплексом) и эксплуатация дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других линейных объектов, существующих в границах национального парка и связанных с функционированием объектов, расположенных на землях других пользователей и собственников. Земельный участок с кадастровым номером № не пересекается с земельными участками, относящимися к федеральной собственности и предоставленным Комплексу на праве постоянного (бессрочного) пользования (применительно к Указу Президента Российской Федерации от
18 августа 1996 г. № 1217 - <данные изъяты> тыс. га. земель, находящиеся в непосредственном владении Комплекса). Установленный сервитут не нарушает режим особой охраны национального парка и не оказывает негативного воздействия на окружающую среду. В связи с изложенным, вопрос признания незаконным и отмены Постановления Главы администрации городского поселения поселок Козлово по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, оставляют на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо Территориальное управление Росимущеества в Тверской области в судебное заседание своего представителя не направили, о дне, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Направили письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Дополнительно указали, что земельный участок с кадастровыми номерами №, не является собственностью Российской Федерации и в настоящее время снят с кадастрового учета. Таким образом, считают, что спорные объекты не относятся к федеральному уровню собственности и, соответственно, интересы Российской Федерации в лице Территориального управления, не нарушены.
Заинтересованное лицо ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тверской области в судебное заседание своего представителя не направили, о дне, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, оценив их по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
По правилам ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
На основании части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Постановлением Администрации городского поселения - поселок Козлово от 01 декабря 2010 года №100 установлен постоянный публичный сервитут в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования, с кадастровым номером № (№) с адресом: <адрес>, находящегося в собственности публичного образования – Тверская область, для использования (осуществления действий) в целях: ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а так же объектов транспортной инфраструктуры, проведения дренажных работ; прохода и проезда через земельный участок граждан, в том числе специализированных организаций; осуществления разрытий в его границах; свободного доступа к прибрежной полосе Иваньковского водохранилища и к реке Котевля, в границах указанных в кадастровом плане (паспорте) на земельный участок.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на основании указанного постановления Администрации городского поселения - поселок Козлово от 01 декабря 2010 года №100 проведена регистрация ограничения (обременения) права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования, общей площадью <данные изъяты> кв.м., адрес: <адрес>, кадастровый №.
Согласно правилам ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Частью 9 данной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" указано, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Согласно п. 24 Постановления Пленума в случае, если суд установит, что порядок принятия оспариваемого акта соблюден, он должен проверить соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При этом в соответствии с п. 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда от 01.07.1996 N 6/8 суд может признать оспариваемый нормативный акт недействительным при наличии двух условий, если он не соответствует закону и одновременно с этим нарушает гражданские права и охраняемые интересы заявителя.
Согласно статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции от 22.07.2010 года, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, регламентировано, что Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (часть 2). Могут устанавливаться публичные сервитуты для: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ на земельном участке; забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; использования земельного участка в целях охоты и рыболовства; временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе (часть 3). Сервитут может быть срочным или постоянным (часть 4). Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель (часть 4.1). Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен (часть 5). Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами
(часть 6). В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату (часть 7). Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке (часть 8). Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (часть 9).
Судом установлено, что земельный участок с кадастровыми номерами <данные изъяты>, не относится в федеральной собственности Российской Федерации, и в настоящее время снят с кадастрового учета.
Согласно сведениям из ЕГРН, предоставленным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, о земельном участке с кадастровым номером № в виде копии кадастрового дела, следует, что он находился в государственной собственности Тверской области и передан в постоянное (бессрочное) пользование Государственного Образовательного Учреждения Начального Профессионального Профессиональное Училище (далее – ГОУ НПО ПУ №28 и был снят с кадастрового учета 12 сентября 2012 года. Земельный участок расположен по адресу: <адрес>.
Таким образом, довод прокурора о нахождении земельного участка в непосредственном владении ГК «Завидово» ФСО России, в отношении которого установлено обременение в виде сервитута, несостоятелен.
