ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1087/19 от 04.01.2019 Боровского районного суда (Калужская область)

Дело № 2а-1087/2019

40RS0004-01-2019-001677-15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Боровский районный суд Калужской области в составе:

председательствующего федерального судьи Битнер Н.Н.

при секретаре Ковалевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Боровске

15 ноября 2019 года

административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к административному ответчику Администрации муниципального образования муниципального района «Боровский район» о признании незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство, понуждении исправить допущенные нарушения,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в Боровский районный суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования муниципального района «Боровский район» о признании незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство мастерских автосервиса в <адрес>, понуждении исправить допущенные нарушения.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности адвокат Дашук Н.В. административный иск поддержала и пояснила, что ФИО1 на основании договора купли-продажи от 01.12.2016 является собственником земельного участка площадью 400кв.м., с кадастровым номером , с разрешенным использованием-объекты обслуживания автотранспорта (мастерские автосервиса, станции технического обслуживания, АЗС, автомобильные мойки не более 2хавтомашин) в <адрес>. ФИО1, имея намерение построить на данном земельном участке здание автосервиса, составив проект здания, имея утвержденный в 2017г. главой администрации МО сельское поселение «село Ворсино» градостроительный план, обратилась к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство здания автосервиса. Однако 09.10.2019 ею был получен ответ, в котором содержался отказ по тем основаниям, что территориально, принадлежащий ФИО1 земельный участок находится в водоохранной зоне. Данный отказ считает незаконным, так как в районе принадлежащего ФИО1 земельного участка никаких официально зарегистрированных водных объектов, а также водоохранных зон не имеется, никаких ограничений земельного участка истца в ЕГРН не зарегистрировано, градостроительный план земельного участка ФИО1 был утвержден на основании действующих в то время Правил землепользования и застройки. Поскольку в нарушение ст.209 ГПК РФ административный ответчик нарушает право ФИО1 по распоряжению собственностью, исковые требования просила удовлетворить.

Административный истец ФИО1, представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования сельское поселение «село Ворсино» в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дне, месте и времени слушания дела. В соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие данных лиц.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании административный иск ФИО1 не признала, ссылаясь на то, что согласно Правилам Землепользования и Застройки муниципального образования сельского поселения «село Ворсино» земельный участок, принадлежащий истцу полностью расположен в водоохранной зоне. В соответствии со ст.65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается размещение станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств. В связи с чем, в иске ФИО1 просила отказать.

Суд, выслушав представителей стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

ФИО1 является владельцем земельного участка площадью 400кв.м., с кадастровым номером , с разрешенным использованием-объекты обслуживания автотранспорта (мастерские автосервиса, станции технического обслуживания, АЗС, автомобильные мойки не более 2хавтомашин) в <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи от 01декабря 2016г., передаточным актом, Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 07 февраля 2019г. (л.д.9-12).

На основании обращения ФИО1, 19.05.2017 был подготовлен градостроительный план земельного участка, где ограничений использования земельного участка не указано. Указанный градостроительный план был утвержден Постановлением Администрации муниципального образования сельского поселения село Ворсино 25.05.2017 № 165 (л.д.8,13-15).

24 августа 2018г. на основании обращения ФИО1, через своего представителя ФИО6, Администрацией МО муниципального района «Боровский район» был вновь подготовлен градостроительный план земельного участка, где в отличии от градостроительного плана от 19.05.2017 в информации об ограничениях использования земельного участка указано, что земельный участок полностью расположен в водооохранной зоне.

01.10.2018г. ФИО1 через Единый портал государственных услуг обратилась в Администрацию муниципального образования муниципального района «<адрес>» о выдаче разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером объекта капитального строительства-здания автосервиса.

Письмом от 11.10.2018 №7960\01-16 Администрацией муниципального образования муниципального района «Боровский район» ФИО1 в выдаче разрешения на строительство здания было отказано по тем основаниям, что согласно Правилам Землепользования и Застройки муниципального образования сельского поселения «село Ворсино» земельный участок, принадлежащий истцу полностью расположен в водоохранной зоне. В соответствии со ст.65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается размещение станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств.

27.09.2019 ФИО1 вновь обратилась в Администрацию муниципального образования муниципального района «Боровский район» с заявлением о выдаче разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером объекта капитального строительства-здания автосервиса, поскольку в районе принадлежащего ей земельного участка никаких официально зарегистрированных водных объектов, а также водоохранных зон не имеется.

Администрацией муниципального образования муниципального района «Боровский район» в ответ на данное заявление ФИО1 было направлено письмо от 09 октября 2019г. за № 9455\01-16, в котором вновь указано, что согласно Правилам Землепользования и Застройки муниципального образования сельского поселения «село Ворсино» земельный участок, принадлежащий истцу полностью расположен в водоохранной зоне. В соответствии со ст.65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается размещение станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств (л.д.7).

Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса РФ).

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.

То есть, Федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством, Правилами землепользования и застройки.

В соответствии со статьей 1 ГрК РФ под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ установлено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

По смыслу данной статьи правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.д., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.

В соответствии с частью 1 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (часть 2 статьи 57.3 ГрК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Таким образом, застройщик имеет право осуществлять строительство (реконструкцию) только на основании разрешения на строительство (реконструкцию), выданного в установленном порядке.

Выдача разрешений на строительство, в частности, отнесена к полномочиям органов местного самоуправления (пункт 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ).

Орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 ст.51 ГрК РФ при несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (ч.13 ст. 51 ГрК РФ).

Представленными Администрацией муниципального образования сельское поселение село Ворсино Правилами землепользования и застройки, на основании которых ФИО1 было направлено оспариваемое решение от 09.10.2019, которым отказано в выдаче разрешения на строительство, предусмотрены зоны с особыми условиями использования территорий МО СП с.Ворсино, в частности, водооохранная зона, при этом, земельный участок истца полностью расположен в водоохранной зоне. (л.д.57-142, 53-56, 141). Данные Правила утверждены Решением Сельской Думы муниципального образования сельского поселения село Ворсино.

Градостроительный план земельного участка от 24 августа 2018г. также устанавливает ограничения, вытекающие из императивных норм федерального законодательства.

В соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ в водоохранной зоне запрещается размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и данного Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (часть 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, требования закона Администрацией муниципального образования муниципального района «Боровский район» при отказе в выдаче разрешения на строительство ФИО1 были соблюдены.

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ и проанализировав доводы административного иска применительно к требованиям законодательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Доводы административного истца о несоответствии Правил землепользования и застройки в части существующей водоохранной зоны фактическому отсутствию водного объекта в месте расположения земельного участка, суд не принимает во внимание, поскольку, будучи утвержденными решением Сельской Думы, Правила землепользования и застройки являются действующим нормативным правовым актом и обязательны для применения на всей территории поселения. Давать правовую оценку правомерности отнесения Правилами землепользования и застройки земельного участка истицы к водоохранной зоне в рамках настоящего спора суд не вправе. Отсутствие в ЕГРП сведений о наличии ограничений в использовании земельного участка в данном случае не означает, что такие ограничения отсутствуют, потому что они могут быть внесены по обращению как самого собственника, так и уполномоченного органа власти. Градостроительный план от 19.05.2017 правового значения по делу не имеет, так как он не соответствует Правилам землепользования и застройки на момент обращения истца, 27.09.2019, за выдачей разрешения на строительство.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к административному ответчику Муниципальному образованию муниципального района «Боровский район» о признании незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство, понуждении исправить допущенные нарушения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Калужского областного суда в течение месяца через Боровский районный суд.

Председательствующий: