ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1090/19 от 18.04.2019 Видновского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2019 года

18 апреля 2019 года

Видновский городской суд Московской области в составе судьи Гоморевой Е.А., при секретаре Мизгалевой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Главе городского поселения Горки Ленинские Председателю Совета депутатов городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области, Совету депутатов городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района о признании действий (бездействий) Главы незаконными, возложении обязанности на Главу городского поселения произвести определенные действия

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ФИО3 являясь председателем общественного Совета "Петровское" просит признать действия (бездействие) Главы городского поселения Председателя Совета депутатов городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области ФИО12 незаконными и нарушающими права и законные интересы граждан, сходящих в состав инициативной группы, обратившихся ДД.ММ.ГГГГ В Совет депутатов с предложением установить границы территории создаваемого территориального общественного самоуправления ТОС "Петровское". Обязать Главу городского поселения Председателя Совета депутатов городского поселения Горки Ленинские ленинского муниципального района Московской области ФИО12 организовать работу Совета депутатов и внести на рассмотрение представительного органа местного самоуправления предложение инициативной группы об установлении границ территории создаваемого территориального общественного самоуправления ТОС "Петровское". В целях устранения препятствий непосредственного осуществления населением местного самоуправления представляющую собой самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения, обязать Главу городского поселения Председателя Совета депутатов городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области ФИО12 рассмотреть на внеочередном заседании Совета депутатов предложение инициативной группы граждан по установлению границ территории создаваемого территориального общественного самоуправления ТОС "Петровское" для вынесения решения об установлении границ территории ТОС "Петровское". Обязать Совет депутатов городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области принять решение по установлению границ территории создаваемого территориального общественного самоуправления ТОС "Петровское", на основании письменного обращения от ДД.ММ.ГГГГ инициативной группы граждан, с предложением установить границы территории территориального общественного самоуправления ТОС "Петровское".

В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ инициативная группа жителей в количестве 95 человек письменно обратилась к Главе муниципального образования Председателю Совета депутатов Городского поселения Горки Ленинские ленинского муниципального района Московской области ФИО1, с предложением установить границы территории создаваемого территориального общественного самоуправления - ТОС "Петровское". К заявлению прилагалось описание границ территории создаваемого ТОС. Согласно п.3 ст. 8 Положения об организации осуществлении территориального общественного самоуправления в городском поселении Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области, утвержденного Решением от 30.03.2010 г. №6/8 Совета депутатов городского поселения Горки ленинские ленинского муниципального района Московской области, Совет депутатов городского поселения Горки Ленинские в месячный срок принимает решение об установлении границ территории создаваемого ТОС в соответствии с предложением инициативной группы, либо в ином обоснованном и согласованном с инициаторами создания ТОС варианте и доводит в письменном виде принятое решение до инициаторов создания ТОС. После принятия Советом депутатов городского поселения Горки Ленинские решения об установлении границ создаваемого ТОС инициативная группа граждан вправе приступить к организации проведения учредительного собрания граждан по созданию ТОС. До настоящего времени Советом депутатов городского поселения Горки ленинские не рассмотрено предложение установить границы территории создаваемого ТОС "Петровское" и данный вопрос не вносился в повестку дня заседания Совета депутатов. Согласно п. 15 ст. 31 Устава городского поселения Горки Ленинские Ленинского района Московской области, Глава городского поселения Горки Ленинские осуществляет организацию деятельности Совета депутатов городского поселения Горки Ленинские. Согласно п. 11 ст. 26 Устава, к полномочиям Совета депутатов относится установление порядка организации и осуществления территориального общественного самоуправления. Таким образом Глава городского поселения Председатель Совета депутатов городского поселения Горки Ленинские ленинского муниципального района ФИО1 в срок, установленный п. 3 ст. 8 Положения, не организовала работу Совета депутатов и не вынесла на рассмотрение представительного органа местного самоуправления предложение инициативной группы об установлении границ территории создаваемого ТОС "Петровское". Допущенное бездействие привело к нарушению прав граждан, входящих в состав инициативной группы, поскольку как следует из п. 4 ст. 8 Положения, инициативная группа граждан вправе приступить к организации проведения учредительного собрания граждан по созданию ТОС только после принятия Советом депутатов городского поселения Горки Ленинские решения об установлении границ создаваемого ТОС. Действия (бездействие) Главы городского поселения Председателя Совета депутатов городского поселения Горки Ленинские Н.В. ФИО12 нарушают нормы Положения, утвержденного Решением от ДД.ММ.ГГГГФИО4, создают препятствия для реализации прав граждан, входящих в состав инициативной группы, на создание ТОС "Петровское". Данные действия (бездействие) являются незаконными и необоснованными, ущемляют права и законные интересы значительного количества граждан. По изложенным основаниям административный истец просит удовлетворить требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного истца - ФИО9, действующий на основании доверенности поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснил, что инициативные группы были приняты в состав, каждый гражданин оформил заявление о включении его в состав инициативной группы и предоставил истцу право представлять их интересы при оформлении документов по организации ТОС "Петровское". ФИО12 является и Главой городского поселения Горки Ленинские и Председателем Совета депутатов городского поселения Горки Ленинские ленинского муниципального района. Обращение инициативной группы согласно Положения должно быть рассмотрено в течение месяца. Этот срок нарушен. В соответствии с письмом от ДД.ММ.ГГГГФИО12 было дано разъяснение на обращение инициативной группы, однако ею нарушены нормы Положения, поскольку в ответе не указано, что обращение инициативной группы не может быть вынесено на рассмотрение ФИО4.

