Дело № 2а-1089/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2020 года | г. Саров |
Саровский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Ковалева Э.В., при секретаре Сазановой Т.Д., с участием представителя административного истца Солонниковой Ю.В., представителя административного ответчика Шабунина Н.А., представителя заинтересованного лица Кугукина С.В. по доверенности Дыльдаева А.И., помощника прокурора ЗАТО Саров Нижегородской области Воронова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тюрина А. Ю. к Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Городской Думы города Сарова седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 об отмене регистрации кандидата в депутаты,
Установил :
Тюрин А.Ю. обратился в суд с административным иском к Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Городской Думы г. Саров Нижегородской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 (далее ОИК № 24) об отмене регистрации кандидата в депутаты. Требования мотивированы тем, что решением Городской Думы города Сарова Нижегородской области от 22 июня 2020 года № 47/6-гд «О назначении выборов депутатов Городской Думы города Сарова седьмого созыва» выборы депутатов Городской Думы города Сарова седьмого созыва назначены на 13 сентября 2020 года.
03 августа 2020 года Окружной избирательной комиссией по выборам депутатов Городской Думы города Саров Нижегородской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №24 Тюрин А.Ю. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты (решение ОИК № 24 от 03.08.2020 № 4/1). Также в качестве кандидата в депутаты Городской Думы города Сарова по данному избирательному округу был зарегистрирован Кугукин С.В. (решение ОИК № 24 от 27.07.2020 №2/1).
Вопреки положениям законодательства кандидат в депутаты по одномандатному избирательному округу №24 Кугукин С.В. не представил в избирательную комиссию информацию об освобождении его от служебных обязанностей в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации. А именно, Кугукин С.В. продолжает исполнять служебные обязанности директора в <данные изъяты> (ИНН №, ОГРН №, адрес ... помещение П1). Согласно выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 28.08.2020 в разделе сведений о видах экономической деятельности <данные изъяты> осуществляет следующие виды деятельности: 60.10 Деятельность в области радиовещания; 18.11 печатание газет; 58.13 издание газет. Также Кугукин С.В. является главным редактором <данные изъяты> и главным редактором рекламно-информационного издания <данные изъяты> Так, в выпуске рекламно-информационного издания <данные изъяты> №24 (392) от 01 августа 2020 года на последней восьмой странице указано: «Гл.редактор С.В. Кугукин.» Указанные действия Кугукина С.В,, подпадают под признаки неоднократного использования преимуществ служебного положения.
Тюрин А.Ю. просил отменить регистрацию Кугукина С.В. в качестве кандидата в депутаты Городской Думы г. Саров Нижегородской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №24, зарегистрированного решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №24 от 27.07.2020 №2/1.
В ходе рассмотрения административного дела Тюрин А.Ю. дополнил исковые требования, указав, что 28 августа 2020 года Кугукин С.В. выпусти агитационный печатный материал в форме печатной брошюры (далее по тексту АПМ). Страница 16, 29 АПМ содержит фрагмент плана города Саров, который является объектом интеллектуальной собственности. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право согласно части 3 статьи 1228 ГК РФ может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Административный истец Тюрин А.Ю. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя.
Представитель административного истца Солонникова Ю.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в административном исковом заявлении. Пояснила, что фрагмент плана города Саров является частью карты Яндекс, использование которой без разрешения правообладателя запрещено пользовательским соглашением.
Представитель административного ответчика Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Городской думы города Сарова седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 Шабунин Н.А в судебном заседании административные исковые требования не признал, полагал, что нарушений при регистрации Кугукина С.В. не допущено.
Заинтересованное лицо Кугукин С.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя.
Представитель заинтересованного лица Кугукина С.В. по доверенности Дыльдаев А.И. в судебном заседании административные исковые требования не признал, указав, что Кугукин С.В. не работает в <данные изъяты> не является главным редактором <данные изъяты> и главным редактором рекламно-информационного издания <данные изъяты> Сведения в налоговые органы обязан подавать руководитель юридического лица, и Кугукин С.В. не имеет полномочий на внесение изменений в ЕГРЮЛ. Также Кугукин С.В. не может повлиять на внесение в рекламно-информационное издание <данные изъяты> сведений о главном редакторе. Участвуя в радиопередаче, Кугукин С.В. не нарушил закон о выборах. За нарушение авторских прав Кугукин С.В. к ответственности не привлекался, его действия не носят противозаконный характер.
Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии города Сарова Нижегородской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд усматривает основания для рассмотрения дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Заслушав стороны, выслушав заключение ст. помощника прокурора ЗАТО Саров Воронова Д.А., полагавшего, что доводы истца нашли подтверждение, в связи с чем, административные исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3); граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).
