ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-108/2021 от 03.06.2021 Чаа-хольского районного суда (Республика Тыва)

Административное дело №2а-108/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Чаа-Холь 03 июня 2021 года

Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Ооржака А.А., при секретаре Чульдум Д.С., с участием прокурора Аракчаа А.А., представителя административного ответчика Ховалыга А.П., представителя административного соответчика Монгуша А.Ю., заинтересованного лица Натпита С.О., в открытом судебном заседании рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействие по непринятию мер к привлечению на основании муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, оснащенной техническим оборудованием, необходимым для проведения обследования фактического состояния объектов капитального строительства, и имеющей в своем составе специалистов, обладающих опытом в области проведения обследования состояния объектов капитального строительства, по непринятию решения о наличии или отсутствия основания для признания объекта капитального строительства МБОУ СОШ с. Ак-Дуруг аварийным и подлежащим сносу, а также обязании администрации Чаа-Хольского района в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по привлечению на основании муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, оснащенной техническим оборудованием, необходимым для проведения обследования фактического состояния указанных объектов капитального строительства, и имеющей в своем составе специалистов, обладающих опытом в области проведения обследования состояния объектов капитального строительства, обязании администрацию Чаа-Хольского района в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять решение о наличии или отсутствии основания для признания объекта капитального строительства здания МБОУ СОШ с. Ак-Дуруг аварийным и подлежащим сносу,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чаа-Хольского района Республики Тыва обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой Чаа-Хольского района проводена проверка информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» о несоответствии здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Ак-Дуруг Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва» (далее - МБОУ СОШ с. Ак-Дуруг) требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. В одном из обращений указано о наличии опасности для жизни и здоровья детей в связи с неоднократным обрушением частей потолка школы. Проверкой установлено, что здание МБОУ СОШ с. Ак-Дуруг, расположенное по адресу: с.Ак-Дуруг, ул.Ленина, д.1, передано образовательному учреждению в оперативное управление на основании договора от 13.06.2007, выданного администрацией Чаа-Хольского района. В связи с этим, председателю администрации Чаа-Хольского района 28.01.2021 направлено требование о включении МБОУ СОШ с. Ак-Дуруг в перечень объектов капитального строительства, фактическое состояние которых подлежит оценке; о создании межведомственной комиссии, о привлечении на основании муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, оснащенной техническим оборудованием, необходимым для проведения обследования фактического состояния указанных объектов капитального строительства, и имеющей в своем составе специалистов, обладающих опытом в области проведения обследования состояния объектов капитального строительства со сроком исполнения не позднее 15.02.2021. В прокуратуру Чаа-Хольского района 19.03.2021 поступила информация о создании межведомственной комиссии по проведению оценки фактического состояния объектов капитального строительства, о включении МБОУ СОШ с. Ак-Дуруг в перечень объектов капитального строительства, подлежащего оценке технического состояния. Вместе с тем, администрацией Чаа-Хольского района до настоящего времени проведение обследования фактического состояния указанного объекта не обеспечено. Просит признать незаконным бездействие администрации Чаа-Хольского района РТ по непринятию мер к привлечению на основании муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, оснащенной техническим оборудованием, необходимым для проведения обследования фактического состояния объектов капитального строительства, и имеющей в своем составе специалистов, обладающих опытом в области проведения обследования состояния объектов капитального строительства, по непринятию решения о наличии или отсутствия основания для признания объекта капитального строительства МБОУ СОШ с. Ак-Дуруг аварийным и подлежащим сносу, а также обязать администрацию Чаа-Хольского района в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по привлечению на основании муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, оснащенной техническим оборудованием, необходимым для проведения обследования фактического состояния указанных объектов капитального строительства, и имеющей в своем составе специалистов, обладающих опытом в области проведения обследования состояния объектов капитального строительства, обязать администрацию Чаа-Хольского района РТ в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять решение о наличии или отсутствии основания для признания объекта капитального строительства здания МБОУ СОШ с. Ак-Дуруг аварийным и подлежащим сносу.

Определением суда от 24 мая 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация с.Ак-Дуруг Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва

В судебном заседании прокурор Аракчаа А.А. административное исковое заявление поддержала, уточнив, что в части принятия мер по привлечению организации для проведения обследования фактического состояния здания школы отвтетчиками исполнены.

Представитель административного ответчика - Администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва Ховалыг А.П., действующий по доверенности, представитель административного соответчика – администрации с.Ак-Дуруг Саа-Хольского кожууна Республики Тыва Монгуш А.Ю., заинтересованное лицо – директор МБОУ СОШ с. Ак-Дуруг Чаа-Хольского района РТ Натпит С.О. иск признали частично, пояснив, что заключен договор с индивидуальным предпринимателем на предмет оценки аварийного состояния здания школы.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, - действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (ч.8 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Постановлением Правительства РФ от 17.05.2017 № 577 утверждено Положение о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления (далее - Положение).

Согласно п. 3 Положения объект капитального строительства признается аварийным и подлежащим сносу в случае, если по результатам оценки фактического состояния объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект капитального строительства, выявлены признаки, являющиеся основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу, установленным разделом III настоящего Положения.

Из п. 4 Положения следует, что орган местного самоуправления поселения, городского округа, уполномоченный на принятие решения о комплексном развитии территории (далее - уполномоченный орган местного самоуправления), до принятия решения о комплексном развитии территории формирует перечень объектов капитального строительства, фактическое состояние которых подлежит оценке (далее - перечень).

