ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1085/19 от 03.04.2019 Уфимского районного суда (Республика Башкортостан)

дело № 2а-1085/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Уфа 03 апреля 2019 года

Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Шакировой Р.Р.,

при секретаре Абузаровой Э.К.,

с участием:

представителя административного истца ФИО2,

представителя административного ответчика Управления Росреестра по РБ ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО8 к Управлению Росреестра по РБ о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации и обязании государственной регистрации права,

установил:

ФИО8 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по РБ о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации и обязании государственной регистрации права.

В обоснование заявленных требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление в Росреестр о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу <адрес>. Государственный регистратор направил запросы в различные инстанции и, в частности, в ФИО1<адрес> РБ. ФИО1<адрес> провела выездную проверку и установила факт нарушения земельного законодательства, выразившееся в строительстве многоквартирного дома. ДД.ММ.ГГГГФИО1 MP <адрес> было вынесено предписание об устранении нарушений земельного законодательства. А именно устранение результатов строительства многоквартирного дома на земельном участке с другим целевым назначением.

Истцом документы, составленные в ФИО1<адрес>, были оспорены в судебном порядке. В частности, по результатам судебных заседаний и проведенных технических экспертиз было установлено, что признаком многоквартирности указанного дома является отсутствие сквозных проемов на первом этаже дома, что говорит о сблокированности квартир первого этажа. Это было отражено в решении ФИО1 районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

Истец, устранив данный недостаток, а именно устроив проемы между смежными помещениями на первом этаже жилой постройки, выполнил требования предписания, о чем ДД.ММ.ГГГГ уведомил ФИО1<адрес>. ФИО1<адрес> осуществили выезд по месту нахождения указанного дома, произвели осмотр и фотофиксацию, удостоверились в устранении всех нарушений и ДД.ММ.ГГГГ. вынесли Определение об отмене предписания об устранении нарушения требований земельного законодательства при использовании земельного участка в связи с устранением нарушений.

В связи с этим истцом был заказан новый технический план здания и ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Вместе с этим заявлением он приложил, решение ФИО1 районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ. и Определение от ДД.ММ.ГГГГ. об отмене предписания об устранении нарушения требований земельного законодательства при использовании земельного участка.

Однако, несмотря на полный комплект документов и устранение всех недостатков здания, ДД.ММ.ГГГГ. государственный регистратор ФИО4 приостановил государственную регистрацию в связи с сомнениями в том, что данный дом может быть многоквартирным. Направил запросы в различные инстанции.

ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление в апелляционную комиссию Росреестра по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета. ДД.ММ.ГГГГ он получил Решение заседания апелляционной комиссии. Это решение было им обжаловано.

ДД.ММ.ГГГГ Уфимский районный суд РБ удовлетворил его жалобу, ДД.ММ.ГГГГ решение суда вступило в законную силу, ДД.ММ.ГГГГ указанное решение забрал его представитель ФИО5 и в тот же день сдал в МФЦ для регистрации дома.

ДД.ММ.ГГГГ государственный регистратор приостановил государственную регистрацию на основании п. 6 ч.1 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с тем, что представленное решение ФИО1 районного суда РБ с отметкой о вступлении в законную силу не является достоверным документом, поскольку данное решение обжаловано. Апелляционная комиссия Росреестра по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета отказала в удовлетворении жалобы, поскольку указанное оспаривание приостановления не входит в компетенцию работы комиссии. Таким образом регистратор присвоил себе несвойственную компетенцию об определении судебных документов действующими или недействующими без имеющихся на то правовых оснований. ДД.ММ.ГГГГ у регистратора не было и не могло быть сведений о том, что суд принял апелляционную жалобу Управления Росреестра, указанных сведений не было на сайте суда.

На основании изложенного с учетом уточнений истец просил:

Признать незаконным решение о приостановлении осуществления
государственного кадастрового учета (приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятого в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета) от ДД.ММ.ГГГГ, принятого Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
по <адрес> по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ, .

Признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ апелляционной комиссии об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать осуществить кадастровый учет и регистрацию прав согласно заявлению о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ, .

Административный истец ФИО8 на судебное заседание не явились, просил дело рассмотреть без своего участия, представил заявление.

