ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-108/2022 от 13.01.2022 Добрянского районного суда (Пермский край)

Дело №2а-108/2022

59RS0018-01-2021-002366-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 января 2022 года, г. Добрянка

Добрянский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Дьяченко М.Ю.

при секретаре ФИО5

с участием представителя административного истца ФИО6, действующей по доверенности, представителя административного ответчика ФИО3, действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу о признании действий незаконными,

установил:

Административный истец обратилась в суд к административному ответчику с административным иском о признании действия ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу, выразившегося в использовании данных первичной диагностики ФИО1, повлекшее для истца неблагоприятные последствия, а именно выдачу заключения о невозможности быть опекуном (попечителем), неправомерным, признании заключения ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу незаконным, в связи с неправомерным использованием отозванных истцом персональных данных, а также в связи с тем, что результаты первичной диагностики не входят в перечень документов, необходимых для выдачи заключения о возможности (невозможности) быть опекуном (попечителем) и не могут служить основанием для выдачи такого заключения, обязании ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу выдать заключение о признании истца в качестве кандидата в опекуны (попечители) 1-2 детей на основании Семейного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2000г., взыскании с ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу компенсации морального вреда в сумме 50000 руб. Свои требования административный истец мотивирует тем, что она обратилась в отдел по Добрянскому городскому округу ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу с заявлением о признании ее кандидатом в опекуны (попечители) через портал «Госуслуги». К заявлению приложены следующие документы: заявление, документ о прохождении подготовки лица, желающего принять в семью на воспитание ребенка, паспорт, медицинская справка, автобиография, письменное согласие несовершеннолетнего члена семьи, письменное заявление совершеннолетнего члена семьи, справка о доходах за последние 12 месяцев, справка об отсутствии судимости, справка об отсутствии задолженности по коммунальным услугам, копия свидетельства на квартиру, акт обследования жилья. 22.03.2021г. на ее электронную почту поступило письмо об отказе в предоставлении государственной услуги. Не согласившись с данным решением органа опеки и попечительства, она обратилась в суд с административным исковым заявлением. Решением суда от 22.06.2021г. ее требования были удовлетворены. При повторном рассмотрении ее заявления ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу 25.08.2021г. о невозможности признать ее кандидатом в опекуны (попечители). К такому выводу орган опеки и попечительства пришел на основании результатов первичной консультации кандидата в усыновители, выданное ГБУ ДО ПК ЦППМСС 21.12.2020г. Однако, ссылаться на результаты первичной консультации кандидата в усыновители административный ответчик не имел права, так как она и ее супруг ФИО2 имели право пройти не одну диагностику. Кроме того, они уведомили специалистов органа опеки и попечительства об отзыве их заявлений. Специалисты не запрашивали информацию о возможности использования их персональных данных, применив при принятии решения документ, утративший силу. ГБУ ДО ПК ЦППМСС обязано было прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) персональных данных в течение трех рабочих дней с момента получения требования субъектов персональных даны, а также уведомить третьих лиц об отзыве согласий на предоставление персональных данных.

Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца в судебном заседании на административном иске настаивает, в своих объяснениях подтвердила доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика в судебном заседании административный иск не признала. В своих объяснениях подтвердила доводы, изложенные в письменных возражениях на административный иск.

Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

07.02.2021г. ФИО1, проживающая по адресу: <адрес>80, обратилась в Территориальное управление Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу с заявлением о выдачи заключения о возможности быть опекуном (попечителем), приемным родителем в отношении несовершеннолетних лиц. 11.03.2021г. ею было направлено заявление и следующие документы: документ о прохождении подготовки лица, желающего принять в семью на воспитание ребенка, паспорт, медицинская справка, автобиография, письменное согласие несовершеннолетнего члена семьи, письменное заявление совершеннолетнего члена семьи, справка о доходах за последние 12 месяцев, справка об отсутствии судимости, справка об отсутствии задолженности по коммунальным услугам, копия свидетельства на квартиру, акт обследования жилья.

