ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1091/18 от 27.02.2018 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело № 2а-1091/18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Черкесск КЧР 27 февраля 2018 года

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Турклиевой Ф.М.,

при секретаре судебного заседания Кагиеве А.М.,

с участием:

административного истца Стародубцевой З.И.,

представителей административного ответчика Управления Росреестра по КЧР Борлаковой Э.Б., Анапиева А.Я.,

административного ответчика Тебуева Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Стародубцевой Зинаиды Ивановны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике и должностному лицу Тебуеву Рашиду Рамазановичу об оспаривании действий должностного лица,

У С Т А Н О В И Л:

Стародубцева З.И. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике и просит признать действия должностного лица Тебуева Р.Р. в отказе регистрации права собственности за Стародубцевой Зинаидой Ивановной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: КЧР, <адрес>, на двухкомнатную квартиру общей площадью 65,6 кв.м. с кадастровым номером 09:04:0101308:673, расположенную в подъезде на 2 этаже многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: КЧР, <адрес>, блок-секция 1-А, нежилое встроенное помещение, расположенное по адресу: КЧР, <адрес>, 2 этаж, площадью 3,74 кв.м. незаконными; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике устранить вышеуказанные нарушения и зарегистрировать за Стародубцевой Зинаидой Ивановной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: КЧР, <адрес>, право собственности на двухкомнатную квартиру общей площадью 65,6 кв.м. с кадастровым номером , расположенную в подъезде на 2 этаже многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: КЧР, <адрес>, блок-секция 1-А, в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике устранить вышеуказанные нарушения и зарегистрировать за Стародубцевой Зинаидой Ивановной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: КЧР, <адрес>, право собственности на нежилое встроенное помещение, площадью 3,74 кв.м., расположенное в подъезде на 2 этаже многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: КЧР, <адрес>, блок-секция 1-А, в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В административном иске указывает, что 14.09.2015 года обращалась через МФЦ в Управление Росреестра по КЧР по вопросу регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости на основании решения суда №2-4246/14 от 07.10.2014 года, никем не оспоренного и вступившего в законную силу. Результатом обращения был отказ с указанием единственной причины –отсутствие кадастрового паспорта на квартиру и нежилое помещение по содержанию самого решения никаких претензий не было. Ею предпринимались меры по устранению именно этой причины. КЧРГУП «Техинвентаризация» ей было отказано на заявление изготовить кадастровый паспорт. После того, как дом был поставлен на кадастровый учет и получен кадастровый паспорт она 11.09.2017 года обратилась в МФЦ с заявлением на регистрацию права собственности на основании решения суда. При этом, при получении выписки из ЕГРН были выявлены ошибки на портале Росреестра, поставлены на кадастровый учет в одном доме на одном этаже с разными кадастровыми номерами и две квартиры с одним номером 143, но с разными площадями 65,5 кв.м. и 99,8 кв.м. Ошибка зафиксирована самими выписками и последовательными скриншотами экрана компьютера в личном кабинете госуслуг. Для определения причины ошибки она обратилась к руководителю МФЦ, по рекомендации которой затем к специалистам Росреестра. Ответ ею был получен с большим нарушением сроков. В процессе предпринятых попыток по устранению разночтения по площадям на квартиру ей в устной форме поступило два предложения: предоставить новое судебное решение, актуальное на сегодняшний день и содержащее информацию и полное описание на основании ввода дома в эксплуатацию, необходимое для внесения записи в ЕГРН о праве собственности, что свидетельствует о том, что вступившее в силу судебное решение не считается регистратором имеющим юридическую силу; отозвать и подать заявление заново для внесения нужной информации по площади в документы. Третья причина приостановления регистрации была указана в сообщении о приостановлении регистрации. В соответствии с требованиями приложения №1 к Приказу Минэкономразвития России от 25.03.2016 №173 государственный регистратор при проведении правовой экспертизы документов обязан указать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета. В результате пока ею устранялись разночтения по площадям из-за ошибки на портале отказ от 19.12.2017 года был дан совсем по другим причинам. В данном отказе нарушены форма и содержание. В отказе содержатся недостоверные сведения, искажающие содержание и смысл представленных документов для регистрации права собственности в части определения ФГБОУВО «Северо-Кавказская государственная технологическая академия» как правообладателя на основании разрешения на ввод дома в эксплуатацию до судебного решения 2014 года. В документах 2007 года это учреждение получило разрешение на строительство как застройщик и остается им неизменно до сегодняшнего дня, в том числе по документам на ввод дома в эксплуатацию. Предположение регистратора о смене правообладателя объекта строительства после вынесения решения суда в отношении квартиры надуманно, ничем не подтверждено. Данные действия регистратора свидетельствуют об умышленном или неосторожном искажении информации с целью ограничения конституционных прав заявителя. В отказе нет требуемых ссылок на пункт закона, дающего право регистратору считать указанное им выше обстоятельство основанием для отказа от регистрации права собственности. Соглашение о присвоении нового адреса заключено на основании постановления государственного органа –мэрии и является неотъемлемой частью не квартиры , а договора , на основании которого проинвестировано строительство этой квартиры и вынесено судебное решение. В рамках досудебного урегулирования споров 05.12.2017 года, еще до получения отказа по регистрации прав, только по факту приостановки регистрации ею была направлена на имя руководителя Управления досудебная претензия.

