Дело 2а-108/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
----
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи Потапова А.А.,
при секретаре Новосельской И.А.,
с участием помощника прокурора -- Москвина В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора -- в интересах неопределенного круга лиц к -- о признании незаконным бездействия по непринятию мер по установке индивидуальных приборов учета воды в муниципальных жилых помещениях, расположенных в -- по адресам: пер. Строителей,5, --; --; --, 21; --, 17; --, 12; --А, --; --, 7, 14; --, 4, 9, 11; --, 7; --, 12, 16; --; возложении обязанности на -- в срок до -- установить индивидуальные приборы учета воды в муниципальных жилых помещениях, расположенных в -- по адресам: пер. Строителей,5, --; --; --, 21; --, 17; --, 12; --А, --; --, 7, 14; --, 4, 9, 11; --, 7; --, 12, 16; --,
установил:
-- обратился в суд с административным исковым заявлением к -- мотивируя тем, что была проведена проверка исполнения -- жилищного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения.
Прокуратурой установлено, что в собственности муниципального образования -- находятся квартиры, расположенные в -- по адресам: пер. Строителей,5, --; --; --, 21; --, 17; --, 12; --А, --; --, 7, 14; --, 4, 9, 11; --, 7; --, 12, 16; --, которые предоставлены гражданам по договорам найма служебного жилого помещения, найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, социального найма. Однако, в нарушение ч.1 ст.157 ЖК РФ, ч.5 ст.13 Федерального закона от -- № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», до настоящего времени в указанных жилых помещениях -- не установлены приборы учета воды, в связи с чем нанимателям применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления воды.
В целях устранения выявленных нарушений прокурором района -- вынесено представление с требованием принять конкретные действенные меры по устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь.
---- дан ответ, что представление признано обоснованным, в настоящее время уточняется стоимость установки счетчиков холодной воды, вносятся изменения в систему мероприятий муниципальной подпрограммы «Модернизация коммунальной инфраструктуры --» муниципальной программы «Развитие и модернизация жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории -- 2015 - 2020 годы».
В ходе дополнительной проверки установлено, что меры по установке приборов учета воды до настоящего времени не приняты. В целях устранения выявленных нарушений прокурором -- внесено представление с требованием принять конкретные действенные меры по устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь.
Согласно ответу администрации района от -- приборами учета не оборудовано 27 жилых помещений.
Полагает, что круг лиц, права которых нарушены в данном случае, является неопределенным, поскольку их в силу различных обстоятельств (регистрация по месту жительства, снятие с регистрационного учета, смерть, рождение, предоставление временным жильцам) невозможно индивидуализировать, привлечь к участию в деле.
При указанных обстоятельствах, в результате бездействия --, нарушены права неопределенного круга – как жителей указанных квартир, так и лиц, которые в будущем будут в них находиться и проживать, к которым применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления воды.
Прокурор, с учетом уточнений, просит суд признать незаконным бездействие в части непринятия мер по установке индивидуальных приборов учета воды в муниципальных жилых помещениях, расположенных в -- по адресам: пер. Строителей,5, --; --; --, 21; --, 17; --, 12; --А, --; --, 7, 14; --, 9, 11; --, 7; --, 12, 16; --; возложить на -- обязанность в срок до -- установить индивидуальные приборы учета воды в муниципальных жилых помещениях, расположенных в -- по адресам: пер. Строителей,5, --; --; --, 21; --, 17; --, 12; --А, --; --, 7, 14; --, 9, 11; --, 7; --, 12, 16; --.
От ответчика администрации --, поступило письменное возражение, согласно которому исковые требования ответчик не оспаривая обязанность по установке приборов учета воды в жилых помещениях, иск не признал, ссылаясь на то, что круг лиц, в интересах которых обратился прокурор, определен, в случае заключения новых договоров лица также будут известны и определены. Муниципальные жилые помещения находятся на строгом учете, и какая за кем квартира закреплена осведомлены. -- не отрицает, что приобретение приборов учета является обязанностью ответчика. Однако, денежные средства в бюджете на 2018 год не предусмотрены. При принятии бюджета на 2019 год и плановый период 2020 – 2021 годов денежные средства на данные цели буду предусмотрены.
Дело рассмотрено без участия представитель ответчика -- надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, просившего суд рассмотреть дело без их участия.
В судебном заседании помощник прокурора Москвин В.В. на доводах изложенных в исковом заявлении настаивал, просил суд исковые требования, с учетом уточнений, удовлетворить.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, на основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ.
В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от ---- «О прокуратуре Российской Федерации», исходя из положений ст. 35 указанного Закона, прокурор, в частности, имеет право, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Федеральный закон от -- № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с ст. 8 Федерального закона № 261-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:
1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;
3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями;
5) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 261-ФЗ здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.
Согласно ч. 9 ст. 11 Федерального закона № 261-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета, используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Статьей 14 Федерального закона № 261-ФЗ предусмотрено, что в составе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов должны быть утверждены показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать: значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы; перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий; информацию об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования указанных мероприятий.
