Дело № 2а-108/2021
(УИД 91OS0000-01-2021-000197-54)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 сентября 2021 года г. Симферополь
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Холодной Е.И.,
при секретаре Козлове В.С.,
с участием прокурора Алескерова Д.А.,
представителя Феодосийского городского совета Республики Крым – ФИО1,
представителя Администрации города Феодосии Республики Крым – ФИО2,
представителя Министерства сельского хозяйства Республики Крым – ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к Администрации города Феодосии Республики Крым, Феодосийскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица на стороне административных ответчиков: Министерство сельского хозяйства Республики Крым; Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, о признании недействующим решения 21 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва от 30 октября 2020 года № 200 «О внесении изменений и дополнений в решение 108 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 31 октября 2018 года № 1078 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ ФИО5»,
установил:
решением 108 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 31.10.2018 года № 1078 утверждён генеральный план муниципального образования городской округ ФИО5.
Решение от 31.10.2018 года № 1078 было опубликовано в газете «Победа» № 121 от 10 ноября 2018 года, а также на официальном сайте странице Феодосийского городского совета Республики Крым на офицциальном портале Правительства Республики Крым (https://feo.rk.gov.ru) 08 ноября 2018 года.
В вышеуказанное решение внесены изменения решением 21 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва от 30 октября 2020 года № 200 «О внесении изменений и дополнений в решение 108 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 31.10.2018 года № 1078 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ ФИО5» (далее Решение от 30 октября 2020 года № 200 – т.1 л.д.95).
ФИО4, через своего представителя ФИО6, обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Администрации города Феодосии Республики Крым, Феодосийскому городскому совету Республики Крым, в котором просил признать недействующим решение 21 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва от 30 октября 2020 года № 200 «О внесении изменений и дополнений в решение 108 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 31.10.2018 года № 1078 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ ФИО5».
В обоснование доводов административного искового заявления указано, что административный истец является правообладателем земельного участка, площадью 7363 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, а также выпиской из ЕГРН о зарегистрированных правах на указанный земельный участок с видом разрешённого использования: коммунальное обслуживание, категория земель – земли населённых пунктов. Постановлением Администрации города Феодосии от 12.02.2021 года № 388 было отказано административному истцу в предоставлении в собственность путем выкупа без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, (из-за несоответствия цели использования такого участка виду его разрешенного использования) в связи с принятием решения 25 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва от 25.12.2020 года № 239 «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ ФИО5, утверждённые решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 29 марта 2019 года № 1171». Принятие решения от 25.12.2020 года № 239, которым, по мнению административный истца, изменена категория земель и вид разрешенного использования в зоне расположения арендованного истцом земельного участка, стало возможным в связи с принятием обжалуемого в данном административном иске Решения от 30 октября 2020 года № 200. Истец считает, что оба нормативно-правовых акта затрагивают и нарушают права и законные интересы административного истца. Вместе с тем, оспаривание решения Феодосийского городского совета Республики Крым от 25.12.2020 года № 239 затруднительно или невозможно без признания недействующим обжалуемого решения, как противоречащего ст.ст. 5.1, 9, 23, 25, 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации и решению 108 сессии Феодосийского городского совета 1 созыва от 31.10.2018 года № 1078 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ ФИО5», что и стало основанием для обращения в суд с данным административным иском. Истец в иске также ссылается на нарушение процедуры принятия обжалуемого Решения от 30 октября 2020 года № 200, ссылаясь на то, что при подготовке и принятии обжалуемого решения не проводились общественные обсуждения или публичные слушания. На официальном сайте Администрации г. Феодосия опубликован действующий Генеральный план, при этом какие либо ограничения, (изменения, дополнения), якобы внесенные в него Феодосийским горсоветом РК в действующем Генеральном плане (как и в приложениях к нему, являющиеся неотъемлемой частью плана) не отражены.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 24.06.2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административных ответчиков привлечено Министерство сельского хозяйства Республики Крым.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 03.08.2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административных ответчиков привлечено Министерство строительства и архитектуры Республики Крым.
Представитель Феодосийского городского совета Республики Крым ФИО1 возражала против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к возражениям (т. 1 л.д.86-91, т.2 л.д.195-198). Пояснила, что обжалуемым решением внесены изменения в карту разногласий к Генеральному плану муниципального образования городской округ ФИО5, непосредственно в сам Генеральный план муниципального образования изменения не вносились. Оспариваемое решение было принято в порядке самоконтроля, так как при утверждении Генерального плана МО ГО ФИО5 территория, на которой расположен земельный участок, находящийся в аренде у истца, относящийся к сельхозземлям, включен в границы населенных пунктов МО ГО ФИО5. В данном случае изменения в Генеральный план не вносились, а оспариваемым Решением от 30 октября 2020 года № 200 приостановлено действие Генерального плана на ограниченной территории.
Представитель Администрации города Феодосии Республики Крым просил отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, указанным в письменных пояснениях (т.4 л.д.113-119). Пояснил, что оспариваемое решение было вынесено в порядке самоконтроля для устранения допущенных нарушений законодательства при принятии решения 108 сессии Феодосийского городского совета 1 созыва от 31.10.2018 года № 1078 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ ФИО5». Оспариваемый правовой акт приостановил действие Генерального плана, в результате чего спорная территория отнесена к зоне Н-1 (неурегулированные вопросы по Генеральному плану) до внесения соответствующих изменений в Генеральный план) и не противоречит действующему законодательству.
