26RS0020-01-2020-001986-61
№ 2а – 1093 / 2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кочубеевское 18 ноября 2020 года
Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Шереметьевой И.А.,
при секретаре судебного заседания Ращупкиной О.С.,
с участием административного истца Усманова В.В., принимающего участие лично,
представителя административных ответчика МВД РФ, ОМВД России по Кочубеевскому району в лице ФИО7, действующей на основании доверенностей и диплома,
представителя административного ответчика ОМВД России по Кочубеевскому в лице Лукъянец К.А., действующего на основании доверенности и диплома,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Усманова В.В. к ОМВД России по Кочубеевскому району, Министерству Внутренних дел РФ о признании действий ОМВД России по <адрес> незаконными, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей,
УСТАНОВИЛ:
Усманов В.В. обратился в суд с административным иском к ОМВД России по Кочубеевскому району о признании действий ОМВД России по Кочубеевскому району, Министерству Внутренних дел РФ о признании действий ОМВД России по Кочубеевскому району незаконными, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей
В обоснование административного искового заявления сослался на то, что с ДД.ММ.ГГГГ он содержится под стражей, с указанной даты по 7-10 дней каждого месяца для участия в судебных заседаниях Кочубеевского районного суда, по ДД.ММ.ГГГГ содержался в ИВС ОМВД России по <адрес>.
В нарушение ном международного права, руководство ОМВД России по <адрес> игнорировало правовую практику Европейского Суда по правам человека и Постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН, ИВС ОВД РФ».
Указанными правовыми актами не предусмотрено кормление свининой, между тем обед, а иногда и ужин содержал мясо свинины. Поскольку он мусульманин, он не ест свинину, в связи с чем был вынужден отказаться от питания. Лишь в январе 2020 года, в ИВС ему стали давать питание без свинины.
Кроме того, в представленном в ИВС питании отсутствуют маргариновая продукция, масло растительное, сахар, горчичный порошок, томатная паста, овощи, картофель в сутки на человека в ИВС в представленном питание дают в готовом виде не более 200 грамм, когда как в сухом неготовом виде положено 500 грамм в сутки на человека.
Кроме того, в ИВС ОМВД России по <адрес> имеются 2 прогулочных двора. Прогулки в ИВС не предоставляются. По данному вопросу он неоднократно обращался к руководству ОМВД по <адрес>, на что они пояснили, в ИВС не могут предоставлять прогулки, так как в смену работают 2 сотрудника, дежурный и постовой, а для наблюдения за заключенными на прогулке и вывода и завода в камеру и дворики нужен постовой. По данному обстоятельству он неоднократно обращался с жалобами в прокуратуру и к уполномоченным по правам человека, им были получены ответы из прокуратуры, что виновные лица привлечены к ответственности, между тем прогулки не осуществлялись, фактически на протяжении 2 лет он был лишен прогулок в ИВС.
Также указывает на то, что туалеты в камерах ИВС имеют, ограждение не более 1 метра в высоту, в связи с чем туалетом приходилось пользоваться на виду у сокамерников и под камерой видеонаблюдения, что крайне оскорбляет его честь и достоинство, поскольку видео с камер видеонаблюдения записывается на электронные носители информации. Кроме того, запах туалета заполнял камеру, в камере отсутствует вентиляция, окно самостоятельно открыть невозможно. Чтобы открыть окно необходимо обращаться по данному поводу к сотрудникам ИВС, которые через длительное время, поскольку сразу они не могли этого сделать, приходили со специальным ключом, которым открывали окно, просовывая его через решетку.
Помимо этого в камерах отсутствуют бочки для питьевой воды (запаса воды) либо канистры. Во время отключения воды, приходилось находится без запаса воды.
Раковина в камерах установлена таким образом, что пользоваться ею затруднительно, так она огорожена металлическими щитами со всех сторон, шланг раковины постоянно забивался, в связи с чем в камере стоял неприятный запах. Из-за этого приходилось сначала звать сотрудников ИВС, а потом ждать, кода они придут с ключом, чтобы отомкнуть металлический ящик под раковиной. Фактически это происходило через день, а то и каждый день.