Под избирательными правами граждан понимаются конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списка кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, данным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации (пункт 28 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
В соответствии с пунктом 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата; б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов; в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией; д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона; е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона; ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте "г" пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения; з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости; и) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов - установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.
В силу пункта 1 статьи 40 указанного Федерального закона кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Согласно пункту 5 статьи 40 этого же Федерального закона под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается: а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума; б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях; в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума; г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране; д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок; е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом; ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий; з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
Аналогичные положения содержит Закон Нижегородской области от 06.09.2007 N 108-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области".
Судом установлено, что на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Городской Думы города Сарова Нижегородской области.
03 августа 2020 года Окружной избирательной комиссией по выборам депутатов Городской Думы города Саров Нижегородской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №24 в качестве кандидата в депутаты зарегистрирован Тюрин А.Ю. (решение ОИК № 24 от 03.08.2020 № 4/1).
27 июля 2020 года Окружной избирательной комиссией по выборам депутатов Городской Думы города Саров Нижегородской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №24 в качестве кандидата в депутаты зарегистрирован Кугукин С.В. (решение ОИК № 24 от 27.07.2020 №2/1).
Решением Саровского городского суда Нижегородской области от 13 августа 2020 года по административному делу по иску Тюрина А.Ю. к Окружной избирательной комиссии города Сарова по одномандатному избирательному округу № 24 о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 24 о регистрации кандидата в депутаты городской Думы города Сарова Нижегородской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 Кугукина С.В. установлено, что все необходимые для выдвижения и регистрации кандидата документы были представлены в избирательную комиссию в установленные законом сроки в надлежащем оформлении. С 01 июля 2020 года обязанность главного редактора средства массовой информации радиоканала <данные изъяты> исполняет Круглецов С.Н., редактором <данные изъяты> является Горелов А.М., иных застрахованных лиц, согласно сведениям ПФР, в обществе нет. Кроме того, 09 июля 2020 года Кугукин С.В. подал на имя учредителей <данные изъяты>» заявление об освобождении его от обязанностей директора <данные изъяты> Согласно протоколу учредительного собрания участников общества № 13 от 10 июля 2020 года полномочия Кугукина С.В., как директора, были прекращены с 12 июля 2020 года, и приказом № от 12 июля 2020 года он был освобожден об обязанностей директора <данные изъяты> Решением суда не установлено каких-либо нарушений со стороны зарегистрированного кандидата в депутаты Городской Думы города Сарова седьмого созыва Кугукина С.В. положений ст. 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст. 34 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года № 108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области»
Решение Саровского городского суда Нижегородской области от 13 августа 2020 года вступило в законную силу.
Судом установлено, что в ЕГРЮЛ по состоянию на 28.08.2020 директором <данные изъяты>» значится Кугукин С.В.
В выпуске рекламно-информационного издания <данные изъяты> №24 (392) от 01 августа 2020 года на последней восьмой странице указано: «Гл.редактор С.В. Кугукин.»
03 августа 2020 года Кугукин С.В. принимал участие в радиопередаче <данные изъяты> в качестве соведущего.
Доказательств того, что Кугукин С.В. продолжает исполнять служебные обязанности директора в <данные изъяты> а также является главным редактором <данные изъяты>» и главным редактором рекламно-информационного издания <данные изъяты> суду не представлено, кроме того, данные обстоятельства опровергаются решением Саровского городского суда Нижегородской области от 13 августа 2020 года.
При решении вопроса о том, является ли использование служебного или должностного положения достаточным основанием для применения судом предусмотренных Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ неблагоприятных последствий для кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, необходимо, в частности, выяснять кратность, характер, содержание, цель совершения этих действий.
При этом следует учитывать, что основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, для отказа в проведении референдума, для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов, для отмены регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может служить только неоднократное (не менее двух раз) использование преимуществ должностного или служебного положения (подпункт "л" пункта 24, подпункт "к" пункта 25, подпункт "г" пункта 26 статьи 38, подпункт "в" пункта 7, подпункт "в" пункта 8, пункт 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
При решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, судам надлежит выяснять следующие обстоятельства: подпадают ли совершенные действия под перечень действий, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ могут расцениваться как подкуп избирателей, участников референдума, имея в виду, что указанный перечень не подлежит расширительному толкованию; совершены ли действия в период избирательной кампании; позволяет ли характер совершенных действий сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей, участников референдума: голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос; относятся ли лица, осуществившие названные в пункте 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ действия, к кругу лиц, действия которых по подкупу избирателей, участников референдума влекут соответствующие неблагоприятные последствия для кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума.
Сведений о том, что Кугукин С.В. неоднократно использовал преимущества служебного положения, для проведения предвыборной агитации, административным истцом не представлено.
