ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10866/18 от 26.09.2018 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело №2а-10866/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

[ 00.00.0000 ] в г. Н. Новгород Нижегородский районный суд г. Н. Новгород в составе председательствующего судьи Буруновой С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мудряковой Е.И., с участием административного истца Курносова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Курносова С. А. к Комитету по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области, председателю Комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородского района, Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области об оспаривании отказа в предоставлении разрешения на размещение объектов благоустройства и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л :

Курносов С.А. обратился в суд с административным иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области об оспаривании отказа в предоставлении разрешения на размещение объектов благоустройства и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование иска Курносов С.А. указал следующее: частью 3 ст. 39.36 ЗК РФ установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; Правительством РФ данные виды объектов закреплены в постановлении за [ № ] от [ 00.00.0000 ] ; в свою очередь порядок и условия размещения объектов определены в постановлении Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ]; Курносов С.А. обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского района Нижегородской области с заявлением о предоставлении разрешения на размещение на муниципальном земельном участке с кадастровым номером [ № ] площадью 1247 кв.м., имеющем адресные ориентиры: [ адрес ] (смежный с юго-запада с участком [ № ],[ адрес ],т.е. смежный с участком заявителя), следующих объектов под благоустройство (с учетом последующего заявления об уточнении и дополнении); пунктом 4 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ №1300 от 03.12.2014, элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики) предусмотрены в качестве объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся с государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов; письмом и.о. председателя КУМИ Кстовского муниципального района от [ 00.00.0000 ] [ № ] заявителю сообщено об отказе в удовлетворении заявления; мотивом отказа избран п.п. «в» п.10 постановления Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ]; указано, что размещение запрошенных объектов приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием (личное подсобное хозяйство), также указано, что Комитетом принято решение о проведении аукциона в отношении названного участка; отказ является незаконным в силу следующего; принимая решение об отказе, Комитетом не учтено, что Постановлением правительства Нижегор.обл. от 24.05.2018 №377 в постановление 2015 г. №213 внесены изменения, в частности в п.2 и в п.п. «в» п.10 Положения, согласно которым размещение объектов должно соответствовать документам планирования, правилам землепользования и застройки, проекту планировки территории, землеустроительной документации, правилам благоустройства соответствующего муниципального образования, за искл. Случая размещения объектов, указанных в п.4 Перечня; в свою очередь заявитель просил разрешить размещение объектов благоустройства и малых архитектурных форм, что предусмотрено п.4 федерального постановления №1300; в соответствии с п.п. «в» п.10 Постановления 2015 г. №213 решение б отказе в размещении объекта принимается в случае, если размещение объекта(объектов) приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием (за исключением размещения объектов, указанных в п.4 Перечня 1300); таким образом, нормативно, п.4 Перечня №1300, является исключением и правило о недопустимости противоречия разрешенному использованию в этом случае не применяется, а оспариваемый отказ принят без учета изменений, сделанных Постановлением Правительства Нижегор.обл. от 24.05.2018 №377; само по себе представление заявителю земельного участка под размещение объекта, включенного в п.4 Перечня №1300, не исключает использование участка в соответствии с его разрешенным использованием (под ЛПХ), поскольку для размещения истцом указан лишь 1 навес для с/х техники, а использование такой техники прямо предусмотрено законом о ЛПХ (ст.6); в случае, если кто-то изъявит желание приобрести этот земельный участок в собственность, то выданное истцу разрешение будет подлежать отмене в установленном порядке как это указано в постановлении Правительства Нижегородской обл. от 15.04.2015 №213; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 №1300 и Нижегородской области 2015 г. №213 обоснованность и целесообразность органом местного самоуправления не проверяются, такого основания для отказа п.10 Положения, утв. Постановлением Правительства Нижегородской области 2015 г. №213, не содержит; полномочий (о проверке целесообразности, обоснованности и необходимости) у муниципалитета в