Также в ИВС отсутствует медицинский работник – фельдшер. В 2018 году фельдшер в ИВС был уволен руководством ОМВД России по <адрес>. Медицинская помощь в ИВС оказывалась только через вызов скорой помощи, в виду отсутствия медицинского работника. Он постоянно нуждается в медицинской помощи, поскольку является инвали<адрес> группы, имеет психические заболевания, также имеет серьезную травму головы, повреждение менисков правого коленного сустава. Медицинская помощь фельдшером ему не оказывалась, для ее оказания вызывалась скорая помощь. Ко всему при поступлении в ИВС не делается медицинский осмотр, как и при убытии из ИВС.
В камерах ИВС отсутствовали вентиляторы и телевизор. Руководство ОМВД по <адрес> категорически отказывалось разрешать этот вопрос, ссылаясь на отсутствие возможности оснастить камеру ИВС телевизорами и вентиляторами.
Его право длительное время грубо, систематически нарушались, чем причинили ему моральный вред.
Просит признать незаконными действия и бездействия руководства ОМВД России по <адрес>.
Взыскать с ОМВД России по <адрес> компенсацию в размере 1 000 000 рублей.
В судебном заседании административный истец Усманов В.В. поддержал административные исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель административных ответчиков ОМВД России по <адрес>, МВД РФ в лице ФИО7 возражала против удовлетворения административных исковых требований, представила возражения согласно которых в соответствии со ст. 22 Федерального закона №- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары.
В соответствии с требованиями п. 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005г. № (далее - Правила внутреннего распорядка), подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 11.04.2005г. № утверждены нормы питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время.
Постановление Правительства от 11.04.2005г. № определяет не выдачу конкретных продуктов питания подозреваемым и обвиняемым, а устанавливает суточные нормы питания для подозреваемых и обвиняемых в целях использования этих продуктов в процессе приготовления пищи.
В указанных выше нормативных правовых актах не установлены нормы питания в зависимости от отношения к религии.
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами Отделом МВД России по <адрес> в спорный период были заключены государственные контракты на оказание услуг по приготовлению 3-х разового горячего питания (в виде завтрака, обеда и ужина) для лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, административно - арестованных лиц, лиц задержанных за административное правонарушение на срок более трех часов, содержащихся в Отделе МВД России по <адрес>, что подтверждается копиями государственных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№.
Горячее питание предоставлялось по указанным выше государственным контрактам административному истцу в соответствии с нормами в полном объеме в виде готовых блюд, жалобы Усманова В.В. в спорный период на несоответствие готовых блюд нормам, утвержденным Постановлением Правительства от 11.04.2005г. №205 не поступали.
Следовательно, доводы административного истца в части предоставления неполного перечня продуктов питания, продуктов питания, не соответствующих его религиозным убеждениям, в частности свинины надуманы и ничем не обоснованы.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона №- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
Прогулки административному истцу предоставлялись не в полном объеме по объективным причинам, в связи с некомплектом личного состава ИВС Отдела МВД России по <адрес>, что подтверждается справками ОРЛС Отдела МВД России по <адрес>.
Указанные выше обстоятельства не позволяли постовому внутреннего поста ИВС Отдела МВД России по <адрес>, который заступает в дежурный наряд в количестве 1 сотрудника, осуществлять одновременно функции по непрерывному надзору за лицами, содержащимися в камерах ИВС и выводом на прогулку указанных лиц.
Согласно выписок из покамерных журналов ИВС Отдела МВД России по <адрес> инв.№ том 1, инв. № том 2, инв. № том 3, инв. № том 4, инв. № том 1, инв. № том 2, инв. № том 3, инв. №, административный истец в спорный период содержался в камерах №, №, №, № один, пребывание последнего в камере вместе с другим лицом составило за спорный период всего 14 дней, всего в совокупности пребывание в ИВС Отдела МВД России по <адрес>Усманова В.В. в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составило 189 дней, то есть менее семи месяцев.
В соответствии с ч. 5 ст. 23 Федерального закона №- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст.34 Федерального закона №- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемые и обвиняемые находятся в местах содержания под стражей под охраной и надзором и передвигаются по территориям этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей. В целях осуществления надзора может использоваться аудио- и видеотехника. Также согласно п. 404 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России №дсп от 07.03.2006г., при строительстве (реконструкции, ремонте) комплекса ИВС необходимо оборудовать его средствами охранной, пожарной, тревожной, вызывной сигнализации, системами охранными телевизионными, системами видеонаблюдения, досмотровой техники, наружными, аварийным и эвакуационным освещением, средствами оперативной, городской (районной) и административно - хозяйственной телефонной связи, радиосвязи, радиоификации.