При этом из указанного земельного участка с кадастровым № были образованы новые земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером №, на котором сохранено обременение в виде сервитута.
Земельный участок с кадастровым номером № распоряжением Министерства имущественных отношений и земельных отношений Тверской области от 25 ноября 2014 года №2793 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Государственному комплексу «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, установление публичного сервитута (права ограниченного пользования, в том числе, в настоящее время земельного участка, переданного в постоянное (бессрочное) пользование ГК «Завидово» ФСО России) в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а так же объектов транспортной инфраструктуры, проведения дренажных работ; прохода и проезда через земельный участок граждан, в том числе специализированных организаций; осуществления разрытий в его границах; свободного доступа к прибрежной полосе Иваньковского водохранилища и к реке Котевля, обусловлено общественными интересами муниципального образования "Городское поселение - поселок Козлово», в том числе для прохода граждан и специализированных организаций в СНТ «Козловский садовод- 3».
Подтверждается материалами дела и то обстоятельство, что оспариваемое решение принято по итогам публичных (общественных) слушаний в форме депутатских слушаний по обсуждению вопроса возможности установления постоянного публичного сервитута на спорный земельный участок, информация о которых была опубликована в районной газете "Заря".
Администрация Тверской области об установлении сервитута была оповещена, что следует, в том числе из материалов кадастрового дела.
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, уполномоченное на осуществление полномочий субъекта Российской Федерации – Тверская область, в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с положениями Постановления Администрации Тверской области №93-па от 06.05.2006 года, установление сервитута не оспаривало и в настоящее время не указывает на нарушение закона или прав субъекта РФ – Тверской области в сфере земельных отношений.
При образовании земельного участка с кадастровым номером № из земельного участка с кадастровыми номерами №, и предоставлении его в постоянное (бессрочное) пользование ГК «Завидово» ФСО России обременение в виде сервитута сохранено.
Землепользователю земельного участка с кадастровым № на праве постоянного (бессрочного) пользования ГК «Завидово» ФСО России об установлении обременения в виде сервитута известно. При этом ГК «Завидово» ФСО России отмечено, что земельный участок с кадастровым номером № не пересекается с земельными участками, относящимися к федеральной собственности и предоставленным Комплексу на праве постоянного (бессрочного) пользования (применительно к Указу Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. №1217 - 91,7 тыс.га. земель, находящиеся в непосредственном владении Комплекса). Установленный сервитут не нарушает режим особой охраны национального парка и не оказывает негативного воздействия на окружающую среду.
Учитывая вышеизложенное, мнение лица, в интересах которого с настоящим иском обратился прокурор, а также нормы материального права, действующие в период издания оспариваемого нормативного правового акта Администрации городского поселения – поселок Козлово, суд приходит к выводу, что органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством устанавливали публичные сервитуты в интересах муниципального образования и местного населения, а также частный сервитут на землях, находящихся в муниципальной собственности, и на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Следовательно, на период ноябрь-декабрь 2010 года, решение об установлении сервитута принималось тем органом, чьи интересы должны быть обеспечены его установлением только в отношении земель, находящихся в государственной (муниципальной) собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Поскольку оспариваемое постановление не противоречит закону, действовавшему на момент его принятия, в настоящее время не нарушает прав лица в интересах, которого обратился с настоящим административным иском прокурор, а также ГК «Завидово» ФСО России и иного неопределенного круга лиц, то оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-216, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Конаковского межрайонного прокурора, поданного в защиту интересов субъекта Российской Федерации – Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, к МУ «Администрация городского поселения - поселок Козлово» о признании незаконным и отмене постановления Главы администрации городского поселения - поселок Козлово от 01 октября 2010 года №100 «Об установлении постоянного публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером №, с адресом объекта: <адрес>» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Конаковский городской суд Тверской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательном виде.
Председательствующий Е.А. Никитина
Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2017 года
Председательствующий Е.А. Никитина