ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1093/20 от 18.11.2020 Кочубеевского районного суда (Ставропольский край)

26RS0020-01-2020-001986-61

№ 2а – 1093 / 2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кочубеевское 18 ноября 2020 года

Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Шереметьевой И.А.,

при секретаре судебного заседания Ращупкиной О.С.,

с участием административного истца Усманова В.В., принимающего участие лично,

представителя административных ответчика МВД РФ, ОМВД России по Кочубеевскому району в лице ФИО7, действующей на основании доверенностей и диплома,

представителя административного ответчика ОМВД России по Кочубеевскому в лице Лукъянец К.А., действующего на основании доверенности и диплома,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Усманова В.В. к ОМВД России по Кочубеевскому району, Министерству Внутренних дел РФ о признании действий ОМВД России по <адрес> незаконными, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей,

УСТАНОВИЛ:

Усманов В.В. обратился в суд с административным иском к ОМВД России по Кочубеевскому району о признании действий ОМВД России по Кочубеевскому району, Министерству Внутренних дел РФ о признании действий ОМВД России по Кочубеевскому району незаконными, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей

В обоснование административного искового заявления сослался на то, что с ДД.ММ.ГГГГ он содержится под стражей, с указанной даты по 7-10 дней каждого месяца для участия в судебных заседаниях Кочубеевского районного суда, по ДД.ММ.ГГГГ содержался в ИВС ОМВД России по <адрес>.

В нарушение ном международного права, руководство ОМВД России по <адрес> игнорировало правовую практику Европейского Суда по правам человека и Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН, ИВС ОВД РФ».

Указанными правовыми актами не предусмотрено кормление свининой, между тем обед, а иногда и ужин содержал мясо свинины. Поскольку он мусульманин, он не ест свинину, в связи с чем был вынужден отказаться от питания. Лишь в январе 2020 года, в ИВС ему стали давать питание без свинины.

Кроме того, в представленном в ИВС питании отсутствуют маргариновая продукция, масло растительное, сахар, горчичный порошок, томатная паста, овощи, картофель в сутки на человека в ИВС в представленном питание дают в готовом виде не более 200 грамм, когда как в сухом неготовом виде положено 500 грамм в сутки на человека.

Кроме того, в ИВС ОМВД России по <адрес> имеются 2 прогулочных двора. Прогулки в ИВС не предоставляются. По данному вопросу он неоднократно обращался к руководству ОМВД по <адрес>, на что они пояснили, в ИВС не могут предоставлять прогулки, так как в смену работают 2 сотрудника, дежурный и постовой, а для наблюдения за заключенными на прогулке и вывода и завода в камеру и дворики нужен постовой. По данному обстоятельству он неоднократно обращался с жалобами в прокуратуру и к уполномоченным по правам человека, им были получены ответы из прокуратуры, что виновные лица привлечены к ответственности, между тем прогулки не осуществлялись, фактически на протяжении 2 лет он был лишен прогулок в ИВС.

Также указывает на то, что туалеты в камерах ИВС имеют, ограждение не более 1 метра в высоту, в связи с чем туалетом приходилось пользоваться на виду у сокамерников и под камерой видеонаблюдения, что крайне оскорбляет его честь и достоинство, поскольку видео с камер видеонаблюдения записывается на электронные носители информации. Кроме того, запах туалета заполнял камеру, в камере отсутствует вентиляция, окно самостоятельно открыть невозможно. Чтобы открыть окно необходимо обращаться по данному поводу к сотрудникам ИВС, которые через длительное время, поскольку сразу они не могли этого сделать, приходили со специальным ключом, которым открывали окно, просовывая его через решетку.

Помимо этого в камерах отсутствуют бочки для питьевой воды (запаса воды) либо канистры. Во время отключения воды, приходилось находится без запаса воды.