Право администрации ИВС использовать технические средства контроля и надзора является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность подозреваемых, обвиняемых, осужденных и персонала соответствующего учреждения, режим содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей (ч. 1 ст. 15 Федерального закона N ЮЗ-ФЗ), а потому закрепление указанного права преследует значимые цели и не может рассматриваться как несоразмерно ограничивающее права заявителя.
В соответствии с п. 45 Правил внутреннего распорядка, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Правила внутреннего распорядка не предусматривают оборудование камер телевизором и вентилятором. Также из ответа прокуратуры <адрес> от 03.08.2020г. №ж-18/4356 на обращение Усманова В.В. следует, что ИВС Отдела МВД России по <адрес> оснащен радиовещанием, однако обязанности по представлению телевизора законом не установлено.
В соответствии с требованиями п. 406 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России №дсп от 07.03.2006г., утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№, устройство помещений ИВС должно обеспечивать надежную изоляцию подозреваемых и обвиняемых от внешней среды и исключать возможность связи со смежными помещениями, а также побега из них через оконные, дверные проемы или путем разбора или пролома стен и потолочных перекрытий, подкопов из первых этажей зданий.
Согласно выписке из акта комиссионного обследования камеры № ИВС Отдела МВД России по <адрес> от 09.10.2020г., выписки из акта комиссионного обследования камер №, №, №, № ИВС Отдела МВД России по <адрес> от 08.10.2019г., выписки из акта комиссионного обследования ИВС Отдела МВД России по <адрес> от 19.09.2018г., указанные камеры ИВС имеют площадь 9,15 кв.м., кроме камеры № площадь которой составляет 8,7 кв.м., в камерах имеется оборудование согласно требований указанных выше нормативных правовых актов, в частности имеются санитарные узлы, с соблюдением необходимых требований приватности высотой 139 см. имеется дверца в исправном состоянии, имеется кран с водопроводной водой в исправном состоянии, притяжно-вытяжная вентиляция в наличии исправна, установлена камера, радиодинамик имеется, исправен, одно окно из металлопластика оборудовано с внешней стороны решеткой выполненной из пруда диаметром 18 мм., пропущенного через металлические пластины 8 мм. в местах пересечения сварены, образуются ячейки 12x18 см. надежно закреплена в стену здания, внутренняя решетка выполнена из металлического прута 12 мм., прутки в перекрестиях сварены, образуют ячейка 5x5 см. навешана на навесы с левой стороны и запирается на два специальных болта с ограниченным доступом.
Таким образом, камеры ИВС Отдела МВД России по <адрес> соответствуют требованиям главы VII (инженерно-техническая укрепленность ИВС) Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России №дсп от 07.03.2006г и Правилам внутреннего распорядка.
Кроме того, вход в санузел оборудован металлической дверью, закрывающейся на щеколду, высота входной двери в санузел находится на уровне ограждающей стены, в связи с чем подозреваемые и обвиняемые содержащиеся в камерах ИВС пользуются возможностью справлять естественные нужды в закрытой зоне от общего обзора лиц, содержащихся в камере ИВС. Видеокамеры не имеют планетарных моторизированных приводов управления ракурсов обзора и зафиксированное фокусное расстояние, установленное заводом - изготовителем, место размещения санузла видеокамерами не просматривается, санузел находится не в фокусе видеокамеры, фокус настроен на центр камеры. Также двери в камеры ИВС оборудованы оптическим смотровым глазком в данный смотровой глазок место размещение санузла также не просматривается.
В ИВС Отдела МВД России по <адрес> имеются две емкости для хранения питьевой воды объемом 110 литров и 50 литров на случай отключения подачи водопроводной воды. Для проветривания камер ИВС открытие форточек в оконном проеме осуществляется только дежурным нарядом ИВС Отдела МВД России по <адрес> специальным металлическим ключом, который открывает замок вагонного типа установленный в форточке. Металлический ключ находится у дежурного группы режима ИВС Отдела МВД России по <адрес>. В камерах ИВС имеются металлические раковины, установлены на металлический короб закрытого типа, металлическая дверь которого имеет запоры закрытого типа в виде притягивающихся болтов, для ограничительного доступа лицам, содержащимся в камерах ИВС к канализационной системе. Открытие и закрытие двери металлического короба может осуществляться только сотрудниками дежурного наряда ИВС специальным ключом. В случае засора канализационной системы сотрудники дежурного наряда ИВС проводят отвинчивание болтов на двери и производят очищение трубы от попавших засоров в канализационную систему.
