Дело № 2а-79/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Судовской О.Н., при секретаре Малышевой В.В., с участием представителей административных ответчиков Правительства РК Жохова А.В., администрации МО МР «Сосногорск» Кошелевой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сосногорске Республики Коми 19 февраля 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Труфанова АИ к Правительству Республики Коми, администрации муниципального района «Сосногорск» о признании противоречащим закону распоряжения Правительства Республики Коми от 31.03.2009 №101-р «О разграничении муниципального имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в границах которых они образованы», не исполненным постановления администрации городского поселения «Сосногорск» №62 от 30.03.2011 «О снятии статуса общежития», признании дома <адрес> общежитием,
установил:
Труфанов А.И. обратился в Сосногорский городской суд Республики Коми с исковым заявлением к администрации МР «Сосногорск», в котором просил: 1) признать противоречащим закону распоряжение Правительства Республики Коми от 31.03.2009 №101-р «О разграничении муниципального имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в границах которых они образованы»; 2) признать не исполненным постановление администрации городского поселения «Сосногорск» № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии статуса общежития»; 3) признать противоречащими закону договоры о передаче гражданам в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> администрациями городского поселения «Сосногорск», муниципального района «Сосногорск» в качестве квартир; 4) признать бездействие прокуратуры г.Сосногорска в части указания на наличие в доме <адрес> коммунальных квартир; 5) признать дом <адрес> общежитием.
В обоснование иска указано на несогласие административного истца с действиями администрации МР «Сосногорск» по присвоению дому № по <адрес> статуса многоквартирного жилого дома, а занимаемому Труфановым А.И. жилому помещению № – статуса квартиры, поскольку в Едином государственном реестре прав недвижимости данное жилое помещение имеет наименование «комната». Указанный дом и расположенные в нем жилые помещения № не соответствуют определениям многоквартирного жилого дома и квартиры, данным в п.п.5,6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, являются комнатами. Полагает оспариваемое Распоряжение Правительства РК от ДД.ММ.ГГГГ№-р, послужившее основанием для включения спорного дома в реестр муниципальной собственности, противоречащим закону в части указания вида передаваемых помещений «квартира»; оспариваемое постановление администрации ГП «Сосногорск» № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии статуса общежития» - не исполненным, поскольку этим постановлением спорному дому присвоен статус многоквартирного жилого дома, тогда как согласно технической документации квартиры в данном доме отсутствуют. По тем же основаниям полагает противоречащими закону договоры о передаче гражданам жилых помещений, расположенных в <адрес>, с указанием их наименования «квартира». Не согласен с действиями прокуратуры г.Сосногорска, в ответах на обращения Труфанова А.И. указывавшей на наличие в спорном доме квартир. Основанием для признания данного дома общежитием полагает отсутствие доказательств, подтверждающих наличие в доме квартир, и факты, указывающие на неисполнение перевода дома из общежития в многоквартирный жилой дом.
Определением судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии части административных исковых требований, административное исковое требование о признании бездействия прокуратуры г.Сосногорска оставлено без движения, заявителю предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить недостатки.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ указанное определение судьи от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части отказа в принятии административных исковых требований Труфанова А.И. о признании противоречащим закону распоряжения Правительства Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О разграничении муниципального имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в границах которых они образованы», не исполненным постановления администрации городского поселения «Сосногорск» № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии статуса общежития», признании дома <адрес> общежитием, возвращено в суд для решения вопроса о принятии к производству; в части отказа в принятии административного иска о признании противоречащими закону договоров о передаче гражданам квартир в доме <адрес> отменено с направлением в суд со стадии принятия заявления в порядке гражданского процессуального законодательства. В части оставления без движения административного искового требования о признании бездействия прокуратуры г.Сосногорска определение суда оставлено без изменения.
Определением судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ принято к производству административное исковое заявление Труфанова АИ к администрации муниципального района «Сосногорск» о признании противоречащим закону распоряжения Правительства Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О разграничении муниципального имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в границах которых они образованы», не исполненным постановления администрации городского поселения «Сосногорск» № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии статуса общежития», признании дома <адрес> общежитием. Выделены в отдельные производства административное исковое требование Труфанова А.И. о признании бездействия прокуратуры г.Сосногорска, а также исковое требование к администрации муниципального района «Сосногорск» о признании противоречащими закону договоров о передаче гражданам квартир в доме <адрес> оставлены без движения, определениями от ДД.ММ.ГГГГ возвращены Труфанову А.И. в связи с неисполнением требований судьи.
