<.....>
Дело № 2а-1085/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 мая 2019 года г. Пермь
Орджоникидзевский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Макашиной Е.Е.,
при секретаре Жужговой Д.А.,
с участием представителя административного истцов ФИО1, ФИО2 – ФИО3, действующей на основании доверенностей от (дата).,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2 к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми о признании незаконным уведомления, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с искомк Департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми о признании незаконным уведомления, возложении обязанности о признании уведомление от (дата). № №... незаконным, возложении обязанности выдать уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке общей площадью 676,62 кв.м. с кадастровым номером №..., расположенном по адресу: <АДРЕС>.
В обосновании иска указав, что (дата). административными истцами был приобретён в собственность земельный участок общей площадью 676,62 кв.м.с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: <АДРЕС>. В свидетельстве о государственной регистрации право указано, что объектом права является земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под отдельно стоящие односемейные дома (коттеджи) с земельными участками. Аналогичная информация о разрешенном виде использования содержится и в сведениях об основных характеристиках объекта недвижимости от (дата). – отдельно стоящие односемейные дома (коттеджи) с земельными участками. (дата). Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми были предоставлены сведения из «Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. Перми» - «Справка по градостроительным условиям участка, расположенного в Орджоникидзевском районе г. Перми, общей площадью 10498,60кв.м.» Из содержания указанного документа следует, что земельный участок с кадастровым номером №..., в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26.06.2007г. № 143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми», расположен в территориальной зоне Ж-4. В соответствии со ст. 52.3 Правил землепользования и застройки г. Перми, Ж-4 Зона индивидуальной жилой застройки городского типа. Как указано в регламенте, Зона индивидуальной жилой застройки Ж-4 выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов и жилых домов блокированной застройки с минимально разрешенным набором услуг местного значения. Основные виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, блокированная жилая застройка и т.д. (дата). истцами в адрес департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми было направлено уведомление о планируемом строительстве. (дата). Департаментом в адрес истцов направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.Основанием для выдачи указанного уведомления послужило несоответствие параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства в связи с тем, что согласно документации по планировке территории, утвержденной Постановлением администрации г. Перми от (дата). №... « Об утверждении документации по планировке территории 3 в Орджоникидзевском, Мотовилихинском, свердловском, Индустриальном районах г. Перми», так как земельный участок с кадастровым номером №... в зоне «Природно-рекреационной территории». Однако, документацией по планировке территории не изменяются территориальные зоны и регламенты по их использованию. Просят заявленные требования удовлетворить.
Истцы ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ранее представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель истцов – ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы иска поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. ). Также ранее в материалы дела представлены письменные возражения по доводам иска, согласно которым Департамент с заявленными требованиями не согласен, считает их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Указывая, что размещение объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке истцов невозможно в силу несоответствия запланированного объекта целям, установленным документацией по планировке территории, утвержденной постановлением администрации г. Перми от (дата)№.... Согласно сведениям, полученным в рамках межведомственного взаимодействия от (дата). на земельном участке с кадастровым номером №... зарегистрировано ограничение (обременение) – ипотека. Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером №... находится в ипотеке в силу закона у банка ПАО «Сбербанк России» сроком на десять лет с (дата). Таким образом, административным истцам необходимо предоставить документ, подтверждающий возможность возведения объекта капитального строительства на указанном земельном участке. Помимо этого, довод административныхистцов о том, что земельный участок с кадастровым номером №... в зоне Ж-4 департаментом не оспаривается. Необходимо обратить внимание на то, что «зона рекреационных объектов» «зона рекреационных объектов городского значения» является не территориальной зоной, устанавливаемой Правилами землепользования и застройки, а элементом планировочной структуры, выделении которых осуществляется при утверждении документации по планировке территории в соответствии со ст. 43 ГрК РФ. В связи с чем, проект межевания и проект планировки, являющиеся документацией по планировке территории, не внесли изменения в территориальное зонирование (границы территориальных зон), установленное правилами землепользования и застройки, а установили элемент планировочной структуры. Кроме того, согласно п.2.2 Градостроительного плана земельного участка № №... от (дата)., в отношении земельного участка с кадастровым номером №..., к видам разрешенного использования данного земельного участка относятся: детские площадки с элементами озеленения, площадки для отдыха с элементами озеленения, площадки для выгула собак с элементами озеленения, спортивные площадки, зеленые насаждения. Данный Градостроительный план земельного участка в судебном порядке не оспорен, незаконным не признан. В связи с чем, оснований для направления уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объектов индивидуального жилищного строительства установленным параметрам у Департамента не имелось, решение, изложенное в уведомлении о несоответствии от (дата). соответствует градостроительному законодательству (л.д. ).
