Дело №2а-1085/2021
УИД 91RS0022-01-2021-001103-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2021 года город Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи – Стародуба П.И.,
при секретаре – Майоровой Е.В.,
с участием административного истца – ФИО1,
представителя ответчика МВД по Республике Крым – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению по вопросам миграции МВД по Республике Крым, Министерству внутренних дел по Республике Крым о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия, заинтересованное лицо начальник Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым ФИО3,
У С Т А Н О В И Л:
17 марта 2021 года ФИО1 обратился в Феодосийский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к административному ответчику МВД по Республике Крым, в котором признать незаконным ответ начальника Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым ФИО3 от 03.03.3021 г. № «О рассмотрении обращения» и возложить на МВД по Республике Крым обязанность в течение 30-дней рассмотреть жалобу ФИО1 от 03.02.2021 г., поданную на ответ начальника Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым ФИО3 от 04.12.2020 г. №.
В обоснование заявленных требований указано, что истец на основании положений ч. 1 ст. 4 Закона №6-ФКЗ, как лицо, проживающее на территории Республики Крым, заявил о желании сохранить имеющееся у него гражданство Украины, после чего приобрел право проживания на территории Республики Крым, являясь гражданином Украины, с регистрацией по адресу: <адрес>.
На основании служебного письма от 06.06.2014 г. УФМС № «О выдаче видов на жительство» ФИО1 22.12.2014 г. был получен вид на жительство серии №.
09 ноября 2020 года ФИО1 обратился с заявлением на имя начальника Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым о сроке продления вида на жительство, выданного на его имя.
26 декабря 2020 года ФИО1 получен ответ начальника Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым ФИО3 от 04.12.2020 г. № «О рассмотрении обращения» в котором заявителю сообщалось, что для получения бессрочного вида на жительство, ФИО1 следует подать в территориальный орган миграционного учета документы, в число которых входит документ, подтверждающий владение русским языком, знаниями истории России и основ законодательства РФ, помимо этого следует уплатить государственную пошлину за выдачу вида на жительство. При этом заявителю было разъяснено об истечении срока действия, выданного ему вида на жительство.
Не согласившись с содержанием ответа, ФИО1 подана на него жалоба в порядке подчиненности.
По результатам рассмотрения жалобы, ФИО1 получен ответ от 03.03.2021 г. № «О рассмотрении обращения» за подписью начальника Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым ФИО3 Из содержания письма следует, что служебным письмом от 06.06.2014 года УФМС по Республике Крым № предусматривался исключительный порядок выдачи видов на жительство гражданам Украины, проживающим на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года, которые в течение одного месяца заявили о желании сохранить имеющееся у них иное гражданство, что дальнейшее продление видов на жительство, как и их замена на бессрочные виды на жительство осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в тоже время нормы, допускающие введение «исключительного порядка выдачи видов на жительство» гражданам Украины в письме приведены не были, а положениями Федерального закона №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» указанный порядок не рассматривается.
Административный истец считает указанный ответ незаконным и нарушающим его права, учитывая, что данным ответом на него возлагается обязанность исполнить требования Федерального закона от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», что для него является невозможным, поскольку он не выезжал за пределы Республики Крым, к тому же заявление положения ст. 33.1 Федерального закона №62-ФЗ «О гражданстве РФ» к нему не применимы, поскольку заявление предполагает подачу заявления о признании носителем русского языка не позднее, чем за три месяца до истечения срока проживания на территории РФ, истечение которого для истца не предусмотрено в силу ч. 1 ст. 4 Закона №6-ФКЗ. Кроме того, по мнению истца его жалоба, поданная в порядке Федерального закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» была рассмотрена в нарушение ч. 6 ст. 8 Закона №59-ФЗ.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания 15 апреля 2021 года, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление по вопросам миграции МВД по Республике Крым, в качестве заинтересованного лица начальник Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым ФИО3
В судебном заседании административный истец на заявленных требованиях настоял и просил их удовлетворить, по основания изложенным в исковом заявлении и по представленным суду доказательствам, а также в письменных объяснениях.
Представитель административного ответчика МВД по Республике Крым ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения искового заявления, по основаниям, изложенных в представленных суду письменных объяснениях.
Административный ответчик УВМ МВД по Республике Крым при надлежащем извещении, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств об отложении рассмотрении дела в адрес суда не поступало.
Заинтересованное лицо начальник УВМ МВД по Республике Крым ФИО3 при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрении дела либо письменной позиции по делу в адрес суда не поступало.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судом явка лиц, участвующих в деле, обязательной не признавалась.
Дело в отношении административного ответчика УВМ МВД по Республике Крым и заинтересованного лица рассмотрено в соответствии со ст.ст. 150, 226 КАС РФ.