данном случае нет; в свою очередь разрешенным использованием испрашиваемого истцом земельного участка [ № ] является личное подсобное хозяйство, которое согласно ч.1 ст. 2 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» понимается как форма предпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции; регистрации личного подсобного хозяйства не требуется (ч.2 ст. 3), может вестись лишь их учет, сведения для которого предоставляются гражданами на добровольной основе (ч.1 ст.8); в силу ст. 6 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство; следовательно, размещение на таком участке нестационарных некапитальных объектов и с/х техники, не противоречит указанному разрешенному использованию; более того, указанными положениями Закона «О личном подсобном хозяйстве» прямо предусмотрено использование с/х техники и транспортных средств для ведения ЛПХ, в связи с чем благоустройство территории под место для своего автомобиля и сельхозтехники не противоречит имеющемуся разрешенному использованию; согласно приказу Минэкономразвития №540 от 01.09.2014 личное подсобное хозяйство (код 2.2) включает в себя, в т.ч. размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; согласно с.17 ст. 51 UHR РФ для строительства гаража, строений и сооружений вспомогательного использования, разрешение на строительство не требуется; пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 №1300 в качестве объектов, которые можно размещать на муниципальных участках предусмотрены: 1) элементы благоустройства территории и 2) малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики), в качестве объектов для размещения на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности; согласно приказу Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 №613 элементами благоустройства территории являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения; на основании п.3.11 СП 82.133.30 СНиП III-0-75 «Благоустройство территорий», утв. Приказом Минстроя РФ от 16.12.2016 №972, малыми архитектурными формами являются – искусственные садово-парковые композиции, беседки, ротонды, перголы, трельяжи, скамейки, арки, скульптуры из растений, киоски, павильоны, оборудование детских площадок, навесы и др.; размещение перечисленных объектов не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием и пр.; с учетом заявления о дополнении истец просил разрешить размещение на земельном участке [ № ] нестационарного павильона, навеса, навеса для сельхозтехники; оспариваемый отказ Комитета противоречит приведенным выше нормативным положениям, в т.ч. Постановлению Правительства Нижегородской обл. от 24.05.2018 №377, которым внесены изменения в постановление 2015 г. №213 и объекты, указанные в п.4 федерального Перечня 1300 (т.е. благоустройство и малые архитектурные формы) являются исключениями, в связи с чем размещение таких объектов не должно соответствовать документам терр. планирования, правилам землепользования и застройки, проекту планировки территории, землеустроительной документации, правилам благоустройства соответствующего муниципального образования (п.2 и в п.п. «г», «в» п.10 Положения Нижегородской обл. 2015 г. №213 с учетом последующих изменений); что касается доводов Комитета о проведении аукциона в отношении земельного участка, то такого основания Постановлением Правительства Нижегородской обл. от 15.04.2015 №213 не предусмотрено, вводить новые основания Комитет не вправе; согласно п.п. «ж» п.10 можно отказать в размещении объекта только в случае поступления заявления о проведении аукциона о его продаже или на право заключения договора аренды; однако такого заявления не поступало, следовательно, указанного обстоятельства не имеется и по этому основанию (п.п. «ж») заявителю не отказывали; до того как истец обратился, Комитет, с момента межевания участка (2008 г.) на протяжении более чем 100 лет на аукцион его не выставлял, а как истец обратился, они якобы сразу решили его выставить, и указывают это как дополнительное основание для отказа (хотя и не предусмотренное областным положением); принятое в процессе рассмотрения заявления решение о выставлении участка на аукцион не предусмотрено как основание для отказа; такая модель поведения Комитета содержит в себе признаки недобросовестности, поскольку как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в абз. 3 п.1 постановления 2015 г №25, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны; если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (абз.5 п.1 постановления Пленума 2015 №25); доводы Комитета со ссылкой на решение о проведении аукциона не соответствуют Положению, утв. Постановлением Правительства Нижегородской области 2015 г. №213, а также являются несостоятельными, т.к. в случае прекращения права муниципальной собственности на земельный участок, разрешение будет просто подлежать отмене в установленном порядке (п.20,21 областного положения №213 – уполномоченный орган принимает решение о досрочном прекращении использования земель в случае предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу).

