Дело № 2а-1089/2019
УИД 42RS0020-01-2019-001384-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Город Осинники 13 ноября 2019 года
Осинниковский городской суд Кемеровской области в составе Председательствующего судьи Лемзы А.А.,
При секретаре Родионовой К.Е.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Шахта «Осинниковская» к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы г.Осинники и г.Калтан Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Кемеровской области о признании незаконным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец - ООО «Шахта «Осинниковская» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным предписание № от ДД.ММ.ГГГГ начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Осинники и г.Калтан Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Кемеровской области (далее - ОНДПР г.Осинники и г.Калтан УНДПР Главного управления МЧС России по Кемеровской области) ФИО8 и отменить.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ начальника ОНДПР г.Осинники и г.Калтан УНДПР Главного управления МЧС России по Кемеровской области в отношении ООО «Шахта «Осинниковская» проведена плановая выездная проверка в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Проверка проводилась с целью контроля за соблюдением юридическим лицом обязательных требований в области гражданской обороны. По результатам проверки выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны: 1. В ООО «Шахта «Осинниковская» не создан страховой фонд документации на объекты повышенного риска в соответствии с требованиями п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 20 Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 года № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», п. 16.13 приложения к Приказу МЧС России от 14.11.2008 года № 687 «Об утверждении Положения об обороне в муниципальных образованиях и организациях». Установлен срок устранения нарушений – 30.04.2020 года. Данное предписание считает незаконным и необоснованным. Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 года № 804 утверждено Положение о гражданской обороне в РФ, согласно абз.3 п.2 которого мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, черезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением. 14.11.2008 года МЧС России принят приказ № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях». Согласно п.3 Приложения к данному приказу подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при осуществлении на основании годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситауций (далее –план основных мероприятий) муниципального образования (организации). В соответствии с п.4 данного Приложения план основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти. План основных мероприятий ООО «Шахта «Осинниковская» на 2019 год, утвержден заместителем генерального директора –директором ООО «Шахта «Осинниковская» ФИО3 и согласован ДД.ММ.ГГГГ начальником МКУ «УЗНТ ОГО» ФИО4 Данным планом создание страхового фонда документации не предусматривается. Согласно п. 20 Положения № основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением устойчивости фукционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, является создание страхового фонда документации. В силу п. 3 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.07.2012 года № 297 «О создании территориального страхового фонда документации Кемеровской области на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения» Главному управлению МЧС России по Кемеровской области рекомендовано организовать работу по руководству созданием, сохранением и использованием территориального страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения Кемеровской области. Пунктом 4 данного постановления Коллегии органам местного самоуправления Кемеровской области рекомендовано сформировать перечни объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения населения муниципального образования. В 2013 году в Кемеровской области сформирован Перечень объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения населения, на которых создается страховой фонд документации, необходимый для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Кемеровской области. Данный перечень утвержден Первым заместителем Губернатора Кемеровской области ФИО5 В указанный перечень ООО «Шахта «Осинниковская» не включено. Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Осинниковского городского судебного района Кемеровской области от 10.09.2019 года производство по делу № 5-296/2019 о привлечении ООО «Шахта «Осинниковская» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прекращено.
Административным ответчиком представлены письменные возражения на данные требования. В данных возражениях административный ответчик считает оспариваемое предписание законным и обоснованным. В соответствии с действующим законодательством РФ на объектах повышенного риска (потенциально опасные объекты) должны создаваться страховые фонды аварийных комплектов документации. В соответствии с п.5 Приложения № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к опасным производственным объектам относятся объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых. В отношении шахт установлен 1 класс опасности. Согласно Перечню под № 139 указан объект: филиал «Шахта «Осинниковская» ОАО «ОУК Южкузбассуголь» по адресу: <адрес>. ООО «Шахта «Осинниковская» также находится на данному адресу. Считает, что несмотря на неоднократные изменения организационного характера вид и адрес осуществления деятельности у предприятия остались неизмененными.
В судебном заседании представитель административного истца – ООО «Шахта «Осинниковская» ФИО1, действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, в полном объеме.
Представитель административного ответчика - ОНДПР г.Осинники и г.Калтан УНДПР Главного управления МЧС России по Кемеровской области ФИО2, действующий на основании доверенности, поддержал доводы, изложенные в возражениях.
Заслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Положениями ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что начальником ОНДПР г.Осинники и г.Калтан УНДПР Главного управления МЧС России по Кемеровской области ФИО7ДД.ММ.ГГГГ вынесено распоряжение № о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «Шахта «Осинниковская», определен срок проверки: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>
По результатам проверки составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, которым выявлены нарушения обязательных требований в области гражданской обороны, а, именно, в нарушение требований п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 20 Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 года № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», п. 16.13 Приложения к Приказу МЧС России от 14.11.2008 года № 687 «Об утверждении Положения об обороне в муниципальных образованиях и организациях» в ООО «Шахта «Осинниковская» не создан страховой фонд документации на объекты повышенного риска <данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием страхового фонда документации в отношении ООО «Шахта «Осинниковская» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Осинниковского городского судебного района Кемеровской области от 10.09.2019 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Шахта «Осинниковская» прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения (<данные изъяты>).
Также по окончании проверки начальником ОНДПР г.Осинники и г.Калтан УНДПР Главного управления МЧС России по Кемеровской области ФИО8ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание №, которым на ООО «Шахта «Осинниковская» возложена обязанность устранить данное нарушение в срок – до ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>).
Административный истец считает данное предписание незаконным, так как ООО «Шахта «Осинниковская» не включено в Перечень объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения населения, на которых создается страховой фонд документации, необходимый для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Кемеровской области.
Данные доводы административного истца суд находит обоснованными.
Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.
Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 20 указанного положения основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются, в том числе создание страхового фонда документации.
Данное положение предусматривается также п. 16.13 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 (ред. от 01.08.2016).
Коллегией Администрации Кемеровской области принято постановление от 26 июля 2012 г. N 297 «О создании территориального фонда документации Кемеровской области на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения».
Согласно п. 3 данного постановления Главному управлению МЧС России по Кемеровской области рекомендовано организовать работу по руководству созданием, сохранением и использованием территориального страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения Кемеровской области.
Органам местного самоуправления Кемеровской области рекомендовано сформировать перечни объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения населения муниципального образования (п.4.1).
Первым заместителем Губернатора Кемеровской области ФИО5 в 2013 году утвержден Перечень объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения населения, на которых создается страховой фонд документации, необходимый для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Кемеровской области.
ООО «Шахта «Осинниковская» не включено в данный Перечень.
Исходя из вышеизложенного, следует, что оспариваемое предписание ОНДПР г.Осинники и г.Калтан УНДПР Главного управления МЧС России по Кемеровской области о возложении обязанности по созданию страхового фонда документации на ООО «Шахта «Осинниковская», как на организацию, не включенную в указанный Перечень, является незаконным.
Суд не согласен с доводами представителя административного ответчика о том, что поскольку ООО «Шахта «Осинниковская» осуществляет деятельность по добыче угля по тому же адресу (<адрес>), что и ранее включенное в указанный Перечень юридическое лицо – филиал «Шахта Осинниковская» ОАО «ОУК Южкузбассуголь», поэтому также обязано создавать страховой фонд документации.
Из учредительных документов, в том числе Устава ООО «Шахта «Осинниковская» следует, что ООО «Шахта «Осинниковская» не является правопреемником ОАО «ОУК Южкузбассуголь». Оборудование, производственные здания и иные объекты были приобретены ООО «Шахта «Осинниковская» у ОАО «ОУК Южкузбассуголь» по договорам купли-продажи имущества от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).
Исходя из вышеизложенного, суд считает, что требования административного истца о признании незаконным оспариваемого предписания подлежат удовлевторению.
Однако суд считает, что требования административного истца об отмене оспариваемого предписания не подлежат удовлетворению.
Согласно пунктам 1 и 2 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 305 (ред. от 22.07.2017) государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.
Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (далее - органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны), в том числе с применением риск-ориентированного подхода.
Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В силу подпунктов «г» и «е» пункта 6 указанного Положения должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право, в том числе выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны; отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны.
Исходя из вышеизложенного, суд не вправе подменять собой функции административного органа и отменять оспариваемое незаконное предписание.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Шахта «Осинниковская» удовлетворить частично.
Предписание начальника Отделения надзорной деятельности и профилактической работы г.Осинники и г.Калтан Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Кемеровской области (ОНДПР г.Осинники и г.Калтан УНДПР Главного управления МЧС России по Кемеровской области) ФИО8№ от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным.
В удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Шахта «Осинниковская» об отмене предписания № от ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 18 ноября 2019 года
Судья А.А. Лемза