19.03.2021г. ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу отказало в предоставлении государственной услуги по выдаче заключения о возможности быть опекуном.

Решением Добрянского районного суда <адрес> от 22.06.2021г. действия ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу, выразившееся в отказе в предоставлении государственной услуги, признаны незаконными. На ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу возложена обязанность устранить нарушенные права ФИО1 путем повторного рассмотрения заявления. Решение суда вступило в законную силу.

13.08.2021г. отделом опеки и попечительства, профилактики семейного неблагополучия ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу проведено обследование условий жизни гражданина ФИО1, выразившей желание стать опекуном.

В период с 13.10.2020г. по 30.10.2020г. ФИО1 и ее супруг ФИО2 прошли подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации в государственном бюджетном учреждении дополнительного образования <адрес> «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения», о чем ФИО1 выдано свидетельство -прм от 30.10.2020г.

По результатам первичной консультации с кандидатом в усыновители ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ ГБУДО ПК «Центр психологического и медико-социального сопровождения» выявлены возможные риски: 1. высокий уровень риска невротизирующего воздействия семьи на ребенка (эмоциональное неблагополучие) в связи с выявленными нарушениями в семейных отношениях (хаотичность, чрезмерная близость), личностными особенностями ФИО1 (конфликтность, импульсивность, социальная желаемость) и ФИО2 (ригидность, агрессивность), незначительным стажем совместной жизни (около месяца) и неопределенностью в жизнеустройстве семьи (брак не зарегистрирован). 2. Высокий уровень риска затруднения или невозможности адаптации ребенка в семье в связи с выявленными нарушениями в семейных отношениях, частичной эмоциональностью и неосознанностью мотивов усыновления, неустойчивостью и неопределенностью семейных отношений (живут около месяца вместе, брак не зарегистрирован), недооценкой депривационных особенностей ребенка, оставшегося без попечения родителей. 3. Высокий уровень риска непринятия ребенка или отказа в связи с частичной эмоциональностью и неосознанностью мотивов усыновления, недооценкой депривационных особенностей ребенка, оставшегося без попечения родителей. По итогам консультации и диагностики выявлен высокий уровень риска невротизирующего воздействия семьи на ребенка, высокий уровень затруднения или невозможности адаптации ребенка в семье, высокий уровень риска непринятия или отказа от ребенка. Данные риски исключают возможность помещения ребенка/детей в семью ФИО1 в настоящий период.

25.08.2021г. ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу выдано заключение , согласно которому не представляется невозможным признать ФИО1 кандидатом в опекуны (попечители) 1-2 детей в возрасте от 3 до 13 лет, любого пола с группой здоровья 1,2,3, по следующим причинам: в связи с выявленными высокими рисками невротизирующего воздействия семьи на ребенка/детей, затруднения или невозможности адаптации ребенка в семье, непринятия или отказа ребенка, неосознанностью мотивов усыновления. Данные риски исключают возможность помещения ребенка/детей в семью ФИО1; неосознанность мотивов принятия детей в семью, личными качествами заявителя и ее сожителя; территориальным управлением ранее выдавалось заключение ФИО1 о невозможности быть усыновителем.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа приведенных норм следует, что суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Пунктом 1 статьи 3 Конвенции ООН о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

На основании ст.145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет.

Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

В соответствии с ч.1, 2 ст.146 Семейного кодекса Российской Федерации Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями):

лица, лишенные родительских прав;

лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;

лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

лица, не прошедшие подготовки в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 настоящего Кодекса (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке.

При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

Согласно ч.6 ст.127 СК РФ в целях содействия психолого-педагогической и правовой подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется их подготовка по программе, утвержденной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Требования к содержанию программы подготовки, порядок организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и форма свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Организация подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется органами опеки и попечительства за счет и в пределах средств, которые предусматриваются на эти цели в бюджете субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее Федеральный закон «Об опеке и попечительстве») задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются: обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства; защита прав и законных интересов подопечных; обеспечение достойного уровня жизни подопечных; обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий; обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются: защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (статья 7 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).

