административное дело №2а- 108/2020 (2а-578/2019)
УИД: 05RS0017-01-2019-001059-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«23» января 2020 года г.Избербаш
Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Магомедовой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Магомедовой Ш.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению депутата Собрания депутатов городского округа «город Избербаш» ФИО1 к исполняющему обязанности Главы городского округа «город Избербаш» (далее и.о. главы ГО «г.Избербаш») ФИО2, Администрации городского округа «город Избербаш» о признании незаконным бездействия главы ГО «г.Избербаш» ФИО2, выразившиеся в рассмотрении депутатских обращений №23, №24 и №25, как депутатских запросов, а не как обращений; обязании главы ГО «г.Избербаш» ФИО2 дать надлежащие ответы на депутатские обращения №23, №24 и №25, как указано в депутатских обращениях; привлечении к ответственности в соответствии со ст.15 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 №59-ФЗ главы ГО «г.Избербаш» ФИО2 за нарушение ст.27 Регламента Собрания депутатов городского округа «город Избербаш», пп.1 п.1 ст.10 ст.12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 №59-ФЗ,
установил:
депутат Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование которого указывает следующее.
В рамках выполнения своих должностных обязанностей в Собрании депутатов ГО «город Избербаш» в соответствии с Уставом ГО «г.Избербаш» и Регламентом Собрания мною совместно с депутатами ФИО3 на имя главы ГО «г.Избербаш» были направлены следующие депутатские обращения. Депутатское обращение №23 от 13.11.2019г. от 13.11.2019г., зарегистрированное во входящем журнале администрации ГО «г.Избербаш» за №5044 от 13.11.2019г.: «ходе моей депутатской деятельности о наличии свободных земельных участков в г.Избербаш при рассмотрении публичной кадастровой карты (https://maps-rosreestr.ru/) мне стало известно, что на публичной кадастровой карте г.Избербаш на 09.10.2019г., на земельном участке в кадастровом квартале под номером 05:49:000037 проведено межевание и присвоены индивидуальные кадастровые номера: 1055, 1056,1057,1058,1050,1060,1061,1062,1063,1064,1065,1066,1068,1069,1070,1071,1072,1073,1074,1075, 1076,1077,1082,1083,1084,1085. С целью проверки объективности и законности проведения межевания, а также проведения регистрационных действий в отношении указанных земельных участков, руководствуясь п.п.4 п.20 ст.30 Устава МО ГО «г.Избербаш»
прошу Вас предоставить письменную информацию следующего содержания: «1. Кто проводил межевание вышеуказанного кадастрового квартала, на каком основании и кто был заказчиком межевания. 2. Кому, когда и на каком основании выделены или реализованы эти земельные участки. 3. Провести проверку по данному факту на предмет нанесения ущерба муниципальному образованию ГО «город Избербаш» незаконным отчуждением указанных земельных участков и принять меры, направленные на прекращение незаконной застройки. Вышеуказанные сведения прошу представить в установленные законодательством сроки и в полном объеме»».
Депутатское обращение №24 от 13.11.2019г. зарегистрированное во входящем журнале администрации ГО «г.Избербаш» за №5043 от 13.11.2019г.: «в ходе моей депутатской деятельности о наличии свободных земельных участков в г.Избербаш при рассмотрении публичной кадастровой карты (https://maps-rosreestr.ru/) мне стало известно, что на публичной кадастровой карте г.Избербаш на 09.10.2019г., на земельном участке в кадастровом квартале под номером 05:49:000041 проведено межевание и присвоены индивидуальные кадастровые номера: 1535, 1629, 1631, 1632, 1632, 1633, 1634, 1635, 1637, 1638,1665,1826,1827,1828,1829,1830,1831,1832,1833,1834,1835,1836,1837,1838,1839,1840,1841,1847,1848,1849. С целью проверки объективности и законности проведения межевания, а также проведения регистрационных действий в отношении указанных земельных участков, руководствуясь п.п.4 п.20 ст.30 Устава МО ГО «г.Избербаш», прошу Вас предоставить письменную информацию следующего содержания: «1. Кто проводил межевание вышеуказанного кадастрового квартала, на каком основании и кто был заказчиком межевания. 2. Кому, когда и на каком основании выделены или реализованы эти земельные участи. 3. Провести проверку по данному факту на предмет нанесения ущерба муниципальному образованию ГО «город Избербаш» незаконным отчуждением указанных земельных участков и принять меры, направленные на прекращение незаконной застройки. Вышеуказанные сведения прошу представить в установленные законодательством сроки и в полном объеме»».