Представитель Министерства сельского хозяйства Республики Крым ФИО3 возражал против удовлетворения исковых требований, указывая, что решение об отнесении спорного земельного участка к зоне с неурегулированными вопросами было наиболее быстрым способом внесения необходимых изменений, после выявления Министерством сельского хозяйства Республики Крым несоответствия между материалами обоснования и картографической частью, в связи с чем, у Министерства сельского хозяйства Республики Крым и Министерства строительства и архитектуры Республики Крым возникли вопросы по поводу внесения сельскохозяйственных земель в границы населенных пунктов. Пояснил, что утвержденная редакция Генерального плана МО ГО Феодосия РК Министерством сельского хозяйства Республики Крым не согласовывалась.
Иные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом.
Суд с учётом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц.
Проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, участвующего в деле, Алескерова Д.А., полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 27.05.2021 года. Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемый акт является нормативным.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление № 50 от 25 декабря 2018 года).
В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 10 части 1 статьи 1 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» статусом городского округа наделено муниципальное образование город Феодосия - городской округ Феодосия.
Частью 11 названной статьи установлен перечень населённых пунктов, входящих в состав городского округа Феодосия: город Феодосия; поселок городского типа Коктебель; село Наниково; поселок городского типа Орджоникидзе; поселок городского типа Приморский; поселок городского типа Щебетовка; поселок городского типа Курортное; село Краснокаменка; село Береговое; село Степное; село Узловое; село Насыпное; село Ближнее; село Виноградное; село Подгорное; село Пионерское; село Солнечное; село Южное.
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа.
Аналогичная норма закреплена в пункте 29 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования городской округ ФИО5, принятого решением Феодосийского городского совета Республики Крым от 17.11.2014 года № 65 (далее Устав).
Согласно части 1 статьи 23 Устава, Феодосийский городской совет Республики Крым является представительным органом муниципального образования городской округ ФИО5.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Устава к полномочиям Феодосийского городского совета Республики Крым также относится, в том числе, внесение представления в органы государственной власти об установлении и изменении границ городского округа Феодосия и правового режима пригородной зоны, утверждение генерального плана развития городского округа Феодосия и правил землепользования и застройки, правил благоустройства (пункт 14).
Частью 3 статьи 42 Устава предусмотрено, что решения Феодосийского городского совета Республики Крым, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа Феодосия, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Городского совета, если иное не установлено Федеральным законом Российской Федерации № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно части 5 статьи 42 Устава, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституции Республики Крым, законам, иным нормативным правовым актам Республики Крым (т.1 обр. стор. л.д.143).
В соответствии с частью 7 статьи 42 Устава муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (в редакции решения 86 сессии от 30.11.2017 года № 882) (т.1 обр. стор. л.д.143).
Аналогичное требование закреплено в части 4 статьи 45 Устава в редакции решения 125 сессии от 31.05.2019 года № 1196 (т.1 л.д.145).
Частью 1 статьи 44 Устава предусмотрено, что Феодосийский городской совет Республики Крым по вопросам своего ведения принимает решения – правовые акты нормативного и иного характера. Решения принимаются на заседании Феодосийского городского совета Республики Крым открытым, в том числе поименным или тайным голосованием (т.1 обр.стор.л.д.144).
Согласно части 4 статьи 45 Устава официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться (в редакции решения от 28.09.2018 года № 1056) (т.1 л.д.145).
Частью 8 статьи 45 Устава предусмотрено, что обнародование муниципального правового акта осуществляется путем размещения на официальном сайте органа местного самоуправления городской округ Феодосия, издавшего муниципальный правовой акт (т.1 л.д.145).
В соответствии с частью 9 статьи 45 Устава официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется посредством опубликования текста правового акта в печатных средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления городского округа Феодосия, либо иных печатных средствах массовой информации, определяемых органами местного самоуправления городского округа Феодосия.
Решением 20 сессии Феодосийского городского совета 1 созыва от 20 апреля 2015 г. № 318 официальным сайтом Феодосийского городского совета Республики Крым признан сайт feo.rk.gov.ru на официальном Портале Правительства Республики Крым.
Порядок проведения первой сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва, порядок созыва очередной и внеочередной сессий Феодосийского городского совета Республики Крым, порядок подготовки и внесения на рассмотрение Феодосийского городского совета Республики Крым проектов решений, порядок обсуждения и принятия решений по вопросам, рассматриваемым на сессиях, порядок избрания должностных лиц Феодосийского городского совета Республики Крым, порядок формирования и полномочия постоянных комиссий, иных органов Феодосийского городского совета Республики Крым, права и обязанности депутатов Феодосийского городского совета Республики Крым и иные вопросы организации работы Феодосийского городского совета Республики Крым, связанные с осуществлением Феодосийским городским советом Республики Крым и депутатами Феодосийского городского совета Республики Крым своих полномочий, устанавливает Регламент Феодосийского городского совета Республики Крым, утверждённый решением 16 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым от 16.03.2015 года № 271.
Частью 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Генеральный план городского округа относится к документам территориального планирования муниципальных образований, в которых определяется назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 4.2 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что при подготовке и утверждении документов территориального планирования муниципальных образований и при внесении в указанные документы территориального планирования изменений не допускается включать в указанные документы положения о территориальном планировании, реализация которых приведет к невозможности обеспечения эксплуатации существующих или планируемых для размещения объектов регионального значения.
Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть 12 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Частью 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: 1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; 2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
Частью 5.1 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов. Формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункта 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат, в том числе, перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования;
В соответствии с частью 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в том числе: границы поселения, городского округа; границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, а также иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения поселения, городского округа или объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района.
Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа регламентирована статьёй 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1).
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2).
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 3).
Частью 10 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что по результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа: 1) документ о согласовании проекта генерального плана и подготовленный для утверждения проект генерального плана с внесенными в него изменениями; 2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.