В последующем заявлением от ДД.ММ.ГГГГ административный истец дополнил свои требования, просил признать незаконными и отменить постановления администрации городского поселения «Сосногорск», принятые в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время о передаче 56 жилых помещений дома <адрес> в собственность гражданам. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление Труфанова А.И. в данной части оставлено без рассмотрения.
В судебное заседание Труфанов А.И. не явился, будучи надлежащим образом извещен, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, на требованиях настаивал. По вопросу соблюдения им срока давности обращения в суд указал, что о нарушении своих прав узнал в ДД.ММ.ГГГГ годах.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Коми Жохов А.В. в судебном заседании возражал против иска, поддержал доводы письменного отзыва, в котором полагал оспариваемое распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ вынесенным в соответствии с законодательством, в т.ч. Федеральными законами от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ…», Законом Республики Коми от 26.06.2008 №66-ФЗ «О разграничении муниципального имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в границах которых они образованы». Просил в удовлетворении иска отказать, в т.ч. по причине пропуска административным истцом срока обращения в суд.
Представитель административного ответчика Администрации МР «Сосногорск» Кошелева М.Н., действующая на основании доверенности, возражала против иска по доводам письменного отзыва, в котором полагала действия ответчика основанными на законе, также заявив о пропуске административным истцом срока обращения в суд.
Руководствуясь ст.150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося административного истца, извещенного надлежащим образом.
Выслушав представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Труфанов А.И. зарегистрирован по адресу: <адрес>
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ главы администрации г. Сосногорска жилой дом для малосемейных по адресу: <адрес> переведен в общежитие Государственного строительного кооператива №, в последующем передан в муниципальную собственность МО МР «Сосногорск».
Распоряжением Правительства Республики Коми №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении муниципального имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в границах которых они образованы», утвержден перечень муниципального имущества муниципального района «Сосногорск», передаваемого в собственность городского поселения «Сосногорск» в процессе разграничения муниципального имущества.
Указанное распоряжение издано на основании действовавшего в указанный период Закона РК от 26.06.2008 №66-РЗ «О разграничении муниципального имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в границах которых они образованы» (далее - Закон №66-РЗ), утратившего силу 13.03.2016.
В соответствии со ст.ст.1-2 указанного Закона №66-РЗ, перечень имущества, подлежащего передаче (далее - перечень имущества), формируется уполномоченным на распоряжение муниципальным имуществом органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Коми, владеющим имуществом (далее - инициатор), и в течение 15 календарных дней со дня окончания его формирования направляется на согласование органу местного самоуправления муниципального образования в Республике Коми, в собственность которого указанное имущество передается, который в течение 30 календарных дней со дня получения от инициатора перечня имущества рассматривает его и принимает одно из следующих решений: 1) о согласовании перечня имущества; 2) о полном либо частичном отказе в согласовании перечня имущества с обязательным указанием имущества, по которому возникли разногласия, и обоснованием причин, по которым данное муниципальное имущество не может находиться в собственности муниципального образования. Инициатор в течение 15 календарных дней со дня принятия решения инициатора направляет в орган исполнительной власти Республики Коми, уполномоченный Правительством Республики Коми (далее - уполномоченный орган), решение принимающей стороны и решение инициатора (далее - согласованные предложения), а также документы, указанные в части 2 статьи 3 настоящего Закона, а именно: выписку из реестра муниципального имущества, в которой содержатся сведения о муниципальном имуществе, передаваемом в процессе разграничения, либо иные документы, подтверждающие право муниципальной собственности на муниципальное имущество.
Согласно ст.3 Закона №66-РЗ, разграничение муниципального имущества осуществляется Правительством Республики Коми путем принятия правового акта Правительства Республики Коми в форме распоряжения Правительства Республики Коми (далее - распоряжение), подготовленного уполномоченным органом, в соответствии с согласованными предложениями.
В соответствии с приведенными нормами и согласно исследованным документам, основанием для издания оспариваемого Распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ стали: 1) решение XIII внеочередного заседания Совета МР «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня объектов муниципальной собственности, необходимых для самостоятельного решения муниципального образования городского поселения «Сосногорск» вопросов местного значения»; 2) решение II (внеочередного) заседания Совета ГП «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О согласовании перечня объектов муниципальной собственности, необходимых для самостоятельного решения вопросов местного значения муниципальным образованием городского поселения «Сосногорск»; 3) выписка № от ДД.ММ.ГГГГ из реестра муниципальной собственности МО МР «Сосногорск».
