ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1088/2023 от 30.11.2023 Нефтекумского районного суда (Ставропольский край)

Дело №2а-1088/2023

(26RS0026-01-2023-001637-62)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нефтекумск 30 ноября 2023 года

Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи – Мазикина М.А.,

при секретаре – Кучиевой Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главного управления Министерства юстиции Российской Федерации Ставропольского края к общественной организации по поддержке демократических инициатив и взаимодействию с муниципальными и государственными структурами Нефтекумского городского округа Ставропольского края «Общественная палата НГО СК» о ликвидации общественного объединения, исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю обратилось в Нефтекумский районный суд Ставропольского края с административным исковым заявлением к общественной организации по поддержке демократических инициатив и взаимодействию с муниципальными и государственными структурами Нефтекумского городского округа Ставропольского края «Общественная палата НГО СК» и просит ликвидировать общественную организацию по поддержке демократических инициатив и взаимодействию с муниципальными и государственными структурами Нефтекумского городского округа Ставропольского края «Общественная палата НГО СК» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц, мотивируя следующим.

Общественная организация по поддержке демократических инициатив и взаимодействию с муниципальными и государственными структурами Нефтекумского городского округа Ставропольского края «Общественная палата НГО СК» (далее - организация, учетный № 3936) зарегистрирована в соответствии с положениями Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и ст.10 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Организация создана в соответствии с положениями ст. 21 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон № 82-ФЗ) по решению общего собрания учредителей 12.04.2013 года. 26.04.2013 года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее - Главное управление) принято решение о государственной регистрации Организации (распоряжение от 26.04.2013 № 478-р, регистрационный № 2612011920, учетный № 3936). 30.04.2013 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 11 по Ставропольскому краю внесена запись о государственной регистрации Организации (ОГРН 1132651012009). 30.04.2013 года Организация поставлена на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Ставропольскому краю (ИНН/КПП 2614800595/261401001). В соответствии со ст. 38 Закона № 82-ФЗ, Положением о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня Главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденных Приказом Минюста № 25 от 03.03.2014 года, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям. Статья 29 Закона № 82-ФЗ обязывает общественные объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, в том числе: ежегодно информировать Главное управление, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информировать Главное управление об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в ст. 3 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В нарушение ст. 29 Закона № 82-ФЗ организация не представила документы, содержащие отчет о своей деятельности с указанием действительного места нахождения, о персональном составе руководящих органов за 2022 год. Организацией не представлены также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за 2020 год - по форме № ОН0003, утвержденным приказом Минюста России от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» и за 2022 - по форме № ОН0003, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.09.2021 года № 185 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций». Руководствуясь ст. 38 Закона № 82-ФЗ Главное управление за непредставление отчета по форме ОН 0003 за 2020 год вынесло Организации предупреждение об устранении нарушений и обязало руководящий орган общественного объединения устранить допущенные нарушения законодательства в срок до 11.10.2021 года (исх. № 26/03-6625/17 от 09.08.2021 года). Предупреждение направлено в адрес Организации, содержащийся в ЕГРЮЛ и он же адрес регистрации руководителя. Почтовое отправление возвращено почтовым отделением по причине истечения срока хранения (копия конверта). Нарушения законодательства Организацией не устранены, отчет по форме ОН 0003 за 2020 не представлен. В соответствии с п. 3 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу. Таким образом, корреспонденция считается доставленной юридическому лицу, если она отправлена по его адресу указанному в едином государственном реестре юридических лиц и не зависимо от того получено оно или нет. Так же, в соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» (далее - Постановление № 64), предупреждение (представление) о нарушении закона, вынесенное уполномоченным органом или прокурором, направляется административному ответчику по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц. Указанные предупреждения (представления) считаются доставленными объединению граждан, когда по обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение (представление) не было ему вручено или объединение не ознакомилось с предупреждением (представлением) (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ, подпункты «в», «в.1» п.1 ст. 5, п.п. «и» пункта 7 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08. 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В связи с требованиями п. 8 и п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) муниципального контроля» применение Главным управлением к Организации мер правового реагирования не применялось. Организация, в нарушение ст. 29 Закона № 82-ФЗ не предоставила в срок до 15.04.2023 года информацию о продолжении своей деятельности и отчет по форме ОН 0003, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.09.2021 года № 185 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за 2022 год. Пункт 7(1) постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - Постановление № 336), положения которого ограничивали возможность принятия мер правового реагирования, в том числе по итогам государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций, в соответствии с пп. «б» п. 6 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2023 года № 372 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление №372), признан утратившим силу. Согласно п. 7(2) Постановления № 336 выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается. Поскольку анализ отчетности относится к формам государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций без взаимодействия с контролируемым лицом, то вынесение предупреждения за не предоставление отчетности за 2022 год невозможно. 