Депутатское обращение №25 от 13.11.2019г., зарегистрированное во входящем журнале администрации ГО «г.Избербаш» №5045 от 13.11.2019г.: «в ходе моей депутатской деятельности о наличии свободных земельных участков в г.Избербаш при рассмотрении публичной кадастровой карты (https://maps-rosreestr.ru/) мне стало известно, что на публичной кадастровой карте г.Избербаш на 09.10.2019г., на земельном участке в кадастровом квартале под номером 05:49:000038 проведено межевание и присвоены индивидуальные кадастровые номера: 773, 774, 775, 776, 777, 778, 779. С целью проверки объективности и законности проведения межевания, а также проведения регистрационных действий в отношении указанных земельных участков, руководствуясь п.п.4 п.20 ст.30 Устава МО ГО «г.Избербаш», прошу Вас предоставить письменную информацию следующего содержания: «1. Кто проводил межевание вышеуказанного кадастрового квартала, на каком основании и кто был заказчиком межевания. 2. Кому, когда и на каком основании выделены или реализованы эти земельные участи. 3. Провести проверку по данному факту на предмет нанесения ущерба муниципальному образованию ГО «город Избербаш» незаконным отчуждением указанных земельных участков и принять меры, направленные на прекращение незаконной застройки. Вышеуказанные сведения прошу представить в установленные законодательством сроки и в полном объеме». Депутатские обращения №23, №24 и №25 были направлены ФИО2 в соответствии с пп.4 п. 20 ст. 30 Устава МО ГО «г.Избербаш»».
Из ответа, полученного от главы ФИО2 письмом № 32117 от 19.11.2019г. видно, что депутатские обращения им рассмотрены как депутатские запросы, а не как обращения и надлежащего ответа мы не получили. Данным бездействием и.о. главы ГО «г.Избербаш» нарушены: статья 27 Регламента Собрания депутатов ГО «г.Избербаш». Регламента «Права депутата при осуществлении депутатской деятельности в представительном органе» - в связи с осуществлением своих полномочий депутат Собрания депутатов имеет право обращаться с письменными (устными) вопросами (запросами) к главе ГО, иным находящимся на территории образования должностным лицам и органам местного самоуправления, а также руководителям иных организаций, расположенных на территории МО; пп.1 п.1 ст.10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 №59-ФЗ (далее- ФЗ №59) - государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лиц обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; п.1 ст.12 ФЗ №59 «Сроки рассмотрения письменного обращения» -в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 статьи; ст.15. ФЗ №59 «Ответственность за нарушение закона» л-ица, виновные в нарушении настоящего закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Кроме того нарушение моих прав и прав избирателей заключается в лишении меня в возможности проведения соответствующей проверки по изложенным в запросах проблемам, возможности своевременного реагирования на возможные нарушения и принятия мер по устранению причин, способствующих возникновению таких нарушений впредь.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии со ст.46 Конституции РФ за гражданином, организацией закреплено право, оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии с п.25 ч.1 ст.33 Устава ГО «г.Избербаш» глава ГО «г.Избербаш» осуществляет на регулярной основе прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан и юридических лиц, принимает по ним решения, обеспечивает организацию соответствующей работы руководителями всех органов и подразделений Администрации ГО, руководителей подведомственных предприятий и учреждений.
В судебном заседании административный истец депутат Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» ФИО1 поддержал доводы административного искового заявления, просил удовлетворить по изложенным основаниям, пояснив следующее.
Нами были поданы указанные депутатские обращения, на которые были даны ответы как на депутатские запросы, хотя это разные понятия. В соответствии с п.п.4 п.20 ст.30 Устава МО ГО «г.Избербаш в целях осуществления полномочий депутат имеет право обратиться в государственные и муниципальные органы для получения интересующей информации либо о приведении проверки по информации, содержащейся в обращении. На основании п.п.4 указанной статьи нами были сделаны обращения, а не запросы, как указано в п.п.3, это разные понятия, отличие заключается в том, что запрос должен пройти через Собрание депутатов ГО «г.Избербаш», а обращение - это когда любой гражданин, также как и депутат может обратиться в государственные органы и в течение определенного времени получить ответ. Административный ответчик ссылается на п.п.1 и 2 ст.32 Регламента Собрания депутатов ГО «г.Избербаш», хотя сам регламент разрабатывается на основании ст.131 ФЗ и Устава МО ГО «г.Избербаш». По нашему мнению ответ на наши депутатские обращения должен был быть предоставлен в порядке ФЗ №59 и п.п.4 ст.20 ст.30 Устава МО ГО «г.Избербаш». Мы обратились с депутатским обращением, а не с депутатским запросом, просим рассмотреть и дать нам ответ, как на обращение.
Административный ответчик и.о. главы ГО «г.Избербаш» ФИО2, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направив в суд представителя по доверенности, в связи с чем, дело в силу ст.150 КАС РФ рассмотрено в его отсутствие.