По этим основаниям Курносов С.А. просит суд признать незаконным отказ КУМИ Кстовского муниципального района в предоставлении Курносову С.А. разрешения на размещении объектов благоустройства, формализованный письмом от [ 00.00.0000 ] [ № ] и обязать соответствующих лиц устранить допущенные нарушения.

К участию в деле в качестве соответчика привлечен председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района, Администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области в качестве заинтересованного лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области.

В судебном заседании административный истец Курносов С.А. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела считаются надлежащим образом извещенными, данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, в связи с чем, суд на основании ст.150-152, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.8 и 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме. Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что Курносов С.А. первоначально [ 00.00.0000 ] обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района с заявлением о разрешении размещения на земельном участке с кадастровым номером [ № ] площадью 1247 кв.м., имеющим следующие адресные ориентиры: [ адрес ] (смежный с юго-запада с участком [ № ], [ адрес ]), следующих объектов: под благоустройство парковочного места на срок 3 года.

Впоследствии Курносов С.А. обращался в Администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области с уточнениями (дополнениями) к заявлению, а именно [ 00.00.0000 ] и [ 00.00.0000 ] , с учетом изложенного в данных заявлениях просил рассмотреть из совместно с первоначальным заявлением и разрешить размещение на земельном участке [ № ] нестационарного павильона и навеса, навеса для сельхозтехники.

Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района от [ 00.00.0000 ] [ № ]Курносову С.А. отказано в размещении объектов.

Согласно решению от [ 00.00.0000 ] [ № ], Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района на заявление Курносова С.А. о выдаче решения о размещении объекта: «нестационарного павильона и навеса, навеса для сельхозтехники», на землях площадью 1247 кв.м. с кадастровым номером [ № ], местоположение: [ адрес ], согласно приложенной схеме, в соответствии со ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, сообщает следующее: согласно полученного заключения управления архитектуры и градостроительства администрации Кстовского муниципального района земельный участок с кадастровым номером [ № ] в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения «Большеельнинский сельсовет» расположен в территориальной жилой зоне Ж-1 – застройка малоэтажная (1-2 эт.) индивидуальная жилая с приусадебными участками; градостроительным регламентом, установленным для зоны Ж-1, ведение личного подсобного хозяйства отнесено к основному виду разрешенного использования, площадь земельного участка соответствует предельным размерам земельных участков (от 200 м. до 1500 кв.м.); размещение на земельном участке с кадастровым номером [ № ] нестационарного павильона, навеса, навеса для сельхозтехники приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием; кроме того, Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кствоского муниципального района принято решение о проведении аукциона в отношении вышеназванного земельного участка; таким образом, в соответствии с п.п. «в» п.10 Постановления Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 №213 «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области» заявителю отказано в выдаче разрешения на размещение объектов.

[ 00.00.0000 ] Курносову С.А. направлены дополнения (исх. [ № ]) к письму от [ 00.00.0000 ] [ № ], согласно которым: согласно заключения управления архитектуры и градостроительства объектами благоустройства территории являются территории муниципального образования, т.е. земли общего пользования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственные восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципального образования; проектирование и эксплуатация элементов благоустройства обеспечивает требования охраны здоровья человека, исторической и природной среды, создают технические возможности беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения на территории муниципального образования; размещение элементов благоустройства на территории общего пользования с целью создания удобной и привлекательной среды для населения осуществляется органами местного самоуправления поселения; классификатором видом разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 №540, благоустройство предусмотрено только на придомовых территориях многоквартирных домов и на территориях общего пользования; учитывая изложенное, земельный участок с кадастровым номером [ № ] не является территорией общего пользования и размещение элементов благоустройства не представляется возможным.

Согласно ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ): «1. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях: 1) проведение инженерных изысканий; 2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта; 3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения; 4) осуществление геологического изучения недр; 5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда; 6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации».

В силу ч.3 ст. 39.36 ЗК РФ, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Во исполнение статей 39.33 и 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 (ред. от 30.06.2018) утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, пункт 4 которого предусматривает элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.