Раковина в камерах установлена таким образом, что пользоваться ею затруднительно, так она огорожена металлическими щитами со всех сторон, шланг раковины постоянно забивался, в связи с чем в камере стоял неприятный запах. Из-за этого приходилось сначала звать сотрудников ИВС, а потом ждать, кода они придут с ключом, чтобы отомкнуть металлический ящик под раковиной. Фактически это происходило через день, а то и каждый день.

Также в ИВС отсутствует медицинский работник – фельдшер. В 2018 году фельдшер в ИВС был уволен руководством ОМВД России по <адрес>. Медицинская помощь в ИВС оказывалась только через вызов скорой помощи, в виду отсутствия медицинского работника. Он постоянно нуждается в медицинской помощи, поскольку является инвали<адрес> группы, имеет психические заболевания, также имеет серьезную травму головы, повреждение менисков правого коленного сустава. Медицинская помощь фельдшером ему не оказывалась, для ее оказания вызывалась скорая помощь. Ко всему при поступлении в ИВС не делается медицинский осмотр, как и при убытии из ИВС.

В камерах ИВС отсутствовали вентиляторы и телевизор. Руководство ОМВД по <адрес> категорически отказывалось разрешать этот вопрос, ссылаясь на отсутствие возможности оснастить камеру ИВС телевизорами и вентиляторами.

Его право длительное время грубо, систематически нарушались, чем причинили ему моральный вред.

Просит признать незаконными действия и бездействия руководства ОМВД России по <адрес>.

Взыскать с ОМВД России по <адрес> компенсацию в размере 1 000 000 рублей.

В судебном заседании административный истец Усманов В.В. поддержал административные исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель административных ответчиков ОМВД России по <адрес>, МВД РФ в лице ФИО7 возражала против удовлетворения административных исковых требований, представила возражения согласно которых в соответствии со ст. 22 Федерального закона - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары.

В соответствии с требованиями п. 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005г. (далее - Правила внутреннего распорядка), подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства от 11.04.2005г. утверждены нормы питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время.

Постановление Правительства от 11.04.2005г. определяет не выдачу конкретных продуктов питания подозреваемым и обвиняемым, а устанавливает суточные нормы питания для подозреваемых и обвиняемых в целях использования этих продуктов в процессе приготовления пищи.

В указанных выше нормативных правовых актах не установлены нормы питания в зависимости от отношения к религии.

В соответствии с указанными нормативными правовыми актами Отделом МВД России по <адрес> в спорный период были заключены государственные контракты на оказание услуг по приготовлению 3-х разового горячего питания (в виде завтрака, обеда и ужина) для лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, административно - арестованных лиц, лиц задержанных за административное правонарушение на срок более трех часов, содержащихся в Отделе МВД России по <адрес>, что подтверждается копиями государственных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Горячее питание предоставлялось по указанным выше государственным контрактам административному истцу в соответствии с нормами в полном объеме в виде готовых блюд, жалобы Усманова В.В. в спорный период на несоответствие готовых блюд нормам, утвержденным Постановлением Правительства от 11.04.2005г. №205 не поступали.

Следовательно, доводы административного истца в части предоставления неполного перечня продуктов питания, продуктов питания, не соответствующих его религиозным убеждениям, в частности свинины надуманы и ничем не обоснованы.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.

Прогулки административному истцу предоставлялись не в полном объеме по объективным причинам, в связи с некомплектом личного состава ИВС Отдела МВД России по <адрес>, что подтверждается справками ОРЛС Отдела МВД России по <адрес>.

Указанные выше обстоятельства не позволяли постовому внутреннего поста ИВС Отдела МВД России по <адрес>, который заступает в дежурный наряд в количестве 1 сотрудника, осуществлять одновременно функции по непрерывному надзору за лицами, содержащимися в камерах ИВС и выводом на прогулку указанных лиц.

