ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1092/2022 от 23.05.2022 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2022 года город Тула

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Илларионовой А.А.,

при секретаре Ким В.А.,

с участием административного истца Сенченко А.А., предстателя административного истца Сенченко А.А. по заявлению Стародубцевой Т.А., представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Трухтанова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1092/2022 по административному исковому заявлению Сенченко ФИО14 к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным отказа в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ, и об обязании устранить нарушение прав,

установил:

Сенченко А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным отказа в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ, и об обязании устранить нарушение прав.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что она, будучи многодетной матерью и поставленной на учет для бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании уведомления Министерства труда и социально защиты Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка. К заявлению была приложена схема расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой предполагалось образовать земельный участок, местоположения которого определялось с одной стороны по смежной границе с земельным участком с кадастровым по данным ЕГРН, с другой стороны по границе красных линий, утвержденных в установленном законном порядке.

ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, по причине предоставления указанного земельного участка Постановлением администрации Центрального района иному гражданину. Якобы земельному участку присвоен .

Тем не менее, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о местоположении границ указанного земельного участка отсутствуют, равно как и отсутствуют межевые знаки, позволяющие определить границы этого якобы предоставленного земельного участка. Более того, визуально, указанный земельный участок никем не используется. В непосредственной близости от границ земельного участка рассоложена некапитальная металлическая постройка – торговая палатка «овощи, фрукты».

Полагает, что Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, отказывая в предварительном согласовании предоставления земельного участка по причине более раннего предоставления территории иному лицу должно было определить местоположение границ этого ранее предоставленного земельного участка и соотнести их с границами испрашиваемого земельного участка. И только в этом случае, отказ в предварительном согласовании является законным.

На основании изложенного просит суд признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и возложить на министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обязанность повторно рассмотреть схему расположения земельного участка.

Административный истец Сенченко А.А. в судебном заседании административные требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Предстатель административного истца Сенченко А.А. по заявлению Стародубцева Т.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить, пояснив, что доказательств, подтверждающих, что испрашиваемый земельный участок принадлежит иному лицу, в дело не представлено, право собственности на данный земельный участок не оформлялось, договор аренды не заключался, свидетельство (государственный акт) на право собственности за земельный участок не выдавалось. Постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Григорьеву А.В. земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, фактически осталось без исполнения, так как договор аренды не был заключен, никаких строений на данном участке не возведено. На обращение Сенченко А.А. от ДД.ММ.ГГГГ министерство имущественных и земельных отношений <адрес> сообщило, что в настоящее время совместно с администрацией проводится работа по отмене постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Григорьеву А.В. земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждает доводы административного истца о том, что земельный участок не находился в пользовании или собственности иных лиц.

Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Трухтанов С.В. в судебном заседании заявленные требования не признал, просил отказать в их удовлетворении за необоснованностью. Ранее представлял суду письменные возражения на административное исковое заявление, согласно которому истец обратилась в Министерство в целях реализации прав на предоставление в собственность земельного участка, установленных Земельным кодексом Российской Федерации. Министерство письмом отказало Сенченко А.А. в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, в соответствии с пп.2 п.8 ст. 39.15, п. 2 ст. 39.16 ЗК РФ на основании того, что испрашиваемый земельный участок на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит иному гражданину. Министерство считает, что ответ от ДД.ММ.ГГГГ дан в соответствии с положениями действующего законодательства.

В данном случае в отношении спорного земельного участка уполномоченным органом ранее было принято решение о предоставлении земельных участков иным лицам, а именно постановлением администрации Центрального района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, указанный документ не отменен в установленном законом порядке, что свидетельствует о наличии законных правопритязаний третьих лиц в отношении испрашиваемого земельного участка, что в свою очередь исключает предоставление данного земельного участка кому-либо.

