ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1092/2022 от 31.08.2022 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 2а-1092/2022

32RS0027-01-2021-008206-05

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2022 года г.Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Шматковой О.В.,

при секретаре Борисовой Т.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ОСП по ВАШ по г.Брянску УФССП России по Брянской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ г.Брянска ФИО4, судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАШ г. Брянска ФИО5, ОСП по ВАШ г. Брянска, УФССП России по Брянской области о признании незаконными действий, постановления, обязании произвести возврат денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что <дата> старшим инспектором (контролером) 7-го отдела ГКУ «Организатор перевозок» в отношении него вынесено постановление об административном правонарушении, в соответствии с которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.3.18.1 Закона города Москвы от 21.11.2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 руб. В настоящее время данное постановление им обжалуется и в законную силу не вступило. 08.09.2021 г. судебным приставом-исполнителем ФИО5 вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в отношении транспортного средства. Постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по ВАМ по г.Брянску от 16.09.2021 г. его заявление о приостановлении исполнительных действий удовлетворено, исполнительные действия отложены. Он полагал, что постановлением от 16.09.2021 г. исполнительное производство отложено до момента вступления решения в законную силу. Однако, 04.10.2021 г. судебным приставом-исполнителем ФИО5 вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника. 05.10.2021 г. с его карты списаны денежные средства в размере 6000 руб. (штраф и исполнительский сбор 1000 руб.). Истец полагает, что действиями судебного пристава-исполнителя ФИО5, выразившимися в списании денежных средств по приостановленному ИП по не вступившему в силу постановлению, нарушены его права. Кроме того, постановление о возбуждении исполнительного производства в его адрес не направлялось. 19.10.2021 г. заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП по ВАШ г. Брянска ФИО6 в ответ на его жалобу вынесено постановление, которым в удовлетворении жалобы отказано. На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным действие судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ г.Брянска ФИО5, выразившиеся в не направлении в его адрес постановления о возбуждении исполнительного производства; признать незаконным действие судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ г.Брянска ФИО5, выразившиеся во взыскании с него денежных средств на основании постановления государственного органа, не вступившего в законную силу; признать незаконным постановление по результатам рассмотрения жалобы от 19.10.2021 г. об отказе в удовлетворении его жалобы; обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ г. Брянска ФИО5 произвести возврат на его карту незаконно списанных денежных средств в размере 6 000 руб.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ОСП по ВАШ по г.Брянску ФИО2 в судебном заседании иск не признал, просил в его удовлетворении отказать, пояснил, что в связи с соответствием исполнительного документа – постановления ГКУ «Организатор перевозок» о взыскании административного штрафа в размере 5000 руб. с ФИО3 от <дата> требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, судебным приставом-исполнителем 23.08.2021 г. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении ФИО3 Копия данного постановления направлена в адрес ФИО3 по адресу, указанному в исполнительном документе, что подтверждается реестром об отправке почтовой корреспонденции. 16.09.2021 г. по заявлению ФИО3 отложены исполнительные действия на срок до 30.09.2021 г. В связи с тем, что в срок, установленный для добровольного исполнения, ФИО3 требования исполнительного документа не исполнены, 04.10.2021 г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, применены меры принудительного исполнения в виде обращения взыскания на денежные средства должника. На депозитный счет ОСП по ВАШ по г.Брянску поступили денежные средства в размере 6000 руб., из которых: 5000 руб. – перечислены в пользу взыскателя ГКУ «Организатор перевозок», 1000 руб. (исполнительский сбор) – в федеральный бюджет. 19.10.2021 г. по результатам рассмотрения жалобы ФИО3 заместителем начальника ОСП по ВАШ по г.Брянску ФИО4 вынесено законное постановление об отказе в удовлетворении жалобы.

В судебное заседание административный истец ФИО3, представитель УФССП России по Брянской области, заместитель начальника ОСП по ВАШ по г.Брянску ФИО4, судебный пристав-исполнитель ОСП по ВАШ по г.Брянску ФИО5, представитель ГКУ «Организатор перевозок» не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежаще, ходатайств об отложении дела по уважительным причинам не заявлено, суд считет возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Порядок возбуждения исполнительного производства установлен ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, согласно ч. 5, ч. 8, ч. 12, ч. 17 которой предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 12 указанного Федерального закона акты других органов и должностных лиц о привлечении к административной ответственности являются исполнительными документами.