В силу статьи 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов опеки и попечительства относятся: выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности; установление опеки или попечительства; осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных; заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации; представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных; выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации; подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона; информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов; оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных; ведение учета опекунов, попечителей в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.

Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации. В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов определяются Правительством Российской Федерации. Документы и информация, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваются органами опеки и попечительства в указанных органах и организациях, если такие документы и информация не были представлены самостоятельно гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем. Документы или копии документов и иная необходимая для установления опеки или попечительства информация предоставляются по требованию органов опеки и попечительства безвозмездно. Сведения о личности предполагаемого опекуна или попечителя, полученные органом опеки и попечительства, относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к персональным данным граждан (физических лиц) (статья 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).

Приказом Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N СЭД-33-01-03-665 утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений о возможности быть опекуном (попечителем), приемным родителем в отношении несовершеннолетних лиц".

В соответствии с п. 1.2.1. административного регламента в качестве заявителей выступают совершеннолетние дееспособные граждане Российской Федерации, выразившие желание стать опекуном или попечителем либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах и обратившиеся в территориальное управление Министерства по месту жительства с заявлением о выдаче заключения о возможности быть опекуном (попечителем), приемным родителем в отношении несовершеннолетних лиц, оформленного в соответствии с приложением N 4 к Приказу Министерства просвещения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4 "О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (далее - заявители, приказ Министерства просвещения Российской Федерации N 4 соответственно), за исключением лиц, указанных в пункте 2.9.2 настоящего Регламента.

Согласно п. 1.3.2. административного регламента государственная услуга предоставляется специалистами территориальных управлений Министерства. Заявитель имеет право подать заявление и документы для предоставления государственной услуги через государственное бюджетное учреждение "<адрес>вой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - МФЦ) с момента вступления в силу соглашения о взаимодействии, посредством Единого портала, сайта "Услуги и сервисы <адрес>".

Государственная услуга предоставляется Министерством. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляют территориальные управления Министерства по месту жительства заявителя.

В соответствии с п. 2.3. административного регламента результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю заключения о возможности (невозможности) быть опекуном (попечителем), приемным родителем в отношении несовершеннолетних лиц по форме, утвержденной Министерством просвещения Российской Федерации, либо письма территориального управления Министерства об отказе в предоставлении государственной услуги (с указанием причины отказа).

Согласно п.2.6.1 административного регламента Государственная услуга предоставляется заявителю на основании заявления о выдаче заключения о возможности быть опекуном (попечителем), приемным родителем в отношении несовершеннолетних лиц, оформленного в соответствии с приложением N 4 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации N 4

К заявлению заявителем прилагаются следующие документы:

1) краткая автобиография заявителя;

2) справка с места работы заявителя с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход заявителя, или справка с места работы супруга (супруги) заявителя с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги) заявителя;

3) заключение о результатах медицинского освидетельствования заявителя, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;

4) копия свидетельства о браке (в случае если заявитель состоит в браке);

5) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с заявителем;

6) копия свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей).

По результатам рассмотрения документов, предусмотренных пунктом 2.6.1.1 настоящего Регламента, на основании акта обследования территориальное управление Министерства в сроки, предусмотренные пунктом 2.4 настоящего Регламента, принимает решение о возможности заявителя быть опекуном (попечителем), приемным родителем либо решение о невозможности заявителя быть опекуном (попечителем), приемным родителем с указанием причин отказа.

Решение оформляется в виде заключения.

Государственная услуга по подготовке лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, предоставляется государственным бюджетным учреждением дополнительного образования <адрес> «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения» (далее – Центр) в соответствии с административным регламентом по предоставлению государственной услуги по подготовке лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителя, утвержденного приказом Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №СЭД-33-01-03-178.

