дело №2а-1085/2022 (2а-11193/2021)
УИД 03RS0003-01-2021-010752-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 февраля 2022 года город Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Курамшиной А.Р.,
при секретаре судебного заседания Симоновой Д.Р.,
с участием административного истца ФИО1,
представителей административного ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан - ФИО2 (дов. от 10.01.2022 года), ФИО3 (дов. от 10.01.2022 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к - Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан,
- начальнику Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан ФИО4,
- Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации,
- командующему Управлением Приволжского округа войск национальной гвардии Российской Федерации ФИО5,
- начальнику финансово-экономического отдела Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан ФИО6,
- юрисконсульту отдела правового обеспечения Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан ФИО3,
- главному бухгалтеру финансово-экономического отдела Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан ФИО7,
- врио начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан ФИО14 о признании решений и действий (бездействия) незаконными,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском (с учетом уточнения) к:
- Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан,
- начальнику Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан ФИО4,
- Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации,
- командующему Управлением Приволжского округа войск национальной гвардии Российской Федерации ФИО5,
- начальнику финансово-экономического отдела Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан ФИО6,
- юрисконсульту отдела правового обеспечения Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан ФИО3,
- главному бухгалтеру финансово-экономического отдела Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан ФИО7,
- врио начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан ФИО14 о:
- признании незаконными действий Управления Росгвардии по РБ и должностного лица ФИО4 и ФИО14, выразившихся в издании Приказов №177 от 19.04.2021 года, №183 от 23.04.2021 года о компенсационных выплатах,
- признании незаконными действий Управления войск национальной гвардии РФ и должностного лица Командующего Приволжским округом войск национальной гвардии РФ ФИО5, выразившихся в издании Указания №500/21-8552 от 14.07.2021 года о подаче искового заявления в суд о возмещении ущерба к ФИО1,
- признании незаконными действий Управления Росгвардии по РБ и должностного лица ФИО3, выразившихся в подписании искового заявления от 02.09.2021 года о возмещении ущерба и подаче его в Дёмский районный суд г.Уфы,
- признании незаконными действий ФИО8, Управления Росгвардии по РБ, должностных лиц ФИО5, ФИО6, ФИО3, ФИО7, выразившихся в определении ФИО1 в качестве причинителя ущерба Управлению ФИО9 в сумме 338 158,47 руб.,
- признании незаконными действий Управления Росгвардии по РБ и должностных лиц ФИО6, ФИО3, ФИО7, выразившихся в определении суммы ущерба в виде затрат на выплату личному составу Управления Росгвардии по РБ денежных средств за привлечение к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 31.01.2021 года, суммы денежных средств на горюче-смазочные материалы, суммы денежных средств на индивидуальные рационы питания, подлежащие взысканию с ФИО1 в сумме 338 158,47 руб.,
- признании незаконными действий административного ответчика Управления Росгвардии по РБ и должностных лиц ФИО4, ФИО6, ФИО7, выразившихся во внесении сведений о причинителе ущерба ФИО1 в Карточку учета средств и расчетов в разрезе лиц, в сведения по счету 20900 «Расчеты по ущербу и иным доходам», в соответствующий раздел бухгалтерской отчетности Управления Росгвардии по РБ в 2021 году,
- обязании административного ответчика Управление Росгвардии по РБ внести изменения в Карточку учета средств и расчетов в разрезе лиц, ответственных за возмещение причиненного ущерба, в сведения по счету 20900 «Расчеты по ущербу и иным доходам», в соответствующий раздел бухгалтерской отчетности Управления Росгвардии по РБ в 2021 году, исключив ФИО1 из числа лиц, ответственных за возмещение ущерба Управлению Росгвардии по РБ в размере 338 158,47 руб.,
- признании незаконными действий административного ответчика Управления Росгвардии по РБ, выразившихся в непредставлении ФИО1 сведений о причинителях ущерба имуществу Росгвардии по РБ – участниках публичного мероприятия 31.01.2021 года,
- обязании административного ответчика Управления Росгвардии по РБ предоставить ФИО1 сведения о причинителях ущерба имуществу Росгвардии по РБ – участниках публичного мероприятия 31.01.2021 года, в том числе фамилия, имя участника публичного мероприятия 31.01.2021 года, сумма причиненного ущерба каждым участником,
- признании незаконными действий/ бездействия административного ответчика Управления Росгвардии по РБ и должностного лица ФИО10, выразившихся в отсутствии контроля за деятельностью должностных лиц Управления Росгвардии по РБ по подготовке и подаче иска от 02.09.2021 года о возмещении ущерба.
