ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10930-17 от 21.12.2017 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-10930-17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск 21 декабря 2017 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., при секретаре Сивцевой А.П.,

с участием представителя административного истца Ларионова Э.Н.

представителей административного ответчика Карпунькиной Ю.В., Монастырева В.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ___ прокурора г. Якутска к Акционерному обществу «Сахатранснефтегаз» о возложении обязанности совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

___ прокурора г. Якутска обратился в суд с административным иском к Акционерному обществу «Сахатранснефтегаз» о возложении обязанности совершить действия.

В обоснование иска указано, что на основании обращения Главы городского округа «город Якутск» прокуратурой г. Якутска проведена проверка исполнения федерального законодательства АО «Сахатранснефтегаз». По результатам проверки установлено, что АО «Сахатранснефтегаз» является собственником ряда объектов системы газоснабжения, расположенных на территории городского округа «город Якутск». В нарушение требований федерального законодательства административным ответчиком не по всем объектам системы газоснабжения установлены и внесены в государственный реестр охранные зоны. Административный истец просил обязать АО «Сахатранснефтегаз» обеспечить внесение сведений о границах охранных зон объектов системы газоснабжения (газораспределительных сетей и магистральных газопроводов) в единый государственный реестр недвижимости.

В ходе рассмотрения дела представитель административного истца уточнил исковые требования, просил обязать АО «Сахатранснефтегаз» обеспечить внесение сведений о границах охранных зон объектов газоснабжения в единый государственный реестр недвижимости путем направления в уполномоченный орган заявлений об утверждении границ охранных зон газораспределительных сетей, расположенных на территории городского округа «город Якутск». От требований в части возложения на административного ответчика обязанности обеспечить внесение сведений о границах охранных зон объектов системы газоснабжения (магистральных газопроводов), расположенных на территории городского округа «город Якутск» в единый государственный реестр недвижимости, в части возложения и на ответчика обязанности обеспечить внесение сведений о границах охранных зон объектов газоснабжения в единый государственный реестр недвижимости путем направления в уполномоченный орган заявлений об утверждении границ охранных зон газораспределительной сети – газопровода высокого давления, назначение : ____, представитель прокуратуры отказался.

Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2017г. производство по делу в указанной части прекращено.

В суде представитель административного истца уточненные требования поддержал, просил удовлетворить.

Представители административного ответчика с административным иском не согласились, пояснив, что работы по внесению сведений о границах охранных зон объектов газоснабжения в единый государственный реестр недвижимости путем направления в уполномоченный орган заявлений об утверждении границ охранных зон газораспределительной сети проводятся. Данный процесс занимает длительное время в связи с отсутствием денежных средств, документов, поскольку АО «Сахатранснефтегаз» были переданы готовые объекты в 2014, 2016 годах. Законом не предусмотрен срок направления в уполномоченный орган заявлений об утверждении границ охранных зон газораспределительной сети, данный порядок утвержден только в ____ 2015г. Со стороны административного ответчика бездействие отсутствует.

Заслушав представителей сторон, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, административный ответчик является собственником газораспределительных сетей, расположенных на территории городского округа «город Якутск». Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Газораспределительные сети были переданы АО «Сахатранснефтегаз» на основании распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от ____ 2014 г. №14-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия)» от 24.02.2012 №139-р «Об условиях приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия)», распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия)» от 04.04.2016 №311-р «Об условиях приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия)», распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия)» от 23.12.2016 №1631-р «Об условиях приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия)».

В соответствии с п.3 ч.2 ст.7, ст. 10 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий подлежат внесению в единый государственный реестр недвижимости.

В силу п.4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ охранная зона является разновидностью зоны с особыми условиями использования территорий.

Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" устанавливает, что федеральная система газоснабжения - это совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения, в том числе газораспределительных систем (часть первая статьи 5).

Статья 2 названного Федерального закона, раскрывая используемые в этом Законе понятия, определяет газораспределительную систему как имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям (абзац пятый); охранную зону объектов системы газоснабжения как территорию с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения (абзац девятый).

Порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определяют права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращения аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. N 878.

В силу п. 17 указанных Правил утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, указанных в пунктах 14, 15 и 16, производятся на основании заявления об утверждении границ охранной зоны газораспределительных сетей и сведений о границах охранной зоны газораспределительных сетей, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей.

При этом, Административный регламент предоставления Министерством промышленности Республики Саха (Якутия) государственной услуги "Утверждение (установление) в определенном законодательном порядке границ охранных зон газораспределительных сетей с последующим наложением ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки" утвержден приказом Министерством промышленности Республики Саха (Якутия) от 21 октября 2015 г. N 138.

Таким образом, до ____ 2015 г. порядок утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации границ охранной зоны газораспределительных сетей и сведений о границах охранной зоны газораспределительных сетей, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, не был разработан и утвержден.