К таким актам относятся постановления по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Перечень исполнительных действий является открытым, о чем свидетельствует пункт 17 указанной статьи.

Согласно части 3 статьи 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются, в том числе обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

Согласно ч. 1 ст. 105 Закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Как следует из материалов дела, 20.08.2021 г. в адрес ОСП по ВАШ по г. Брянску для принудительного исполнения поступил исполнительный документ – постановление по делу об административном правонарушении ГКУ «Организатор перевозок» №... от <дата> о взыскании административного штрафа в размере 5000 руб. с ФИО3 В постановлении указано, что решение вступает в законную силу 12.06.2021 г., срок предъявления к исполнению 120 дн.

23.08.2021 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАШ по г. Брянску ФИО5 возбуждено исполнительное производство №...-ИП в отношении должника ФИО3, в пользу взыскателя – ГКУ «Организатор перевозок», предмет исполнения – штраф за совершение административного правонарушения в размере 5000 руб.

Учитывая, что на исполнение судебному приставу-исполнителю поступил исполнительный документ, который соответствовал требованиям ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", то основания для отказа в возбуждении исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя отсутствовали.

При возбуждении указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем учтено, что исполнительный документ соответствует установленным требованиям, срок предъявления его к исполнению не истек, каких-либо предусмотренных законом оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства по данному делу не имелось.

Вопреки доводам административного истца копия постановления о возбуждении исполнительного производства №...-ИП от 23.08.2021 г. направлена судебным приставом-исполнителем должнику ФИО3 по адресу, указанному в исполнительном документе, что подтверждается списком корреспонденции, направляемой почтовой связью, где имеется печать Почта России от 26.08.2021 г.

В силу части 3 статьи 24 Федерального закона "Об исполнительном производстве" извещение, адресованное лицу, участвующему в исполнительном производстве, направляется по адресу, указанному в исполнительном документе, если лицо, участвующее в исполнительном производстве, или его представитель не указали иной адрес. Извещение может быть направлено по месту работы лица, участвующего в исполнительном производстве.

Эти требования закона судебным приставом-исполнителем соблюдены, поэтому уклонение ФИО3 от получения почтовой корреспонденции не может быть расценено как ненадлежащее извещение должника о возбужденном исполнительном производстве.

При этом, суд отмечает, что гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ).

09.09.2021 г. в адрес ОСП по ВАШ по г.Брянску поступило заявление должника ФИО3 о приостановлении исполнительных действий ввиду обжалования акта уполномоченного органа, на основании которого возбуждено исполнительное производство.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ по г.Брянску от 16.09.2021 г. отложены исполнительные действия и (или) меры принудительного исполнения по исполнительному производству №...-ИП на срок с 16.09.2021 г. по 30.09.2021 г. включительно. Постановление направлено в личный кабинет должника ФИО3 на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

Довод административного ответчика о том, что отложение исполнительных действий должно быть до вступления в законную силу оспариваемого постановления, не может быть принят судом во внимание, поскольку в силу части 1 статьи 38 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более десяти дней.

В связи с тем, что в срок, установленный для добровольного исполнения должником ФИО3 требования исполнительного документа не исполнены, 04.10.2021 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАШ по г.Брянску взыскан с ФИО3 исполнительский сбор в размере 1000 руб.

На депозитный счет ОСП по ВАШ по г.Брянску поступили денежные средства на общую сумму 6000 руб., из которых: 5000 руб. перечислены в пользу взыскателя ГКУ «Организатор перевозок», 1000 руб. (исполнительский сбор) – в федеральный бюджет.

19.10.2021 г. по результатам рассмотрения жалобы ФИО3 заместителем начальника ОСП по ВАШ по г.Брянску ФИО4 принято постановленное об отказе в удовлетворении жалобы на действия судебного пристава-исполнителя ФИО5

21.10.2021 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАШ по г.Брянску ФИО5 исполнительное производство №...-ИП окончено, поскольку требования исполнительного документа выполнены в полном объеме.