В обоснование административного иска указано, что 16.08.2021 года ФИО1 стало известно о нарушении её прав, ею было получено исковое заявление Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан о возмещении ущерба по охране общественного порядка в выходной день 31 января 2021 года, направленное в Дёмский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан, согласно иску Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан были выплачены суммы компенсации сотрудникам, суммы денежных средств на горюче-смазочные материалы, суммы денежных средств на индивидуальные рационы питания, подлежащие взысканию с ФИО1, в размере 338 158,47 руб.
Действия административных ответчиков, по мнению ФИО1, являются незаконными, поскольку ущерб, причиненный ФИО1 отсутствует, имущество Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан утрачено не по её вине, в иске не указано, каким образом она нарушила права Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан, отказавшись оплатить счет. Отсутствие ущерба подтверждается письмом от 24.12.2021 года, актом камеральной проверки Управления Казначейства с 2021 года по 26.11.2021 года, в представленных приказах указано о выплате 86 сотрудникам, в иске предъявили 135 сотрудников. Из 291 106,25 руб. часть суммы выплачена самостоятельным юридическим лицом - ФГКУ УВО.
По мнению административного истца, действия Командующего Приволжским округом войск национальной гвардии Российской Федерации ФИО5, выразившиеся в издании Указания №500/21-8552 от 14.07.2021 года о подаче в Дёмский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан искового заявления в суд о возмещении ущерба к ФИО1 незаконны, поскольку ФИО5 не вправе подавать иски от имени Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан, следовательно, действия ФИО3, выразившиеся в подписании искового заявления от 02.09.2021 года о возмещении ущерба и подаче его в Дёмский районный суд г.Уфы, так же незаконны. Распоряжение соответствующего руководителя отсутствует.
Приказы №177 от 19.04.2021 года, №183 от 23.04.2021 года о компенсационных выплатах изданы незаконно, необоснованно, поскольку согласно письму от 24.12.2021 года ФИО1 в числе причинителей ущерба не числится. В нарушение п. 9 Приказа Росгвардии №382 от 14.09.2017 года, п.46 Приказа Росгвардии № 406 от 26.09.2017 года ФИО4 и ФИО14, зная о том, что указанные денежные суммы будут взысканы с ФИО1, были не вправе издавать приказы №177 от 19.04.2021 года, №183 от 23.04.2021 года. Правом подписи ФИО14 не обладал, что подтверждается актом камеральной проверки Управления Казначейства с 2021 года по 26.11.2021 года. Данные приказы изданы незаконно, также потому что работы сотрудников Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан о замене дополнительного дня отдыха денежной компенсацией отсутствуют. В приказе указано о выплате сотрудникам за 2 дня службы или 1 день, хотя акция проходила 5 часов.