Следовательно, доводы административного истца о том, что туалеты имеют ограждение не более 1 метра в высоту, и пользоваться приходилось на виду у сокамерников и под камерой видеонаблюдения, что крайне оскорбляло его, лишение возможности открывать окно для поступления воздуха, создание затруднений в пользовании окном, раковиной в камере, невозможности самостоятельной прочистки труб от засоров, отсутствие вентилятора, телевизора в камере ИВС надуманы и ничем не обоснованы.
Также доводы административного истца в части отсутствия медицинской помощи в спорный период надуманны и ничем не обоснованы.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в ИВС Отдела МВД России по <адрес> отсутствует медицинский работник - заведующий медицинской частью ИВС Отдела МВД России по <адрес>, должность вакантная, что подтверждается справкой ОРЛС Отдела МВД России по <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ медицинская помощь лицам, содержащимся под стражей, предоставляется бригадой скорой медицинской помощи ГБУЗ СК «Кочубеевская РБ», а также при необходимости предоставляются консультации врачами ГБУЗ СК «Кочубеевская РБ».
Лицам, содержащимся под стражей в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых согласно п. 67 Правил внутреннего распорядка, разрешается по заключению врача принимать для подозреваемых и обвиняемых медикаменты в тех случаях, когда отсутствует возможность обеспечения ими. Медикаменты должны храниться в медицинском пункте ИВС или территориального органа МВД России и выдаваться в установленных дозах и количествах под роспись подозреваемым и обвиняемым.
В соответствии с п. 124 Правил внутреннего распорядка, с целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах. При отсутствии медицинского работника медицинский осмотр проводит специально подготовленный сотрудник полиции, с последующим осмотром медицинским работником. Подозреваемые и обвиняемые знакомятся с записями в документах и журналах, фиксирующих результаты медицинского освидетельствования, под их личную роспись.
Подтверждающие данные (медицинские заключения) о том, что у административного истца имеется психическое заболевание, повреждение коры головного мозга и наличие 3-ей группы инвалидности отсутствуют, в связи с чем администрация ИВС Отдела МВД России по <адрес> правомерно не предоставляла в спорный период Усманову В.В. медицинские препараты без назначения врача, так как сотрудники ИВС Отдела МВД России по <адрес> не имеют соответствующего медицинского образования и не владеют знаниями фармакологии по применению медицинских препаратов.
Согласно выписок из журналов медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС Отдела МВД России по <адрес> инв.№ том 2, № том 3, №, № и копий справок ГБУЗ СК «Кочубеевская РБ», административному истцу неоднократно оказывалась медицинская помощь в спорный период, в частности 15.08.2018г., 16.08.2018г., 02.04.2019г., 07.05.2019г., 07.06.2019г., 20.06.2019г., 30.07.2019г., 02.10.2019г., 29.10.2019г., 30.10.2019г., 27.11.2019г., 29.11.2019г., 23.12.2019г., 16.01.2020г, 07.02.2020г., 09.02.2020г., 19.03.2020г.
Кроме того, с целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС Отдела МВД России по <адрес>, лиц освобождаемых из ИВС Отдела МВД России по <адрес> или передаваемых конвою для этапирования в отсутствии медицинского работника (фельдшера) ИВС, дежурным группы режима ИВС Отдела МВД России по <адрес> проводится их осмотр на наличие телесных повреждений, а также проводится их опрос на состояние здоровья, результаты осмотра и опроса фиксируются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС Отдела МВД России по <адрес>. Подозреваемые и обвиняемые знакомятся с записями в журнале о результатах осмотров и опросов под личную их подпись. При ухудшении состояния здоровья дежурным группы режима ИВС Отдела МВД России по <адрес> незамедлительно вызывается бригада скорой медицинской помощи ГБУЗ СК «Кочубеевская РБ», по приезду которой фельдшером скорой медицинской помощи проводится осмотр и опрос лица, предъявляемого жалобы на состояние здоровья после чего оказывается ему медицинская помощь в виде медикаментозного лечения, о чем фельдшером скорой медицинской помощи делается соответствующая запись в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС Отдела МВД России по <адрес>. Так при каждом помещении в ИВС Отдела МВД России по <адрес> так и при убытии из ИВС Отдела МВД России по <адрес> в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес>) Усманов В.В. был осмотрен на наличие телесных повреждений и опрошен на состояние здоровья, результаты осмотра и опроса были зафиксированы в журналах медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС Отдела МВД России по <адрес> (инв. №, №) дежурными группы режима ИВС Отдела МВД России по <адрес> находящихся при исполнении служебных обязанностей, где Усманов В.В. проставил свою подпись под записью дежурных группы режима ИВС Отдела МВД России по <адрес>.
Таким образом, действия сотрудников Отдела МВД России по <адрес> полностью соответствуют нормам действующего законодательства.
Помимо этого административным истцом заявлены требования о компенсации морального вреда в размере 1 000 000 рублей в связи с незаконными действиями (бездействием) должностных лиц Отдела МВД России по <адрес>, но Усмановым В.В. не представлены доказательства самого факта причинения морального вреда, а также наличия обстоятельств, обосновывающих размер требуемого к возмещению морального вреда, характер и объем причиненных физических и нравственных страданий, переживаний. Вместе с тем, факт причинения вреда здоровью истцом не доказан. Конкретных доводов о том, что указанные истцом недостатки условий содержания причинили ему физические неудобства, нравственные переживания, которые по степени тяжести можно было бы охарактеризовать как страдания, не приведено.
Следовательно, требования административного истца о признании незаконными действий (бездействий) должностных лиц Отдела МВД России по <адрес> при содержании административного истца в ИВС Отдела МВД России по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, кроме сентября 2018 года и взыскании компенсации с Отдела МВД России по <адрес> в размере 1000000 рублей необоснованны, надуманы и ничем не подтверждаются, в связи с чем не подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из административного искового заявления следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, кроме сентября 2018 года, административному истцу при содержании в ИВС Отдела МВД России по <адрес> не предоставлялись ежедневные прогулки, пользование туалетом осуществлялось без соблюдения условий приватности под видеонаблюдением, создавались затруднения в пользовании окном, не предоставлялось соответствующее и необходимое питание, отсутствовал медицинский работник.
Таким образом, административным истцом пропущен срок обращения с административным исковым заявлением в суд, поскольку административный истец утверждает о том, что были нарушены его права, свободы и законные интересы в период содержания в ИВС Отдела МВД России по <адрес> с 28.03.2018г. по ДД.ММ.ГГГГ, а в суд административный истец обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Считают, что истец нарушил сроки обращения в суд, установленные ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
Просит в удовлетворении требований Усманова В.В. о признании незаконными действий (бездействий) должностных лиц Отдела МВД России по <адрес> при содержании административного истца в ИВС Отдела МВД России по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, кроме сентября 2018 года и взыскании компенсации с Отдела МВД России по <адрес> в размере 1000000 рублей отказать в полном объеме, применить сроки исковой давности для обращения в суд.
В судебном заседании представитель административного ответчика ОМВД России по <адрес> по СК в лице Лукьянец К.А., поддержал позицию, изложенную в возражениях, представленных представителем административного ответчика ОМВД России по <адрес>, МВД РФ в лице ФИО7, просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы административного дела, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств, а так же достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 6 ст. 227.1 КАС РФ, если в административном исковом заявлении содержится требование о возмещении вреда, причиненного нарушением условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении имуществу и (или) здоровью административного истца, суд принимает решение о переходе к рассмотрению этого требования по правилам гражданского судопроизводства в соответствии со статьей 16.1 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 16.1 КАС РФ при предъявлении в суд искового заявления, содержащего несколько требований, одни из которых подлежат рассмотрению по правилам административного судопроизводства, а другие – по правилам гражданского судопроизводства, если их раздельное рассмотрение возможно, судья разрешает вопрос о принятии требований, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
В ходе судебного заседания, судом был поставлен вопрос о переходе к рассмотрению требований по правилам гражданского судопроизводства, с учетом мнения лиц участвующих в деле, судом принято решение о продолжении судебного разбирательства по правилам административного судопроизводства.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно ст. 1 Федерального закона №- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Согласно ст. 5 Федерального закона №- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно ст. 9 Федерального закона №- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (далее, если не требуется соответствующее уточнение, - изоляторы временного содержания) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.
Административный истец указывает на то, что в нарушение норм закона питание в ИВС по <адрес> не соответствовало установленным нормам, кроме того, его как человек исповедующий ислам, он не употребляет в пищу свинину, между тем, питание без содержания мяса свинины, ему начали давать лишь в январе 2020.