Утвержденные решениями XIII внеочередного заседания Совета МР «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ№, II (внеочередного) заседания Совета ГП «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ№ списки муниципального жилищного фонда включают в себя указание на передачу 129 жилых помещений дома <адрес> при этом наименование «квартира» или «комната» при указании адреса отсутствует, адрес указан как 40 лет Коми, 7-1 (и т.д. до 129). Одновременно таблица, содержащая список, предусматривает указание площади квартир.
В представленной Правительству РК выписке из реестра муниципальной собственности МО МР «Сосногорск» № от ДД.ММ.ГГГГ наименование вида передаваемых жилых помещений, в т.ч. расположенных в доме <адрес> указано как «квартира».
Оспариваемым Распоряжением №-р от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с согласованными предложениями муниципальных образований МР «Сосногорск» и ГП «Сосногорск» утвержден перечень передаваемого в процессе разграничения имущества, при этом жилые помещения, расположенные в доме <адрес> указаны как «квартира».
Постановлением администрации МР «Сосногорск» № от ДД.ММ.ГГГГ исключены из состава муниципальной казны МО МР «Сосногорск» и переданы в собственность МО ГП «Сосногорск» муниципальные жилые помещения (квартиры) согласно приложению, акт приема-передачи составлен ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации городского поселения «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О снятии статуса общежития», принятым в соответствии с гл. 9 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда на территории городского поселения «Сосногорск», утвержденного решением Совета городского поселения «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ№, снят статус общежития с <адрес> находящихся в муниципальной собственности, жилые дома отнесены к муниципальному жилищному фонду социального использования.
Оснований для удовлетворения административного иска Труфанова А.И. об оспаривании Распоряжения Правительства РК №-р от ДД.ММ.ГГГГ в части указания вида передаваемых жилых помещений «квартира», постановления администрации ГП «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ и признания жилого дома общежитием судом не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Оспариваемые распоряжение Правительства РК и постановление администрации ГП «Сосногорск» не обладают признаками нормативных правовых актов, так как ими не устанавливаются правовые нормы (правила поведения), обязательные для применения неопределенным кругом лиц, и рассчитанные на неоднократное применение. Содержание оспариваемых распоряжения и постановления позволяет прийти к выводу, что они носят организационно-распорядительный характер и не содержат правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Из разъяснений, содержащихся в п.13 указанного Постановления Пленума, следует, что если вывод о ненормативном характере оспоренного акта сделан после принятия заявления к производству, суд вправе перейти к рассмотрению соответствующего дела в надлежащем порядке производства (например, по правилам главы 22 КАС РФ, главы 24 АПК РФ) и продолжить подготовку к судебному разбирательству и (или) судебное разбирательство по делу при условии, что не имеется иных препятствий для этого, например, таких как неподсудность дела суду, несоответствие поданного заявления и (или) приложенных к нему документов требованиям, предусмотренным процессуальным законодательством.
Таким образом, рассмотрение заявленных исковых требований подлежит по правилам главы 22 КАС РФ («Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих»).
Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии со ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Оспариваемое Распоряжение Правительства РК №-р от ДД.ММ.ГГГГ суд полагает принятым полномочным органом в пределах его компетенции в соответствии с законодательством, регулирующим порядок его принятия, а именно - с Законом РК от 26.06.2008 №66-РЗ «О разграничении муниципального имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в границах которых они образованы».
Указание в оспариваемом постановлении наименования «квартира» в отношении жилых помещений, расположенных в доме <адрес> не свидетельствует о его незаконности, поскольку напрямую не порождает правовых последствий в части установления вида данных жилых помещений, обязательного для иных государственных и муниципальных органов. Формирование реестра муниципальной собственности, в т.ч. внесение изменений в него с уточнением вида жилых помещений, осуществляется соответствующим муниципальным образованием.
Согласно ст.ст. 130-132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования.
При этом к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью (п. 1 и 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Перечень видов жилых помещений и признаки каждого из них определены ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе таковыми являются квартира, часть квартиры, комната.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", согласно п.4 которого жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания. Пунктом 5 Положения предусмотрено, что жилым помещением признается: 1) жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем; 2) квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении; 3) комната - часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Согласно представленному Ухтинским отделением филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» техническому паспорту здания - многоквартирного жилого дома <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, указанный дом, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, состоит из 4 этажей, жилая площадь составляет <данные изъяты> кв.м. Графа «Распределение площадей жилых помещений» предусматривает указание на расположение в <адрес> жилых квартир, состоящих из <данные изъяты> жилых комнат жилой площадью <данные изъяты> кв.м., в общежитиях. Графа «Распределение квартир по числу комнат (без общежитий и коридорных систем) содержит указание на наличие 1 двухкомнатной квартиры жилой площадью <данные изъяты> кв.м. Поэтажные планы предусматривают расположение на этаже 6 кухонь, умывальных и туалетов.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, вид расположенных в доме <адрес> жилых помещений указан как «комната», за исключением жилых помещений № площадью 8,8 кв.м., № площадью 12,1 кв.м., № площадью 12 кв.м., №,23 площадью 29,5 кв.м., № площадью 11,4 кв.м., № площадью 11,2 кв.м., № площадью 32,9 кв.м., № площадью 16,6 кв.м., № площадью 9 кв.м., № площадью 9,8 кв.м., № площадью 14 кв.м., № площадью 12,2 кв.м., № площадью 17 кв.м., № площадью 17 кв.м., № площадью 9 кв.м., №, 93 площадью 29,5 кв.м., № площадью 9,1 кв.м., № площадью 11,8 кв.м., № площадью 12,5 кв.м., № площадью 13,3 кв.м., с видом жилого помещения «квартира».
Из материалов дела, в т.ч. постановлений главы администрации ГП «Сосногорск», главы администрации МР «Сосногорск», данных Росреестра следует, что в собственность гражданам в порядке приватизации переданы 56 жилых помещений, расположенных в доме <адрес> Указанными постановлениями вид передаваемых жилых помещений указан как «квартира», при этом право собственности граждан как на «квартиры» зарегистрировано на перечисленные помещения №№, 3, 21, 22-23, 28, 33, 45, 50, 61, 68, 71, 73, 74, 85, 88, 92-93, 95, 96, 107, 118, как на «комнаты» – на помещения № Остальные помещения, находящиеся в муниципальной собственности, состоят в соответствующем реестре как квартиры, о чем свидетельствует выписка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.154-168), а в Едином государственном реестре недвижимости – как комнаты, в т.ч. занимаемая Труфановым А.И. комната №.
Наличие указанных противоречий при определении вида жилых помещений, расположенных в доме <адрес> не может служить основанием для удовлетворения административного иска Труфанова А.И. об оспаривании постановления администрации ГП «Сосногорск» № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии статуса общежития».
В силу ст.7 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (ответ на вопрос №20 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006 за первый квартал 2006 года).
В соответствии с п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно ст. 35 Устава муниципального образования городского поселения Сосногорск «Сосногорск» администрация городского поселения «Сосногорск» управляет муниципальной собственностью, решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды, муниципальной собственности, вносит предложения в Совет поселения об отчуждении недвижимых объектов муниципальной собственности.
Выпиской из ЕГРЮЛ подтверждается ликвидация юридического лица – администрации городского поселения «Сосногорск», о чем внесена соответствующая запись в реестр 12.11.2018.
Согласно п.4 ст. 35 Устава ГП «Сосногорск», полномочия администрации ГП «Сосногорск» по решению вопросов местного значения и по осуществлению отдельных государственных полномочий, исполняются администрацией МО МР «Сосногорск».
Как указано в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Верховного суда РК от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования Труфанова А.И. о признании не исполненным постановления администрации ГП «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ№ связаны с несогласием административного истца с указанным постановлением, обжалование которого производится в порядке КАС РФ, а требование о признании дома <адрес> общежитием производно от требований об обжаловании постановления и является фактически обоснованием требований об обжаловании постановления.