Действия Командующего Приволжским округом войск национальной гвардии Российской Федерации ФИО5, выразившиеся в издании Указания №500/21-8552 от 14.07.2021 года о подаче в Дёмский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан искового заявления в суд о возмещении ущерба к ФИО1 незаконны, поскольку согласно ст. 30 ФЗ №226 финансовое обеспечение войск национальной гвардии является расходным обязательством Российской Федерации. Возмездное оказание услуг Росгвардией допускается, однако с ФИО1 не был заключен договор на возмездную охрану участников митинга 31.01.2021 года. Факт привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за посты в социальных сетях об анонсе не делает ФИО1 организатором. Кроме того, ФИО1 была задержана полицией до начала акции 31.01.2021 года в 12.00 час., доставлена в ОП №5 гор. Уфы, откуда на скорой помощи ее увезли в больницу №13 гор. Уфы. Согласно бухгалтерской отчетности Росгвардии на 26.11.2021 года ущерб или убыток на балансе Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан отсутствует, что подтверждается материалами проверки Казначейства по РБ, справкой Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан от 24.12.2021 года. Кроме того, постановлениями Кировского районного суда г.Уфы организаторами мероприятия признаны также ФИО11 и ФИО12
Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан в иске, поданном в Дёмский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан, неправильно указана сумма в размере 338 158,47 руб., поскольку требуется оплата для 135 сотрудников, в приказах речь идет о 85 сотрудниках, часть суммы выплачена самостоятельным юридическим лицом - ФГКУ УВО, нет расчета суммы иска, финансовые документы в подтверждение иска отсутствуют, нет доказательств привлечения этих сотрудников к охране общественного порядка именно 31 января 2021 года. К иску не приложен расчет рабочего времени, ненормированный рабочий день не рассматривается как сверхурочная работа, поскольку сам характер работы предполагает возможность переработки.
Действия должностных лиц, ответственных за ведение бухгалтерского и финансового учета, по внесению сведений о причинителе ущерба ФИО1 в Карточку аналитического учета по счету 20900 незаконны, поскольку счет 20900 «Расчеты по ущербу и иным доходам» предназначен для учета сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами. Поскольку должностными лицами Росгвардии Российской Федерации отдан приказ о подаче иска к ФИО1, значит, в карточке учета средств по счету 20900 должна быть отражена данная сумма, значит, способом восстановления нарушенного права является внесение в сведения по счету 20900 и исключение ФИО1 ЮБ. из указанной карточки.
На листе 3 искового заявления Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан, поданного в Дёмский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан, указано, что организатор публичного мероприятия несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный ее участниками, однако сведения о причинителях вреда – участниках публичных мероприятий ФИО1 не представлены. Отказ в предоставлении информации нарушает права ФИО1
ФИО10 как начальник Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан не осуществил контроль за деятельностью должностных лиц Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан: ФИО3, ФИО6, ФИО7 по подготовке и подаче иска от 02.09.2021 года о возмещении ущерба.
По мнению ФИО1, иск Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан к ФИО1 подан по политическим мотивам, заявленный иск является вмешательством в право на свободу собраний, при задержании ФИО1 и оставлении протоколов об административных правонарушениях были нарушены ст. 5 ст. 11 Конвенции.
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержала, просит административный иск удовлетворить.
Представители административного ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан - ФИО2, ФИО3 просят в удовлетворении административного иска отказать по доводам возражения.
Другие лица, участвующие в деле, на судебное заседание не явились, извещены заранее и надлежащим образом. Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
Суд, изучив и оценив материалы дела, пришел к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявших оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, в производстве Дёмского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан находилось гражданское дело №2-2386/2021 по иску Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан к ФИО1 о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени 31 января 2021 года в размере 291 106,25 руб., затрат на горюче-смазочные материалы в размере 27 612,22 руб., затрат на индивидуальные рационы питания сотрудников в размере 19 440 руб., по результатам рассмотрения которого принято решение об отказе в удовлетворении иска. Решение обжалуется, в законную силу по состоянию на 22.02.2022 года не вступило.
В настоящем административном иске ФИО1 просит о:
- признании незаконными действий ФИО8, Управления Росгвардии по РБ, должностных лиц ФИО5, ФИО6, ФИО3, ФИО7, выразившихся в определении ФИО1 в качестве причинителя ущерба Управлению ФИО9 в сумме 338 158,47 руб. (по иску Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по РБ к ФИО1 о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, поданного в Дёмский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан),
- признании незаконными действий Управления Росгвардии по РБ и должностных лиц ФИО6, ФИО3, ФИО7, выразившихся в определении суммы ущерба в виде затрат на выплату личному составу Управления Росгвардии по РБ денежных средств за привлечение к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 31.01.2021 года, суммы денежных средств на горюче-смазочные материалы, суммы денежных средств на индивидуальные рационы питания, подлежащие взысканию с ФИО1 в сумме 338 158,47 руб. (по иску Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по РБ к ФИО1 о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, поданного в Дёмский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан).