В силу положения ч. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В связи с изложенным, игнорирование принятых до введенияв действия Земельного кодекса актов о предоставлении гражданамземельных участком является прямым нарушением их прав натакие земельные участки, так как актов об отмене указанных вышепостановлений не принималось, а согласно приведенным нормамзакона у граждан имеется право оформить в ЕГРН на основаниивыданных им постановлении право собственности на земельныйучасток и сроком оформления данное право не ограничиваетсяисходя из норм закона.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Сенченко С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался своевременно и надлежащим образом, в представленном суду заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Григорьев А.П., в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался своевременно и надлежащим образом, причину неявки не сообщил, ходатайств не представил.

Выслушав объяснения административного истца Сенченко А.А., предстателя административного истца Сенченко А.А. по заявлению Стародубцевой Т.А., представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Трухтанова С.В., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно частям 1,2 статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Как следует из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исходя из взаимосвязанных положений подпунктов 2 и 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает во внимание, что комплексное по своей природе правовое регулирование земельных отношений основывается на ряде принципов, в том числе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.1 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Как установлено в судебном заседании, Сенченко А.А. и Сенченко С.А. являются многодетной семьей, что подтверждается удостоверением многодетной семьи серии МС , выданным ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с чем Сенченко А.А. была поставлена на учет для бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, выданным министерством труда и социальной защиты Тульской области.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В Тульской области указанные вопросы регламентированы Законом Тульской области от 21 декабря 2011 года №1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей». Согласно статье 2-2 указанного закона многодетному гражданину, принятому на учет, земельный участок предоставляется в границах муниципального образования, где постоянно проживает многодетный гражданин, имеющий право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.

В целях реализации прав на приобретение в собственность бесплатно земельного участка Сенченко А.А. обратилась в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка приложив при этом схему расположения испрашиваемого земельного участка.

Согласно пункту 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса

Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Согласно пункту 2 статьи 39.16 данного Кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав.

Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ, Сенченко А.А. отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка со ссылкой на подпункт 2 пункта 8 статьи 39.15, и п.2 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок на основании постановления администрации Центрального района г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит иному гражданину.

Не согласившись с данным отказом, административный истец обратилась в суд с административным иском о признании его незаконным.

В процессе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что на основании постановления главы администрации Центрального района г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении гражданину Григорьеву П.И. земельного участка в аренду для строительства жилого дома усадебного типа в <адрес>, между <адрес> и <адрес>» Григорьеву П.И. предоставлен на состав семьи из 1 человека земельный участок, расположенный в <адрес>, площадью 1272 кв.м., в аренду сроком на 4 года на период строительства индивидуального жилого дома с правом последующей перерегистрации земельного участка по своему усмотрению в соответствии с действующим законодательством.

Данным постановлением Григорьева П.И. обязали заключить договор аренды земельного участка с Главным управлением архитектуры и градостроительства г.Тулы, разработать проект жилого дома и застройки участка, согласовать его, заключить с администрацией Центрального района договор о возведении индивидуального жилого дома.

В связи с заявлением Григорьева А.П., проживающего по адресу: <адрес>, о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, ранее предоставленного его отцу, в связи с его смертью, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО7» ранее вынесенное постановление от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу.

Поручено МП «Тульский городской центр градостроительства и землеустройства» расторгнуть договор аренды земельного участка между администрацией Центрального района г. Тулы и ФИО8

Этим же постановлением ФИО7 предоставлен земельный участок, расположенный в <адрес>, площадью 1372 кв.м., в аренду сроком на 3 года на период строительства индивидуального жилого дома с правом последующей перерегистрации земельного участка по своему усмотрению в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того согласно постановлению администрации Центрального района г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ Григорьеву А.П. необходимо было: заключить договор аренды земельного участка в МП «Тульский городской центр градостроительства и землеустройства»; разработать проект жилого дома и застройки участка и согласовать его с архитектором района; заключить с администрацией Центрального района г. Тулы договор о возведении индивидуального жилого дома; приступить к строительству ИЖД после выполнения пунктов 4-6 настоящего постановления и разбивки осей габаритов жилого дома в натуре городским геодезическим центром; по окончании строительства жилого дома выполнить исполнительную съемку застройки участка и зарегистрировать выстроенные строения в Тульском областном регистрационном центре.

