ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1091/2022КОПИ от 11.05.2022 Пермского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-1091/2022 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2022 года г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Бородкиной Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Бузановой Е.А.,

с участием представителя административного истца Титовой ФИО6

представителя административного ответчика Шумиловских ФИО7.,

представителя заинтересованного лица Солнцева ФИО8

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Администрации Пермского муниципального района к Управлению Россельхознадзора по <адрес>, Удмуртской Республике и <адрес> о признании предостережения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Администрации Пермского муниципального района обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Россельхознадзора по <адрес>, Удмуртской Республике и <адрес> о признании предостережения от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости нарушений обязательных требований незаконным.

В обоснование заявленных требований указано, что в адрес администрации Пермского муниципального района поступило предостережение Управления Россельхознадзора по <адрес>, Удмуртской Республике и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости нарушения обязательных требований, которым установлено следующее. В ДД.ММ.ГГГГ году по имеющей в Управлении Россельхознадзора по <адрес>, Удмуртской Республики и <адрес> информации была обнаружена свалка на земельных участках с кадастровыми номерами , , . Были установлены факты захламления плодородного слоя почвы бытовыми отходами, а именно: бревнами, ветками шинами, пластмассовыми бутылками, пенопластом, полипропиленовыми мешками, пленкой, стеклом, обувью, одеждой, костями и т.д. На данный момент согласно выпискам из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером , состоящий из 2 контуров, расположенный по адресу: <адрес>, в <адрес> образовавшийся путем раздела земельного участка с кадастровым номером . Земельный участок находится в собственности у Муниципального образования Пермского муниципального района <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Публично-кадастровой карте мусор с участка не убран. Также согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес><адрес>. Образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером . Земельный участок находится в собственности у Муниципального образования Пермского муниципального района <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Публично-кадастровой карте мусор с участка не убран. Муниципальному образованию Пермского муниципального района <адрес> на земельных участках с кадастровыми номера , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенных по адресу: <адрес>, провести комплекс мероприятий по устранению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель в виде захламления земельного участка сельскохозяйственного назначения твердыми коммунальными отходами производства и потребления, а также комплекс мероприятий по коренному улучшению земель в виде проведения культуртехнической мелиорации для вовлечения земельного участка в сельскохозяйственный оборот в соответствии со ст. ст. 8, 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 4-ФЗ «О мелиорации земель», Приказа Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель», в течение вегетационного периода 2022 года. Администрация Пермского муниципального района с вынесенным предостережением не согласна, считает его незаконными в силу следующего. Согласно ответу Управления Росреестра по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.13 о правообладателе земельных участков и , записи о регистрации права муниципальной собственности внесены в ЕГРН на основании заявления представителя АО «ПРОДО Птицефабрика Пермская» о прекращении права собственности на земельные участки в связи с отказом от них и пп.1.1. ст. 19 Земельного Кодекса РФ. Учитывая местоположение земельных участков – <адрес>, сведения о правообладателе земельных участков - муниципальном образовании «Пермский муниципальный район» внесены в ЕГРН ошибочно, следовало зарегистрировать право собственности за муниципальным образованием «Пальниковское сельское поселение». С целью исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о правообладателе земельных участков с кадастровыми номерами и органом регистрации прав будет подготовлено исковое заявление в суд. Также указывает, что право собственности истца на указанные земельные участки с кадастровыми номерам и возникло ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, в результате действий по отказу от участков. Согласно Актов рейдовых осмотров, обследований Россельхознадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, , на земельном участке с кадастровым номером (из которого образовался земельный участок ) и на земельном участке (из которого образовался земельный участок ) обнаружены свалки бытовых отходов: горелых бревен, шин, бутылок, одежды, костей и т.д. На момент проведения осмотров, данные земельные участки находились в собственности АО «Продо Птицефабрика Пермская» с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, Администрация Пермского муниципального района считает себя ненадлежащим лицом, в отношении которого должно было бы вынесено оспариваемое предостережение.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержала доводы административного искового заявления, письменных пояснений, просила требования удовлетворить, считает, что права Администрации нарушены в связи с вынесенным предостережением, поскольку на Администрацию возложены определенные5 предостережением обязанности и наступает определенная ответственность.

Представитель административного ответчика в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований Администрации Пермского муниципального района по доводам письменных возражений отказать, поскольку предостережение не нарушает права административного истца, поскольку не обязывает Администрацию к проведению комплекса работ. Предостережение было выдано в связи с недопустимостью образования свалки на земельных участках, принятию Администрацией мер по предотвращения образования отходов. За неисполнение оспариваемого предостережения ответственность не наступает. На момент передачи земельных участков в собственность Муниципального образования Пермского муниципального района на земельных участках свалка отсутствовала. При проведении проверки в период рассмотрения настоящего иска повторно стал появляться бытовые отходы, признаки добычи песка, сухостой прошлого вегетационного периода.

Представитель заинтересованного лица – Управления Росреестра по <адрес> представителя в судебное заседание не направил, представил письменные пояснения, в которых указано, что запись о государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами и за Муниципальным образованием Пермский муниципальный район является актуальной, просит рассмотреть дело в отсутствии представителя.

Представитель заинтересованного лица Администрации Пальниковского сельского поселения в судебном заседании просил оставить решение на усмотрении суда.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе принять решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 51 пункта 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления на почву, поверхностные водные объекты и водосборные площади запрещается.

В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ в собственности Администрации Пермского муниципального района находятся земельные участки с кадастровыми номерами и , ранее правообладателем указанных участков являлось Акционерное общество «ПРОДО Птицефабрика Пермская», что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д. 16, 17), пояснениями представителя административного истца и письменными возражениями представителя Управления Росреестра по <адрес>.

Актом рейдовых осмотров, обследований земельных участков с кадастровыми номерами и органом государственного контроля от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что невыполнение мероприятий по охране земель от зарастания сорными растениями и деревьями, уничтожение плодородного слоя почвы, порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Собственником указанных участков является Акционерное общество «ПРОДО Птицефабрика Пермская» (л.д. 10-12, 13-15).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Муниципального образования Пермского муниципального района <адрес> направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, которым Муниципальному образованию Пермского муниципального района <адрес> предложено провести на земельных участках с кадастровыми номерами и комплекс мероприятий по устранению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель в виде захламления земельного участка сельскохозяйственного назначения твердыми коммунальными отходами производства и потребления, а также комплекс мероприятий по коренному улучшению земель в виде проведения кулътуртехнической мелиорации для вовлечения земельного участка в сельскохозяйственный оборот в соответствии со ст. ст. 8, 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 4-ФЗ «О мелиорации земель», Приказа Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель», в течение вегетационного периода 2022 года.

На данное предостережение администрация написала возражения (л.д. 30-33).

Управление Россельхознадзора по <адрес>, Удмуртской Республике и <адрес> выразило письменное несогласие с возражением.

Из заключений по выездному обследованию от ДД.ММ.ГГГГ и следует, что при визуальном осмотре земельного участка с кадастровым номером отсутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ «невыполнение обязательных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающее качественное состояние земель»; на земельном участке с кадастровым номером присутствует свалка бытовых отходов, углубление в виде ямы с признаками добычи песка, следы транспорта, присутствует сухостой прошлого вегетационного периода сорной травянистой растительности, поэтому присутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ «невыполнение обязательных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающее качественное состояние земель».

Для признания оспариваемого решения необходима одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение оспариваемым решением прав и свобод административного истца.

Исходя из положений действующего законодательства предостережение о недопустимости нарушения закона никаких юридических последствий для лица, которому оно объявлено, если оно не намерено совершать неправомерные действия, не влечет.

Принимая во внимание, что на день вынесения предостережения от ДД.ММ.ГГГГ администрация Пермского муниципального района <адрес> являлась и является по настоящее время собственником земельных участков с кадастровыми номерами и , которые отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения; в силу требований земельного законодательства администрация как собственник земельных участков обязана осуществлять меры по сохранению земель, их восстановлению и содержанию в состоянии, пригодном для использования по целевому назначению; учитывая, что вынесенное Управлением Россельхознадзора по <адрес>, Удмуртской Республике и <адрес> предостережение направлено на защиту земель сельскохозяйственного назначения от зарастания сорными растениями, деревьями, захламления отходами производства и потребления и иного негативного воздействия и приведении в состояние, пригодное для сельскохозяйственного использования, выдано надлежащему лицу, соответствует действующему законодательству и не нарушает законные права и интересы администрации, поэтому суд считает оспариваемое предостережение законным и обоснованным.

Доказательств нарушения прав и интересов Администрации Пермского муниципального района оспариваемым предостережением суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований Администрации Пермского муниципального района к Управлению Россельхознадзора по <адрес>, Удмуртской Республике и <адрес> о признании предостережения от ДД.ММ.ГГГГП о недопустимости нарушений обязательных требований незаконным.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования Администрации Пермского муниципального района к Управлению Россельхознадзора по <адрес>, Удмуртской Республике и <адрес> о признании предостережения от ДД.ММ.ГГГГП о недопустимости нарушений обязательных требований незаконным оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья – подпись Ю.В. Бородкина

Мотивированное решение составлено 25 мая 2022 года.

Судья – подпись.

Копия верна.

Судья Ю.В. Бородкина

подлинник подшит

в гражданском деле № 2а-1091/2022

Пермского районного суда Пермского края

УИД: 59RS0008-01-2022-000571-75