Указанные в части 10 настоящей статьи документы и материалы могут содержать: 1) предложения об исключении из проекта генерального плана материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования); 2) план согласования указанных в пункте 1 настоящей части вопросов после утверждения генерального плана путем подготовки предложений о внесении в такой генеральный план соответствующих изменений (часть 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку (часть 12 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частям 10, 11 названной статьи заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.
Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса (часть 17).
Порядок организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ ФИО5, в том числе по проектам генеральных планов, определяет Положение об организации и проведении публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в муниципальном образовании городской округ ФИО5, утверждённое решением 99 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 29 июня 2018 г. № 1018 (далее Положение).
Согласно подпункту 1 пункта 1.4 Положения проект Генерального плана муниципального образования городской округ ФИО5, проекты решений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования городской округ ФИО5, за исключением случаев, предусмотренных законодательством в обязательном порядке являются предметом обсуждения на публичных слушаниях, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности.
Порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности регламентирован разделом 4 Положения.
Пунктом 4.5 Положения предусмотрено, что подготовку оповещения о начале публичных слушаний осуществляет организатор публичных слушаний в течение трех дней с момента принятия решения о проведении публичных слушаний с учетом требований, установленных частями 6 и 7 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Форма оповещения о начале публичных слушаний установлена приложением 1 к Положению.
Оповещение о проведении публичных слушаний не позднее, чем за семь дней до дня размещения проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, подлежит опубликованию на официальном сайте Феодосийского городского совета Республики Крым feo.rk.gov.ru на официальном Портале Правительства Республики Крым и опубликованию в газете «Победа» Феодосийского городского совета Республики Крым организатором публичных слушаний. Кроме этого, оповещения о проведении публичных слушаний располагаются на стендах в зданиях органов местного самоуправления (пункт 4.6 Положения).
В соответствии с пунктом 4.7 Положения в течение всего периода размещения проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему организатором публичных слушаний и (или) разработчиком проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, проводятся экспозиция или экспозиции такого проекта.
Экспозиции проводятся в зданиях организатора публичных слушаний.
В ходе работы экспозиции организуются консультирование посетителей экспозиции, распространение информационных материалов о проекте, подлежащем рассмотрению на публичных слушаниях.
Консультирование посетителей экспозиции осуществляется представителями организатора публичных слушаний и (или) разработчика проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, в установленные в оповещении о начале публичных слушаний часы посещения экспозиции.
Поступившие предложения и замечания по проекту, подлежащему рассмотрению на публичных слушаниях, от посетителей экспозиции заносятся в Журнал учета посетителей экспозиции, форма которого установлена в приложении 2 к Положению. К замечаниям и предложениям в целях идентификации посетителями экспозиции прикладываются документы, определенные в пунктах 5.3, 5.4 Положения.
Пунктом 4.8 Положения предусмотрено, что решение о проведении публичных слушаний размещается на официальном сайте Феодосийского городского совета Республики Крым feo.rk.gov.ru на официальном Портале Правительства Республики Крым и опубликованию в газете «Победа» Феодосийского городского совета Республики Крым в течение 10 дней с момента принятия такого решения, но не позднее, чем за 31 день до дня проведения публичных слушаний.
Согласно пункту 4.14 Положения после заслушивания доклада (содоклада) о содержании проекта, выносимого на публичные слушания, лица, зарегистрированные в качестве желающих выступить на открытом обсуждении, вправе выразить свое мнение по существу вопроса, вынесенного на публичные слушания, при этом все суждения, замечания, пожелания заносятся в протокол публичных слушаний.
В соответствии с пунктом 4.16 Положения в ходе проведения собрания участники публичных слушаний вносят замечания и предложения как в письменной, так и в устной форме.
По окончании выступлений докладчика, содокладчика, участников публичных слушаний (или при истечении предоставленного времени) председательствующий предоставляет время для ответов на поступившие замечания и предложения (пункт 4.17 Положения).
Согласно пункту 4.18 Положения публичные слушания по проекту, выносимому на публичные слушания, считаются завершенными после высказывания всеми желающими участниками публичных слушаний своих мнений по существу обсуждаемого проекта, оформления протокола публичных слушаний, который доводится до сведения участников публичных слушаний путем обнародования в газете «Победа» Феодосийского городского совета и размещению на официальном Портале Правительства Республики Крым (feo.rk.gov.ru).
Материалами дела подтверждается, что письмами Администрации города Феодосии Республики Крым от 07 июня 2018 года и от 10 июля 2018 года, адресованными главе муниципального образования городской округу ФИО5 - председателю Феодосийского городского совета был направлен проект Генерального плана для принятия решения о назначении публичных слушаний.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что проект генерального плана муниципального образования городской округ ФИО5 был размещён на сайте Феодосийского городского совета Республики Крым feo.rk.gov.ru на официальном Портале Правительства Республики Крым. Кроме того проект генерального плана размещён в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП) (https://fgistp.economy.gov.ru) и доступен с 22 сентября 2017 года (карточка согласования проекта № 1735158288).
Решением 100 сессии Феодосийского городского совета 1 созыва от 13 июля 2018 года № 1030 «О назначении публичных слушаний» были назначены дата, время и место проведения публичных слушаний по проекту Генерального плана муниципального образования городской округ ФИО5 на 20, 22, 23, 24, 27, 28, 29 и 30 августа 2018 года (в том числе 28 августа 2018 года в 15 часов 30 минут в пгт. Коктебель); утверждён персональный состав Оргкомитета по проведению публичных слушаний.