Центр проводит обучение заявителя по программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденной Приказом Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №СЭД-33-01-03-692 «Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и переподготовки лиц, принявших на воспитание детей».

В учебный план программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей "Школа опекунов" входит в т.ч. первичное консультирование и психологическое обследование кандидатов в замещающие родители, осваивающих курс подготовки.

Судом учитывается, что в соответствии со ст.146 Семейного кодекса Российской Федерации установление опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей, допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, а также с учетом возможностей кандидатов в усыновители обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие, создать условия для гармоничного развития личности.

Поскольку при проведении психологической диагностики в рамках обучения по программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечении родителей психологами ГБУДО ПК «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения» были выявлены высокие уровни риска невротизирующего воздействия семьи на ребенка, высокий уровень затруднения или невозможности адаптации ребенка в семье, высокий уровень риска непринятия или отказа от ребенка, исключающие возможность помещения ребенка/детей в семью ФИО1, Территориальным управлением Министерства социального развития по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу было принято правомерное решение об отказе в признании ФИО1 кандидатом в опекуны (попечители) 1-2 детей в возрасте от 3 до 13 лет, любого пола, с группой здоровья 1,2,3.

Довод административного истца, о том, что психологическая диагностика не является обязательным документом, носит рекомендательный характер, суд считает несостоятельными, поскольку в учебный план программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей "Школа опекунов", утвержденной Приказом Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №СЭД-33-01-03-692, входит в т.ч. первичное консультирование и психологическое обследование кандидатов в замещающие родители, осваивающих курс подготовки.

Несмотря на то обстоятельство, что после прохождения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, заявление в части согласия на проведение всех необходимых мероприятий, предусмотренных программой (в том числе психологическое исследование), раскрытие информации, выдачу информации по результатам психологического исследования для органов опеки и попечительства ФИО1 было отозвано, повторная переподготовка лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, включающую первичную консультацию и психологическое обследование, кандидатом на усыновление ребенка не пройдено. Доказательств иного в материалы дела не представлено.

В этой связи суд считает, что при выдаче ФИО1 заключения огранном опеки и попечительства правомерно были приняты результаты подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации от 30.10.2020г.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение административного ответчика, оформленное в форме заключения от 25.08.2021г., об отказе в признании ФИО1 быть кандидатом в опекуны (попечители), является законным и обоснованным, принято уполномоченным лицом и в пределах имеющейся у него компетенции, принято в интересах неопределенного круга несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей.

При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении заявленных административным истцом требований, поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено незаконных действий административного ответчика, нарушающих права и законных интересы ФИО1

Законных оснований для удовлетворения заявленного административным истцом требования о компенсации морального вреда также не имеется, поскольку административный истец не обосновала, в чем выразились физические и нравственные страдания, а также не представлены относимые, допустимые доказательства, подтверждающие причинение административному истцу физических и нравственных страданий по вине административного ответчика.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу о признании действия ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу, выразившегося в использовании данных первичной диагностики ФИО1, повлекшее для истца неблагоприятные последствия, а именно выдачу заключения о невозможности быть опекуном (попечителем), неправомерным, признании заключения ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу незаконным, в связи с неправомерным использованием отозванных истцом персональных данных, а также в связи с тем, что результаты первичной диагностики не входят в перечень документов, необходимых для выдачи заключения о возможности (невозможности) быть опекуном (попечителем) и не могут служить основанием для выдачи такого заключения, обязании ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу выдать заключение о признании истца в качестве кандидата в опекуны (попечители) 1-2 детей на основании Семейного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2000г., взыскании с ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу компенсации морального вреда в сумме 50000 руб. - отказать.

На решение суда в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Добрянский районный суд <адрес>.

Судья (подпись)

Копия верна:

Судья М.Ю. Дьяченко