Согласно выписок из покамерных журналов ИВС Отдела МВД России по <адрес> инв. том 1, инв. том 2, инв. том 3, инв. том 4, инв. том 1, инв. том 2, инв. том 3, инв. , административный истец в спорный период содержался в камерах , , , один, пребывание последнего в камере вместе с другим лицом составило за спорный период всего 14 дней, всего в совокупности пребывание в ИВС Отдела МВД России по <адрес>Усманова В.В. в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составило 189 дней, то есть менее семи месяцев.

В соответствии с ч. 5 ст. 23 Федерального закона - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст.34 Федерального закона - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемые и обвиняемые находятся в местах содержания под стражей под охраной и надзором и передвигаются по территориям этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей. В целях осуществления надзора может использоваться аудио- и видеотехника. Также согласно п. 404 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России дсп от 07.03.2006г., при строительстве (реконструкции, ремонте) комплекса ИВС необходимо оборудовать его средствами охранной, пожарной, тревожной, вызывной сигнализации, системами охранными телевизионными, системами видеонаблюдения, досмотровой техники, наружными, аварийным и эвакуационным освещением, средствами оперативной, городской (районной) и административно - хозяйственной телефонной связи, радиосвязи, радиоификации.

Право администрации ИВС использовать технические средства контроля и надзора является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность подозреваемых, обвиняемых, осужденных и персонала соответствующего учреждения, режим содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей (ч. 1 ст. 15 Федерального закона N ЮЗ-ФЗ), а потому закрепление указанного права преследует значимые цели и не может рассматриваться как несоразмерно ограничивающее права заявителя.

В соответствии с п. 45 Правил внутреннего распорядка, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

Правила внутреннего распорядка не предусматривают оборудование камер телевизором и вентилятором. Также из ответа прокуратуры <адрес> от 03.08.2020г. ж-18/4356 на обращение Усманова В.В. следует, что ИВС Отдела МВД России по <адрес> оснащен радиовещанием, однако обязанности по представлению телевизора законом не установлено.

В соответствии с требованиями п. 406 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России дсп от 07.03.2006г., утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, устройство помещений ИВС должно обеспечивать надежную изоляцию подозреваемых и обвиняемых от внешней среды и исключать возможность связи со смежными помещениями, а также побега из них через оконные, дверные проемы или путем разбора или пролома стен и потолочных перекрытий, подкопов из первых этажей зданий.

Согласно выписке из акта комиссионного обследования камеры ИВС Отдела МВД России по <адрес> от 09.10.2020г., выписки из акта комиссионного обследования камер , , , ИВС Отдела МВД России по <адрес> от 08.10.2019г., выписки из акта комиссионного обследования ИВС Отдела МВД России по <адрес> от 19.09.2018г., указанные камеры ИВС имеют площадь 9,15 кв.м., кроме камеры площадь которой составляет 8,7 кв.м., в камерах имеется оборудование согласно требований указанных выше нормативных правовых актов, в частности имеются санитарные узлы, с соблюдением необходимых требований приватности высотой 139 см. имеется дверца в исправном состоянии, имеется кран с водопроводной водой в исправном состоянии, притяжно-вытяжная вентиляция в наличии исправна, установлена камера, радиодинамик имеется, исправен, одно окно из металлопластика оборудовано с внешней стороны решеткой выполненной из пруда диаметром 18 мм., пропущенного через металлические пластины 8 мм. в местах пересечения сварены, образуются ячейки 12x18 см. надежно закреплена в стену здания, внутренняя решетка выполнена из металлического прута 12 мм., прутки в перекрестиях сварены, образуют ячейка 5x5 см. навешана на навесы с левой стороны и запирается на два специальных болта с ограниченным доступом.

Таким образом, камеры ИВС Отдела МВД России по <адрес> соответствуют требованиям главы VII (инженерно-техническая укрепленность ИВС) Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России дсп от 07.03.2006г и Правилам внутреннего распорядка.