Административным истцом, исходя из заявления от [ 00.00.0000 ] с учетом его дополнений от [ 00.00.0000 ] и [ 00.00.0000 ] , испрашивалось разрешение на размещение нестационарного павильона и навеса, навеса для сельхозтехники на земельном участке с кадастровым номером [ № ], местоположение: [ адрес ].

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под правилами благоустройства территории муниципального образования понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

В настоящий момент действуют Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов (утв. Приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр), разработанные в целях оказания методологического содействия органам местного самоуправления при подготовке ими правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов, внутригородских районов. В указанных Методических рекомендациях раскрываются такие понятия, как «объекты благоустройства», «элементы благоустройства», а также определяются деятельность по благоустройству территорий, круг участников деятельности по благоустройству и пр. Данные Методические рекомендации предполагаются в качестве ориентира при разработке региональных норм.

Из содержания указанных Методических рекомендаций следует, что к объектам благоустройства на территориях общественного назначения относятся общественные пространства населенного пункта, участки и зоны общественной застройки, которые в различных сочетаниях формируют все разновидности общественных территорий муниципального образования: центры общегородского и локального значения, многофункциональные, примагистральные и специализированные общественные зоны муниципального образования.

Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому благоустройство предусмотрено на земельных участках среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки, земельных участках (территориях) общего пользования.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в целях размещения элементов благоустройства территории, в том числе малых архитектурных форм, предполагает общее пользование указанными объектами, расположенными на землях, не имеющих признака индивидуального (личного) пользования.

Исходя из заявлений Курносова С.А. и его пояснений в ходе рассмотрения дела, им были заявлены к размещению объекты в целях личного пользования; при этом земельный участок с кадастровым номером [ № ], местоположение: [ адрес ], испрашиваемый к разрешению размещения, имеет категорию земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.

Таким образом, предмет заявления Курносова С.А. по своему содержанию (размещение объектов - нестационарного павильона и навеса, навеса для сельхозтехники - в целях личного пользования) не подпадает под действие ст. 39.36 ЗК РФ и ч.3 ст. 39.36 ЗК РФ и постановление Правительства Российской Федерации от [ 00.00.0000 ] [ № ].

Постановлением Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] (ред. от [ 00.00.0000 ] , с изм. от [ 00.00.0000 ] ) утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области (далее - Положение, утвержденное Постановлением Правительства НО от [ 00.00.0000 ] [ № ]), согласно которому:

«1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ч. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и применяется для размещения объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее - объект), на территории Нижегородской области.

2. Объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании договоров о размещении объекта, заключенных в соответствии с решениями следующих уполномоченных органов: …

- органов местного самоуправления муниципального района, городского округа или городского поселения Нижегородской области, на территории которых находятся соответствующие земли или земельные участки, в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения или в муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган).

Размещение объектов должно соответствовать документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, проекту планировки территории, землеустроительной документации, правилам благоустройства территории соответствующего муниципального образования, за исключением случая размещения объектов, указанных в пункте 4 Перечня.

3. Заинтересованное в размещении объекта физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) обращается в уполномоченный орган (лично или с использованием почтовой связи) по месту предполагаемого размещения объекта с заявлением. Заявление также может быть подано путем направления электронного документа на официальную электронную почту уполномоченного органа».

Пунктом 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства НО от 15.04.2015 г. №213, предусмотрено содержание заявления, пунктом 5 – приложение к заявлению.

Согласно п.9 Положения, утвержденного Постановлением Правительства НО от 15.04.2015 г. №213, Уполномоченный орган в течение 30 дней со дня регистрации заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения, за исключением случаев, установленных в пункте 9.1 настоящего Положения, принимает решение о размещении объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута (далее - решение о размещении объекта) и заключает договор о размещении объекта, за исключением случаев, установленных пунктом 18 настоящего Положения, либо принимает решение об отказе в размещении объекта на предполагаемых к использованию землях или земельном участке без предоставления земельного участка и установления сервитута (далее - решение об отказе в размещении объекта).