Протокольно определением суда (дата). к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен – департамент земельных отношений администрации г. Перми.
Представитель заинтересованного лица – Департамента земельных отношений администрации г. Перми в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента (л.д. ).
Суд, заслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно статье 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Право на судебную защиту выступает как гарантия в отношении всех других конституционных прав и свобод, а личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами (статья 45, часть 2, Конституции Российской Федерации) и спорить с государством в лице любых его органов.
В силу этого возможность заинтересованного лица обжаловать принятые органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами решения, воплощающая в себе как индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, так и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка, является неотъемлемой характеристикой нормативного содержания права каждого на судебную защиту, одной из необходимых и важнейших его составляющих.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По общему правилу граждане и организации в силу статьей 3 и 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обращаться в суд за защитой своих нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов.
Согласно статье 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачей административного судопроизводства является, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Для признания ненормативного акта незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия акта закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, причем незаконность акта включает в себя не только его формальное противоречие закону или иному правовому акту, но и принятие оспариваемого акта с превышением полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего; нарушение актом прав и законных интересов гражданина или организации.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от (дата)., ФИО2, ФИО1 являются собственниками земельного участка, площадью 676,62 кв.м., с кадастровым номером №..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под отдельно стоящие односемейные дома (коттеджи) с земельными участками, расположенный по адресу: <АДРЕС> (л.д. 9,10-13).
При этом в отношении земельного участка с кадастровым номером №... Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми был утвержден градостроительный план от (дата)., в котором указано, что земельный участок располагается в территориальной зоне Ж-4 «Зона индивидуальной жилой застройки городского типа», предусматривающей установление градостроительных регламентов.
При этом, суд особо отмечает, что в разделе 5 «Информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями» градостроительного плана, информация о наличии указанных ограничениях отсутствует.
(дата). ФИО1, ФИО2 обратились в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми суведомлением о планируемом строительстве.
(дата). Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми в адрес истцов направлено Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке № №... (л.д. 31).
По тем основаниям, что согласно документации по планировки территории, утвержденной Постановлением администрации города Перми от (дата). №... «Об утверждении документации по планировке территории 3 ( в том числе, в части СНТ часть В11,Г10, частьГ3, часть И18, часть Б6, Б7, часть б3, часть В4, часть Г8, часть Г9, часть Д5, и17, часть Д7, Е4,Ж11,И7) в Орджоникидзевском, Мотовилихинском, Свердловском, Индустриальном районах города Перми» земельный участок с кадастровым номером №... расположен в зоне «Природно-рекреационные территории». Согласно Документации по планировки территории зона рекреационных объектов городского значения сформирована для:
1. Сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечения их рационального использования и целях проведения досуга населением;
2. создания и развития специальных парков, таких как: зоологические, ботанические сады, искусственные водоемы;
3. размещение открытых плоскостных физкультурно-спортивных сооружений – открытых спортивных, физкультурных и досуговых площадок, полей, конькобежных дорожек, лыжных трасс, гольф-парков, и др., используемых в летние и зимнее время года ка индивидуально, так и для организованных занятий всех категорий населения. Учитывая изложенное, размещение объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке невозможно.
Также согласно сведениям, полученным в рамках межведомственного взаимодействия от (дата). на земельном участке с кадастровым номером №... зарегистрировано ограничение (обременение) – ипотека. Необходимо представить документ, подтверждающий возможность возведения объекта капитального строительства на указанном земельном участке (л.д.31).
Полагая, что уведомление Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от (дата). является незаконным, истцы ФИО1, ФИО2 обратились в суд с рассматриваемым административным иском.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего Федеральногозакона начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2019 года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства. При этом применяются положения статьи 51.1, частей 16 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
Согласно ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органыпосредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.
Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. (ч. 2).
К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;
3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;
4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. (ч. 3).
По результатам рассмотрения такого уведомления уполномоченный орган направляет застройщику один из следующих документов (ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ):
1) уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке. Получение застройщиком этого уведомления считается согласованием строительства или реконструкции объекта ИЖС (садового дома) и дает право застройщику осуществлять их строительство (реконструкцию) согласно параметрам, указанным в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком уведомления о планируемом строительстве (ч. 13 ст. 51.1 ГрК РФ);
2) уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке.
Случаи, когда такое уведомление может быть направлено застройщику, исчерпывающе определены в ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, согласно которой уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли делятся по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Несоблюдение данного требования закона при возведении объектов недвижимости влечет возникновение у объекта недвижимости признака самовольной постройки.