Поскольку обжалуемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ администрации городского поселения «Сосногорск» издано в соответствии с императивным указанием закона о прекращении статуса общежития после его передачи органам местного самоуправления, факт такой передачи установлен по материалам дела, указанным постановлением снят статус общежития с жилого дома, что влечет исключение жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда и отнесение их к муниципальному жилищному фонду социального использования, при этом указанное решение принято органом, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом – администрацией городского поселения «Сосногорск» в соответствии с Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято органом местного самоуправления в пределах его полномочий, правовой акт не противоречит законодательству, вследствие чего оснований для удовлетворения административного искового требования Труфанова А.И. об оспаривании постановления администрации ГП «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ№ и признания дома <адрес> общежитием не имеется.
При этом суд учитывает также следующие положения закона.
Согласно ст.ст.92, 94 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Аналогичные нормы предусмотрены Примерным положением об общежитиях, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 11.08.1988 N 328 и действующим в части, не противоречащей ЖК РФ.
Указанным критериям дом <адрес> не отвечает, поскольку проживание в нем лиц не носит временного характера, обусловленного периодом работы, службы или обучения граждан (за исключением отдельных помещений, отнесенных органами местного самоуправления к специализированному жилищному фонду).
Суд принимает во внимание, что вступившими в законную силу решениями Сосногорского городского суда РК № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении заявления КВА об оспаривании постановления главы МО ГП «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О снятии статуса общежития», № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении иска Труфанова А.И. к администрации ГП «Сосногорск», администрации МР «Сосногорск», КУИ АМР «Сосногорск», в т.ч. об обязании принять постановление по определению вида жилого помещения в многоквартирном жилом доме, указанные решения оставлены без изменения апелляционными определениями ВС РК.
Кроме того, суд учитывает, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с исковым заявлением об оспаривании постановления администрации ГП «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ№ и распоряжения Правительства РК №-р от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч.ч.1, 7, 8 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Суд полагает, что об оспариваемых актах административных ответчиков Труфанову А.И стало известно не позднее ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в обращениях Труфанова А.И. в различные инстанции и ответов на них усматривается указание на постановление администрации ГП «Сосногорск» № и распоряжения Правительства РК №-р, в т.ч. в заявлении Труфанова А.И. в адрес Главы РК от ДД.ММ.ГГГГ и в жалобе в тот же адрес от ДД.ММ.ГГГГ, в ответе руководителя Администрации Главы РК от ДД.ММ.ГГГГ№, в ответе прокуратуры г.Сосногорска от ДД.ММ.ГГГГ№ж-17, в жалобе Труфанова А.И. в адрес Главы РК от ДД.ММ.ГГГГ и в ответе на нее Министерства РК имущественных и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ№ обращении Труфанова А.И. в указанное Министерство от ДД.ММ.ГГГГ и приложенном к нему информационном сообщении о нарушении прав от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, обращение административного истца с данным иском ДД.ММ.ГГГГ состоялось за пределами 3-месячного срока обращения в суд, оснований для его восстановления судом не усматривается.
Письмом Министерства РК имущественных и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ№ в адрес администрации МО МР «Сосногорск», администрации МО ГП «Сосногорск» предложено привести в соответствие сведения, содержащиеся в реестре муниципальной собственности, с правоустанавливающими и техническими документами на жилое помещение с указанием жилому помещению вида (наименования) «комната». Письмами Комитета по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ указано на проведение соответствующей работы, в т.ч. ввиду дефицита бюджетных средств на планирование указанных работ на 2019 год. Таким образом, административным ответчиком в пределах своих полномочий принимаются меры к устранению имеющихся противоречий в сведениях реестра муниципальной собственности и технической документации, в случае несогласия с указанными действиями (бездействием) административный истец не лишен возможности их обжаловать в установленном порядке.
Таким образом, оспариваемыми актами права и законные интересы Труфанова А.И. не нарушены, они приняты в пределах полномочий соответствующих государственного и муниципального органов, с соблюдением порядка их принятия и в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения. При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения административных исковых требований Труфанова А.И. об оспаривании Распоряжения Правительства РК от ДД.ММ.ГГГГ и постановления администрации ГП «Сосногорск» № от ДД.ММ.ГГГГ, признания дома <адрес> общежитием не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Труфанова АИ к Правительству Республики Коми, администрации муниципального района «Сосногорск» о признании противоречащим закону распоряжения Правительства Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О разграничении муниципального имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в границах которых они образованы», не исполненным постановления администрации городского поселения «Сосногорск» № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии статуса общежития», признании дома <адрес> общежитием.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд РК в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 февраля 2019 г.
Судья О.Н.Судовская
Верно О.Н.Судовская