21.06.2023 года Главным управлением в адрес Организации, содержащийся в ЕГРЮЛ и он же адрес регистрации руководителя направлено информационное письмо о необходимости предоставлении отчетов о деятельности за 2022 год. Почтовое отправление возвращено почтовым отделением по причине истечения срока хранения (копия конверта). Нарушения законодательства Организацией не устранены, информацию о продолжении деятельности и отчет по форме ОН0003 за 2022 год не представлены. В соответствии со ст. 29 Закона №82-ФЗ - неоднократное непредставление Организацией в установленный срок сведений о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения Главного управления в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. В соответствии со ст. 29 Закона № 82-ФЗ – непредставление Организацией в установленный срок сведений об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, является основанием для обращения Главного управления, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. В соответствии с п. 27 Постановление № 64 неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Так же, в соответствии с п. 33 Постановления № 64, согласно ч. 3 ст. 64 КАС РФ наличие юридического факта - вступившего в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено постановление суда, подтверждают основания для приостановления деятельности или ликвидации объединения граждан. Организацией отчет по форме ОН 0003 за 2020 год и 2022 год, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.09.2021 года № 185 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», а также информация о продолжении деятельности за 2022 год до настоящего времени не представлены. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ст. 38 Закона № 82-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций», распоряжением Главного управления от 23.06.2023 № 466-р «О проведении плановой документарной проверки Общественной организации по поддержке демократических инициатив и взаимодействию с муниципальными и государственными структурами Нефтекумского городского округа Ставропольского края «Общественная палата НГО СК», в период с 01.08.2023 года по 28.08.2023 года, проведена плановая документарная проверка на предмет соответствия деятельности организации, том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным уставом и законодательству Российской Федерации. 23.06.2023 года Главным управлением на адрес (место нахождение) Организации, содержащийся в ЕГРЮЛ он же адрес регистрации руководителя, было направлено уведомление о проведении проверки с приложением копии распоряжения (исх.№ 26/03-5437 от 23.06.2023). Согласно уведомлению о проведении проверки, Организации необходимо к дате начала проведения проверки (01.08.2023) представить документы, указанные в распоряжении о проведении проверки за период деятельности, не превышающий трех лет, непосредственно предшествовавших дате начала проведения проверки. П. 13 распоряжения содержит перечень документов, которые необходимо было представить в Главное управление для осуществления проверочных мероприятий. Почтовое отправление вручено получателю отделением почты согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80100385315563. В ответ на уведомление о проведении проверки 14.07.2023 года в адрес Главного управления поступило письмо от руководителя Организации К о том, что уставная деятельность не ведется, члены организации отсутствуют, задолженности по налогам не имеют, расчетных счетов не имеют, хозяйственная и коммерческая деятельность не ведется, в связи с невозможностью проведения общего собрания по причине отсутствия членов организации, принятие решения о добровольной ликвидации невозможно, не возражает против ликвидации организации по решению суда (вх. № 03-10970 от 14.07.2023). Проверка организации проведена путем изучения материалов учетного дела, выписки из ЕГРЮЛ, информации о деятельности Организации, полученной от иных органов власти. По результатам проверки 28.08.2023 года Главным управлением составлен Акт проверки № 27. В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации и положений учредительных документов: 1) в нарушение ст. 29 Закона № 82-ФЗ Организацией не представлены документы по запросу Главного управления, указанные в п. 13 Распоряжения № 466-р от 23.06.2023 «О проведении плановой документарной проверки Общественной организации по поддержке демократических инициатив и взаимодействию с муниципальными и государственными структурами Нефтекумского городского округа Ставропольского края «Общественная палата НГО СК»»; 2) в нарушение ст. 20 Закона № 82-ФЗ Устав Организации не содержит сведений о территории, в пределах которой общественное объединение осуществляет свою деятельность; 3) в нарушение п. 3 ст. 1 Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации», п. 3 ст. 1 Федерального закона от 23.06.2016 года № 183-ФЗ «Об общих принципах организаций и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации», ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», использование в наименовании Организации словосочетания «Общественная палата» недопустимо; 4) в нарушение п. 1 ст. 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 8 Закона № 82-ФЗ - отсутствие уставной деятельности; 5) в нарушение ст. 29 Закона № 82-ФЗ - Организацией не представлен отчет по форме ОН 0003 за 2020 года и 2022 год, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.09.2021 года № 185 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», а также не представлена информация о продолжении деятельности за 2022 год. В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Уставом Организации (п. 4.3 Устава) принятие решения о ликвидации отнесено к компетенции Общего собрания. По сведениям руководителя Организации К члены в Организации отсутствуют. Таким образом, принятие решения о ликвидации Организации в добровольном порядке не представляется возможным. В соответствии с положениями ст. 44 Закона № 82-ФЗ общественное объединение ликвидируется по решению суда, в случае неоднократного или грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям. В соответствии с п. 26 Постановления № 64 - к грубым нарушениям следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительным документом. Исходя из вышеизложенного, Главное управление вправе обратиться с исковым заявлением в суд о ликвидации Организации. Предупреждение, вынесенное Главным управлением Организации, не было обжаловано в вышестоящий орган или суд.