Определением Черкесского городского суда от 29.02.2018 года к участию в административном деле в качестве административного соответчика привлечено должностное лицо, чьи действия оспариваются, Тебуев Р.Р.

Административный истец Стародубцева З.И. в судебном заседании поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.

Представители административного ответчика Управления Росреестра по КЧР Борлакова Э.Б. и Анапиев А.Я. в судебном заседании исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении.

В письменных возражениях Управления Росреестра по КЧР указано, что приложение №1 к Приказу Минэкономразвития России от 25.03.2016 года №173 предусматривает форму уведомления о приостановлении государственной регистрации, форма отказа предусмотрена приложением №2 к данному Приказу. Сообщение об отказе содержит как ссылки на нормы Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», так и обоснование принятия решения об отказе. Так, Стародубцева З.И. обратилась с заявлением о государственной регистрации права собственности на квартиру на основании решения Черкесского городского суда КЧР от 07.10.2014 года (далее –решение). Из содержания представленного решения следует, что за Стародубцевой З.И. признано право на долю в объекте незавершенного строительства в виде жилого помещения –квартиры, расположенной по адресу: КЧР, <адрес>, то есть на созданный объект недвижимости. В решении квартира определена в виде доли в объекте незавершенного строительства. Объектом незавершенного строительства в данном случае может являться многоквартирный жилой дом, в составе которого и будет квартира. Вместе с тем, для осуществления государственной регистрации права собственности на квартиру в многоквартирном жилом доме необходимо представить разрешение на ввод многоквартирного жилого дома. Кроме того, государственный кадастровый учет жилых и нежилых помещений осуществляется только с одновременный кадастровым учетом многоквартирного жилого дома, в том числе помещений, составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме. При государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое встроенное помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем. Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется. Представленное дополнительное соглашение от 02.06.2017 года не является основанием для внесения изменений в решение суда. Многоквартирному дому 26.05.2017 года был присвоен адрес: КЧР, <адрес>. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что стороны заключенного дополнительного соглашения в 2016 году не могли знать заранее о присвоении нового почтового адреса. Квартира , расположенная по адресу: КЧР, <адрес>, на которую подано заявление поставлена на государственный кадастровый учет на основании разрешения на ввод от 06.07.2017 года , правообладателем по разрешению на ввод является ФГБОУВПО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия». Ранее между ФГБОУВО «Северо-Кавказская государственная технологическая академия» и ООО «Рамзис» был заключен контракт на реализацию инвестиционного проекта по строительству на земельном участке, находящемся в собственности РФ и закрепленного на праве постоянного бессрочного пользования за Академией, в том числе и многоквартирного дома по адресу: КЧР, <адрес>. В свою очередь между ООО «Рамзис» и ООО «Витязь» был заключен инвестиционный договор на строительство многоквартирного дома по указанному адресу. ООО «Витязь» в целях реализации инвестиционного договора были заключены договоры с физическими лицами о соинвестировании в строительство жилых домов по <адрес>. Впоследствии постановлением ФАС СКО от 06.06.2011 года контракт на реализацию инвестиционного проекта по строительству объектов от 29.01.2007 года и дополнительное соглашение к нему от 25.05.2009 года признаны недействительными по причине отсутствия согласия на строительство объекта собственника земельного участка –Российской Федерации. В 2016 года Академией были проведены мероприятия по легализации возведенного многоквартирного дома, в частности проведены работы по межеванию и выделению земельного участка под многоквартирным домом в самостоятельный с изменением разрешенного вида использования. Право постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок зарегистрировано за Академией. 07.02.2017 года Академии выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства. Правовая связь в виде инвестиционного контракта между инвесторами строительства многоквартирного жилого дома –физическими лицами ЖСК «Витязь» и законным владельцем земельного участка –Академией, в соответствии с судебным актом перестала существовать. Как следует из вышесказанного многоквартирный дом по <адрес> возведен на земельном участке, не принадлежащем ЖСК «Витязь» на законном праве, без соблюдения его целевого назначения, то есть на земельном участке, не отведенном для этих целей. ЖСК «Витязь» не обладал правом распоряжения земельным участком, на котором произведено строительство спорного объекта недвижимости. Таким образом, заявителем избран ненадлежащий способ защиты прав, возможно обращение заявителя в суд в порядке искового производства с иском о признании права собственности.