Представитель административного ответчика и.о. главы ГО «г.Избербаш» ФИО2 по доверенности от 18.04.2019г. №05/126-н/05-2019-1-552 и административного ответчика Администрации ГО «г.Избербаш» по доверенности от 23.01.2020г. №12 ФИО4 просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований, в судебном заседании пояснив следующее.
Ответ на данные обращение был направлен административному истцу, поэтому говорить о каком-либо бездействии со стороны административного ответчика не представляется возможным. Формирование именно таких требований и именно в такой форме также считаю недопустимым, т.к. административный орган в данном случае администрация г.Избербаш, куда было направлено обращение, в рамках своих прав и обязанностей сам решает какой именно ответ и в какой форме направлять. Как такового понятия как «депутатское обращение» в принципе не существует, если мы говорим об обращении, то мы должны закладывать в его смысл ФЗ №59, в котором также нет упоминания о такой форме обращения как «депутатский запрос». Определение понятия «депутатский запрос» имеется в энциклопедиях и юридической литературе, исходя из общего смысла, слово «запрос» означает истребование какой-либо информации, соответственно, обращение - это направление в какой-либо форме предложения либо жалобы и т.д. Если заявителю необходимо получить от адресата какую-либо информацию, следовательно, эта форма обращения будет определена как «запрос». Законодательно закреплена форма обращения депутатского только в форме депутатского запроса, говорить о том, что это разные понятия не представляется возможным. Я считаю, что те доводы, которые изложил административный истец в качестве доказательства того, что это разные понятия несостоятельны. В соответствии с п.2 ст.32 Регламента Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» депутатский запрос вносится на заседание Собрания депутатов в письменной форме, оглашается на заседании и по нему принимается решение. Депутат Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» ФИО1 не представил никаких сведений и доказательств того, что указанные депутатские запросы вносились на заседание Собрания депутатов в письменной форме, оглашались на заседании и по ним принимались решения. Что касается вопроса компетенции направления какого-либо обращения или запроса, то в ст.26 Устава МО ГО «г.Избербаш» определены компетенции Собрания депутатов; те вопросы, которые были обозначены в обращении административного истца не попадают ни под одну компетенцию установленной нормы. Исходя из этого тот ответ, который был направлен административному истцу, является законным и обоснованным. Ни в федеральном законе, ни в законе РД, ни в одном локально-нормативном акте не указано, что имеются такие понятия как «депутатский запрос» как форма обращения и «депутатское обращение» как форма запроса или обращения, поэтому мы не можем говорить о том, что это разные понятия. В ФЗ №59 такого понятия как «депутатское обращение» вообще не предусмотрено. В том «депутатском обращении», на которое ссылается административный истец, он просит предоставить информацию, содержащую сведения о персональных данных и иные сведения, которые в принципе к нему отношения не имеют, а если имеют, как к депутату собрания депутатов ГО «г.Избербаш», то ему следовало бы обратиться уже с депутатским запросом.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ч.1 ст.12 ФЗ №59 письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
На основании п. 1 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – ФЗ №131) депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
Согласно п.20 ст.30 Устава МО ГО «г.Избербаш» в целях осуществления полномочий депутат Собрания депутатов имеет право направить депутатский запрос руководителям органов государственной власти РД и органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории РД по вопросам, входящих в их компетенцию (п.п.3); обратиться в государственные и муниципальные органы для получения интересующей информации либо о приведении проверки по информации, содержащейся в обращении (п.п.4).
Главой V Регламента Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» определена организация депутатской деятельности в представительном органе.
В связи с осуществлением своих полномочий депутат Собрания депутатов имеет право: обращаться с письменными (устными) вопросами (запросами) к главе ГО, иным находящимся на территории образования должностным лицам и органам местного самоуправления, а также руководителям иных организаций, расположенных на территории муниципального образования; избирать и быть избранным в комиссию, рабочую группу; высказывать мнение по персональному составу образуемых на заседаниях Собрания депутатов комиссий, рабочих групп, а также по кандидатурам должностных лиц местного самоуправления, назначаемым по согласованию с органом; вносить предложения по повестке дня, порядку обсуждения и по существу рассматриваемых представительным органом вопросов; вносить проекты решений Собрания депутатов, изменения, дополнения и поправки к ним, об изменении, дополнении, поправках или отмене ранее принятых представительным органом решений, а также о необходимости проведения контроля за исполнением решений Собрания депутатов; участвовать в прениях, обращаться с письменными и устными запросами, задавать вопросы и получать на них ответы, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки; оглашать имеющие местное значение обращения населения муниципального образования, общественных объединений; знакомиться со стенограммой или протокольной записью своего выступления, передавать текст выступления, с которым не выступил в связи с прекращением прений, для включения в стенограмму или протокол заседания Собрания депутатов (ст.27 Регламента).