В судебное заседание представитель административного истца ГУ Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, письменно просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В судебное заседание представитель административного ответчика – общественной организации по поддержке демократических инициатив и взаимодействию с муниципальными и государственными структурами Нефтекумского городского округа Ставропольского края «Общественная палата НГО СК» не явился, о времени и месте слушания по делу административный ответчик извещался надлежащим образом по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, в том числе путем размещения сведений на официальном сайте Нефтекумского районного суда Ставропольского края, судебное извещение административным ответчиком не получено, в связи с истечением срока хранения.

Согласно правовой позиции, изложенной в п.39 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу п.1 ст.165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 54 ГК РФ, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Из правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что с учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное юридическому лицу, направляется по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим юридическим лицом.

Суд, принимая во внимание отсутствие необходимости обязательного участия в судебном заседании сторон, не признает их явку обязательной и, руководствуясь ч.2 ст.289 КАС РФ, считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица – межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Ставропольскому краю не явился, о времени и месте слушания извещался надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений на официальном сайте Нефтекумского районного суда Ставропольского края.

Суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие не явившегося заинтересованного лица, руководствуясь ст.150 КАС РФ, так как в данном случае явка представителя заинтересованного лица в судебное заседания обязательной судом не признана.

Исследовав представленные доказательства в совокупности, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

в соответствии с пунктом 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок осуществления надзора за деятельностью некоммерческих организаций установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт «а» пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом «б» пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты «а», «г» и «д» пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

В соответствии со ст. 38 Закона № 82-ФЗ, Положением о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня Главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденных Приказом Минюста № 25 от 03.03.2014 года, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям. Статья 29 Закона № 82-ФЗ обязывает общественные объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, в том числе: ежегодно информировать Главное управление, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информировать Главное управление об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в ст. 3 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Общественная организация по поддержке демократических инициатив и взаимодействию с муниципальными и государственными структурами Нефтекумского городского округа Ставропольского края «Общественная палата НГО СК» зарегистрирована в соответствии с положениями Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон № 82-ФЗ) и ст.10 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Организация создана в соответствии с положениями ст. 21 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» по решению общего собрания учредителей 12.04.2013 года.

26.04.2013 года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее - Главное управление) принято решение о государственной регистрации Организации (распоряжение от 26.04.2013 № 478-р, регистрационный № 2612011920, учетный № 3936).

30.04.2013 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю внесена запись о государственной регистрации Организации (ОГРН 1132651012009).

30.04.2013 года Организация поставлена на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Ставропольскому краю (ИНН/КПП 2614800595/261401001).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Общественная организация по поддержке демократических инициатив и взаимодействию с муниципальными и государственными структурами Нефтекумского городского округа Ставропольского края «Общественная палата НГО СК» находится по адресу: <адрес> Председателем Общественной организации, имеющим право действовать без доверенности, является К.

Судом установлено, что в нарушение ст. 29 Закона № 82-ФЗ организация не представила документы, содержащие отчет о своей деятельности с указанием действительного места нахождения, о персональном составе руководящих органов за 2022 год.

Организацией также не были представлены документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за 2020 год - по форме № ОН0003, утвержденным приказом Минюста России от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» и за 2022 - по форме № ОН0003, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.09.2021 года № 185 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

09.08.2021 года Главное управление за непредставление отчета по форме ОН 0003 за 2020 год вынесло Общественной организации предупреждение об устранении нарушений и обязало руководящий орган общественного объединения устранить допущенные нарушения законодательства в срок до 11.10.2021 (исх. № 26/03-6625/17 от 09.08.2021 года).

Предупреждение направлено в адрес Общественной организации, содержащийся в ЕГРЮЛ, который также является адресом регистрации руководителя. Почтовое отправление возвращено почтовым отделением по причине истечения срока хранения (копия конверта). Нарушения законодательства Общественной организацией не устранены, отчет по форме ОН 0003 за 2020 год не представлен.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» (далее - Постановление № 64), предупреждение (представление) о нарушении закона, вынесенное уполномоченным органом или прокурором, направляется административному ответчику по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц.

При этом, в соответствии с п. 3 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу. Таким образом, корреспонденция считается доставленной юридическому лицу, если она отправлена по его адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц и не зависимо от того получено оно или нет.

Указанные предупреждения (представления) считаются доставленными объединению граждан, когда по обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение (представление) не было ему вручено или объединение не ознакомилось с предупреждением (представлением) (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ, подпункты «в», «в.1» п.1 ст. 5, п.п. «и» пункта 7 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08. 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Организация, в нарушение ст. 29 Закона № 82-ФЗ не предоставила в срок до 15.04.2023 года информацию о продолжении своей деятельности и отчет по форме ОН 0003, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.09.2021 года № 185 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за 2022 год.