Административный ответчик Тебуев Р.Р. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении. Пояснил, что свой отказ в регистрации права собственности считает законным и обоснованным. Решение суда невозможно исполнить, поскольку имеются разночтения характеристик объектов недвижимости.

Выслушав в судебном заседании объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд пришел к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2).

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 названного кодекса.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Как усматривается из материалов дела, административным истцом оспаривается решение должностного лица Управления Росреестра по КЧР Тебуева Р.Р. от 19.12.2017 года об отказе в государственной регистрации права собственности.

Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9). Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11).

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела необходимо проверить: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; наличие у административного ответчика полномочий и соблюдение порядка вынесения оспариваемого отказа; соответствие оспариваемого отказа нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 1 статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела следует, что обжалуемое решение должностного лица вынесено 19.12.2017 года.

Административное исковое заявление поступило в суд 28.12.2017 года, следовательно, установленный законом срок для обращения в суд с административным исковым заявлением не пропущен.

Между тем, доводы административного искового заявления сводятся к тому, что Стародубцевой З.И. незаконно и необоснованно отказано в регистрации права собственности на основании решения суда от 07.10.2014 года на объекты недвижимости, расположенные по адресу: КЧР, <адрес>.

Так, заочным решением Черкесского городского суда от 07.10.2014 года за Стародубцевой З.И. признано право собственности на долю в объекте незавершенного строительства в виде жилого помещения - 2-х комнатной квартиры , расположенной по адресу: КЧР, <адрес>,
100, 2 этаж, площадью 75,9 кв.м., и на долю в объекте незавершенного строительства в виде нежилого помещения - встроенное нежилое помещение, расположенное по адресу: КЧР, <адрес>, 2 этаж, 5 подъезд, площадью 3,74 кв.м.

Данным решением суда установлено, что согласно договору от 19.06.2010 года Стародубцева З.И. является членом ЖСК «Витязь» и по окончании строительства ей должна быть передана для оформления права собственности 2-х комнатная квартира , расположенная по адресу: КЧР, <адрес>, в следующих проектных характеристиках: номер квартиры - 160, этаж - 2, площадь квартиры - 75,9 кв. м, в том числе: жилая площадь квартиры - 35,1 кв.м., площадь лоджии - 8,4 кв.м. Паевые взносы в строительство объекта, согласно договору от 19.06.2010 года, ею оплачены полностью в размере 1252350 рублей, что подтверждается справкой ЖСК «Витязь» от 25.06.2014 года. 07.07.2014 года между Стародубцевой З.И. и ЖСК «Витязь» было заключено дополнительное соглашение к договору , в пункте 1.1 которого указано, что по окончании строительства объекта участнику строительства передается для оформления права собственности дополнительное встроенное нежилое помещение следующих проектных характеристик: этаж - 2, подъезд - 5, общая площадь помещения - 3,74 кв.м. Общая сумма паевых взносов в строительство за дополнительное встроенное нежилое помещение оплачена полностью в размере 25000 рублей, что подтверждается справкой ЖСК «Витязь» от 14.07.2014 года. В соответствии с пунктом 5.1 Договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ней и ЖСК «Витязь», окончание строительства объекта: декабрь 2010 года. Согласно справке от 14.07.2014 года о выполненных работах по строительству квартиры в многоквартирном доме, выданной директором КЧР ГУП «Техинвентаризация» Т.Н. Ренсковой, общий % готовности строения, а именно: строительство квартиры размером (7,50*12,50)+(4,80*0,20) в <адрес>, составляет 92%. Также согласно справке от 14.07.2014 года о выполненных работах по строительству встроенного нежилого помещения в многоквартирном доме, выданной директором КЧР ГУП «Техинвентаризация» Т.Н. Ренсковой, общий % готовности строения, а именно встроенного нежилого помещения размером (2,3*2,25) в <адрес>, составляет 78%. Однако, на данный момент ответчик строительство жилого дома не завершил, дом в эксплуатацию не сдал.

