Дело №2а-108/2022
УИД 83RS0001-01-2021-002025-27
Мотивированное решение изготовлено 09 марта 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 февраля 2022 года г. Нарьян-Мар
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Димитриевой Н.С., при секретаре Поливердовой А.О., с участием:
административного истца – ФИО1,
представителя административного ответчика - администрации Муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» по доверенности ФИО2,
представителя административного ответчика – администрации Ненецкого автономного округа по доверенности ФИО3, также представляющего интересы заинтересованного лица - Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Ненецкого автономного округа, администрации муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» о признании угрозы обрушения многоквартирного дома № по ул.Озерная п. Искателей Заполярного района Ненецкого автономного округа; обязании включить многоквартирный жилой дом № по ул. Озерная п. Искателей Заполярного района Ненецкого автономного округа во второй этап подпрограммы «Переселение граждан жилищного фонда, признанного непригодными для проживания, и/или с высоким уровнем износа» государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе», утвержденной постановлением администрации Ненецкого автономного округа № 415-п от 14 ноября 2013 года
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации Ненецкого автономного округа с требованием о возложении обязанности включить многоквартирный жилой дом № по улице Озерная в поселке Искателей Ненецкого автономного округа во второй этап подпрограммы «Переселение граждан жилищного фонда, признанного непригодными для проживания, и/или с высоким уровнем износа» Государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе», утвержденной постановлением администрации Ненецкого автономного округа № 415-п от 14 ноября 2013 года.
В обоснование заявленных требований указала, дом № по улице Озерная поселка Искателей включен в третий этап реализации государственной программы по переселению из аварийного жиля. Поскольку состояние дома в настоящий момент ухудшилось и имеется угроза его обрушения, истец полагает, что дом необходимо включить во второй этап подпрограммы.
С учетом требований, уточненных в ходе рассмотрения дела, истец просила суд: признать угрозу обрушения многоквартирного дома № по улице Озерная п. Искателей Заполярного района Ненецкого автономного округа; обязать администрацию Ненецкого автономного округа в связи с наличием угрозы обрушения включить многоквартирный дом № по улице Озерная п. Искателей Заполярного района Ненецкого автономного округа во второй этап подпрограммы «Переселение граждан жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и или с высоким уровнем износом», Государственной программы Ненецкого автономного округа Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе», утвержденной постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 №415-п.
В судебном заседании административный истец на указанных исковых требованиях настаивала по тем же основаниям. Указала, что с момента признания дома аварийным его состояние ухудшилось, в связи с чем, имеются угроза его обрушения. Пояснила, что обследование дома с привлечением специалистов она не проводила. Полагала, что имеющиеся в деле доказательства, в том числе, заключение по техническому обследованию строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения дома, подготовленное ООО «Стройсервис» в 2018 году, подтверждают, что существует угроза обрушения дома.
В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации муниципального образования «Городское поселение «рабочий поселок Искателей» ФИО2 с иском не согласился, просил в удовлетворении заявленных требований отказать. Свою позицию обосновал тем, что отсутствуют доказательства того, что существует угроза обрушения дом № по улице Озерная п. Искателей.
Указал, что по результатам обследования дома, проведенного в 2018 году, дом № по улице Озерная п. Искателей признан аварийным и подлежащим сносу. Администрацией муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» выполнены возложенные на нее обязанности: собраны все необходимые документы и направлены в Департамент строительства, жилищно- коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа для включении в реестр; дом включен в третий этап реализации подпрограммы 2 государственной программы по переселению граждан.
Представитель административного ответчика – администрации Ненецкого автономного округа, также представляющий интересы заинтересованного лица - Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа по доверенности ФИО3 поддержал доводы отзыва на исковое заявление. Указал, что при наличии решения суда о том, что имеется угроза обрушения дома, будут основания для признания первоочередного права на расселение дома № по улице Озерная поселка Искателей. В настоящее время дом включен в третий этап подпрограммы 2 Государственной программы. Документы, подтверждающие наличие угрозы обрушения данного дома, в Департамент не поступали.
Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, обозрев материалы надзорного производства прокуратуры Ненецкого автономного округа № 7/392-2021 по обращению ФИО1, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что административному истцу ФИО1 принадлежит квартира № дома № по ул.Озерная п. Искателей Ненецкого автономного округа.
Распоряжением администрации муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» № 98 от 21 июня 2018 года дом № по улице Озерная в п. Искателей признан аварийным и подлежащим сносу, со сроком расселения жильцов дома до 31 декабря 2025 года.
Согласно заключению по оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № 08/з от 13 июня 2018 года, межведомственная комиссия пришла к заключению о выявлении оснований для признания многоквартирного дома № по улице Озерная аварийным и подлеющим сносу, ввиду значительной деформации и биологического повреждения фундамента (физический износ 75%, состояние аварийное) и наличия вероятности потери устойчивости фундамента. Приложением к заключению указаны: акт обследования многоквартирного дома, подготовленный сотрудниками филиала ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» по Ненецкому автономному округу, от 24.08.2015 № 83-1553; заключение по техническому обследованию строительных конструкций и систем инженерно- технического обеспечения многоквартирного дома, подготовленное ООО «СТРОЙСЕРВИС».
В настоящее время подпрограммой 2 «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/ или с высоким уровнем износа» предусмотрено, что она реализуется с 2014 года по 2030 год в три этапа первый этап: жилищный фонд муниципального образования "Город Нарьян-Мар" - 2014 - 2018 годы, жилищный фонд МО "Рабочий поселок Искателей" - 2014 - 2019 годы, жилищный фонд сельских поселений Ненецкого автономного округа - 2014 - 2024 годы; второй этап: жилищные фонды муниципального образования "Город Нарьян-Мар" и МО "Рабочий поселок Искателей" - 2017 - 2023 годы, жилищный фонд сельских поселений Ненецкого автономного округа - 2017 - 2024 годы; третий этап: жилищные фонды МО "Город Нарьян-Мар" и МО "Рабочий поселок Искателей" - 2024 - 2030 годы; жилищный фонд сельских поселений Ненецкого автономного округа - 2024 - 2030 годы.
Как предусмотрено разделом 2 «Характеристика сферы реализации подпрограммы 2» в окружной реестр второго этапа подпрограммы 2 (Приложение 2 к подпрограмме 2) включены: многоквартирные дома, признанные в период с 1 января 2012 года по 1 января 2016 года аварийными и подлежащие сносу; многоквартирные жилые дома с физическим износом 65% и свыше, который подтвержден данными технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства по состоянию на 1 января 2016 года, не включенные в реестр первого этапа; сборно-щитовые, каркасно-засыпные многоквартирные жилые дома и дома блокированной застройки, введенные в эксплуатацию до 1 января 1991 года, не включенные в реестр первого этапа, износ которых составляет 50% и более; многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых по состоянию на 1 января 2016 года превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость строительства, определенную нормативным правовым актом Администрации Ненецкого автономного округа для домов из монолитных и кирпичных конструкций; многоквартирные жилые дома, в случае их непредвиденного разрушения, в результате которого проживание и реконструкция не возможны.
Определение условий включения домов в окружной реестр третьего этапа будет осуществлено по результатам реализации второго этапа. До момента определения данных условий в третий этап (Приложение 3 к Подпрограмме 2) включаются многоквартирные дома, исключенные после 1 января 2016 года из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ненецкого автономного округа, на 2014 - 2043 годы (за исключением многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о реконструкции) по следующим основаниям: физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) многоквартирных домов, определенный после 1 января 2016 года, составляет свыше семидесяти процентов; совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, определенная после 1 января 2016 года, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает пятьдесят процентов стоимости строительства, утвержденной нормативным правовым актом Администрации Ненецкого автономного округа для домов из монолитных и кирпичных конструкций; признание многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.