Кроме того, вход в санузел оборудован металлической дверью, закрывающейся на щеколду, высота входной двери в санузел находится на уровне ограждающей стены, в связи с чем подозреваемые и обвиняемые содержащиеся в камерах ИВС пользуются возможностью справлять естественные нужды в закрытой зоне от общего обзора лиц, содержащихся в камере ИВС. Видеокамеры не имеют планетарных моторизированных приводов управления ракурсов обзора и зафиксированное фокусное расстояние, установленное заводом - изготовителем, место размещения санузла видеокамерами не просматривается, санузел находится не в фокусе видеокамеры, фокус настроен на центр камеры. Также двери в камеры ИВС оборудованы оптическим смотровым глазком в данный смотровой глазок место размещение санузла также не просматривается.

В ИВС Отдела МВД России по <адрес> имеются две емкости для хранения питьевой воды объемом 110 литров и 50 литров на случай отключения подачи водопроводной воды. Для проветривания камер ИВС открытие форточек в оконном проеме осуществляется только дежурным нарядом ИВС Отдела МВД России по <адрес> специальным металлическим ключом, который открывает замок вагонного типа установленный в форточке. Металлический ключ находится у дежурного группы режима ИВС Отдела МВД России по <адрес>. В камерах ИВС имеются металлические раковины, установлены на металлический короб закрытого типа, металлическая дверь которого имеет запоры закрытого типа в виде притягивающихся болтов, для ограничительного доступа лицам, содержащимся в камерах ИВС к канализационной системе. Открытие и закрытие двери металлического короба может осуществляться только сотрудниками дежурного наряда ИВС специальным ключом. В случае засора канализационной системы сотрудники дежурного наряда ИВС проводят отвинчивание болтов на двери и производят очищение трубы от попавших засоров в канализационную систему.

Следовательно, доводы административного истца о том, что туалеты имеют ограждение не более 1 метра в высоту, и пользоваться приходилось на виду у сокамерников и под камерой видеонаблюдения, что крайне оскорбляло его, лишение возможности открывать окно для поступления воздуха, создание затруднений в пользовании окном, раковиной в камере, невозможности самостоятельной прочистки труб от засоров, отсутствие вентилятора, телевизора в камере ИВС надуманы и ничем не обоснованы.

Также доводы административного истца в части отсутствия медицинской помощи в спорный период надуманны и ничем не обоснованы.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в ИВС Отдела МВД России по <адрес> отсутствует медицинский работник - заведующий медицинской частью ИВС Отдела МВД России по <адрес>, должность вакантная, что подтверждается справкой ОРЛС Отдела МВД России по <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ медицинская помощь лицам, содержащимся под стражей, предоставляется бригадой скорой медицинской помощи ГБУЗ СК «Кочубеевская РБ», а также при необходимости предоставляются консультации врачами ГБУЗ СК «Кочубеевская РБ».

Лицам, содержащимся под стражей в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых согласно п. 67 Правил внутреннего распорядка, разрешается по заключению врача принимать для подозреваемых и обвиняемых медикаменты в тех случаях, когда отсутствует возможность обеспечения ими. Медикаменты должны храниться в медицинском пункте ИВС или территориального органа МВД России и выдаваться в установленных дозах и количествах под роспись подозреваемым и обвиняемым.

В соответствии с п. 124 Правил внутреннего распорядка, с целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах. При отсутствии медицинского работника медицинский осмотр проводит специально подготовленный сотрудник полиции, с последующим осмотром медицинским работником. Подозреваемые и обвиняемые знакомятся с записями в документах и журналах, фиксирующих результаты медицинского освидетельствования, под их личную роспись.

Подтверждающие данные (медицинские заключения) о том, что у административного истца имеется психическое заболевание, повреждение коры головного мозга и наличие 3-ей группы инвалидности отсутствуют, в связи с чем администрация ИВС Отдела МВД России по <адрес> правомерно не предоставляла в спорный период Усманову В.В. медицинские препараты без назначения врача, так как сотрудники ИВС Отдела МВД России по <адрес> не имеют соответствующего медицинского образования и не владеют знаниями фармакологии по применению медицинских препаратов.