Однако в соответствии с требованиями п. 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005г. №, подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены нормы питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время. Постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ№ определяет не выдачу конкретных продуктов питания подозреваемым и обвиняемым, а устанавливает суточные нормы питания для подозреваемых и обвиняемых в целях использования этих продуктов в процессе приготовления пищи. Так в указанных выше нормативных правовых актах не установлены нормы питания в зависимости от отношения к религии. Кроме того подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары. Вместе с тем судом установлено, что жалобы Усманова В.В. на несоответствие готовых блюд нормам, утвержденным Постановлением Правительства от 11.04.2005г. № не поступали.
Относительно доводов административного истца о непредставлении в период его содержания в ИВС ОМВД России по <адрес> прогулок, суд находит их необоснованными, поскольку в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 34 Федерального закона №- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемые и обвиняемые находятся в местах содержания под стражей под охраной и надзором и передвигаются по территориям этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей. Однако прогулки административному истцу Усманову В.В. предоставлялись не в полном, в связи с некомплектом личного состава ИВС Отдела МВД России по <адрес>. В виду чего данные обстоятельства не позволяли постовому внутреннего поста ИВС Отдела МВД России по <адрес>, который заступает в дежурный наряд в количестве 1 сотрудника, осуществлять одновременно функции по непрерывному надзору за лицами, содержащимися в камерах ИВС и выводом на прогулку указанных лиц. Судом также установлено, что виновные лица за данное нарушение привлекались к ответственности.
Доводы административного истца Усманова В.В. о том, что в нарушение норм, пользоваться туалетом приходилось на виду у сокамерников и под камерой видеонаблюдения, ввиду того, что в камерах ИВС имеются, ограждения не более 1 метра в высоту, отсутствия вентиляции, отсутствия возможности открыть окно, отсутствие запаса питьевой воды, отсутствия доступа к раковине, отсутствие вентилятора и телевизора, суд также находит не состоятельными, поскольку согласно выпискам из акта комиссионного обследования камер они имеют площадь 9,15 кв.м., кроме камеры № площадь которой составляет 8,7 кв.м., в камерах имеется оборудование согласно требований указанных в нормативных правовых актов, в частности имеются санитарные узлы, с соблюдением необходимых требований приватности высотой 139 см. имеется дверца в исправном состоянии, имеется кран с водопроводной водой в исправном состоянии, притяжно-вытяжная вентиляция в наличии исправна, установлена камера, радиодинамик имеется, исправен, одно окно из металлопластика оборудовано с внешней стороны решеткой выполненной из пруда диаметром 18 мм., пропущенного через металлические пластины 8 мм. в местах пересечения сварены, образуются ячейки 12x18 см. надежно закреплена в стену здания, внутренняя решетка выполнена из металлического прута 12 мм., прутки в перекрестиях сварены, образуют ячейка 5x5 см. навешана на навесы с левой стороны и запирается на два специальных болта с ограниченным доступом.
На основании изложенного суд приходит к выводу о соответствии камер ИВС Отдела МВД России по <адрес> требованиям главы VII (инженерно-техническая укрепленность ИВС) Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России №дсп от 07.03.2006г и Правилам внутреннего распорядка.
Санитарный узел оборудован металлической дверью, закрывающейся на щеколду, высота входной двери в санузел находится на уровне ограждающей стены, в связи с чем подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в камерах ИВС пользуются возможностью справлять естественные нужды в закрытой зоне от общего обзора лиц, содержащихся в камере ИВС, о чем свидетельствуют представленные фото одной из камер ИВС.
Также согласно ответу на запрос №, видеокамеры не имеют планетарных моторизированных приводов управления ракурсов обзора и зафиксированное фокусное расстояние, установленное заводом - изготовителем, место размещения санузла видеокамерами не просматривается, санитарный узел находится не в фокусе видеокамеры, фокус настроен на центр камеры.
Также двери в камеры ИВС оборудованы оптическим смотровым глазком в данный смотровой глазок место размещение санузла также не просматривается.
В ИВС Отдела МВД России по <адрес> имеются две емкости для хранения питьевой воды объемом 110 литров и 50 литров на случай отключения подачи водопроводной воды.
Для проветривания камер ИВС открытие форточек в оконном проеме осуществляется только дежурным нарядом ИВС Отдела МВД России по <адрес> специальным металлическим ключом, который открывает замок вагонного типа установленный в форточке. Металлический ключ находится у дежурного группы режима ИВС Отдела МВД России по <адрес>.