Решение о включении домов в окружной реестр второго этапа принимается на основании представленных муниципальными образованиями и/или собственниками жилых помещений документов, подтверждающих условия формирования второго этапа.
Включение многоквартирных домов в третий этап осуществляется в течение шести месяцев со дня исключения их из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ненецкого автономного округа, на 2014 - 2043 годы.
Также в окружной реестр третьего этапа подлежат включению многоквартирные дома, признанные аварийными до 01.01.2017, ранее не включенные окружные реестры подпрограммы 2.
Реализация окружных реестров осуществляется последовательно. В рамках отдельного этапа определяющим фактором первоочередного расселения дома является дата признания его аварийным, а также наличие угрозы обрушения, подтвержденной вступившим в законную силу решением суда. Выбор первоочередности осуществляется органом местного самоуправления и зависит от технического состояния дома.
Постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 12 декабря 2018 года № 307-п «О внесении в Государственную программу Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе» дом № 12 по улице Озерная п. Искателей включен в окружной реестр жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа, третьего этапа реализации подпрограммы 2.
Согласно частям 6, 8 статьи 2 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Пунктом 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Абзацем 2 пункта 49 указанного Положения предусмотрена обязанность органов местного самоуправления принять соответствующее решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В судебном заседании административный истец ФИО1 показала, что обследование дома № по улице Озерная п. Искателей на предмет существования угрозы его обрушения она не проводила. Доказательств, свидетельствующих наличие угрозы обрушения дома, у нее не имеется.
Согласно заключению по оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № 08/з от 13 июня 2018 года, представленного административным ответчиком - администрацией МО «Рабочий поселок Искателей», следует, что дом признан аварийным и подлежащим сносу.
В указанном заключении нет выводов о том, что имеется угроза обрушения дома № по улице Озерная поселка Искателей.
Таким образом, суд приходит к выводу, что вопреки требованиям ст. 62 КАС РФ административным истцом не представлено доказательств того, что имеется угроза обрушения дома № по улице Озерная поселка Искателей.
Как предусмотрено частью 11 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении настоящего дела на административного ответчика возлагается обязанность доказать следующие обстоятельства, предусмотренные пунктами 3, 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, в частности, обстоятельства соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Администрация Муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» является органом, осуществляющим в установленном законодательством порядке, полномочия по признанию жилого дома аварийным и подлежащим сносу; представлению в Департамент жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и энергетики НАО необходимых документов для включения дома в окружной реестр жилищного фонда, признанного непригодным для проживания.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и энергетики НАО, как ответственный исполнитель Государственной программы принял меры по включению дома в окружной реестр; постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 12 декабря 2018 года № 307-п дом включен в окружной реестр жилищного фонда, признанного непригодным для проживания в третий этап подпрограмма подпрограммы «Переселение граждан жилищного фонда, признанного непригодными для проживания, и/или с высоким уровнем износа» Государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе»
Суд приходит к выводу о том, что административными ответчиками предоставлены допустимые доказательства, свидетельствующие о том, что они наделены полномочиями по принятию решения, которое является предметом обжалования. Суд приходит к выводу, что дом № по улице Озерная поселка Искателей включен в третий этап подпрограмма 2 Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/ или с высоким уровнем износа в соответствии с требованиями нормативных актов.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания действий административных ответчиков незаконными не имеется, также судом не установлено наличие угрозы обрушения дома № по улице Озерная поселка Искателей.
С учетом установленных судом обстоятельств суд приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к Администрации Ненецкого автономного округа, администрации муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» о признании угрозы обрушения многоквартирного дома № по ул.Озерная п. Искателей Заполярного района Ненецкого автономного округа; обязании включить многоквартирный жилой дом № по ул. Озерная п. Искателей Заполярного района Ненецкого автономного округа во второй этап подпрограммы «Переселение граждан жилищного фонда, признанного непригодными для проживания, и/или с высоким уровнем износа» государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе», утвержденной постановлением администрации Ненецкого автономного округа № 415-п от 14 ноября 2013 года, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.
Председательствующий Н.С. Димитриева