Согласно выписок из журналов медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС Отдела МВД России по <адрес> инв. том 2, том 3, , и копий справок ГБУЗ СК «Кочубеевская РБ», административному истцу неоднократно оказывалась медицинская помощь в спорный период, в частности 15.08.2018г., 16.08.2018г., 02.04.2019г., 07.05.2019г., 07.06.2019г., 20.06.2019г., 30.07.2019г., 02.10.2019г., 29.10.2019г., 30.10.2019г., 27.11.2019г., 29.11.2019г., 23.12.2019г., 16.01.2020г, 07.02.2020г., 09.02.2020г., 19.03.2020г.

Кроме того, с целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС Отдела МВД России по <адрес>, лиц освобождаемых из ИВС Отдела МВД России по <адрес> или передаваемых конвою для этапирования в отсутствии медицинского работника (фельдшера) ИВС, дежурным группы режима ИВС Отдела МВД России по <адрес> проводится их осмотр на наличие телесных повреждений, а также проводится их опрос на состояние здоровья, результаты осмотра и опроса фиксируются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС Отдела МВД России по <адрес>. Подозреваемые и обвиняемые знакомятся с записями в журнале о результатах осмотров и опросов под личную их подпись. При ухудшении состояния здоровья дежурным группы режима ИВС Отдела МВД России по <адрес> незамедлительно вызывается бригада скорой медицинской помощи ГБУЗ СК «Кочубеевская РБ», по приезду которой фельдшером скорой медицинской помощи проводится осмотр и опрос лица, предъявляемого жалобы на состояние здоровья после чего оказывается ему медицинская помощь в виде медикаментозного лечения, о чем фельдшером скорой медицинской помощи делается соответствующая запись в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС Отдела МВД России по <адрес>. Так при каждом помещении в ИВС Отдела МВД России по <адрес> так и при убытии из ИВС Отдела МВД России по <адрес> в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес>) Усманов В.В. был осмотрен на наличие телесных повреждений и опрошен на состояние здоровья, результаты осмотра и опроса были зафиксированы в журналах медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС Отдела МВД России по <адрес> (инв. , ) дежурными группы режима ИВС Отдела МВД России по <адрес> находящихся при исполнении служебных обязанностей, где Усманов В.В. проставил свою подпись под записью дежурных группы режима ИВС Отдела МВД России по <адрес>.

Таким образом, действия сотрудников Отдела МВД России по <адрес> полностью соответствуют нормам действующего законодательства.

Помимо этого административным истцом заявлены требования о компенсации морального вреда в размере 1 000 000 рублей в связи с незаконными действиями (бездействием) должностных лиц Отдела МВД России по <адрес>, но Усмановым В.В. не представлены доказательства самого факта причинения морального вреда, а также наличия обстоятельств, обосновывающих размер требуемого к возмещению морального вреда, характер и объем причиненных физических и нравственных страданий, переживаний. Вместе с тем, факт причинения вреда здоровью истцом не доказан. Конкретных доводов о том, что указанные истцом недостатки условий содержания причинили ему физические неудобства, нравственные переживания, которые по степени тяжести можно было бы охарактеризовать как страдания, не приведено.

Следовательно, требования административного истца о признании незаконными действий (бездействий) должностных лиц Отдела МВД России по <адрес> при содержании административного истца в ИВС Отдела МВД России по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, кроме сентября 2018 года и взыскании компенсации с Отдела МВД России по <адрес> в размере 1000000 рублей необоснованны, надуманы и ничем не подтверждаются, в связи с чем не подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из административного искового заявления следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, кроме сентября 2018 года, административному истцу при содержании в ИВС Отдела МВД России по <адрес> не предоставлялись ежедневные прогулки, пользование туалетом осуществлялось без соблюдения условий приватности под видеонаблюдением, создавались затруднения в пользовании окном, не предоставлялось соответствующее и необходимое питание, отсутствовал медицинский работник.