Представитель административного истца ФИО5 исковые требования поддержал, просил административный иск удовлетворить.

Представители административного ответчика ФИО6 в судебном заседании исковые требования просила отклонить по доводам отзыва.

Суд, выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы дела, пришел к следующему.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 8 – 10 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.

Решением ФИО1 районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:

«Административные исковые требования ФИО8 удовлетворить.

Признать незаконным решение о приостановлении осуществления
государственного кадастрового учета (приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятого в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета) от ДД.ММ.ГГГГ, принятого Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
по <адрес> по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ, .

Признать незаконным решение об отказе осуществления государственного кадастрового учета (приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятого в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета) от ДД.ММ.ГГГГ, принятого Управлением
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ, .

Признать необоснованным решение от ДД.ММ.ГГГГ. апелляционной комиссии об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ. .

Обязать Управление Росреестра по РБ осуществить кадастровый учет здания согласно заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ».

ДД.ММ.ГГГГ представитель административного истца получил указанное судебное решение с отметкой о вступлении в законную силу.

Приложив указанный судебный акт, а также иные документы согласно описи представитель ФИО8 по доверенности ФИО5ДД.ММ.ГГГГ обратился в РГАУ МФЦ <адрес> с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Управлением Росреестра по РБ приято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятого в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета) – уведомление о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное решение принято со ссылкой на п. 6 ч.1 ст. 26 ФЗ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которому основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении объекта является предоставление документов не являющихся подлинными или в случае, если, сведения, содержащиеся в них, недостоверны.

Согласно положениям ч. 2 ст. 14 вышеназванного закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

(п. 7.1 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 119-ФЗ; в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ)

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 361-ФЗ)

9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Как следует из определения судьи ФИО1 районного суда РБ ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по РБ почтовой связью была подана апелляционная жалоба не решение ФИО1 районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ, которая поступила в суд ДД.ММ.ГГГГ Указанным определением от ДД.ММ.ГГГГ установлено: считать решение ФИО1 районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ по административному иску ФИО8 к Управлению Росреестра по РБ о признании незаконным решения о приостановлении осуществления
государственного кадастрового учета, о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, о признании необоснованным решения апелляционной комиссии, об обязании осуществить государственный кадастровый учет здания и государственной регистрации права, не вступившим в законную силу.

С учетом изложенного суд исходит из того, что на дату подачи ФИО8 заявления о государственной регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ, решение ФИО1 районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ было обжаловано административным ответчиком, соответственно не вступило в законную силу. Управление Росреестра по РБ обладало информацией о подаче ими же апелляционной жалобы на указанный судебный акт, соответственно решение о приостановлении осуществления
государственного кадастрового учета (приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятого в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета) от ДД.ММ.ГГГГ, принятое Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
по <адрес> по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ, является обоснованным и соответствует требованиям закона.

Согласно ч. 9 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости" решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (в тех случаях, когда настоящий Федеральный закон допускает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 7 - 10, 19 - 21, 24 - 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".

Согласно ст. 26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах (далее - орган регистрации прав) в установленном настоящей статьей порядке (далее - апелляционная комиссия).

С учетом изложенного суд находит законным и обоснованным решение апелляционной комиссии по обжалованию решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета Управления Росреестра по РБ от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку возможность обжалования в указанном порядке решения о приостановлении, принятого по основанию, предусмотренному п.6 ч.1 ст. 26 Закона о регистрации, не предусмотрена нормами закона.

С учетом изложенного производное от первоначальных требование административного иска об обязать осуществить кадастровый учет и регистрацию прав согласно заявлению о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время является преждевременным, соответственно необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО8 к Управлению Росреестра по РБ о признании незаконным решения о приостановлении осуществления
государственного кадастрового учета (приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятого в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета) от ДД.ММ.ГГГГ, принятого Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
по <адрес> по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ, ,

признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ апелляционной комиссии об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ,

обязании осуществить кадастровый учет и регистрацию прав согласно заявлению о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Уфимский районный суд РБ.

Судья Р.Р. Шакирова

Решение суда в окончательной форме принято 05.04.2019 г.