Между тем, наличие в Дёмском районном суде г.Уфы Республики Башкортостан спора (дело №2-2386/2021) между Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан и ФИО1, предметом которого является взыскание денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени и иных затрат, не является правовым основанием для иной оценки предмета спора в настоящем административном исковом заявлении, законность и обоснованность требований, предъявляемых к ФИО1 конкретной организацией, могут быть проверены судом в установленном законом порядке, подобные фактические обстоятельства не относятся к предмету настоящего административного дела.
Конституция Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, предоставляя каждому право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, в том числе путем обжалования в судебном порядке решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статьи 45 и 46).
При этом, согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами
Для этих целей частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право гражданина обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению этих прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, а частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрены обязательные для выяснения по данной категории дел обстоятельства.
Таким образом, не любое действие (бездействие), а также решение органов и должностных лиц может быть предметом самостоятельной судебной проверки в порядке административного судопроизводства.
Как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2016 года N 1727-О любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218, часть 9 статьи 226, статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации); в противном случае административный иск не может быть рассмотрен и разрешен в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В связи с этим, требования ФИО1 о:
- признании незаконными действий ФИО8, Управления Росгвардии по РБ, должностных лиц ФИО5, ФИО6, ФИО3, ФИО7, выразившихся в определении ФИО1 в качестве причинителя ущерба Управлению ФИО9 в сумме 338 158,47 руб.,
- признании незаконными действий Управления Росгвардии по РБ и должностных лиц ФИО6, ФИО3, ФИО7, выразившихся в определении суммы ущерба в виде затрат на выплату личному составу Управления Росгвардии по РБ денежных средств за привлечение к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 31.01.2021 года, суммы денежных средств на горюче-смазочные материалы, суммы денежных средств на индивидуальные рационы питания, подлежащие взысканию с ФИО1 в сумме 338 158,47 руб. удовлетворению не подлежат, поскольку являются предметом самостоятельной судебной проверки в рамках гражданского дела №2-2386/2021.
Далее. Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", на основании части 2 статьи 1 которого граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Обращением гражданина в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 59-ФЗ признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Под заявлением для целей этого Закона понимается просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц (статья 4 названного закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации такого обращения.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Разрешая заявленное требование ФИО1 о признании незаконными действий Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан, выразившихся в непредставлении ФИО1 сведений о причинителях ущерба имуществу Росгвардии по РБ – участниках публичного мероприятия 31.01.2021 года, суд первой инстанции исходит из того, что доказательства обращения в адрес Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан административным истцом не представлено, судом не добыто (справка начальника ОД и Р Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан ФИО13 от 24.12.2021 года), тем самым нарушения прав ФИО1 административными ответчиками не допущено.
Далее. В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административный истец обязан подтвердить, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения (пункт 2 части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Разрешая требование ФИО1 о признании незаконными действий административного ответчика Управления Росгвардии по РБ и должностных лиц ФИО4, ФИО6, ФИО7, выразившихся во внесении сведений о причинителе ущерба ФИО1 в Карточку учета средств и расчетов в разрезе лиц, в сведения по счету 20900 «Расчеты по ущербу и иным доходам», в соответствующий раздел бухгалтерской отчетности Управления Росгвардии по РБ в 2021 году, суд исходит из того, что факт внесения административными ответчиками ФИО1 в Карточку учета средств и расчетов административным истцом не подтверждён.
При этом Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан утверждает о том, что по состоянию на 01.04.2021 года по счету 209.00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан дебиторской и кредиторской задолженности за ФИО1 не числится (справка начальника финансово-экономического отдела Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан ФИО6 от 24.12.2021 года).
На основании приказа Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 09.11.2021 года № 422 в Управлении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан проведена камеральная проверка по осуществлению расходов на обеспечение выполнения функций Управления Росгвардии по Республике Башкортостан и их отражения в бюджетном учете и отчетности за период с 01.01.2020 года по 26.11.2021 года, в том числе проверка по законности, обоснованности и правомерности выплаты денежной компенсации за несение службы в нерабочий день 31.01.2021 года, в ходе которой нарушений в финансовой деятельности Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан (акт Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан камеральной проверки Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан от 07.12.2021 года).
