66RS0045-01-2021-001525-08
Решение принято в окончательной форме 09.09.2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего Двоеглазова И.А. при секретаре Березиной Ю.С., с участием административного истца, представителя заинтересованного лица ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-1091/2021 по административному иску ФИО1 к Главе Полевского городского округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Главе Администрации Полевского городского округа о признании незаконным бездействия по подготовке документации по планировке территории, мотивируя требования тем, что он и заинтересованное лицо ФИО3 являются собственниками земельного участка с кадастровым номером 66:59:0201002:1827, расположенного в г. Полевской. . . . он обратился к Главе Полевского городского округа с заявлением о принятии решения о подготовке, разработке и утверждении документации по планировке территории, на которой расположен принадлежащий ему земельный участок. . . . Главой Полевского городского округа дан ответ, в котором отказано в принятии такого решения, поскольку на эти цели не предусмотрены денежные средства. С данным решением истец не согласен, считает, что ответчик не выполняет возложенную на него обязанность по подготовке документации по планировке территории, что нарушает его права.
Административный истец, он же представитель заинтересованного лица ФИО1 исковые требования и доводы административного искового заявления поддержал, суду пояснил, что нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанность по планировке территории возложена на органы местного самоуправления. Им было подано заявление о подготовке документации по планировке территории. Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит оснований для отказа в удовлетворении такого заявления. Вместе с тем, административный ответчик фактически отказал в этом. Отсутствие проекта планировки территории нарушает его права, так как он не может в полной мере пользоваться принадлежащим ему земельным участком.
Представитель административного ответчика ФИО2 административный иск не признал, суду пояснил, что бездействие со стороны Главы Полевского городского округа отсутствует, так как утверждена программа развития градостроительной деятельности на 2019-2023 г.р. На момент её утверждения заявлений о подготовке документации по планировке территории, на которой расположен земельный участок истца, не поступало, денежные средства на эти цели выделены не были. В ответе административному истцу было разъяснено право осуществить подготовку документации по планировке территории за его счет, что будет более быстро и эффективно, учитывая количество собственников земельных участков в квартале, где расположен земельный участок истца. Осуществлять эти работы органы местного самоуправления будут дольше, так как необходимо выделить денежные средства на эти цели, а также выбрать организацию, которая осуществит эти работы, что займет длительное время.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как следует из материалов дела, административный истец ФИО1, заинтересованное лицо ФИО3 являются собственниками земельного участка площадью 1400 кв.м с кадастровым номером 66:59:0201002:1827, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 11-13).
29.03.2021 ФИО1 обратился к Главе Полевского городского округа с заявлением о принятии решения, подготовке, разработке и утверждении документации по планировке территории, на которой находится принадлежащий ему земельный участок (л.д. 8-9).
В письме от 29.04.2021 Глава Полевского городского округа указал, что муниципальной программой «Развитие градостроительной деятельности на территории Полевского городского округа на 2019-2023 годы», утвержденной постановлением Администрации Полевского городского округа от № на мероприятия по разработке и утверждению проекта планировки и проекта межевания на данную территорию не предусмотрено выделение денежных средств из местного бюджета (л.д. 10).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно пункту 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи (часть 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как указано в части 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах городского округа.
В соответствии с частью 20 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5 - 5.2 настоящей статьи, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно положениями статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Принятие решения о подготовке проекта генерального плана городского округа, решения о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план городского округа, утверждение состава и порядка подготовки планов реализации документов территориального планирования городского округа относится к полномочиям Главы Полевского городского округа (пункт 18 статьи 34 Устава Полевского городского округа), следовательно, иск предъявлен к надлежащему ответчику.
Согласно изложенным выше нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязанность по подготовке документации по планировке территории, обеспечение подготовки документации по планировке территории, утверждение документации по планировке территории в границах городского округа частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации возложена на органы местного самоуправления городского округа. Решение о подготовке проекта планировки территории принимается Главой Полевского городского округа. При этом, как обоснованно указал административный истец, Градостроительный кодекс Российской Федерации не предоставляет органам местного самоуправления права отказать в подготовке документации по планировке территории, если таковая требуется для развития территории.
Усматривается и нарушением прав и интересов административного истца бездействием административного ответчика, поскольку из положений части 1 и 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что проект планировки территории необходим в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов. Не зная планируемое местоположение линейных и иных объектов, невозможно полноценно использовать земельный участок.
Учитывая изложенное, исковые требования ФИО1 следует удовлетворить.
В силу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Учитывая выявленные нарушения, административного ответчика следует обязать устранить их, путем принятия решения о подготовке документации по планировке территории.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Поскольку иск удовлетворен, административному истцу административным ответчиком должны быть возмещены судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Главы Полевского городского округа по принятию решения о подготовке документации по планировке территории, на которой находится принадлежащий ФИО1 и ФИО3 земельный участок с кадастровым номером 66:59:0201002:1827, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Полевской.
Обязать Главу Полевского городского округа устранить нарушение прав и интересов административного истца путем подготовки в соответствии с требованиями, установленными Градостроительным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, документации по планировке территории, на которой находится принадлежащий ФИО1 и ФИО3 земельный участок с кадастровым номером 66:59:0201002:1827, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Полевской.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Администрации Полевского городского округа в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий И.А. Двоеглазов