В соответствии с п.10 Положения, утвержденного Постановлением Правительства НО от 15.04.2015 г. №213, решение об отказе в размещении объекта принимается в случае, если:

а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 4 и 5 настоящего Положения;

б) в заявлении указаны объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300;

в) размещение объекта (объектов) приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием (за исключением размещения объектов, указанных в пункте 4 Перечня) либо к нарушению транспортных или пешеходных связей и существующих объектов благоустройства;

г) размещение объекта (объектов) на землях (земельных участках), предполагаемых к использованию, не соответствует утвержденным документам территориального планирования соответствующего муниципального образования Нижегородской области (за исключением размещения объектов, указанных в пункте 4 Перечня);

д) на предполагаемых к использованию землях или земельных участках расположены здание, строение, сооружение, объект незавершенного строительства (за исключением размещения объектов, указанных в пункте 4 Перечня, в случае, если на предполагаемом к использованию земельном участке расположены здания, сооружения или другие строения, на которые отсутствуют зарегистрированные в Едином государственном реестре недвижимости права);

е) местоположение земель или земельных участков, предполагаемых к использованию, полностью или частично совпадает с местоположением земельного участка:

- предоставленного иным лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, в случае если отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 Земельного кодекса Российской Федерации основания для прекращения соответствующего права;

- в отношении которого поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении;

- в отношении которого принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

- изъятого из оборота;

- изъятого для государственных или муниципальных нужд;

- в отношении которого органом государственной власти или органом местного самоуправления принято решение о проведении аукциона;

- в отношении которого поступило предусмотренное пп. 6 п. 4 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с пп. 4 п. 4 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пп. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации;

- на котором предполагается размещение нестационарного торгового объекта в рамках заключенного договора на его размещение или объявлен аукцион на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов;

ж) размещение объектов, указанных в пунктах 4, 26, 27 Перечня, не соответствует правилам благоустройства территории муниципального образования, утвержденным органом местного самоуправления;

з) размещение ограждающих устройств, обеспечивающих регулирование въезда и (или) выезда на придомовую территорию транспортных средств, повлечет ограничение доступа на территорию общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц;

и) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, включен в перечни земельных участков, подлежащих предоставлению отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Нижегородской области.

В силу п. 11 Положения, утвержденного Постановлением Правительства НО от 15.04.2015 г. №213, в решении об отказе в размещении объекта указывается основание отказа, предусмотренное пунктом 10 настоящего Положения.

В соответствии с ч.8 ст. 226 КАС РФ: «При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме».

Согласно разъяснений, данных в п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»: «Исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения».

Из положений ст.227 КАС РФ следует, что нарушение прав и свобод заявителя, необходимость в их восстановлении, является обязательным основанием для удовлетворения заявления о признании незаконными действий и решений должностных лиц органа государственной власти и рассмотрения административного дела по существу. Отсутствие указанных обстоятельств является достаточным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Указание в решении от [ 00.00.0000 ] в качестве основания к отказу п.п. «в» п.10 Постановления Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ], не может повлечь признание его незаконным, поскольку в оспариваемом решении органа местного самоуправления от [ 00.00.0000 ] с учетом дополнения от [ 00.00.0000 ] отражено, что земельный участок, на котором Курносовым С.А. заявлены к размещению объекты, не относится к землям общего пользования, к объектам благоустройства.

Вместе с тем отказ в удовлетворении заявления, направленного на создание искусственных условий для использования в личных целях земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в обход конкурсных процедур, предусматривающих, в том числе, возмездное пользование землей, не может быть признан нарушающим права и законные интересы административного истца.

Исходя из изложенного, с учетом приведенных положений действующего законодательства, установленных фактических обстоятельств не имеется правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления Курносова С.А. в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Курносова С. А. к Комитету по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области, председателю Комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области, Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области об оспаривании отказа в предоставлении разрешения на размещение объектов благоустройства и возложении обязанности устранить допущенные нарушения - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.

Судья С.В. Бурунова