Согласно ч. 6 ст. 14 Федерального закона № 261-ФЗ перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ до -- собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 12 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ до -- (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до -- (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до -- (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Таким образом, закон возложил обязанность по установке индивидуальных приборов учета именно на собственников жилых помещений.
В силу ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В целях обеспечения населения -- топливно-энергетическими ресурсами при рациональном их использовании и эффективном функционировании субъектов топливно-энергетического комплекса постановлением -- от ---- утверждена муниципальная подпрограмма «Модернизация коммунальной инфраструктуры --» муниципальной программы «Развитие и модернизация жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории -- 2015 - 2020 годы».
Согласно выпискам из реестра муниципальной собственности объектов недвижимости --, выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости, квартиры, расположенные по адресу: --, пер. Строителей,5, --; --; --, 21; --, 17; --, 12; --А, --; --, 7, 14; --, 4, 9, 11; --, 7; --, 12, 16; --, находятся в собственности Администрации муниципального образования --.
Согласно предоставленным сведениям -- от -- квартиры, расположенные по адресу: --, пер. Строителей,5, --; --; --, 21; --, 17; --, 12; --А, --; --, 7, 14; --, 9, 11; --, 7; --, 12, 16; --, не оснащены приборами учета водоснабжения.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В силу п. 4 ч. 3 ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель обязан проводить текущий ремонт жилого помещения.
В соответствии с п. 2.4.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от ---- при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении --.
Пунктом 6 приложения -- в примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, включена установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей).
Вместе с тем обязанность собственников жилого помещения установить в определенный срок индивидуальные приборы учета предусмотрена специальным законом и не ставится законодателем в зависимость от проведения капитального или текущего ремонта жилого помещения.
Согласно Постановлению Правительства РФ от ---- «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» с -- начинают применяться поэтапно повышающие коэффициенты платы за коммунальные услуги (отопление, горячее, холодное водоснабжение, электроснабжение) для жилых помещений, которые не оборудованы индивидуальными приборами учета потребления коммунальных услуг (при наличии технической возможности).
Согласно материалам дела жилые помещения, указанные в исковом заявлении, принадлежат ответчику и представляются гражданам в пользование на основании договоров найма специализированного жилого и социального жилого помещения.
Настоящее исковое заявление подано прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц, суд полагает, что количество лиц, права которых нарушаются несоблюдением требований законодательства, не является постоянным, конкретные лица, которые пользуются жилыми помещениями и проживают в них, изменяются, в связи с чем, они не могут быть определены, индивидуализированы, количество потенциальных истцов не позволяет привлечь в процесс всех пострадавших от бездействия одного и того же ответчика.
При таких обстоятельствах, довод ответчика о том, что круг лиц, в защиту интересов которых прокурор обратился в суд, может быть определен, суд считает ошибочным.
Суд полагает, что отсутствие индивидуальных приборов учета водоснабжения в муниципальных жилых помещениях нарушает права неопределенного круга лиц проживающих в муниципальных жилых помещениях.
Как видно из материалов дела прокуратурой -- проводились проверки исполнения ответчиком жилищного законодательства, по результатам которых прокурором были вынесены представления от --, -- о нарушениях -- требований Федерального закона от -- № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», однако, до настоящего времени действенных мер ответчиком по установке индивидуальных приборов учета водопотребления в муниципальных квартирах не предпринималось, чем нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, что в свою очередь свидетельствует о бездействии административного ответчика.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора -- о признании бездействия -- в части непринятия мер по установке индивидуальных приборов учета воды в муниципальных жилых помещениях и возложении на администрацию -- обязанности в срок до -- установить индивидуальные приборы учета воды в указанных муниципальных жилых помещениях.
В силу ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются, в том числе, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Из материалов дела усматривается, что прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, но и согласно Налоговому Кодексу РФ орган местного самоуправления --, также освобождена от ее уплаты. В данном случае применяются правила части 4 ст.103 ГПК РФ - в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора -- в интересах неопределенного круга лиц к администрации -- о признании незаконным бездействия по непринятию мер по установке индивидуальных приборов учета воды в муниципальных жилых помещениях, расположенных в -- по пер. Строителей,5, --; --; --, 21; --, 17; --, 12; --А, --; --, 7, 14; --, 9, 11; --, 7; --, 12, 16; --; возложении обязанности на администрацию -- в срок до -- установить индивидуальные приборы учета воды в муниципальных жилых помещениях, расположенных в -- по пер. Строителей,5, --; --; --, 21; --, 17; --, 12; --А, --; --, 7, 14; --, 9, 11; --, 7; --, 12, 16; --, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Практичанского сельсовета -- в части непринятия мер по установке индивидуальных приборов учета воды в муниципальных жилых помещениях, расположенных в -- по адресам: пер. Строителей,5, --; --; --, 21; --, 17; --, 12; --А, --; --, 7, 14; --, 9, 11; --, 7; --, 12, 16; --.
Возложить на -- обязанность в срок до -- установить индивидуальные приборы учета воды в муниципальных жилых помещениях, расположенных в -- по адресам: пер. Строителей,5, --; --; --, 21; --, 17; --, 12; --А, --; --, 7, 14; --, 9, 11; --, 7; --, 12, 16; --.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд -- путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.А.Потапов