Далее. ФИО1 также заявлены требования о:
- признании незаконными действий Управления войск национальной гвардии РФ и должностного лица Командующего Приволжским округом войск национальной гвардии РФ ФИО5, выразившихся в издании Указания №500/21-8552 от 14.07.2021 года о подаче искового заявления в суд о возмещении ущерба к ФИО1,
- признании незаконными действий Управления Росгвардии по РБ и должностного лица ФИО3, выразившихся в подписании искового заявления от 02.09.2021 года о возмещении ущерба и подаче его в Дёмский районный суд г.Уфы,
- признании незаконными действий Управления Росгвардии по РБ и должностного лица ФИО4 и ФИО14, выразившихся в издании Приказов №177 от 19.04.2021 года, №183 от 23.04.2021 года о компенсационных выплатах,
- признании незаконными действий/ бездействия административного ответчика Управления Росгвардии по РБ и должностного лица ФИО10, выразившихся в отсутствии контроля за деятельностью должностных лиц Управления Росгвардии по РБ по подготовке и подаче иска от 02.09.2021 года о возмещении ущерба.
В соответствии с п. 6 п. 10 ст. 53 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация. Порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно пунктам 46, 47, 48 и 49 приказа Росгвардии от 26.09.2017 № 406 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также предоставления им отдельных выплат» сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В приказе руководителя указывается количество дней, за которые выплачивается денежная компенсация. Количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством Российской Федерации продолжительности сверхурочной работы за год. Размер денежной компенсации за каждый день определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия, установленных на день выплаты, на среднемесячное число календарных дней.
Согласно пунктам 4 и 17 п. 15 Положения об Управлении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан, утвержденного приказом Росгвардии от 17.07.2018 № 290 начальник Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан ФИО4 имеет право издавать правовые акты по вопросам организации деятельности Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан, а также обладает правом первой подписи финансовых документов.
В соответствии со ст. 31 Закона о службе на сотрудника органов внутренних дел с его согласия могут быть временно возложены обязанности по вышестоящей должности в органах внутренних дел с одновременным освобождением его от выполнения обязанностей по замещаемой должности либо без такового.
Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 20.04.2021 года № 144дсп-л/с на полковника полиции ФИО14 возложено временное исполнение обязанностей вышестоящей должности начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан.
Таким образом, приказы Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан от 19.04.2021 года № 177 и от 23.04.2021 года № 183 о компенсационных выплатах приняты в пределах полномочий указанных должностных лиц, являются законными и обоснованными.
В соответствии с Положением Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан, утвержденным приказом Росгвардии от 17.07.2018 года № 290, Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан является территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно п. 12 Положения руководство деятельностью Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан осуществляется директором Росгвардии непосредственно и (или) через командующего округом войск национальной гвардии, которому он подчинен.
Таким образом, действия командующего округом ФИО5, выразившиеся в издании указания о принятии мер по возмещению затраченных средств федерального бюджета в результате организации несогласованного публичного мероприятия состоявшегося 31.01.2021 года, совершены в пределах полномочий должностного лица, являются законными и обоснованными.
В соответствии со ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ полномочия представителя на ведение дела должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом.
Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации (при наличии печати).
В соответствии со ст. 54 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 года № 138-ФЗ представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия. Однако право представителя на подписание искового заявления, предъявление его в суд, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, передачу полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества или денег должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом.
Согласно доверенности от 01.12.2020 года № Д-075 начальник Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан уполномочил юрисконсульта ФИО3 на совершение от имени юридического лица процессуальных действий, в том числе с правом подписи искового заявления и предъявления его в суд.
Таким образом, действия ФИО3, выразившиеся в подписании искового заявления и подаче его в суд, являются законными.