Из представленных по запросу суда дел правоустанавливающих документов и от 11.09.2017 года следует, что с заявлениями о государственной регистрации права собственности на квартиру, площадью 75,9 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, и встроенное нежилое помещение, площадью 3,74 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> подъезд, Стародубцева З.И. обратилась в регистрирующий орган 11.09.2017 года. При этом, с заявлением ею были представлены: решение суда, дополнительное соглашение от 02.06.2017 года, справка от 11.09.2017 года, сообщение об отказе в государственной регистрации от 25.09.2015 года.

19.09.2017 года государственная регистрация права на основании пунктов 5 и 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" приостановлена до 19.12.2017 года, о чем в адрес Стародубцевой З.И. направлено уведомление. Согласно уведомлению основанием приостановления государственной регистрации послужило следующее: в решении суда квартира определена в виде доли в объекте незавершенного строительства. В целях устранения причин, препятствующих регистрации, ей необходимо обратиться с заявлением о регистрации доли в праве на объект незавершенного строительства с одновременной постановкой данного объекта на кадастровый учет, а также представить правоустанавливающий документ на долю в праве объекта незавершенного строительства и его технический план.

19.09.2017 года Стародубцевой З.И. подано заявление о представлении дополнительных документов: технического паспорта от 14.07.2014 года и договора от 19.06.2010 года.

19.12.2017 года в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации и неустранением приведенных в уведомлении от 19.09.2017 года причин, препятствующих осуществлению права собственности, Стародубцевой З.И. в государственной регистрации права отказано.

Между тем, отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются вступившим с 01.01.2017 года в силу Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) (часть 1 статьи 1 Закона о регистрации).

В соответствии с частями 3, 4, 7 статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества, и осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Внесение в ЕГРП сведений о помещениях является государственным кадастровым учетом недвижимого имущества.

Статьей 3 Закона о регистрации установлено, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

Органом регистрации прав на территории Карачаево-Черкесской Республики является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункты 5 и 7).

В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о регистрации).

В силу статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Частью 2 статьи 14 Закона о регистрации установлен перечень документов, являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе и вступивший в законную силу судебный акт.

В то же время статьей 58 Закона о регистрации предусмотрены особенности осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 1).

В силу части 4 статьи 14 Закона о регистрации государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется только при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества.

Основания для одновременного государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона: 1) создание объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона; 2) образование объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 настоящей статьи; 3) прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 4) образование или прекращение существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи.

Государственный кадастровый учет здания (многоквартирного дома) и всех помещений, машино-мест в таком здании осуществляется одновременно (пункты 1, 4, 5 части 5 статьи 14 и части 3, 3.1, 4 статьи 40 Закона о регистрации). При государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем. Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется (часть <данные изъяты> статьи 40 Закона о регистрации).

Лица, по заявлениям которых осуществляется государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, перечислены в статье 15 названного Закона.

Согласно положениям части 1 статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляются в течение семи рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов и девяти рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.

Согласно статье 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 4). Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5).

В силу статьи 29 Закона о регистрации порядок осуществления государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 1).

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (статья 21 Закона о регистрации).