Изучив доводы административного искового заявления, возражения ответчика, исследовав материалы административного дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу статьи 11 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации приобретается: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство Российской Федерации; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов», подписанный в г. Москве 18 марта 2014 года, временно применяется с даты подписания и вступает в силу с даты ратификации (статья 10 данного Договора).
Указанный международный договор ратифицирован Федеральным законом от 21 марта 2014 года №36-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов».
В силу пункта 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Статьей 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Вопросы, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно статье 4 Федерального закона N 59-ФЗ обращением признается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 9 названного Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу статьи 10 указанного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии со ст. 12 письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Судебным разбирательством по делу установлено, что административным истцом по делу является гражданин Украины ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, документирован паспортом гражданина Украины серии №, выданным 12 июля 2002 года Феодосийским ГО ГУ МВД Украины в Крыму (л.д. 15-16).
ФИО1, являясь лицом, постоянно проживающим на территории Республики Крым, в порядке и сроки, установленные Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», заявил о своем желании сохранить гражданство Украины, в результате чего, за ним закреплен статус лица, постоянно проживающего на территории Республики Крым, имеющего гражданство Украины.
6 июня 2014 г. Управлением Федеральной миграционной службы по Республике Крым было издано служебное письмо «О выдаче видов на жительство», адресованное подразделениям на местах, в котором, ссылаясь на положение части 1 статьи 4 вышеуказанного Федерального конституционного закона, предлагается осуществлять выдачу видов на жительство лицам, заявившим о желании сохранить имеющееся у них иное гражданство.
22 декабря 2014 года Феодосийским отделением УФМС по Республике Крым ФИО1 выдан вид на жительство серии № действительный до 22 декабря 2019 года без отметки о его регистрации по месту жительства (л.д. 17-19).
9 ноября 2020 года ФИО1 обратился в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Крым с заявлением № о продлении срока действия вида на жительство, с указанием в виде на жительство документов, послуживших основанием для его выдачи и установлении неограниченного срока действия (л.д. 12-13).
4 декабря 2020 года ФИО1 дан ответ, содержащий разъяснение положений законодательства, регламентирующий порядок продления срока действия вида на жительство. При этом, заявитель проинформирован о том, что срок действия выданного ему вида на жительство закончился 22.12.2019 г., в связи с чем, заменить его на бессрочный не представляется возможным. Также ФИО1 было разъяснено его право на обращение в подразделение по вопросам миграции для получения консультации по вопросу получения вида на жительство в Российской Федерации (л.д. 11).
Не согласившись с указанным ответом, 3 февраля 2021 года ФИО1 обратился в МВД по Республике Крым с жалобой, в которой просил отменить требование, содержащееся в ответе от 4 декабря 2020 года № и просил издать распоряжение о продлении, выданного ему вида на жительство на основании служебного письма УФМС по Республике Крым 6 июня 2014 года № (л.д. 10).
3 марта 2021 года в адрес ФИО1 направлен ответ за подписью начальника Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым №, согласно которому служебным письмом УФМС по Республике Крым от 6.06.2014 г. № предусматривался исключительный порядок выдачи видов на жительство гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым и г. Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года, которые в течение месяца после этого дня заявили о своем желании сохранить имеющееся у них иное гражданство. В дальнейшем продление видов на жительство, а также их замена осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Также из данного ответа следует, что отменить ответ от 4.12.2020 № не представляется возможным, ввиду отсутствия правовых оснований (л.д. 9).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу ст. 5 вышеуказанного закона, гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, а также обращаться с жалобой на принятое обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Изучив представленные материалы дела, суд к приходит к выводу о том, что требования закона, ст. 8, 12 N 59-ФЗ, административным ответчиком нарушены не были.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
В силу частей 1, 3 статьи 10 вышеуказанного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Частями 3, 6 статьи 8 Федерального закона 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Приказом МВД России от 17.10.2013 N 850 "Об утверждении Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержден административный регламент, в том числе регламентирующий порядок работы с обращениями граждан, организаций, прием граждан.
Пунктом 174 регламента установлено, что поступившие в соответствии с компетенцией в МВД России письменные обращения граждан в зависимости от содержания докладываются Министру (заместителю Министра) либо направляются в соответствующие структурные подразделения МВД России. Обращения граждан, поступившие в МВД России, могут направляться для рассмотрения и ответа заявителю в территориальные органы МВД России, организации и подразделения системы МВД России, к компетенции которых относится решение поставленных в обращении вопросов. Обращения граждан, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц, не могут направляться этим должностным лицам для рассмотрения и (или) ответа.
Вопросы и требования, поставленные в жалобе заявителя от 3 февраля 2021 г. не относились к компетенции МВД по Республике Крым, в поданной жалобе не ставился вопрос об обжаловании действий (бездействия) конкретных должностных лиц, жалоба была направлена в подразделение системы МВД России, к компетенции которого относится решение поставленных в обращении вопросов, само по себе перенаправление жалобы в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Крым, не привело к нарушению прав и законных интересов административного истца, и соответствует требованиям положений части 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Иные доводы административного иска также отклоняются судом, исходя из следующего.
Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», устанавливает, помимо прочего, основания и условия пребывания иностранных граждан на ее территории и признает иностранного гражданина законно находящимся в Российской Федерации, если он имеет действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Вид на жительство - это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (абзац 7 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
Согласно частям 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ (действующим на дату возникновения спорных правоотношений) при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство, который выдается на пять лет.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 320-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ) вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
Частью 5 данной статьи предусматривалось, что порядок выдачи или продления срока действия вида на жительство, форма заявления о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, а также порядок подачи заявлений в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Федеральным законом от 02.08.2019 N 257-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство" в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ " внесены изменения. Изменения вступили в силу 1.11.2019 года.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ с изменениями с 1.11.2019 года, вид на жительство выдается без ограничения срока действия, за исключением вида на жительство высококвалифицированному специалисту и членам его семьи, указанным в подпункте 9 пункта 2 настоящей статьи, который выдается на срок действия разрешения на работу, выданного указанному высококвалифицированному специалисту.
В течение срока действия вида на жительство, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства до дня вступления в силу Федерального закона от 02.08.2019 N 257-ФЗ, то есть до 1.11.2019 года, данный иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратится с заявлением о выдаче вида на жительство без срока действия.
В соответствие с ч. 4 ст. 3 Федерального закона №257-ФЗ вид на жительство, выданный иностранному гражданину до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подтверждает право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации и продолжает действовать в течение срока, на который он был выдан, либо до его аннулирования.
Вид на жительство, выданный лицу без гражданства до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подтверждает право лица без гражданства на постоянное проживание в Российской Федерации, а также его право на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию и продолжает действовать в течение срока, на который он был выдан, либо до его аннулирования (ч. 5 ст. 3 Федерального закона).
Приказом МВД России от 11.06.2020 N 417 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации" утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации.
Административный регламент в том числе устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), а также порядок взаимодействия подразделений по вопросам миграции с территориальными органами МВД России, организациями и подразделениями системы МВД России, федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации.
Согласно подпункта 2.17 Административного регламента иностранный гражданин, получивший вид на жительство до 1 ноября 2019 года и в течение срока его действия обратившийся с заявлением о выдаче вида на жительство без срока действия в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 257-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство", составленным в произвольной форме.
Заявитель, указанный в подпункте 2.17 пункта 2 Административного регламента, при подаче заявления о выдаче вида на жительство без срока действия в соответствии с ФЗ-257 подает документы, указанные в подпунктах 26.4, 26.5, 26.13 пункта 26 Административного регламента (четыре личные фотографии размером 35 x 45 мм в черно-белом или цветном исполнении. Лица без гражданства представляют две фотографии; документ, удостоверяющий личность заявителя; один из документов, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации (пункт 43 Административного регламента).
При этом согласно предоставленного административным истцом вида на жительство, срок его действия закончился 22 декабря 2019 года.
То есть, заявитель ФИО1 обратился в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Крым с заявлением о продлении срока действия вида на жительство, за пределами срока его действия, документов, подтверждающих уважительность пропуска срока подачи заявления о продлении вида на жительство, не подавал.
Доводы административного истца о том, что срок действия выданного ему вида на жительства должен быть продлен на основании служебного письма начальника УФМС по Республике Крым от 6.06.2014 года № основаны на неверном толковании закона, поскольку служебным письмом предусматривался порядок выдачи видов на жительство гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым и г. Севастополя на 18.03.2014 г., которые в течение месяца после этого дня заявили о своем желании сохранить имеющиеся у них иное гражданство. При этом вопросы замены видов на жительство данным служебным письмом не предусматривались.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела судом не установлена, в связи с чем, в удовлетворении иска о признании незаконным ответа следует отказать.
Заявленные требования о возложении на МВД по Республике Крым обязанности совершить определенные действия также удовлетворению не подлежат, поскольку являются фактически дополнительными к основному требованию о признании незаконным ответа, в удовлетворении которого судом отказано. При этом понуждение судом государственного органа к исполнению обязанности, о которой просит истец, допустимо только в случае признания решения, действий (бездействия) государственного органа незаконным. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Административное исковое заявление подано в установленные законом сроки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд,-
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению по вопросам миграции МВД по Республике Крым, Министерству внутренних дел по Республике Крым, заинтересованное лицо начальник управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым ФИО3 о признании незаконным ответа начальника управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым ФИО3 от 03.03.2021 г. № «О рассмотрении обращения» и понуждении совершить определенные действия – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Стародуб П.И.
Решение в окончательной форме изготовлено 21 мая 2021года.
Председательствующий: Стародуб П.И.