Решением Дорогомиловского районного суда г.Москвы постановление должностного лица ГКУ «Организатор перевозок» №... от <дата>, вынесенное в отношении ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 3.18.1 КоАП г.Москвы, изменено, переквалифицированы действия ФИО3 с ч.4 ст. 3.18.1 КоАП г.Москвы на ч.2 ст. 3.18.1 КоАП г.Москвы с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4000 руб.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд исходит из того, что исполнительное производство было возбуждено на основании постановления ГКУ «Организатор перевозок», поступившего в адрес ОСП по ВАШ по г.Брянску, в котором указано о вступлении его в законную силу 12.06.2021 г., которое является исполнительным документом и соответствует требованиям статей 12, 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Каких-либо предусмотренных законом оснований для отказа в возбуждении исполнительных производств по данному делу не имелось. Вопреки утверждению административного истца, Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не наделяет судебного пристава-исполнителя правом проверять правильность вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении при решении вопроса о возбуждении исполнительного производства, в том числе, путем совершения каких-либо проверочных мероприятий.

В целях исполнения требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем законно вынесены постановления от 04.10.2021 г. об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке, взыскании исполнительского сбора.

В соответствии с части 1 статьи 123 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.

Жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления (часть 1 статьи 126 указанного Федерального закона).

В силу части 2 статьи 127 поименованного Федерального закона, по результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.

В силу части 6 статьи 127 Федерального закона N 229-ФЗ постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания незаконным постановления заместителя начальника ОСП по ВАШ по г. Брянску ФИО4 от 19.10.2021 г. не имеется, поскольку жалоба ФИО3 разрешена административным ответчиком в установленном законом порядке и в пределах предоставленной ему компетенции, при этом, содержание ответа не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

Отсутствуют и основания для удовлетворения требований о возврате денежных средств, поскольку возврат денежных средств, перечисленных в соответствующий бюджет не относится к компетенции и полномочиями судебного пристава-исполнителя.

ФИО3 не лишен возможности обратиться с заявлением о возврате излишне списанных денежных средств по взысканному штрафу в ГКУ «Организатор перевозок».

Кроме того, ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (пункт 3).

Специальный срок на обжалование действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов установлен ст. 122 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которой жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установление факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействия).

О возбуждении исполнительного производства от 23.08.2021 г. административному истцу стало известно не позднее 09.09.2021 г., когда им было направлено в адрес ОСП по ВАШ по г. Брянску заявление о приостановление исполнительных действий по исполнительному производству №..., следовательно, последним днем истечения десятидневного срока обжалования в суде действий судебного пристава-исполнителя по не направлению постановления о возбуждении исполнительного производства следует считать 23.09.2021 г.

О совершении судебным приставом-исполнителем действий по перечислению денежных средств со счета административного истца на оплату штрафа и исполнительского сбора в размере 6000 руб. ФИО3 стало известно 05.10.2021 г., поскольку в этот же день им подана жалоба на действия судебного пристава-исполнителя ФИО5 При таких обстоятельствах, последним днем истечения десятидневного срока обжалования в суде действий судебного пристава-исполнителя по списанию денежных средств следует считать 19.10.2021 г.

С настоящим административным иском в суд истец обратился 27.10.2022 г., следовательно, административным истцом по требованиям о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по не направлению постановления о возбуждении исполнительного производства, по перечислению денежных средств со счета административного истца на оплату штрафа и исполнительского сбора, о возврате денежных средств, установленный законом срок на обращение в суд пропущен.

При этом обращение административного истца с жалобой в порядке подчиненности не приостанавливает и не возобновляет сроки на обращение в суд, поскольку участникам судопроизводства предоставлено самостоятельно выбирать в каком порядке защищать свои права.

Вместе с тем, с требованиями о признании незаконным постановления заместителя начальника ОСП по ВАШ по г.Брянску от 19.10.2021 г. административный истец обратился в пределах десятидневного срока, однако, в этой части судом отказано по иным, вышеизложенным основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179- 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО3 к заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ г.Брянска ФИО4, судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАШ г. Брянска ФИО5, ОСП по ВАШ г. Брянска, УФССП России по Брянской области о признании незаконными действий, постановления, обязании произвести возврат денежных средств – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд гор. Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Шматкова О.В.

Мотивированное решение суда изготовлено 14 сентября 2022 года.