Выше указанное решение от 13 июля 2018 года № 1030 и оповещение о начале проведения публичных слушаний, с указанием сроков, времени и мест проведения публичных слушаний, сроков и мест проведения экспозиции, а также сроков подачи возражений и замечаний опубликовано 19 июля 2018 года в газете «Победа» Феодосийского городского совета Республики Крым № 73, а также размещено на официальном портале Правительства Республики Крым на официальном сайте Феодосийского городского совета Республики Крым (https://feo.rk.gov.ru).
По результатам проведения публичных слушаний по проекту Генерального муниципального образования городской округ ФИО5 были составлены 18 протоколов: от 23 августа 2018 года №№ 1, 2, 3; от 24 августа 2018 года №№ 4, 5, 6, 7, 8; от 27 августа 2018 года № 9, 10, 11; от 29 августа 2018 года №№ 12, 13, от 13 августа 2018 года №№ 14, 15, 16, 17 и от 31 августа 2018 года № 18 (т.2 л.д.26-56).
Предложения и замечания, поступившие при проведении общественных обсуждений проекта генерального плана, были рассмотрены, о чём указано в приведённом протоколе.
Материалами дела подтверждается, что по результатам проведения публичных слушаний были составлены заключения о результатах публичных слушаний: от 25 августа 2018 года на основании протоколов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11; от 30 августа 2018 года на основании протокола № 12; от 31 августа 2018 годa на основании протоколов № 13, 14, 15, 16, 17 и от 03 сентября 2018 года на основании протокола № 18 (т. 2 л.д.9-25).
Результаты рассмотрения предложений и замечаний, внесённых в рамках публичных слушаний по подготовке проекта Генерального плана приведены, а также заключения о результатах публичных слушаний размещены на сайте Феодосийского городского совета Республики Крым feo.rk.gov.ru на официальном Портале Правительства Республики Крым.
Особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа регламентированы статьёй 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 2 названной статьи проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением или городским округом, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования (часть 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Частью 9 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения. В случае поступления от одного или нескольких указанных в части 7 настоящей статьи органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимают решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.
В силу части 10 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа: 1) документ о согласовании проекта генерального плана и подготовленный для утверждения проект генерального плана с внесенными в него изменениями; 2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.
В соответствии с частью 11 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанные в части 10 настоящей статьи документы и материалы могут содержать: 1) предложения об исключении из проекта генерального плана материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования); 2) план согласования указанных в пункте 1 настоящей части вопросов после утверждения генерального плана путем подготовки предложений о внесении в такой генеральный план соответствующих изменений.
На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку (часть 12 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно Положению о Министерстве строительства и архитектуры Республики Крым, утверждённому постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 № 156 (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, далее - Положение) Министерство строительства и архитектуры Республики Крым (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию в сфере градостроительства и архитектуры, жилищной политики, строительства, промышленности строительных материалов, реализации жилищных программ, формирования региональной политики в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, сейсмобезопасности, инженерной защите территории Республики Крым от оползневых и абразивных процессов, и управляющим государственным имуществом, которое отнесено к его ведению, организации проведения государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в случаях, предусмотренных действующим законодательством, участвующим в формировании федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ, выполняющим функции заказчика по проектированию и строительству объектов, а также осуществляющим координацию деятельности в указанных сферах исполнительных органов государственной власти Республики Крым в случаях, предусмотренных законодательством (пункт 1.1).
В целях выполнения поставленных задач, согласно пункту 3.1 Положения, Министерство в установленном законодательством порядке: согласовывает генеральные планы, правила землепользования и застройки, документацию по планировке территорий, местные нормативы градостроительного проектирования, предельные параметры строительства, рассматривает проектную документацию на предмет ее соответствия градостроительным и техническим регламентам в границах установленных зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории (подпункт 3.1.14-1); обеспечивает соблюдение процедур по подготовке и утверждению документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (подпункт 3.1.15).
В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Республики Крым, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014г. №146, Министерство осуществляет реализацию государственной аграрной политики в Республики Крым, направленной на рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, государственное управление и нормативное правовое регулирование в установленных сферах деятельности (п.1.2 Положения).
В области земельных отношений Министерство сельского хозяйства Республики Крым участвует в проведении государственного мониторинга использования земель сельскохозяйственного назначения (п.3.4 Положения).
Согласно Порядку осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, утвержденному приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.12.2015г. №664, государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения представляет собой систему оперативных, периодических и базовых (исходных) наблюдений за изменением качественного и количественного состояния земель сельскохозяйственного назначения, в том числе мониторинг их использования (п.3 Порядка).
В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением (п.5 Порядка).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Министерство сельского хозяйства Республики Крым осуществляет разработку и реализацию в Республике Крым государственную аграрную политику, направленную на рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, и наблюдение за использованием земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением, в связи с чем, проект генерального плана, предусматривающий включение в границы населенных пунктов городского округа земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, подлежит согласованию с Министерством сельского хозяйства Республики Крым.
Из материалов дела усматривается, что письмом от 22.11.2017г. №11/6256-17/1 Министерство сельского хозяйства Республики Крым посчитало возможным согласовать проект генерального плана муниципального образования городской округ ФИО5, при условии учета и соблюдения интересов прав третьих лиц (том 2 обр. стор. л.д.104).
Из материалов дела также усматривается, что Министерством экономического развития Российской Федерации 09.08.2018г. составлено Сводное заключение о несогласовании с проектом генерального плана МОГО Феодосия РК.
