ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-108/18 от 20.06.2018 Тес-хемского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-108/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Самагалтай 20 июня 2018 года

Тес-Хемский районный суд Республики Тыва, в составе председательствующего Кочнёвой А.Ш., при секретаре Кужугет А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое прокурора Тес-Хемского района Республики Тыва к Администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» о признании незаконным бездействия Администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» по непринятию мер, направленных на отмену постановления от 27.03.2018 № 143 «Об объявлении проведения открытого аукциона по продаже земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>»; об отмене постановления от 27.03.2018 № 143; обязании опубликовать в средствах массовой информации сведения об отмене постановления администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» от 27.03.2018 № 143,

с участием помощника прокурора Тес-Хемского района Республики Тыва Ондар С.А.,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тес-Хемского районного суда Республики Тыва Ондар А.О. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на отмену постановления от 26.03.2018 № 143 «Об объявлении проведения открытого аукциона по продаже земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства», об отмене постановления от 26.03.2018 № 143, об обязании опубликовать в средствах массовой информации сведения об отмене постановления от 26.03.2018 № 143 по продаже земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером <данные изъяты> по <данные изъяты>.

В обоснование административного иска указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» требований федерального законодательства при распоряжении земельными участками, находящихся в муниципальной собственности. Постановлением администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» от 26.03.2018 № 143 утверждено проведение аукциона на продажу земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства. Указанный нормативный правовой акт противоречит требованиям федерального законодательства. Проверкой установлено, что постановлением администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» от 27.03.2018 № 143 объявлено проведение открытого аукциона по продаже земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером <данные изъяты> по <данные изъяты>. Администрацией района установлена начальная цена земельного участка в размере <данные изъяты> рублей. Извещение о проведении открытого аукциона размещено в газете «Самагалтай» в выпуске № 3 от 29.03.2018 года. Изучением опубликованного извещения установлено, что администрацией муниципального района в целях продажи проводится открытый аукцион на указанный земельный участок. Торги по продаже земельного участка до настоящего времени не проведены в связи с не поступлением от граждан заявлений. Однако в силу установленных норм земельного законодательства для реализации земельного участков из земель населенных пунктов, находящихся в муниципальной собственности для индивидуального жилищного строительства проведение аукциона не требуется в случае отсутствия заявлений от граждан. В связи с чем прокуратурой района 30.03.2018 года на постановление администрации муниципального района от 27.03.2018 года № 143 о проведении аукциона на продажу земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства принесен протест. По результатам рассмотрения протеста администрацией муниципального района требования прокуратуры района отказаны в удовлетворении. Администрацией муниципального района меры, направленные на отмену принятого незаконного решения не приняты, что свидетельствует о бездействии со стороны уполномоченного органа. Выявленное нарушение ограничивает права неопределенных лиц на доступность к земельным участкам для индивидуального жилищного строительства, которые должны предоставляться без проведения торгов в установленных законом случаях. Просит признать незаконным бездействия Администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» по непринятию мер, направленных на отмену постановления от 27.03.2018 № 143, отменить постановление от 27.03.2018 № 143 об объявлении проведения открытого аукциона по продаже земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером <данные изъяты> по <адрес> и обязать опубликовать в средствах массовой информации сведения об отмене постановления от 27.03.2018 № 143 в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Ондар С.А. поддержала административное исковое заявление в полном объеме по основаниям, указанным в административном иске.

Административный ответчик – представитель администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств не заявлял.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п.10 ч.2 ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности предоставляются без проведения торгов в отношении участков гражданам для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с ч.1 ст.39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела администрацией муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» 26 марта 2018 года под № 143 вынесено постановление о проведении открытого аукциона по продаже земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно справке о результатах проверки, проведенной прокуратурой Тес-Хемского района, проверкой установлено, что постановлением администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» от ДД.ММ.ГГГГ объявлено проведение открытого аукциона по продаже земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером <данные изъяты> по <адрес>, начальная цена земельного участка установлена в размере <данные изъяты> рублей. Извещение о проведении открытого аукциона размещено в газете «Самагалтай» в выпуске № 3 от 29.03.2018 года. Изучением опубликованного извещения установлено, что администрацией муниципального района в целях продажи проводится открытый аукцион на указанный земельный участок. Торги по продаже земельного участка до настоящего времени не проведены в связи и с не поступлением от граждан заявлений.