Таким образом, административным истцом пропущен срок обращения с административным исковым заявлением в суд, поскольку административный истец утверждает о том, что были нарушены его права, свободы и законные интересы в период содержания в ИВС Отдела МВД России по <адрес> с 28.03.2018г. по ДД.ММ.ГГГГ, а в суд административный истец обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ.

Считают, что истец нарушил сроки обращения в суд, установленные ч. 1 ст. 219 КАС РФ.

Просит в удовлетворении требований Усманова В.В. о признании незаконными действий (бездействий) должностных лиц Отдела МВД России по <адрес> при содержании административного истца в ИВС Отдела МВД России по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, кроме сентября 2018 года и взыскании компенсации с Отдела МВД России по <адрес> в размере 1000000 рублей отказать в полном объеме, применить сроки исковой давности для обращения в суд.

В судебном заседании представитель административного ответчика ОМВД России по <адрес> по СК в лице Лукьянец К.А., поддержал позицию, изложенную в возражениях, представленных представителем административного ответчика ОМВД России по <адрес>, МВД РФ в лице ФИО7, просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы административного дела, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств, а так же достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 6 ст. 227.1 КАС РФ, если в административном исковом заявлении содержится требование о возмещении вреда, причиненного нарушением условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении имуществу и (или) здоровью административного истца, суд принимает решение о переходе к рассмотрению этого требования по правилам гражданского судопроизводства в соответствии со статьей 16.1 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2 ст. 16.1 КАС РФ при предъявлении в суд искового заявления, содержащего несколько требований, одни из которых подлежат рассмотрению по правилам административного судопроизводства, а другие – по правилам гражданского судопроизводства, если их раздельное рассмотрение возможно, судья разрешает вопрос о принятии требований, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

В ходе судебного заседания, судом был поставлен вопрос о переходе к рассмотрению требований по правилам гражданского судопроизводства, с учетом мнения лиц участвующих в деле, судом принято решение о продолжении судебного разбирательства по правилам административного судопроизводства.

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно ст. 1 Федерального закона - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Согласно ст. 5 Федерального закона - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Согласно ст. 9 Федерального закона - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (далее, если не требуется соответствующее уточнение, - изоляторы временного содержания) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.

Административный истец указывает на то, что в нарушение норм закона питание в ИВС по <адрес> не соответствовало установленным нормам, кроме того, его как человек исповедующий ислам, он не употребляет в пищу свинину, между тем, питание без содержания мяса свинины, ему начали давать лишь в январе 2020.

Однако в соответствии с требованиями п. 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005г. , подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ утверждены нормы питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время. Постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ определяет не выдачу конкретных продуктов питания подозреваемым и обвиняемым, а устанавливает суточные нормы питания для подозреваемых и обвиняемых в целях использования этих продуктов в процессе приготовления пищи. Так в указанных выше нормативных правовых актах не установлены нормы питания в зависимости от отношения к религии. Кроме того подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары. Вместе с тем судом установлено, что жалобы Усманова В.В. на несоответствие готовых блюд нормам, утвержденным Постановлением Правительства от 11.04.2005г. не поступали.

Относительно доводов административного истца о непредставлении в период его содержания в ИВС ОМВД России по <адрес> прогулок, суд находит их необоснованными, поскольку в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 34 Федерального закона - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемые и обвиняемые находятся в местах содержания под стражей под охраной и надзором и передвигаются по территориям этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей. Однако прогулки административному истцу Усманову В.В. предоставлялись не в полном, в связи с некомплектом личного состава ИВС Отдела МВД России по <адрес>. В виду чего данные обстоятельства не позволяли постовому внутреннего поста ИВС Отдела МВД России по <адрес>, который заступает в дежурный наряд в количестве 1 сотрудника, осуществлять одновременно функции по непрерывному надзору за лицами, содержащимися в камерах ИВС и выводом на прогулку указанных лиц. Судом также установлено, что виновные лица за данное нарушение привлекались к ответственности.