Письмом Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от 24.10.2018г. Администрация г. Феодосия РК уведомлена, что принимая во внимание сводное заключение Минэкономразвития РФ от 09.08.2018г. о несогласовании с проектом генерального плана МОГО Феодосия РК, Министерство согласовывает рассматриваемый проект, при условии, что при его утверждении будут учтены замечания, указанные в данном письме. При направлении проекта ГП на утверждение в представительный орган местного самоуправления, к направляемым материалам, согласно п.10-12 ст.25 Градостроительного кодекса РФ, будет включена неотъемлемым приложением карта с фиксацией неурегулированных и несогласованных вопросов (замечаний) при их наличии, а также план урегулирования указанных замечаний, разработанных на основании решений согласительных комиссий, согласно установленной Минстроем Крыма форме, направленной письмом от 17.09.2018г. №2492/02-15.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, решением 108 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 31 октября 2018г. № 1078 утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ ФИО5.
Пунктом 2 вышеуказанного решения утверждена карта разногласий, как неотъемлемое приложение к Генеральному плану муниципального образования городской округ ФИО5.
Пунктом 3 вышеуказанного решения утвержден план устранения замечаний, прилагаемый к карте разногласий.
Градостроительная документация, действующая на территории МОГО ФИО5 до вступления в законную силу настоящего решения, признана утратившей силу (пункт 4 Решения).
Судом установлено, что 05.11.2019г. Главой Республики Крым ФИО7 принято распоряжение «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» №562-рг, которым:
1. Запрещено изменение видов разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения на виды использования, предусматривающие жилую застройку.
2. Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым приостановить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении видов разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, на виды использования, предусматривающие жилую застройку.
3. Министерству строительства и архитектуры Республики Крым совместно с Министерством сельского хозяйства Республики Крым провести анализ правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований Республики Крым на предмет распространения действий градостроительных регламентов на сельскохозяйственные угодья из состава земель сельскохозяйственного назначения с передачей материалов по выявленным в ходе анализа нарушениям земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации в органы прокуратуры в целях оспаривания соответствующих муниципальных правовых актов.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Совета министров Республики Крым ФИО15.
Во исполнение вышеуказанного распоряжения 11 сентября 2020 года состоялось совещание у Заместителя Председателя Совета министров Республики Крым, о чем составлен протокол № ПР/180 (т.4 л.д.120-122), из которого следует, что от Министерства строительства и архитектуры Республики Крым в Совет министров Республики Крым поступила информация о выявленных нарушениях органами местного самоуправления городского округа ФИО5 законодательства о градостроительной деятельности при утверждении генерального плана муниципального образования городской округ ФИО5 в части изменения целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения, включённых в границы населённых пунктов в нарушение установленной процедуры, в отсутствие согласования уполномоченного органа государственной власти Республики Крым. По результатам совещания принято решение принять поступившую информацию к сведению (пункт 2), а Администрации города ФИО5:
- в срок до 1 октября 2020 года обеспечить внесение изменений в решение сессии об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ ФИО5 с целью фиксации предложений об исключении из проекта генерального плана материалов по несогласованным вопросам включения в границы населённых пунктов земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения (пункт 3);
- в срок до 24 сентября 2020 года обеспечить проверку предложений об отнесении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения к территориальной зоне неурегулированных вопросов по генеральному плану (индекс Н-1), подготовленных Министерством строительства и архитектуры Республики Крым, на соответствие отнесения земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения к указанной зоне, неправомерно включённых в границы населённых пунктов (пункт 4);
- по результатам исполнения пункта 4 в срок до 1 октября 2020 года обеспечить внесение изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ ФИО5 в части установления градостроительных регламентов и границ территориальной зоны неурегулированных вопросов по генеральному плану (индекс Н-1), обеспечивающих установление правовых режимов использования земельных участков, не допускающих изменение целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, указанный вопрос рассмотрен на IV заседании Межведомственной комиссии по рассмотрению и анализу документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Республики Крым 25 сентября 2020 г., о чём свидетельствует протокол от 25 сентября 2020 года (т.4 л.д.129-189). По вопросу № 4, заслушав информацию Министерства строительства и архитектуры Республики Крым о подготовленных совместно с Министерством сельского хозяйства Республики Крым, Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, с учётом позиции Администрации города Феодосии Республики Крым в отношении каждого массива, предложениях по отнесению необоснованно включённых земель сельскохозяйственного назначения к территориальной зоне неурегулированных вопросов по генеральному плану (индекс Н-1) с целью недопущения изменения видов разрешённого использования и вовлечения в хозяйственный оборот таких территорий, принято решение – Администрации города Феодосии Республики Крым обеспечить процедуру внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ ФИО5 в части отнесения необоснованно включённых земель сельскохозяйственного назначения к территориальной зоне неурегулированных вопросов по генеральному плану (индекс Н-1), с учётом рекомендаций, озвученных на заседании комиссии.
Письмом от 24.10.2019г. №17.1./3028 Министерство сельского хозяйства Республики Крым уведомляет Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, что предоставленной на согласование и размещённой во ФГИС ТП редакцией проекта генерального плана расширение границ населенных пунктов за счет земель сельскохозяйственного значения не предусматривалось, в материалах по обоснованию сведений о земельных участках сельскохозяйственного назначения, включаемых в границы населенных пунктов, отсутствовали, что послужило основанием принятия министерством решения о согласовании Проекта генерального плана. При рассмотрении Проекта внесения изменения в генеральный план обнаружено, что генеральный план утвержден в редакции, не согласованной с Министерством, выявлено несоответствие между материалами обоснования и картографической частью (согласованной картографической частью предусматривается расширение границ населенных пунктов). Министерством сельского хозяйства Республики Крым по вышеуказанным фактам в адрес администрации города Феодосии направлены замечания. 09.07.2019г. на согласительной комиссии по урегулированию разногласий. Послуживших основанием для отказа в согласовании Проекта внесения изменений Министерством предложено учесть данные замечания в рамках указанного Проекта внесения изменений в текущем году, исключив необоснованно включенные в границы населенного пункта земли сельхозназначения. Учитывая изложенное, утвержденная редакция Генерального плана МОГО ФИО5 министерством не согласовывалась, письмо от 22.11.2017г. №11/6256-17/1 просит не учитывать, как согласование Министерства утвержденного Генерального плана муниципального образования городской округ ФИО5.