Указанным регламентом предусмотрено, что к исчерпывающему перечню документов, предоставляемых заявителем (его уполномоченным представителем) и необходимых для предоставления государственной услуги относятся:

заявление об утверждении (установлении) границ охранных зон газораспределительных сетей и наложении ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки по форме согласно приложению 1 к настоящему Регламенту с указанием следующей информации:

- полное наименование, адрес места нахождения, почтовый адрес, ИНН, КПП, ОГРН заявителя, контактный телефон;

- для представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя, не являющийся единоличным исполнительным органом заявителя):

- Ф.И.О., адрес регистрации, адрес фактического проживания, паспортные данные, реквизиты документа, на основании которого представитель уполномочен действовать от имени заявителя, контактный телефон;

- указание о том, что заявитель является организацией-собственником (заказчиком-застройщиком) или эксплуатационной организацией газораспределительной сети;

- просьба об утверждении границ охранных зон газораспределительных сетей и наложении ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки;

- наименование, адрес, протяженность, площадь, давление (низкое, высокое, среднее) газораспределительной сети (на каждый объект) - в тексте заявления либо в прилагаемом к заявлению перечне;

- указание на то, является газораспределительная сеть существующей или проектируемой;

- кадастровый номер, площадь, адрес земельного(ых) участка(ов), входящих в охранные зоны газораспределительной сети, (на каждый объект) - в тексте заявления либо в прилагаемом к заявлению перечне;

- способ получения результата государственной услуги;

- перечень прилагаемых к заявлению документов;

- указание должности (при наличии) лица, подписавшего заявление;

- подпись заявителя либо его уполномоченного представителя.

Заявление должно быть подписано заявителем (его уполномоченным представителем) и заверено печатью юридического лица (индивидуального предпринимателя).

К заявлению прилагаются документы по следующему перечню (далее - перечень документов):

копия документа (с предъявлением подлинника), удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность уполномоченного представителя физического или юридического лица;

копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя;

копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на объекты газораспределительных сетей: выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним либо копия свидетельства о государственной регистрации права;

землеустроительное дело, скомплектованное в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в состав которого в том числе включены:

а) исполнительная съемка газораспределительных сетей с нанесением на нее границ охранной зоны, которые необходимо утвердить (масштаб исполнительной съемки должен обеспечивать возможность определения координат характерных точек границ охранной зоны не ниже нормативной точности определения координат характерных точек границ земельных участков, в пределах которых расположены такие точки границ охранной зоны);

б) пояснительная записка с обоснованием и расчетами размеров границ охранных зон газораспределительных сетей;

в) список правообладателей с указанием прав на земельные участки, местоположение, кадастровые номера, категория земель и площади земельных участков, расположенных в пределах подлежащей утверждению границы охранной зоны газораспределительных сетей (для проектируемых газораспределительных сетей);

г) документ, подтверждающий согласование схемы границ охранной зоны с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков (для проектируемых газораспределительных сетей);

д) карта (план) объекта землеустройства, составленная по форме и в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации (бумажный документ) с отметкой о включении в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, и в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица;

копия действующего договора эксплуатации газораспределительных сетей (в случае обращения эксплуатационной организации);

Для проектируемых газораспределительных сетей - письменное согласование владельцев или пользователей каждого из земельных участков, расположенных в пределах границ охранных зон.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административный иск об оспаривании действий (бездействие) должностного лица подлежит удовлетворению при совокупности следующих условий: доказанность факта нарушения права истца оспариваемым действием (бездействием) и несоответствие действия или решения требованиям закона.

При этом под бездействием понимается неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, коммерческими организациями обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Из обстоятельств дела следует, что административный ответчик предпринимает меры по исполнению возложенных на него действующим законодательством обязанности по внесению сведений о границах охранных зон объектов системы газоснабжения (газораспределительных сетей) в единый государственный реестр недвижимости.

Так, сведения о границах охранной зоны газопровода высокого давления, назначение : ____ внесены в единый государственный реестр недвижимости, что подтверждается копией свидетельства о регистрации.

Кроме того, административным ответчиком по объектам газоснабжения подготовлены архивные документы, а именно акты приемки законченного строительством объекта, исполнительные съемки, строительные паспорта, подготовлена земельная документация.

Таким образом, административным ответчиком совершаются действия, направленные на исполнение возложенных на него действующим законодательством обязательств по внесению сведений о границах охранных зон объектов системы газоснабжения в единый государственный реестр недвижимости путем направления заявлений об утверждении (установлении) границ охранных зон газораспределительных сетей.

Данное обстоятельство подтверждается информацией, заверенной представителем административного ответчика.

Учитывая, что объекты газоснабжения (газораспределительные сети) переданы АО «Сахатранснефтегаз» в 2014, 2016 годах, Административный регламент предоставления Министерством промышленности Республики Саха (Якутия) государственной услуги "Утверждение (установление) в определенном законодательном порядке границ охранных зон газораспределительных сетей с последующим наложением ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки" утвержден приказом Министерством промышленности Республики Саха (Якутия) от 21 октября 2015 г., административным ответчиком совершаются действия, направленные на исполнение указанных обязательств, суд приходит к выводу о том, что установление бездействия административного ответчика по данному делу является преждевременным.

Кроме того, обязанность административного ответчика по направлению в уполномоченный орган заявлений об утверждении границ охранных зон газораспределительных сетей, расположенных на территории городского округа «город Якутск», предусмотрена нормативными правовыми актами, которые подлежат исполнению независимо от наличия судебного акта.

Прокурор в интересах неопределенного круга лиц в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством, вправе осуществлять проверку исполнения требований закона в указанной части АО «Сахатранснефтегаз» и принимать меры прокурорского реагирования.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в настоящее время оснований для удовлетворения административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ___ прокурора г. Якутска к Акционерному обществу «Сахатранснефтегаз» о возложении обязанности совершить действия отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья В.Г. Смирникова