Согласно письму Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в ответ на обращение директора департамента имущественных и земельных отношений, в архивном фонде Управления отсутствует свидетельство (государственный акт) на право собственности на землю, оформленное на основании постановления Главы администрации Центрального района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

С 01.01.2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с которым, осуществляется ведение Единого реестра недвижимости. В состав ЕГРН входят сведения, содержащиеся в кадастре недвижимости и реестре прав.

В сведениях, содержащихся в кадастре недвижимости, объект недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером учитывался с ДД.ММ.ГГГГ со статусом «ранее учтенный» в установленных границах и с уточненной площадью 1372 кв.м, с местоположением (адресом): <адрес>, с видом разрешенного использования: «для строительства индивидуального жилого дома».

Дополнительно сообщают, что в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства (далее - документы ГФД), хранится межевое дело ИНВ. на земельный участок с кадастровым номером 71:30:999999:3, расположенный по адресу: <адрес> (землепользователь: ФИО9).

Как видно из кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером , ДД.ММ.ГГГГФИО9 обращалась в ФГУ «ЗКП» по Тульской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка по адресу: <адрес>.

Согласно уведомлению ФГУ «ЗКП» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 извещена, что выполнение кадастровых действий по заявке от ДД.ММ.ГГГГ, приостановлено в связи с замечаниями комитета по землеустройству и земельным ресурсам <адрес>.

Также как следует из уведомления ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 71:30:999999:3, отсутствуют.

Следовательно, судом установлено, что на испрашиваемый земельный участок государственный акт, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю не выдавались.

Как следует из пояснений представителя ответчика договор аренды земельного участка по адресу: <адрес>, с Григорьевым А.П. так и не был заключен, никаких построек на данном земельном участке не возведено.

Суд приходит к выводу, что постановление администрации Центрального района г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Григорьеву А.П. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, последним фактически на протяжении более двадцати лет не исполнялось. ФИО7 утратил интерес в исполнении данного постановления. В настоящее время вышеуказанный земельный участок свободен от каких либо прав и обременений третьих лиц. Доказательств обратного суду не предоставлено.

Как следует из письма министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного Сенченко А.А., министерством совместно с администрацией города Тулы проводятся работы по отмене данного постановления.

Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены в статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации действия по реализации своих прав заинтересованным лицом совершаются путем подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка с последующим заключением договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком либо принятием уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если и такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3, 4 ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) незаконными должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым решением, действием (бездействия) и указать способ их восстановления.

По смыслу закона оспариваемые решения, действия (бездействия) может быть признано незаконным, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий: решение, действие (бездействие) вынесено (совершено) лицом, не имеющим полномочий на его принятие (совершение); существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания оспариваемого решения, действия (бездействии) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые решения, действия (бездействия) нарушает права, свободы и законные интересы заявителя.

В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым решением, действием (бездействия) прав, свобод и законных интересов заявителя.

Основанием для признания решения, действия (бездействия) незаконным является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Проанализировав действующее законодательство и установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что отказ Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в принятии решения в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ, на том основании, что земельный участок принадлежит иному гражданину, является незаконным, поскольку Министерством не приведено доказательств того, что указанный в заявлении земельный участок ранее был предоставлен иному лицу на каком-либо праве, и это право было оформлено надлежащим образом.

Доводы стороны ответчика о том, что спорный земельный участок находится в аренде иного лица, являются несостоятельными, поскольку на момент принятия решения судом доказательств заключения договора аренды земельного участка не представлено.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства, оценив имеющиеся доказательства с учетом положений ст.ст. 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Сенченко А.А. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Сенченко ФИО15 удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать министерство имущественных и земельных отношений <адрес> устранить нарушение прав административного истца Сенченко ФИО16 путем рассмотрения заявления Сенченко ФИО17 за от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в административную коллегию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 25.05.2022.

Судья: