Дело №2а-1086/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июня 2020 года г. Новосибирска
Ленинский районный суд г. Новосибирска
в лице судьи Синеока Ю.А.
при помощнике судьи Смирновой И.В.
с участием Хорева М.С., Александровой Н.А. – представителей прокуроры Ленинского района г.Новосибирска, прокуратуры Новосибирской области
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Овчинниковой Натальи Валентиновны об оспаривании действия органов прокуратуры
у с т а н о в и л :
Овчинникова Н.В. 12.12.2019 г. обратилась в суд с административным иском, которым просила признать действия прокуратуру Ленинского района г. Новосибирска незаконными и обязать прокуратуру Ленинского района г. Новосибирска рассмотреть обращение:
- от 30.10.2018 по факту аварийного межэтажного перекрытия. Данные разрушения перекрытия не соответствуют правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда.
- от 17.07.2019 о признании не законным результаты технического отчета №140 от 03.09.2018 г. в соответствии с требованиями законодательства.
В обоснование требований административного иска административный истец указала, что 13.12.2016 и 03.08.2017 обращалась в прокуратуру Ленинского района г.Новосибирска с заявлениями о принятии мер к Управляющей компании о ненадлежащем оказании услуг по содержанию общего имущества. 30.10.2018 подано заявление о ненадлежащем рассмотрении обращений. 17.07.2019 подано заявление о нарушении нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, в котором просила провести проверку в отношении профилактических испытаний, признать не законными результаты технического отчета. Действия прокурора Ленинского района г.Новосибирска по рассмотрению заявлений от 30.10.2018 и 17.07.2019 административный истец полагает не законными, так как эти заявления-жалобы в нарушении требований ФЗ « О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» не были рассмотрены по существу, а были перенаправлены в Государственную жилищную инспекцию по НСО, о чем ее уведомили письмом.
В судебное заседание административный истец не явилась, в ходе выяснения судом причин ее неявки в судебное заседание телефонограммой уведомила, что не явилась, поскольку думала, что карантинные меры сохраняются и ей не было известно о режиме работы судов, возражала против рассмотрения дела в ее отсутствие, просила судебное заседание отложить.
Судом ходатайство административного истца оставлено без удовлетворения, причина неявки ее в суд признана не уважительной. Руководствуясь ст.150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Представители административного ответчика требования иска не признали, в удовлетворении требований просили отказать, поскольку оба обращения были направлены в контролирующий орган в соответствии с их компетенцией, кроме того, административным истом пропущен срок на обращение с иском в суд.
Получив объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
17.07.2019 Овчинниковой Н.В. в прокуратуру Ленинского района г. Новосибирска было подано заявление, согласно которому заявитель просила организовать выездную проверку, провести проверку о неисполнении УК «Катунь» требований жилищного законодательства в части ненадлежащего обслуживания и безопасного содержания объектов электросетей, провести проверку в отношении бездействия жилищной инспекции, выдать предписание УК «Катунь», возбудить административное производство по ст. 7.23 КоАП РФ, провести проверку в отношении ООО «Анкер Электрик», признать незаконными результаты технического отчета №140 от 03.09.2018 г., после проведения проверочных мероприятий направить письменный ответ.
30.10.2018 Овчинниковой Н.В. в прокуратуру Ленинского района г. Новосибирска подана жалоба, которой он просила провести проверку по фактам нарушения УК «Катунь» и ГЖИ г. Новосибирска ее жилищных прав, провести проверку факта ненадлежащего рассмотрения ее обращений в прокуратуре Ленинского района г. Новосибирска. Принять меры по устранению указанных нарушений и привлечению к ответственности лиц за нарушение жилищного законодательства и законодательства о порядке рассмотрения обращения граждан.
Оба заявления заместителем прокурора района направлены для рассмотрения по существу начальнику Государственной жилищной инспекции Новосибирской области: от 30.10.2018 – 06.11.2018, от 17.07.2019 – 25.07.2019 без истребования информации о результатах рассмотрения обращения.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в абз. 1 п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Согласно ч.1 ст.1 ФЗ «О прокуратуре», прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Как следует из ч.1 ст.5 ФЗ «О прокуратуре», воздействие в какой-либо форме, в том числе, федеральных органов государственной власти, на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
Согласно ч.2 ст.1 "О прокуратуре Российской Федерации", в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов, в том числе, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно ч.2 ст.1 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
В силу ст.17 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции Генерального прокурора Российской Федерации, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации, являются обязательными для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры.
Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 утверждена и введена в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации
Из п. 3.1 Инструкции следует, что по обращению, поступившему в органы прокуратуры Российской Федерации, должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
Согласно п.3.5,3.6,3.7 Инструкции:
Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.
При направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в случае необходимости у них может быть истребована информация о результатах рассмотрения обращения.
Запрещается направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
В соответствии с пунктами 8, 8.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, в том числе:
- осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
- осуществление регионального государственного жилищного надзора.
В соответствии с пунктом 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утверждённого постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О государственном жилищном надзоре» (далее - Положение), предметом проверок органов жилищного надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:
а) обязательных требований к:
жилым помещениям, их использованию и содержанию;
содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением;
определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
управлению многоквартирными домами;
выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
б) других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Органом жилищного надзора на территории Новосибирской области является Государственная жилищная инспекция Новосибирской области.
В соответствии с пунктами 5, 24, абзацем 2 пункта 25 Приказа ГЖИ НСО от 02.07.2013 № 59 «Об утверждении Инструкции о порядке организации работы с обращениями граждан», рассмотрение обращений граждан является должностной обязанностью начальника Инспекции, его заместителей или по их письменному поручению - других должностных лиц Инспекции в пределах их компетенции. Должностные лица Инспекции несут персональную ответственность за соблюдение порядка рассмотрения обращений граждан.
При регистрации письменных обращений граждан определяется их тематическая и территориальная подведомственность. Работник Инспекции, ответственный за регистрацию письменных обращений, определяет ответственных за рассмотрение обращений, к компетенции который относится решение поставленных в обращении вопросов, и направляет письменное обращение с сопроводительным листом - аннотацией, заполненным в соответствии с пунктом 26 настоящей Инструкции, начальнику Инспекции или заместителям в соответствии с их полномочиями или иному должностному цу Инспекции, уполномоченному в соответствии с письменным поручением нальника Инспекции на рассмотрение обращений (далее - лицо, ответственное рассмотрение обращения).
Жалобы граждан на результаты рассмотрения письменных обращений, действия (бездействие) должностных лиц Инспекции в связи с рассмотрением обращений направляются начальнику Инфекции.
Таким образом, вопросы управления многоквартирным домом № 46 по ул. Степная, а также несогласия с действиями конкретных сотрудников ГЖИ НСО относятся к компетенции ГЖИ НСО, так как могут быть рассмотрены и оценены вышестоящими должностными лицами - заместителями начальника и начальником ГЖИ НСО.
Таким образом, направление сотрудниками прокуратуры Ленинского района г.Новосибирска жалоб Овчинниковой Н.В. от 30.10.2018 и от 17.07.2019 в ГЖИ НСО является правомерным, не нарушающим прав и законных интересов Овчинниковой Н.В.
В соответствии с п.1.1. ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как жалоба на направления в ГЖИ НСО 06.11.2018 обращения от 30.10.2018, так и жалоба на направление 25.07.2019 обращения от 17.07.2019, поданы в суд 12.12.2019, т.е. по истечении установленного ч.1.1 ст. 219 КАС РФ срока.
В силу ч.7 ст. 219 КАС РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Овчинниковой Н.В. ходатайство о восстановлении срока не заявлено.
В силу ч.8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Поскольку в отсутствии ходатайства о восстановлении срока он восстановлен быть не может, пропуск Овчинниковой Н.В. срока на обращение в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении ее административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л :
Требования административного иска Овчинниковой Натальи Валентиновны об оспаривании действия органов прокуратуры оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в Новосибирский областной суд через Ленинский районный суд г. Новосибирска в течение месяца после принятия решения в окончательном виде.
Решение в окончательном виде принято судом 19 июня 2020 года.
Судья: подпись Ю.А. Синеок
Подлинник решения в материалах дела № 2а-1086/2020 Ленинского районного суда г.Новосибирска
УИД 54RS0006-01-2019-013274-76