30 марта 2018 года прокурором Тес-Хемского района внесен протест на постановление администрации муниципального района от 26.03.2018 года № 143, в котором указано, что постановлением администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» от 26.03.2018 № 143 утверждено проведение аукциона на продажу земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства. Указанный правовой акт противоречит требованиям федерального законодательства в связи с чем подлежит отмене по следующим основаниям. Согласно п.10 ч.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности предоставляются без проведения торгов в отношении участков гражданам для индивидуального жилищного строительства. Проверкой установлено, что постановлением администрации от 26.03.2018 № 143 объявлено проведение открытого аукциона по продаже земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером <данные изъяты>, установлена начальная цена земельного участка в размере <данные изъяты> рублей. Извещение о проведении открытого аукциона размещено в газете «Самагалтай» в выпуске № 3 от 29.03.2018 года. Таким образом, проведение торгов по продаже земельных участков из земель населенных пунктов для индивидуального строительства является незаконным. Требует отменить постановление администрации муниципального района от 26.03.2018 года № 143 о проведении открытого аукциона на продажу земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства.

Из ответа администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» на протест прокурора следует, что постановление администрации муниципального района от 26.03.2018 года № 143 вынесено на основании ст.39.11 Земельного кодекса РФ. Согласно п.10 ч.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18. В соответствии со ст.39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса. На основании изложенного, данное постановление не противоречит требованиям федерального законодательства.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, земельный участок кадастровый номер <данные изъяты>, номер кадастрового квартала <данные изъяты>, дата присвоения кадастрового номера 25.07.2017 года, адрес: <адрес>, кадастровая стоимость <данные изъяты> руб., категория земель: земли населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства.

На странице 8 газеты «Самагалдай» 29 марта 2018 года № 3 (203) опубликовано извещение о проведении открытого аукциона земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес>, площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер <данные изъяты>, начальная цена <данные изъяты> руб., шаг. Аукциона <данные изъяты> руб., задаток <данные изъяты> руб.

Из объяснения главного специалиста отдела управления муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» САГследует, что указанное постановлении вынесено на основании ст.39.11 и 39.18 Земельного кодекса РФ. Заявления от граждан о предоставлении земельного участка не поступали. Администрацией муниципального района опубликовано извещение о проведение торгов в целях извлечения дохода от реализации имущества. До вынесения постановления о проведении аукциона заявления от граждан о предоставлении земельного участка не поступали. До настоящего времени указанный земельный участок не реализован, поскольку заявления от лиц не поступали.

В соответствии с п.10 ч.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Согласно ст.39.11 Земельного кодекса РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Однако в силу установленных норм земельного законодательства для реализации земельных участков из земель населенных пунктов, находящихся в муниципальной собственности для индивидуального жилищного строительства проведение аукциона не требуется в случае отсутствия заявлений от граждан.

С учетом изложенного, постановление администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» от 27.03.2018 № 143 о проведении открытого аукциона по продаже земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности является незаконным и подлежит отмене.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление обоснованно и подлежит удовлетворению.

Согласно п.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает из не соответствующими нормативным правовым актом и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Поскольку отказом об отмене постановления администрации о проведении открытого аукциона по продажу земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства нарушены права неопределенных лиц, ограничивает на доступность к земельным участкам для индивидуального жилищного строительства, которые должны предоставляться без проведения торгов, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Руководствуясь п.2 ч.4 ст.215 КАС РФ и п.4 ч.3, ч.10 ст.227 КАС РФ, суд полагает необходимым возложить на Администрацию муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» обязанность опубликовать в средствах массовой информации сведения об отмене постановления администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва от 27.03.2018 № 143 « Об объявлении проведения открытого аукциона по продаже земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Помимо этого, учитывая положения п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ суд считает необходимым возложить на Администрацию муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» обязанность сообщить об исполнении решения по административному делу в Тес-Хемский районный суд Республики Тыва, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Тес-Хемского района Республики Тыва к Администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» по непринятию мер, направленных на отмену постановления от 27.03.2018 № 143 «Об объявлении проведения открытого аукциона по продаже земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером <данные изъяты> по <адрес>.

Отменить постановление Администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» от 27.03.2018 № 143 «Об объявлении проведения открытого аукциона по продаже земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером <данные изъяты> по <адрес>».

Обязать Администрацию муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» опубликовать в средствах массовой информации сведения об отмене постановления администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» от 27.03.2018 № 143 «Об объявлении проведения открытого аукциона по продаже земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером <данные изъяты> по <адрес> в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Тес-Хемский районный суд Республики Тыва.

Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2018 года.

Председательствующий А.Ш. Кочнёва