Письмом от 31.08.2020г. Министерство строительства и архитектуры республики Крым уведомляет Министерство сельского хозяйства Республики Крым, что Проект Генерального плана не содержал предложений о включении в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключения из границ этих населённых пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения, сведения о которых должны содержаться в материалах по обоснованию такого проекта, соответственно, вопросы, подлежащие согласованию в части включения в границы населенных пунктов, входящих в состав городского округа, земельных участков из земель сельхозназначения, отсутствовали. Министерство сельского хозяйства Республики Крым считает, что Генеральный план, утвержденный решением 108 сессии 1 созыва Феодосийского городского совета от 31.10.2018г. №1078, принят представительным органом местного самоуправления в редакции, не прошедшей в установленном порядке процедуру согласования и, соответственно, подготовленный в нарушение требований законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пояснительное записке к проекту решения Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва «О внесении изменений и дополнений в решение 108 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 31 октября 2018 года № 1078 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ ФИО5» проект решения разработан с целью недопущения изменения видов разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения на виды использования, предусматривающие жилищное строительство, до урегулирования вопросов по сельхозземлям, включенных проектом генерального плана муниципального образования городской округ ФИО5 в границы населенных пунктов, с Министерством сельского хозяйства Республики Крым, Министерством строительства и архитектура Республики Крым (т. 1 л.д. 102). В качестве обоснования необходимости принятия проекта решения в пояснительной записке указано: «Проект решения разработан в соответствии с протоколом совещания у Заместителя Председателя Совета министров Республики Крым от 11.09.2020г. №ПР/180, Протоколом IV заседании Межведомственной комиссии по рассмотрению и анализу документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Республики Крым 25 сентября 2020 г. с учетом распоряжения Главы Республики Крым от 05.11.2019г. №562-рг «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений».
Письмом от 16.10.2020г. Администрацией г. Феодосия РК в Феодосийский городской совет направлены проект Решения Феодосийского городского совета РК, пояснительная записка к проекту решения, финансово-экономического обоснование.
Согласно «Заключению по результатам антикоррупционной экспертизы проекта, муниципального правового акта-проекта решения Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва «О внесении изменений в карту разногласий к Генеральному плану муниципального образования городской округ ФИО5, утвержденному решением 108 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 31.10.2018г. №108»» от 19.10.2020г. представленный проект муниципального нормативного правового акта признан не прошедшим антикоррупционную экспертизу, так как содержит коррупционные факторы в части принятия решения о внесении изменений в карту разногласий к Генеральному плану МОГО Феодосия РК.
28.10.2020г. прокуратурой города Феодосии было предложено рассмотреть замечания на проект решения Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва «О внесении изменений в карту разногласий к Генеральному плану МОГО Феодосия РК, утвержденному решением 108 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 31 октября 2018 года № 1078».
Письмом от 29.10.2020г. на имя и.о. прокурора города ФИО5, Феодосийский городской совет РК уведомляет, что вышеуказанные замечания приняты к сведению и устранены, подготовлен Проект решения «О внесении изменений и дополнений в решение 108 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 31.10.2018г. №1078 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ ФИО5» для рассмотрения на очередной сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва 30.10.2020г.
Из материалов дела также следует, что 30 октября 2020 г. состоялось пленарное заседание 21-ой сессии Феодосийского городского совета Республики Крым второго созыва в форме заочного голосования путем опроса депутатов, на которой из общего количества, составляющего 28 депутатов, 27 депутатов в телефонном режиме путем СМС-уведомления, а также телефонным звонком подтвердили свое участие в заседании сессии в форме заочного голосования.
На повестке дня указанной сессии (пункт 10) был поставлен вопрос о внесении изменений и дополнений в решение 108 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 31 октября 2018 года № 1078 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ ФИО5».
По данному вопросу за его принятие проголосовали 22 депутата, высказались против – 0 депутатов, воздержались – 5 депутатов.
30 октября 2020 г. Феодосийским городским советом Республики Крым на 21-ой сессии 2-го созыва принято решение № 200 «О внесении изменений и дополнений в решение 108 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 31 октября 2018 года № 1078 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ ФИО5» (далее – Решение №200 от 30.10.2020г.) (т. 1 л.д. 95).
Вышеуказанным решением внесены изменения в решение 108 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 31 октября 2018 года № 1078 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ ФИО5», дополнен пункт 2 решения подпунктом 2.1 следующего содержания:
«2.1. Материалы Генерального плана муниципального образования городской округ ФИО5 (далее – Генеральный план) в части включения в границы населённых пунктов земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения отнести к неурегулированным вопросам по Генеральному плану (участки зоны Н-1) до внесения соответствующих изменений в Генеральный план» (пункт 1).
Согласно пункту 2 Решения №200 от 30.10.2020г., настоящее решение подлежит обнародованию путем размещения на официальном сайте Феодосийского городского совета Республики Крым feo.rk.gov.ru на официальном портале Правительства Республики Крым и опубликованию в газете «Победа» Феодосийского городского совета Республики Крым.
Настоящее решение вступает в законную силу с дня его официального опубликования (пункт 3).