Доводы административного истца Усманова В.В. о том, что в нарушение норм, пользоваться туалетом приходилось на виду у сокамерников и под камерой видеонаблюдения, ввиду того, что в камерах ИВС имеются, ограждения не более 1 метра в высоту, отсутствия вентиляции, отсутствия возможности открыть окно, отсутствие запаса питьевой воды, отсутствия доступа к раковине, отсутствие вентилятора и телевизора, суд также находит не состоятельными, поскольку согласно выпискам из акта комиссионного обследования камер они имеют площадь 9,15 кв.м., кроме камеры площадь которой составляет 8,7 кв.м., в камерах имеется оборудование согласно требований указанных в нормативных правовых актов, в частности имеются санитарные узлы, с соблюдением необходимых требований приватности высотой 139 см. имеется дверца в исправном состоянии, имеется кран с водопроводной водой в исправном состоянии, притяжно-вытяжная вентиляция в наличии исправна, установлена камера, радиодинамик имеется, исправен, одно окно из металлопластика оборудовано с внешней стороны решеткой выполненной из пруда диаметром 18 мм., пропущенного через металлические пластины 8 мм. в местах пересечения сварены, образуются ячейки 12x18 см. надежно закреплена в стену здания, внутренняя решетка выполнена из металлического прута 12 мм., прутки в перекрестиях сварены, образуют ячейка 5x5 см. навешана на навесы с левой стороны и запирается на два специальных болта с ограниченным доступом.

На основании изложенного суд приходит к выводу о соответствии камер ИВС Отдела МВД России по <адрес> требованиям главы VII (инженерно-техническая укрепленность ИВС) Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России дсп от 07.03.2006г и Правилам внутреннего распорядка.

Санитарный узел оборудован металлической дверью, закрывающейся на щеколду, высота входной двери в санузел находится на уровне ограждающей стены, в связи с чем подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в камерах ИВС пользуются возможностью справлять естественные нужды в закрытой зоне от общего обзора лиц, содержащихся в камере ИВС, о чем свидетельствуют представленные фото одной из камер ИВС.

Также согласно ответу на запрос , видеокамеры не имеют планетарных моторизированных приводов управления ракурсов обзора и зафиксированное фокусное расстояние, установленное заводом - изготовителем, место размещения санузла видеокамерами не просматривается, санитарный узел находится не в фокусе видеокамеры, фокус настроен на центр камеры.

Также двери в камеры ИВС оборудованы оптическим смотровым глазком в данный смотровой глазок место размещение санузла также не просматривается.

В ИВС Отдела МВД России по <адрес> имеются две емкости для хранения питьевой воды объемом 110 литров и 50 литров на случай отключения подачи водопроводной воды.

Для проветривания камер ИВС открытие форточек в оконном проеме осуществляется только дежурным нарядом ИВС Отдела МВД России по <адрес> специальным металлическим ключом, который открывает замок вагонного типа установленный в форточке. Металлический ключ находится у дежурного группы режима ИВС Отдела МВД России по <адрес>.

В камерах ИВС имеются металлические раковины, установлены на металлический короб закрытого типа, металлическая дверь которого имеет запоры закрытого типа в виде притягивающихся болтов, для ограничительного доступа лицам, содержащимся в камерах ИВС к канализационной системе. Открытие и закрытие двери металлического короба может проводится только сотрудниками дежурного наряда ИВС специальным ключом. В случае засора канализационной системы сотрудники дежурного наряда ИВС проводят отвинчивание болтов на двери и производят очищение трубы от попавших засоров в канализационную систему.