Распоряжением Главного управления № 466-р от 23.06.2023 года «О проведении плановой документарной проверки Общественной организации по поддержке демократических инициатив и взаимодействию с муниципальными и государственными структурами Нефтекумского городского округа Ставропольского края «Общественная палата НГО СК», в период с 01.08.2023 года по 28.08.2023 года, проведена плановая документарная проверка на предмет соответствия деятельности организации, том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным уставом и законодательству Российской Федерации.

23.06.2023 года Главным управлением на адрес (место нахождение) Общественной организации, содержащийся в ЕГРЮЛ он же адрес регистрации руководителя, было направлено уведомление о проведении проверки с приложением копии распоряжения (исх.№ 26/03-5437 от 23.06.2023).

Согласно уведомлению о проведении проверки, Общественной организации необходимо к дате начала проведения проверки (01.08.2023 года) представить документы, указанные в распоряжении о проведении проверки за период деятельности, не превышающий трех лет, непосредственно предшествовавших дате начала проведения проверки. Пункт 13 распоряжения содержит перечень документов, которые необходимо было представить в Главное управление для осуществления проверочных мероприятий.

Почтовое отправление вручено получателю отделением почты согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80100385315563.

Как следует из письма руководителя Общественной организации К от 14.07.2023 года, направленного в адрес Главного управления, уставная деятельность не ведется, члены организации отсутствуют, задолженности по налогам не имеют, расчетных счетов не имеют, хозяйственная и коммерческая деятельность не ведется, в связи с невозможностью проведения общего собрания по причине отсутствия членов организации, принятие решения о добровольной ликвидации невозможно, не возражает против ликвидации организации по решению суда (вх. № 03-10970 от 14.07.2023 года).

Согласно Акту проверки № 27 от 28.08.2023 года, составленному Главным управлением по результатам проверки, в ходе проведения проверки выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации и положений учредительных документов: 1) в нарушение ст. 29 Закона № 82-ФЗ Организацией не представлены документы по запросу Главного управления, указанные в п. 13 Распоряжения № 466-р от 23.06.2023 «О проведении плановой документарной проверки Общественной организации по поддержке демократических инициатив и взаимодействию с муниципальными и государственными структурами Нефтекумского городского округа Ставропольского края «Общественная палата НГО СК»»; 2) в нарушение ст. 20 Закона № 82-ФЗ Устав Организации не содержит сведений о территории, в пределах которой общественное объединение осуществляет свою деятельность; 3) в нарушение п. 3 ст. 1 Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации», п. 3 ст. 1 Федерального закона от 23.06.2016 года № 183-ФЗ «Об общих принципах организаций и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации», ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», использование в наименовании Организации словосочетания «Общественная палата» недопустимо; 4) в нарушение п. 1 ст. 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 8 Закона № 82-ФЗ - отсутствие уставной деятельности; 5) в нарушение ст. 29 Закона № 82-ФЗ - Организацией не представлен отчет по форме ОН 0003 за 2020 года и 2022 год, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.09.2021 года № 185 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», а также не представлена информация о продолжении деятельности за 2022 год.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Общественной организацией не представлено документов, содержащих отчет о своей деятельности с указанием действительного места нахождения, о персональном составе руководящих органов за 2022 год; а также указанной организацией не представлены документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за 2020 год - по форме № ОН0003, утвержденным приказом Минюста России от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» и за 2022 - по форме № ОН0003, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.09.2021 года № 185 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Общественная организация не исполняет обязанности, возложенные на некоммерческую организацию положениями ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Нарушения, допущенные Общественной организацией, как в совокупности, так и каждое в отдельности, являются основанием для ликвидации Общественной организации, поскольку нарушения имеют существенный характер, попыток устранить нарушения не предпринималось и не предпринимается, в связи с чем, восстановление законности возможно только путем ликвидации организации.

С учетом изложенного, административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю к общественной организации по поддержке демократических инициатив и взаимодействию с муниципальными и государственными структурами Нефтекумского городского округа Ставропольского края «Общественная палата НГО СК» о ликвидации общественного объединения, исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, - удовлетворить.

Ликвидировать общественную организацию по поддержке демократических инициатив и взаимодействию с муниципальными и государственными структурами Нефтекумского городского округа Ставропольского края «Общественная палата НГО СК».

Исключить общественную организацию по поддержке демократических инициатив и взаимодействию с муниципальными и государственными структурами Нефтекумского городского округа Ставропольского края «Общественная палата НГО СК» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Мотивированное решение изготовлено 11.12.2023 года.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Нефтекумский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Нефтекумского районного суда М.А. Мазикин