Представитель административного ответчика - ФИО10, действующий на основании доверенности с заявленными требованиями не согласна, поддержала ранее данные в судебном заседании пояснения, полагает, что ответ Главы городского поселения Горки ленинские Ленинского муниципального района Московской области №1 от 10.01.2019 г. Соответствует закону. В ответе указан утвержденный порядок создания ТОС на основании утвержденного Положения о создании ТОС. Принимая во внимание отсутствие решения собрания граждан об организации ТОС, у совета депутатов городского поселения Горки ленинские отсутствуют правовые основания для рассмотрения вопроса об установлении границ ТОС "Петровское". Ни конференция, ни собрание не проводилось, порядок создания ТОС нарушен. Ст. 7 Положения предполагает определенные действия создания ТОС. При рассмотрении советом депутатов было все расписано. В месячный срок Совет директоров обязан был принять решение, однако инициативной группой был нарушен порядок проведения процедуры по созданию ТОС. Согласно п. 7 инициативная группа с приложением документов должна представить решение по организации ТОС. Данное решение отсутствует.

Обсудив доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в полном объеме, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силучасти 1 статьи 27 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее ФЗ №131) под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Согласно п. п. 1 - 4 ст. 27 Федерального закона РФ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района по предложению населения, проживающего на данной территории.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

В соответствии с п. п. 6, 8 указанного Федерального закона, собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Из содержания указанной нормы права следует, что территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, в том числе, вопросы по принятию решения о создании ТОС, выдвижения инициативной группы, должны решаться общим собранием заинтересованных граждан (проживающих на территории планируемого создания ТОС).

Население должно определить границы территории для осуществления ТОС.

Совет Депутатов, являющийся представительным органом поселения, на котором создается ТОС, устанавливает такие границы своим решением только по предложению населения, а именно - собрания граждан. Именно граждане вправе определять будет ли территория их проживания включаться в границы создаваемого ТОС, либо приносить свои возражения против такого включения.

Таким образом, все действия, направленные на создание территориального местного самоуправления и определения его территории, производятся на основании решений общих собраний и конференций граждан.

В соответствии с ч. 5. ст. 27 указанного Закона территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В силу ч. 1 ст. 6 и ч. 11 ст. 27 ФЗ №131 порядок организации и осуществления ТОС помимо Федерального закона определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что 13.12.2018 года инициативной группой жителей в количестве 95 человек подано обращение к Главе муниципального образования Председателю Совета Депутатов Городского поселения Горки Ленинские ленинского муниципального района Московской области ФИО12 об установлении границы территории создаваемого территориального общественного самоуправления - ТОС "Петровское". К заявлению прилагается описание границ территории создаваемого ТОС. Данное обращение подано от имени инициативной группы Председателем Общественного Совета "Петровское" ФИО3 (л.д. 24-111). ДД.ММ.ГГГГ на данное обращение был дан ответ за о том, что принимая во внимание отсутствие решения собрания (конференции) граждан об организации ТОС, у Совета депутатов городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области отсутствуют правовые основания для рассмотрения вопроса об установлении границ ТОС (л.д. 112-113).

Данный ответ административный истец считает незаконным и необоснованным, а бездействие Главы городского поселения Председателя Совета депутатом городского поселения Горки Ленинские нарушающими нормы Положения, утвержденного Решением №6/8 от 30.03.2010 г. Совета депутатов, создающими препятствия для реализации прав граждан, входящих в состав инициативной группы на создание ТОС "Петровское" и ущемляющим права и законные интересы значительного количества граждан.

Согласно пункта 15 статьи 31 Устава городского поселения Горки Ленинские Ленинского района Московской области (л.д. 118-156) Глава городского поселения Горки Ленинские осуществляет организацию деятельности Совета депутатов городского поселения Горки Ленинские. К полномочиям совета депутатов относится установление порядка организации и осуществления территориального общественного самоуправления.

Решением Совета депутатов городского поселения Горки Ленинские ленинского муниципального района Московской области №6/8 от 30.03.2010 г. Утверждено Положение об организации и осуществлении территориального общественного самоуправления в городском поселении Горки Ленинские ленинского муниципального района Московсокй области (л.д. 157-170).