В соответствии с пунктом 4 оспариваемого решения, контроль за исполнением решения возложен на постоянную комиссию по градостроительству, архитектуре, земельным и имущественным отношениям Феодосийского городского совета Республики Крым (ФИО11), главу Администрации города Феодосии ФИО12
Решение от 30.10.2020 г. № 200 было опубликовано на официальной странице Феодосийского городского совета Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (https://feo.rk.gov.ru) 03 ноября 2020 г. https://feo.rk.gov.ru/ru/document/show/10172, а также в газете «Победа» (выпуск № 117 от 03 ноября 2020 г.) (т. 1 л.д.231).
Проверяя соблюдение процедуры принятия Решения от 30.10.2020 г. № 200, суд пришел к выводу, что указанный нормативный правовой акт принят компетентным органом при соблюдении требований к форме, виду, процедуре, при наличии кворума и опубликован в установленном порядке, исходя из следующего.
Материалами дела подтверждается, что Генеральным планом в границы населенных пунктов Феодосии включены находящиеся в государственной собственности Республики Крым земли сельскохозяйственного назначения, переданные в долгосрочную аренду на основании инвестиционных соглашений, заключенных Республики Крым с ООО «Завод Марочных Вин Коктебель» и АО «Феодосийский завод коньяков и вин». Согласно картографической части Генерального плана предусматривается расширение существующих границ населенных пунктов с изменением его функционального назначения, в том числе за счет земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Республики Крым.
Судом установлено, что ФИО4 является правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 7363 кв.м, кадастровый номер №, что подтверждается договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ (т.4 л.д.190-195), а также выпиской из ЕГРН о зарегистрированных правах на указанный земельный участок с видом разрешённого использования: коммунальное обслуживание, категория земель – земли населённых пунктов. Договор заключён сроком до 13 апреля 2027 года.
Материалами дела подтверждается, что по состоянию на 02.05.2017 г. действовал генеральный план пгт. Коктебель, утвержденный решением 25 сессии Коктебельского поселкового совета 6 созыва от 30.03.2012 № 1041 и согласно условным обозначениям которого, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, КН № находился частично на территории производственных и коммунальных предприятий, частично на территории зеленых насаждений спецназначения, в проектных границах пгт. Коктебель, что подтверждается выкопировкой из генерального плана пгт. Коктебель (Генеральный план пгт. Коктебель утвержден решением 25 сессии Коктебельского поселкового совета 6 созыва от 30.03.2012 № 1041. Утратил силу после утверждения решением 108 сессии городского совета 1 созыва от 31.10.2018 № 1078 Генерального плана муниципального образования городской округ Феодосия).
Из предоставленных суду материалов усматривается, что земельный участок КН № отсутствовал в Перечне земельных участков, включаемых и (или) исключаемых из границ населенных пунктов генерального плана, утвержденного решением от 31.10.2018 № 1078, вместе с тем, в указанном перечне присутствует полностью кадастровый квартал КН №.
С момента принятия генерального плана, утвержденного решением от 31.10.2018 № 1078 и по настоящее время, а так же на момент принятия обжалуемого решения Феодосийского городского совета Республики Крым от 30.10.2020 № 200 согласно условным обозначениям участок находится в проектных границах пгт. Коктебель в зоне инженерных объектов, что подтверждается выкопировкой из карты населенных пунктов генерального плана муниципального образования городской округ Феодосия (Генеральный план муниципального образования городской округ Феодосия утвержден решением 108 сессии Феодосийского городского совета 1 созыва от 31.10.2018 № 1078).
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу п. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья, пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Как уже отмечалось судом, в соответствии с частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в несогласованной части проект генерального плана может быть представлен согласительной комиссией главе местной администрации, а затем в представительный орган местного самоуправления в виде отдельных материалов по несогласованным вопросам, которые подлежат дальнейшему согласованию после того, как генеральный план будет утверждён в согласованной части.
Материалам дела подтверждается, что Генеральный план МОГО Феодосия РК, утверждённый решением 108 сессии Феодосийского городского совета РК от 31.10.2020г. содержат перечень земельных участков, которые включаются вграницы населенных пунктов, из состава земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 2184,5 га в отсутствие согласования такого включения Министерством сельского хозяйства Республики Крым.
Вместе с тем, анализ обстоятельств дела и предоставленных в материалы дела письменных доказательств позволяют прийти к выводу о том, что на стадии согласования Проекта Генерального плана не в полном объеме были совершены соответствующие мероприятия, направленные на недопущение включения в границы населённых пунктов земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Возможность исключения из проекта генерального плана материалов по несогласованным вопросам (в том числе путём их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования) предусмотрена нормами частей 10 и 12 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и предполагает исключение таких материалов по несогласованным вопросам до момента их согласования в отношении определённой территории, носит временный характер, ограниченный моментом согласования.
Статья 48 Федерального закона № 131-ФЗ предоставляет возможность органам местного самоуправления в порядке самоконтроля отменять муниципальные правовые акты или приостанавливать их действие.
В Решении №200 от 30.10.2020г. указано, что оно принято в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Республики Крым от 21 августа 2014 года № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым»,распоряжением Главы Республики Крым от 05.11.2019 года № 562-рг «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», Протоколом совещания у Заместителя Председателя Совета министров Республики Крым от 11.09.2020 № ПР/180, Протоколом IV заседания Межведомственной комиссии по рассмотрению и анализу документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Республики Крым, Уставом муниципального образования городской округ ФИО5, утвержденным решением 5 сессии Феодосийского городского совета 1 созыва от 17.11.2014 года № 65.