Рассматривая доводы истца об отсутствии в ИВС надлежащей медицинской помощи, ввиду отсутствия медицинского работника, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 124 Правил внутреннего распорядка, с целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах.

Согласно представленным материалам, в отсутствии медицинского работника (фельдшера) ИВС, дежурным группы режима ИВС Отдела МВД России по <адрес> проводится их осмотр на наличие телесных повреждений, а также проводится их опрос на состояние здоровья, результаты осмотра и опроса фиксируются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС Отдела МВД России по <адрес>. Подозреваемые и обвиняемые знакомятся с записями в журнале о результатах осмотров и опросов под личную подпись. При ухудшении состояния здоровья дежурным группы режима ИВС Отдела МВД России по <адрес> незамедлительно вызывается бригада скорой медицинской помощи ГБУЗ СК «Кочубеевская РБ», после чего фельдшером скорой медицинской помощи делается соответствующая запись в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС Отдела МВД России по <адрес>.

В ходе судебного заседания были осмотрены журналы медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС Отдела МВД России по <адрес>, согласно которых, административному истцу неоднократно оказывалась медицинская помощь, истец был осмотрен врачами специалистами, даны рекомендации, таким образом, доводы об отсутствии в ИВС надлежащей медицинской помощи несостоятельны.

Таким образом, доводы осужденного Усманова В.В. изложенные в административном исковом заявлении о нарушениях со стороны Отдела МВД России по <адрес> не нашли своего подтверждения и опровергаются установленными судом фактическими обстоятельствами. Доказательств обратного, административным истцом представлено не было и судом не установлено.

Учитывая отсутствия оснований для удовлетворения требований административного истца о признании действий ОМВД России по <адрес> незаконными, не подлежат удовлетворению и производные требования к ответчикам о компенсации морального вреда.

Кроме того, в судебном заседании представитель административного ответчика ОМВД России по <адрес> в лице ФИО7 заявлено ходатайство о применении сроков исковой давности относительно заявленных требований.

Пунктом 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от ДД.ММ.ГГГГ-О, установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан; определение момента начала течения сроков для обращения в суд предполагает для суда необходимость при рассмотрении поданного заявления принять во внимание все значимые для правильного решения дела фактические обстоятельства, позволяющие доподлинно установить момент, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, оценивая имеющиеся в деле доказательства на предмет относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.

В силу п. 12 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» проверяя соблюдение предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.

Из материалов дела следует, и сторонами удостоверено, что Усманов В.В. содержался в условиях ИВС ОМВД России по <адрес> на период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, о нарушении своего права административному истцу Усманову В.В. было известно на период ДД.ММ.ГГГГ и трехмесячный срок на обращение в суд им пропущен. Учитывая изложенное, а также значительную длительность пропущенного срока обращения в суд с административным иском, суд в данном случае не усматривает оснований для признания обозначенных причин административным истцом причины пропуска срока уважительности и восстановлении его.

Установив изложенные обстоятельства, учитывая приведенные нормы права, суд считает, что доказательств пропуска административным истцом срока обращения в суд (срока исковой давности) по уважительным причинам не представлено; обстоятельств, объективно исключающих возможность обращения в суд с соответствующим административным исковым заявлением в установленный законом срок, административным истцом не приведено.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, во взаимосвязи с приведенными выше нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых действий сотрудников ИВС незаконными.

Доводы административного истца, изложенные в административном исковом заявлении и изложенные в ходе судебного заседания, не нашли своего подтверждения и опровергаются установленными судом фактическими обстоятельствами. Доказательств обратного, административным истцом представлено не было и судом не установлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований Усманова В.В. к ОМВД России по Кочубеевскому району, Министерству Внутренних дел РФ о признании действий ОМВД России по Кочубеевскому району незаконными, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд Ставропольского края в течение месяца.

Мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2020 года.

Судья И.А. Шереметьева

26RS0020-01-2020-001986-61

№ 2а – 1093 / 2020