Как следует из сообщения государственного регистратора от 19.12.2017 года N в государственной регистрации права собственности на основании решения суда от 07.10.2014 года административному истцу отказано в связи с тем, что в решении суда квартира определена в виде доли в объекте незавершенного строительства, однако согласно пункту 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении, то есть объектом незавершенного строительства в данном случае может являться многоквартирный жилой дом, в составе которого и будет квартира. Представленное дополнительное соглашение от 02.06.2017 года не является основанием для внесения изменений в решение суда 07.10.2014 года о признании права на объект незавершенного строительства в виде жилого помещения –квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, так как многоквартирному дому 26.05.2017 года был присвоен адрес: КЧР, <адрес>. Квартира , расположенная по адресу: КЧР, <адрес>, в отношении которой подано заявление поставлена на государственный кадастровый учет на основании разрешения на ввод от 06.07.2017 года , правообладателем по которому является ФГБОУВПО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия». В связи с изложенными противоречиями административному истцу отказано в проведении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.

Таким образом, у регистрирующего органа имелись правовые основания для правовой экспертизы представленных заявителем для государственной регистрации документов, в связи с чем им обосновано отказано в государственной регистрации при непредставлении необходимых для этого документов.

Обращаясь в суд, административный истец ссылается на то обстоятельство, что объект недвижимости, на который решением суда за ней признано право собственности, определен в договоре инвестирования строительства от 19.06.2010 года, заключенном между нею и ЖСК «Витязь», и все последующие документы принадлежат к одному и тому же изменяемому объекту недвижимости –квартире .

Между тем, как было указано выше из содержания заочного решения Черкесского городского суда от 07.10.2014 года видно, что за Стародубцевой З.И. признано право собственности на долю в объекте незавершенного строительства в виде жилого помещения - 2-хкомнатной квартиры расположенной по адресу: <адрес>, 2 этаж, площадью 75,9 кв.м., и на долю в объекте незавершенного строительства
в виде нежилого помещения - встроенное нежилое помещение, расположенное по адресу: КЧР, <адрес>, площадью 3,74 кв.м.

Согласно сведениям о характеристиках объекта недвижимости, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, объект недвижимости имеет следующие характеристики: жилое помещение – квартира, площадью 65,6 кв.м., расположено на 2 этаже по адресу: КЧР, <адрес>, кадастровый помещению присвоен 08.09.2017 года.

Указанные разночтения свидетельствуют о правовых основаниях для приостановления и последующего отказа в государственной регистрации.

При таком положении суд, проанализировав вышеприведенные положения закона и установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого решения Управления Росреестра по КЧР незаконным, возложения на регистрирующий орган какой-либо обязанности. Решение об отказе в государственной регистрации права государственным регистратором принято в рамках его полномочий, в соответствии с действующим законодательством, с соблюдением установленных Законом о регистрации сроков.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Такой необходимой совокупности условий по настоящему делу судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Стародубцевой Зинаиды Ивановны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике и Тебуеву Рашиду Рамазановичу о признании действия должностного лица Тебуева Р.Р. в отказе регистрации права собственности за Стародубцевой Зинаидой Ивановной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: КЧР, <адрес>, на двухкомнатную квартиру общей площадью 65,6 кв.м. с кадастровым номером 09:04:0101308:673, расположенную в подъезде на 2 этаже многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: КЧР, <адрес>, блок-секция 1-А, нежилое встроенное помещение, расположенное по адресу: КЧР, <адрес>, 2 этаж, площадью 3,74 кв.м. незаконными; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике устранить вышеуказанные нарушения и зарегистрировать за Стародубцевой Зинаидой Ивановной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: КЧР, <адрес>, право собственности на двухкомнатную квартиру общей площадью 65,6 кв.м. с кадастровым номером , расположенную в подъезде на 2 этаже многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: КЧР, <адрес>, блок-секция 1-А, в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике устранить вышеуказанные нарушения и зарегистрировать за Стародубцевой Зинаидой Ивановной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: КЧР, <адрес>, право собственности на нежилое встроенное помещение, площадью 3,74 кв.м., расположенное в подъезде на 2 этаже многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: КЧР, <адрес>, блок-секция 1-А, в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики.

В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 05 марта 2018 года.

Судья

Черкесского городского суда КЧР Ф.М.Турклиева