Регламентация градостроительной деятельности направлена на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учёта потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Между тем, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы местного самоуправления при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно и должны, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов муниципального образования, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Учитывая вышеизложенное суд приходит к выводу, что Решение №200 от 30.10.2020г. принято Феодосийским городским советом РК в порядке самоконтроля и в пределах полномочий, с целью недопущения изменения вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения на виды использования, предусматривающие жилищное строительство, до урегулирования (согласования) вопросов по сельхозземлям, включенных Генеральным планом в границы населенных пунктов. Фактически оспариваемым нормативным актом не вносились изменения в Генеральный план, так как при утверждении Генерального плана не была соблюдена необходимая процедура согласования в части включения в границы населенных пунктов земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения. Обжалуемым нормативным правовым актом материалы Генерального плана в части включения в границы населённых пунктов земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения отнесены к неурегулированным вопросам по Генеральному плану (участки зоны Н-1) до внесения соответствующих изменений в Генеральный план».
Учитывая вышеизложенное, судом не принимаются во внимание доводы административного истца о нарушении процедуры принятия обжалуемого нормативного правового акта.
Суд считает необходимым отметить, что процедура принятия в порядке самоконтроля решения представительным органом МОГО Феодосия РК, с целью исключения из проекта генерального плана материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования) не требует проведения в обязательном порядке общественных обсуждений или публичных слушаний.
Публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Суд считает необходимым отметить, что порядок организации проведения общественных обсуждений предполагает возможность обеспечить каждому заинтересованному лицу выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учёт мнения участников публичных слушаний, в том числе путём предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа своё мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты публичных слушаний носят для органов местного самоуправления только рекомендательный характер.
Принимая во внимание, что отнесение территорий (участки зоны Н-1) к несогласованным вопросам носит временных характер, до внесения соответствующих изменений в Генеральный план, в данном случае право заинтересованных лиц (в том числе административного истца) на выражение свей позиции в отношении предполагаемых градостроительных решений может быть реализовано при внесении изменений в Генеральный план.
Проверяя на соответствие оспариваемое Решение от 30.10.2020г. №200 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также доводы административного истца о нарушении его прав, свобод и законных интересов, судом установлено следующее.
Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства и приведённые выше нормы права, суд приходит к выводу, что материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером № находится на территории, отнесённой к несогласованным вопросам.
Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 12 февраля 2021 года № 388 (т.4 л.д.206) ФИО4 было отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность путём выкупа без проведения торгов на основании пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации: разрешённое использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утверждённым проектом планировки территорий. Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ ФИО5 (с изменениями, внесёнными решением 25 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва № 239) земельный участок расположен в зоне земельных участков сельскохозяйственного использования, необоснованно включённых в границы населённых пунктов Н-1, градостроительным регламентом которой не предусмотрен вид разрешённого использования земельного участка «Коммунальное обслуживание», позволяющий использовать земельный участок для цели, указанной в заявлении.
Наличие в утверждённом генеральном плане территорий с несогласованными вопросами носит временный характер, так как несогласованные вопросы подлежат дальнейшему урегулированию.
Данное обстоятельство следует и из пункта 1 решения от 30 октября 2020 г. № 200, которым установлено, что материалы Генерального плана муниципального образования городской округ ФИО5 (далее – Генеральный план) в части включения в границы населённых пунктов земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения решено отнести к неурегулированным вопросам по Генеральному плану (участки зоны Н-1) до внесения соответствующих изменений в Генеральный план» (пункт 1).
Поскольку территории, отнесённые к функциональной зоне Н-1 - неурегулированных вопросов по Генеральному плану, временно исключены из него до внесения соответствующих изменений в Генеральный план, в отношении них не подлежит применению информация, указанная в Генеральном плане, на них не распространяются действия установленных нормативов, то есть в отношении данных территорий отсутствует документация территориального планирования, соответственно, нельзя вести речь о том, что в отношении земельного участка с кадастровым номером № оспариваемым нормативным правовым актом изменены категория земель и вид разрешённого использования в нарушение утверждённого генерального плана муниципального образования городской округ ФИО5.
При этом использованное в оспариваемом нормативном правовом акте понятие «территориальная зона Н-1 – зона земельных участков сельскохозяйственного назначения, необоснованно включённых в границы населённых пунктов» применительно к понятию «функциональная зона Н-1 - зона неурегулированных вопросов по Генеральному плану», исходя из буквального значения содержащихся в них слов, заложенного смысла и целей, не создают правовую неопределённость в урегулированных отношениях, не свидетельствуют о противоречии оспариваемого нормативного правового акта нормам, имеющим большую юридическую силу.
С учётом установленных по делу обстоятельств, приведённых выше норм права, цели принятия оспариваемых изменений, изложенные в пояснительной записке к проекту оспариваемого решения, суд приходит к выводу, что, вопреки доводам административного истца, оспариваемые положения решения от 30 октября 2020 г. № 200 соответствуют приведённым выше нормам градостроительного законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также не нарушают права административного истца.
Доводы о наличии оснований для признания недействующим оспариваемого в части нормативного правового акта, приведённые в административном исковом заявлении, основаны на неверном истолковании норм материального права, не нашли своего подтверждения и признаются судом несостоятельными.
Обжалуемое решение Феодосийского городского совета не содержит положений, ограничивающих права административного истца, как правообладателя земельных участков, не создаёт препятствий для дальнейшей эксплуатации земельного участка и не исключает возможности использования земельных по назначению.
На основании изложенного, вопреки доводам административного истца, суд приходит к выводу о том, что обжалуемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает, в связи с чем, правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО4 к Администрации города Феодосии Республики Крым, Феодосийскому городскому совету Республики Крым о признании недействующим решения 21 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва от 30 октября 2020 года № 200 «О внесении изменений и дополнений в решение 108 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 31 октября 2018 года № 1078 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ ФИО5», - отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Крым Е.И. Холодная
Решение изготовлено в окончательной форме – 15 сентября 2021 года.