Как указано в части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации отношения по территориальному планированию регулируются градостроительным законодательством.
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Под функциональными зонами понимаются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Градостроительный регламент – устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В соответствие с требованиями части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты должны быть установлены в отношении всех земельных участков за исключением земельных участков, перечисленных в части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями пунктов 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В состав жилых зон в силу пункта 2 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации могут включаться зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки средне этажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов.
В соответствии с пунктом 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться, в том числе зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения и иные виды территориальных зон. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Статьей 1 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года
№ 143 «Об утверждении правил землепользования и застройки города Перми» предусмотрено, что градостроительный регламент - устанавливаемые настоящими Правилами в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленные утвержденными границами зон охраны объектов культурного наследия, санитарно-защитными, водоохранными зонами и иными зонами с особыми условиями использования территорий;
На карте градостроительного зонирования территории города Перми (глава 13) выделены территориальные зоны, к которым приписаны градостроительные регламенты по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (глава 15).
В соответствии со статьей 52.3 Правил землепользования и застройки города Перми в состав жилых зон входит зона индивидуальной жилой застройки городского типа Ж-4.
К одному из основных видов разрешенного использования, установленного для данной территориальной зоны, относится индивидуальное жилищное строительство.
Как следует из материалов дела, принадлежащий административным истцам на праве собственности земельный участок, на котором проектируется строительство жилого дома, расположен в территориальной зоне «Зона индивидуальной жилой застройки городского типа».
Согласно статье 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статья 56 Земельного кодекса Российской Федерации допускает ограничения прав на землю только по основаниям, установленным указанным Кодексом и федеральными законами, одним из которых, в частности, могут выступать особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Согласно ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (ч. 4 ст. 41 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 41.1 Градостроительного кодекса Российской Федерацииподготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон.
Согласно ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Таким образом, документацией по планировке территории не изменяются территориальные зоны и регламенты по их использованию.
Проанализировав изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что позиция заявителя основана на верном толковании норм материального права, поскольку полагает, что при возведении каких-либо строений на своем земельном участке он, прежде всего, должен руководствоваться его целевым назначением, в связи с чем, в этой части действуют специальные законы.
Вместе с тем, доводы Департамента являются необоснованными, поскольку судом установлено, заинтересованным лицом не оспаривается, что целевое использование земельного участка - «для индивидуального жилищного строительства», категория земель - «земли населенных пунктов». Таким образом, требования заявителя полностью соответствуют целевому назначению земельного участка, находящегося у него в собственности.
При этом бесспорные доказательства невозможности ведения строительства в соответствии с заявленными Департаментом основаниями в деле отсутствуют, на момент рассмотрения дела суду такие доказательства Департаментом также не представлены.
Иные недостатки, указанные Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми в качестве дополнений к принятому уведомлению о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от (дата)., суд считает несущественными и не влекущими принятие вышеуказанного уведомления,принимая во внимание, что сторонами обстоятельства предоставления всех необходимых документов в соответствии с установленным перечнем не оспариваются, а оценить полноту таких документов суду не представилось возможным ввиду не исполнения Департаментом требования суда о предоставлении всех материалов по обращению заявителя.
Учитывая изложенное выше, суд считает, что исковые требования ФИО1, ФИО2 к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г.Перми о признании уведомления от (дата). № №... незаконными следует удовлетворить.
Пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенногодействия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Таким образом, закон возлагает на суд обязанность принять меры, направленные на восстановление прав заявителя.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию суда, в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.
Поскольку оспариваемо уведомление Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Пермиот (дата). № №... признано незаконным, суд с учетом обстоятельств, дела приходит к выводу о необходимости возложить на Департаментградостроительства и архитектуры администрации г.Перми обязанность устранить нарушение прав административного истца путем повторного рассмотрения уведомления о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от (дата)., поданного в Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, и принятия по нему решения в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федераций, с учетом позиций, изложенных в настоящем решении, а также сообщить суду и ФИО1, ФИО2 об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ФИО1, ФИО2 к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми о признании незаконным уведомления, возложении обязанности, -удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми от (дата). № №....
Возложить на Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми обязанность устранить нарушение прав административных истцов путем повторного рассмотрения уведомления о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от (дата)., поданного в Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, и принятия по нему решения в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федераций, с учетом позиций, изложенных в настоящем решении, а также сообщить суду и ФИО1, ФИО2 об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения ((дата).).
Судья <.....> Е.Е. Макашина
<.....>