Согласно ст.28 депутат реализует на заседаниях Собрания депутатов и его рабочих органах представленные ему права в соответствии с Регламентом.
В соответствии со ст.32 Регламента, депутат, группа депутатов Собрания депутатов вправе обращаться с запросом к должностным лицам муниципального образования, а также к руководителям предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории муниципального образования, по вопросам, входящим в компетенцию Собрания депутатов (п.1). Депутатский запрос вносится на заседание Собрания депутатов в письменной форме, оглашается на заседании и по нему принимается решение (п.2). Ответ на депутатский запрос должен быть дан в устной форме на заседании Собрания депутатов или письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения (п.3). Письменный ответ оглашается председательствующим на заседании Собрания депутатов или доводится до сведения депутата иным путем (п.4).
Как следует из материалов дела, от депутатов Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» ФИО1 и ФИО3 в адрес главы ГО «г.Избербаш» ФИО2 были направлены депутатские обращения за №23, 24, 25 от 13.11.2019г., в которых излагались просьбы о предоставлении информации по вопросам проведения межеваний кадастрового квартала 05:49:000037, 05:49:000041, 05:49:000038, на каком основании и кто был заказчиком межевания; кому, когда и на каком основании выделены или реализованы эти земельные участки; провести проверку по данному факту на предмет нанесения ущерба муниципальному образованию ГО «г.Избербаш» незаконным отчуждением указанных земельных участков и принять меры, направленные на прекращение незаконной застройки.
Указанных депутатские обращения зарегистрированы в журнале Администрации ГО «г.Избербаш» под №5044, 5043, 5045 от 13.11.2019г.
Из анализа совокупности приведенных норм Регламента и норм ФЗ №59 следует, что рассмотрение «депутатского обращения» депутата Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» ФИО1 должностным лицом главой ГО «г.Избербаш» не регулируется нормами ФЗ №59, так как такое заявление не подпадает под понятие «обращение граждан» в том смысле, в каком оно изложено в законе.
В соответствии с ч. 2 ст.1 ФЗ №59 установленный настоящим законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что доводы административного истца о том, что административными ответчиками должны быть рассмотрены депутатские обращения №23, №24 и №25, как обращения в порядке ФЗ №59 суд находит несостоятельными.
В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Данная норма означает, что с административным иском в суд может обратиться лицо, чье право нарушено.
Административным истцом в иске указывается, что бездействием и.о. главы ГО «г.Избербаш» нарушены его права, свободы и законные интересы, а также права, свободы и законные интересы граждан - избирателей, которых он представляет.
Доказательств того, что административный истец наделен правом в силу ст.40 КАС РФ на обращение в защиту прав неопределенного круга лиц, то есть избирателей, суду не представлено в том числе.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административным истцом не представлено доказательств в силу ст.59 КАС РФ о нарушении его прав административным ответчиком, заявленные административные требования не обоснованы действующими нормами законодательства, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.
Наряду с основными требованиями административным истцом заявлены требования о привлечении главы ГО «г.Избербаш» ФИО2 к ответственности в соответствии со ст.15 ФЗ №59 за нарушение ст.27 Регламента Собрания депутатов городского округа «г.Избербаш», пп.1 п.1 ст.10 ст.12 ФЗ №59.
В связи с тем, что основные требования административного истца в части признания незаконными бездействий административного ответчика суд считает не подлежащими удовлетворению, соответственно вытекающее из заявленных, требование в части привлечения главы ГО «г.Избербаш» ФИО2 к ответственности за допущенные бездействия, суд считает также не подлежащими удовлетворению, поскольку факт допущения бездействий со стороны административного ответчика судом не установлен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление депутата Собрания депутатов городского округа «город Избербаш» ФИО1 к исполняющему обязанности Главы городского округа «город Избербаш» ФИО2, Администрации городского округа «город Избербаш» о признании незаконным бездействия главы ГО «г.Избербаш» ФИО2, выразившиеся в рассмотрении депутатских обращений №23, №24 и №25, как депутатских запросов, а не как обращений; обязании главы ГО «г.Избербаш» ФИО2 дать надлежащие ответы на депутатские обращения №23, №24 и №25, как указано в депутатских обращениях; привлечении к ответственности в соответствии со ст.15 Федерального закона « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 №59-ФЗ главы ГО «г.Избербаш» ФИО2 за нарушение ст.27 Регламента Собрания депутатов городского округа «город Избербаш», пп.1 п.1 ст.10 ст.12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 №59-ФЗ, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения, путем подачи жалобы через Избербашский городской суд.
мотивированное решение
составлено 31.01.2020
Судья Н.И. Магомедова