Пунктом 1.1 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлен запрет на агитацию, нарушающую законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Аналогичные положения содержит и Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года № 108-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области", пункт 5 части 7 статьи 79 которого предусматривает, что регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях несоблюдение кандидатом ограничений, предусмотренных частями 1 или 2 статьи 51 настоящего Закона.
Часть 2 ст. 51 Закона Нижегородской области от 6 сентября 2007 года № 108-З предусматривает, что при проведении предвыборной агитации также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в части 1 настоящей статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся от 31 марта 2011 года № 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при применении пункта 1.1 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ о запрете агитации, нарушающей законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности, судам следует учитывать, что с 1 января 2008 года отношения в сфере интеллектуальной собственности (охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации) регулируются частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Несоблюдение требований, установленных частью четвертой этого Кодекса (в частности, использование результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации без согласия автора или иного правообладателя, а в случае, когда допускается их использование без согласия автора или иного правообладателя - несоблюдение условий такого использования), должно квалифицироваться судами как нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Нарушение требований статьи 1276 ГК РФ при проведении предвыборной агитации имеет место в случае, когда в агитационных материалах без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизводится, сообщается в эфир или по кабелю фотографическое произведение, произведение архитектуры или произведение изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, и изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю.
22 августа 2020 года Кугукин С.В. предоставил в избирательную комиссию брошюру с агитационным материалом, в которой на страницах №16 и № 29 содержится изображение фрагмента плана города Сарова, на котором выделен избирательный округ № 24.
Указанный печатный агитационный материал был изготовлен в ходе избирательной кампании по заказу кандидата в депутаты Кугукина С.В. индивидуальным предпринимателем Гореловым А.М. тиражом 1250 экземпляров.
Размещение изображения, воспроизводящего карту части города, опубликованную на сайте сервиса <данные изъяты> является нарушением авторских прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: в том числе географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам.
Картографические материалы, получаемые в результате выполнения картографических работ, включают карты, планы, а также единую электронную картографическую основу и иные материалы. При этом план представляет собой карту, создаваемую в крупном масштабе в отношении ограниченного участка местности.
Геодезические и картографические продукция, материалы и данные признаются результатами интеллектуальной деятельности, если процесс их создания носит не только технический, производственный, но и творческий характер.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (ст.1233), если ГК РФ не предусмотрено иное. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными названным кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ.
Таким образом, судом установлено, что в печатном агитационном материале Кугукина С.В. в качестве фоновой картографической основы и графической иллюстрации границ избирательного округа размещен фрагмент плана города. При этом каких-либо отличий указанного плана от карты данной части города, размещенной на сервисе «Яндекс.Карты», который является общедоступным, судом не установлено, стороной ответчика и заинтересованного лица не опровергнуто.
Между тем, принцип исчерпания права, предусматривающий возможность участия в гражданском обороте именно экземпляра произведения, правомерно введенного в этот оборот, без дальнейшего согласия правообладателя, не наделяет участников гражданского оборота правом по своему усмотрению использовать сам результат интеллектуальной деятельности (а не его экземпляр на материальном носителе) без выплаты вознаграждения правообладателю.
Информационно-коммуникационная сеть "Интернет" не является местом, открытым для свободного посещения, по смыслу ст. 1276 ГК РФ.
Указание на отсутствие заключения специалиста, устанавливавшего бы сходство, а также привлечение к ответственности за нарушение авторских прав, суд во внимание не принимает, поскольку отличий указанного плана от карты данной части города, размещенной на сервисе «Яндекс.Карты» не имеется, а согласно Условиям использования сервиса «Яндекс.Карты» любое копирование данных, их воспроизведение, переработка, распространение, доведение до общего сведения (опубликование) в сети Интернет, любое использование в средствах массовой информации и/или в коммерческих целях без предварительного письменного разрешения правообладателя запрещается.
Лицензионного договора, согласно которому лицензиат предоставляет лицензиату право использования созданного произведения - изображения территории субъекта Российской Федерации, а лицензиат обязуется использовать предоставленные неисключительные права в своей агитационной деятельности в период избирательной кампании, Кугукиным С.В. заключено не было.
Анализ исследованных в судебном заседании доказательств, дает основание полагать, что картографический материал воспроизведен без соблюдении условий использования объектов интеллектуальной собственности, предусмотренных статьями 1229, 1259, 1273, 1276 Гражданского кодекса Российской Федерации, что является нарушением законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
При таких основаниях требование административного истца Тюрина А.Ю. об отмене регистрации кандидата в депутаты Кугукина С.В. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
Решил :
Административные исковые требования Тюрина А. Ю. удовлетворить.
Отменить регистрацию Кугукина С. В. в качестве кандидата в депутаты Городской Думы города Сарова Нижегородской области седьмого созыва по одномандатному округу № 24.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд Нижегородской области в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
В окончательной форме решение изготовлено 03 сентября 2020 года.
Судья | Э.В. Ковалев | |