В камерах ИВС имеются металлические раковины, установлены на металлический короб закрытого типа, металлическая дверь которого имеет запоры закрытого типа в виде притягивающихся болтов, для ограничительного доступа лицам, содержащимся в камерах ИВС к канализационной системе. Открытие и закрытие двери металлического короба может проводится только сотрудниками дежурного наряда ИВС специальным ключом. В случае засора канализационной системы сотрудники дежурного наряда ИВС проводят отвинчивание болтов на двери и производят очищение трубы от попавших засоров в канализационную систему.
Рассматривая доводы истца об отсутствии в ИВС надлежащей медицинской помощи, ввиду отсутствия медицинского работника, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 124 Правил внутреннего распорядка, с целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах.
Согласно представленным материалам, в отсутствии медицинского работника (фельдшера) ИВС, дежурным группы режима ИВС Отдела МВД России по <адрес> проводится их осмотр на наличие телесных повреждений, а также проводится их опрос на состояние здоровья, результаты осмотра и опроса фиксируются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС Отдела МВД России по <адрес>. Подозреваемые и обвиняемые знакомятся с записями в журнале о результатах осмотров и опросов под личную подпись. При ухудшении состояния здоровья дежурным группы режима ИВС Отдела МВД России по <адрес> незамедлительно вызывается бригада скорой медицинской помощи ГБУЗ СК «Кочубеевская РБ», после чего фельдшером скорой медицинской помощи делается соответствующая запись в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС Отдела МВД России по <адрес>.
В ходе судебного заседания были осмотрены журналы медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС Отдела МВД России по <адрес>, согласно которых, административному истцу неоднократно оказывалась медицинская помощь, истец был осмотрен врачами специалистами, даны рекомендации, таким образом, доводы об отсутствии в ИВС надлежащей медицинской помощи несостоятельны.
Таким образом, доводы осужденного Усманова В.В. изложенные в административном исковом заявлении о нарушениях со стороны Отдела МВД России по <адрес> не нашли своего подтверждения и опровергаются установленными судом фактическими обстоятельствами. Доказательств обратного, административным истцом представлено не было и судом не установлено.
Учитывая отсутствия оснований для удовлетворения требований административного истца о признании действий ОМВД России по <адрес> незаконными, не подлежат удовлетворению и производные требования к ответчикам о компенсации морального вреда.
Кроме того, в судебном заседании представитель административного ответчика ОМВД России по <адрес> в лице ФИО7 заявлено ходатайство о применении сроков исковой давности относительно заявленных требований.
Пунктом 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от ДД.ММ.ГГГГ№-О, установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан; определение момента начала течения сроков для обращения в суд предполагает для суда необходимость при рассмотрении поданного заявления принять во внимание все значимые для правильного решения дела фактические обстоятельства, позволяющие доподлинно установить момент, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, оценивая имеющиеся в деле доказательства на предмет относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
В силу п. 12 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» проверяя соблюдение предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Из материалов дела следует, и сторонами удостоверено, что Усманов В.В. содержался в условиях ИВС ОМВД России по <адрес> на период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, о нарушении своего права административному истцу Усманову В.В. было известно на период ДД.ММ.ГГГГ и трехмесячный срок на обращение в суд им пропущен. Учитывая изложенное, а также значительную длительность пропущенного срока обращения в суд с административным иском, суд в данном случае не усматривает оснований для признания обозначенных причин административным истцом причины пропуска срока уважительности и восстановлении его.
Установив изложенные обстоятельства, учитывая приведенные нормы права, суд считает, что доказательств пропуска административным истцом срока обращения в суд (срока исковой давности) по уважительным причинам не представлено; обстоятельств, объективно исключающих возможность обращения в суд с соответствующим административным исковым заявлением в установленный законом срок, административным истцом не приведено.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, во взаимосвязи с приведенными выше нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых действий сотрудников ИВС незаконными.
Доводы административного истца, изложенные в административном исковом заявлении и изложенные в ходе судебного заседания, не нашли своего подтверждения и опровергаются установленными судом фактическими обстоятельствами. Доказательств обратного, административным истцом представлено не было и судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований Усманова В.В. к ОМВД России по Кочубеевскому району, Министерству Внутренних дел РФ о признании действий ОМВД России по Кочубеевскому району незаконными, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд Ставропольского края в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2020 года.
Судья И.А. Шереметьева
26RS0020-01-2020-001986-61
№ 2а – 1093 / 2020