Требование ФИО1 о признании незаконными действий/ бездействия административного ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан и должностного лица ФИО10, выразившихся в отсутствии контроля за деятельностью должностных лиц Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан по подготовке и подаче иска от 02.09.2021 года о возмещении ущерба, голословно, объективно ничем не подтверждено.
Действия (бездействие), решение могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием), решением прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такой совокупности условий для удовлетворения административного иска ФИО1 по делу не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к:
- Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан,
- начальнику Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан ФИО4,
- Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации,
- командующему Управлением Приволжского округа войск национальной гвардии Российской Федерации ФИО5,
- начальнику финансово-экономического отдела Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан ФИО6,
- юрисконсульту отдела правового обеспечения Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан ФИО3,
- главному бухгалтеру финансово-экономического отдела Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан ФИО7,
- врио начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан ФИО14 о:
- признании незаконными действий Управления Росгвардии по РБ и должностного лица ФИО4 и ФИО14, выразившихся в издании Приказов №177 от 19.04.2021 года, №183 от 23.04.2021 года о компенсационных выплатах,
- признании незаконными действий Управления войск национальной гвардии РФ и должностного лица Командующего Приволжским округом войск национальной гвардии РФ ФИО5, выразившихся в издании Указания №500/21-8552 от 14.07.2021 года о подаче искового заявления в суд о возмещении ущерба к ФИО1,
- признании незаконными действий Управления Росгвардии по РБ и должностного лица ФИО3, выразившихся в подписании искового заявления от 02.09.2021 года о возмещении ущерба и подаче его в Дёмский районный суд г.Уфы,
- признании незаконными действий ФИО8, Управления Росгвардии по РБ, должностных лиц ФИО5, ФИО6, ФИО3, ФИО7, выразившихся в определении ФИО1 в качестве причинителя ущерба Управлению ФИО9 в сумме 338 158,47 руб.,
- признании незаконными действий Управления Росгвардии по РБ и должностных лиц ФИО6, ФИО3, ФИО7, выразившихся в определении суммы ущерба в виде затрат на выплату личному составу Управления Росгвардии по РБ денежных средств за привлечение к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 31.01.2021 года, суммы денежных средств на горюче-смазочные материалы, суммы денежных средств на индивидуальные рационы питания, подлежащие взысканию с ФИО1 в сумме 338 158,47 руб.,
- признании незаконными действий административного ответчика Управления Росгвардии по РБ и должностных лиц ФИО4, ФИО6, ФИО7, выразившихся во внесении сведений о причинителе ущерба ФИО1 в Карточку учета средств и расчетов в разрезе лиц, в сведения по счету 20900 «Расчеты по ущербу и иным доходам», в соответствующий раздел бухгалтерской отчетности Управления Росгвардии по РБ в 2021 году,
- обязании административного ответчика Управление Росгвардии по РБ внести изменения в Карточку учета средств и расчетов в разрезе лиц, ответственных за возмещение причиненного ущерба, в сведения по счету 20900 «Расчеты по ущербу и иным доходам», в соответствующий раздел бухгалтерской отчетности Управления Росгвардии по РБ в 2021 году, исключив ФИО1 из числа лиц, ответственных за возмещение ущерба Управлению Росгвардии по РБ в размере 338 158,47 руб.,
- признании незаконными действий административного ответчика Управления Росгвардии по РБ, выразившихся в непредставлении ФИО1 сведений о причинителях ущерба имуществу Росгвардии по РБ – участниках публичного мероприятия 31.01.2021 года,
- обязании административного ответчика Управления Росгвардии по РБ предоставить ФИО1 сведения о причинителях ущерба имуществу Росгвардии по РБ – участниках публичного мероприятия 31.01.2021 года, в том числе фамилия, имя участника публичного мероприятия 31.01.2021 года, сумма причиненного ущерба каждым участником,
- признании незаконными действий/ бездействия административного ответчика Управления Росгвардии по РБ и должностного лица ФИО10, выразившихся в отсутствии контроля за деятельностью должностных лиц Управления Росгвардии по РБ по подготовке и подаче иска от 02.09.2021 года о возмещении ущерба отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья А.Р. Курамшина