В перечень включаются объекты капитального строительства, расположенные на земельных участках, находящихся в границах определенной правилами землепользования и застройки поселения, городского округа территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, если по результатам проведенного предварительного (визуального) обследования объектов капитального строительства обнаружены дефекты и повреждения таких объектов.

В соответствии с п. 5 Положения в целях проведения оценки фактического состояния объектов капитального строительства, включенных в перечень, уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивает проведение обследования фактического состояния указанных объектов и (или) территорий, на которых расположены такие объекты, посредством привлечения на основании муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, оснащенной техническим оборудованием, необходимым для проведения обследования фактического состояния указанных объектов капитального строительства, и имеющей в своем составе специалистов, обладающих опытом в области проведения обследования состояния объектов капитального строительства (далее - специализированная организация).

Предметом обследования, осуществляемого на основании настоящего Положения, являются определение фактического состояния объекта капитального строительства и его элементов, получение количественной оценки фактических показателей качества конструкций, а также анализ состояния территории, на которой расположен такой объект капитального строительства, на предмет наличия возможного негативного влияния природных и антропогенных факторов на объект капитального строительства.

Результатом обследования является заключение специализированной организации, представляемое в уполномоченный орган местного самоуправления.

Заключение специализированной организации должно содержать объем сведений, достаточный для проведения оценки фактического состояния объекта капитального строительства, включенного в перечень, и (или) территории, на которой расположен такой объект, и принятия по ее результатам обоснованного решения, указанного в пункте 13 настоящего Положения.

Согласно п. 6 Положения в целях проведения оценки фактического состояния объекта капитального строительства, включенного в перечень, и (или) территории, на которой расположен такой объект, уполномоченным органом местного самоуправления в установленном им порядке принимается решение о создании межведомственной комиссии, в состав которой включаются должностные лица уполномоченного органа местного самоуправления.

Предметом оценки фактического состояния объекта капитального строительства, включенного в перечень, и (или) территории, на которой расположен такой объект, является выявление признаков, служащих основанием для признания его аварийным и подлежащим сносу, установленным разделом III настоящего Положения.

Согласно п. 7 Положения в состав межведомственной комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля и надзора в сферах пожарной, экологической и иной безопасности, на проведение инвентаризации и государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, физические лица, включенные в реестр лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, а также в случае необходимости - должностные лица органа местного самоуправления, наделенного полномочиями по регулированию архитектурной деятельности (если такими полномочиями не наделен уполномоченный орган местного самоуправления).

В соответствии с п. 13 Положения по результатам работы межведомственной комиссии принимается одно из следующих решений:

а) о наличии основания для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу;

б) об отсутствии основания для признанная объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки прокуратуры района установлено, что здание МБОУ СОШ с. Ак-Дуруг, расположенное по адресу: с. Ак-Дуруг, ул. Ленина, д.1, передано образовательному учреждению в оперативное управление на основании договора от 13.06.2007, выданного администрацией Чаа-Хольского района РТ. Председателю администрации Чаа-Хольского района 28.01.2021 направлено требование о включении МБОУ СОШ с. Ак-Дуруг в перечень объектов капитального строительства, фактическое состояние которых подлежит оценке; о создании межведомственной комиссии, о привлечении на основании муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, оснащенной техническим оборудованием, необходимым для проведения обследования фактического состояния указанных объектов капитального строительства, и имеющей в своем составе специалистов, обладающих опытом в области проведения обследования состояния объектов капитального строительства со сроком исполнения не позднее 15.02.2021.

19.03.2021 в прокуратуру Чаа-Хольского района поступила информация о создании межведомственной комиссии по проведению оценки фактического состояния объектов капитального строительства, о включении МБОУ СОШ с. Ак-Дуруг в перечень объектов капитального строительства, подлежащего оценке технического состояния.

Административным ответчиком представлен договор от 10 апреля 2021 года на обследование здания МБОУ СОШ с.Ак-Дуруг по адресу: ул.Ленина, д.1, с.Ак-Дуруг.

Вместе с тем, административными ответчиками до настоящего времени решения о наличии или отсутствии основания для признания объекта капитального строительства здания МБОУ СОШ с. Ак-Дуруг Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва аварийным и подлежащим сносу, суду не представлено.

Таким образом, административные ответчики не соблюдает требования законодательства в части исполнения требований Постановления Правительства РФ от 17.05.2017 № 577 «Об утверждении Положения о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления», чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд признает бездействие административных ответчиков незаконным.

Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

С учетом обстоятельств дела, суд считает необходимым и разумным установить административным ответчикам для устранения выявленных нарушений месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации Чаа-Хольского района Республики Тыва, администрации с.Ак-Дуруг Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва, выразившееся в непринятии решения о наличии или отсутствия основания для признания объекта капитального строительства МБОУ СОШ с. Ак-Дуруг Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва аварийным и подлежащим сносу.

Обязать Администрацию Чаа-Хольского района Республики Тыва, администрацию с.Ак-Дуруг Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять решение о наличии или отсутствии основания для признания объекта капитального строительства здания МБОУ СОШ с. Ак-Дуруг Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва аварийным и подлежащим сносу.

Администрации Чаа-Хольского района Республики Тыва, администрации с.Ак-Дуруг Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва необходимо сообщить об исполнении решения суда в суд и прокурору Чаа-Хольского района Республики Тыва в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Администрации Чаа-Хольского района Республики Тыва, администрации с.Ак-Дуруг Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва государственную пошлину в размере 300 рублей в доход бюджета муниципального района Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня его принятия.

Председательствующий А.А. Ооржак