Данным положением подробно регламентирован порядок создания ТОС, в том числе: ТОС учреждается по инициативе граждан, проживающих на территории поселения Горки ленинские и населенных пунтакх, входящих в состав городского поселения Горки Ленинские, где предполагается осуществлять территориальное общественное самоуправление. В целях учреждения территориального общественного самоуправления граждане, проживающие на соответствующей территории, создают инициативную группу по организации собрания, конференцию граждан (собрании я делегатов) в составе не менее 3 человек. Инициативная группа уведомляет Совет депутатов, администрацию поселения Горки Ленинские, о своем создании, составе и месте жительства ее членов, дате, времени и месте проведения собраний граждан, проживающих на территории поселения Горки Ленинские, в границах которой учреждается ТОС и собраний по избранию делегатов конференций граждан (собрания делегатов) в целях учреждения территориального общественного самоуправления. Инициаторами создания ТОС может быть инициативная группа граждан в количестве не менее 5 % человек от числа проживающих на соответствующей территории граждан. Инициативная группа граждан письменно обращается в Совет депутатов городского поселения Горки ленинские с предложением установить границы территории создаваемого ТОС. К заявлению прилагается описание границ территории создаваемого ТОС. Советом депутатов городского поселения Горки ленинские в месячный срок принимает решение об установлении границ территории создаваемого ТОС в соответствии с предложением инициативной группы, либо в ином обоснованном и согласованном с инициаторами создания ТОС варианте и доводит в письменном виде принятое решение до инициаторов создания ТОС. После принятия Советом депутатов городского поселения Горки Ленинские решения об установлении границ создаваемого ТОС инициативная группа граждан вправе приступить к организации проведения учредительного собрания (конференции) граждан по созданию ТОС (статья 8).

Исходя из представленных в материалы дела документов, суд приходит к выводу, что инициативной группой исполнены требования, предусмотренные ст. 8 Положения. По данным МФЦ о количестве граждан постоянно или преимущественно проживающих на территории сельского населенного пункта Петровское составляет всего 873 человек, из них граждан, достигших возраста 16 лет и старше - 744 (л.д.___) Инициативная группа граждан по созданию ТОС "Петровское" состоит из 95 человек, что не противоречит пункту 1 ст. 8 Положения и составляет более 5% человек от числа проживающих на соответствующей территории граждан.

13.12.2018 года инициативная группа обратилась письменно в Совет депутатов городского поселения с предложением установить границы территории создаваемого ими ТОС, к заявлению прилагается описание границ территории создаваемого ТОС. Данное обращение должно быть рассмотрено Советом депутатов городского поселения и вынесено соответствующее решение в месячный срок.

Административным ответчиком представлен ответ на поданное обращение инициативной группы от 10 января 2019 года, в соответствии с которым было указано, что у Совета депутатов городского поселения отсутствуют законные основания в рассмотрении обращения, поскольку инициативной группой нарушен порядок создания ТОС, указанный в статье 7 Положения. Представителем административного ответчика в судебном заседании было поддержана данная позиция.

Суд полагает не обоснованными доводы административного ответчика, поскольку Положение об организации и осуществлении ТОС содержит перечень действий, необходимых для инициативной группы по созданию ТОС. Пункты 3 и 4 статьи 8 Положения предусматривают принятие Советом депутатов городского поселения решения об установлении границ территорий создаваемого ТОС, а после инициативная группа вправе приступить к организации проведения учредительного собрания (конференции) граждан по созданию ТОС.

Положение не содержит никаких оснований по ограничению в созыве Совета депутатов городского поселения при получении письменного обращения инициативной группы.

Согласно представленным в материалам дела документам следует, что до настоящего времени вопрос об установлении границ создаваемого ТОС "Петровское" на рассмотрение Совета депутатов городского поселения не вынесен, не рассмотрен и никакого решения не принято, что является нарушением пункта 3 статьи 8 Положения.

В связи с чем, суд находит бездействие Главы городского поселения при рассмотрении данного вопроса незаконным, ущемляющим права и законные интересы инициативной группы.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;2) соблюдены ли сроки обращения в суд;3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку судом установлена совокупность отраженных в законе условий, то имеются основания для удовлетворения заявленных требований административного истца ФИО3

Руководствуясь ст.ст. 175 - 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования – удовлетворить.

Признать бездействие Главы городского поселения ПредседателяСовета депутатов городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области при рассмотрении вопроса об установлении границ создаваемого территориального общественного самоуправления «ТОС Петровское « - незаконным.

Обязать Главу городского поселения Председателя Совета депутатовгородского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального районаМосковской области организовать работу Совета депутатов ивнести на рассмотрение представительного органа местного самоуправленияпредложение инициативной группы об установлении границ территориисоздаваемого территориального общественного самоуправления ТОС Петровское».

Обязать Главу городского поселения Председателя Совета депутатов городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области рассмотреть на внеочередном заседании Совета депутатов предложение инициативной группы граждан по установлению границ территории создаваемого территориального общественного самоуправления ТОС «Петровское» для вынесения решения об установлении границ территории ТОС «Петровское».

Обязать Совет депутатов городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области принять решение на основании письменного обращения от 13.12.2018г. инициативной группы граждан, с предложением установить границы территории территориального общественного самоуправления ТОС «Петровское».

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в течение месяца через Видновский суд.

Судья: Гоморева Е.А.