Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 мая 2021 года по делу №2А-1093/2021
Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Кривенцовой Н.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андриянцевой Ю.В., с участием от административного ответчика ФИО1, доверенность от 12.11.2020 г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Управлению Федеральной Службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка, признании незаконным решения апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, обязании повторно рассмотреть заявление,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец просит суд признать незаконным решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка №№ от (дата), вынесенное Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Росреестра по (адрес); признать незаконным решение от (дата) об отклонении заявления № от (дата), вынесенное апелляционной комиссией по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; обязать УФСГРК и К по Московской области повторно рассмотреть заявление о кадастровом учете изменений земельного участка №№ от (дата),
мотивируя просьбу тем, что истцом (кадастровым инженером), на основании договора подряда на выполнение кадастровых работ, был подготовлен межевой план по уточнению местоположения границ и площади ранее учтенного земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: (адрес)
По результатам кадастровых работ выяснилось, что фактическая площадь земельного участка составляет 443 кв.м., что на 47 кв.м. больше, чем указано в свидетельстве на право собственности на землю (396 кв.м.). Декларированная площадь земельного участка является ориентировочной и подлежит уточнению при межевании, таким образом, межевой план был подготовлен на 443 кв.м. Межевой план, был сдан представителем собственника вышеуказанного земельного участка с соответствующим заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка №№ от (дата) в МФЦ Рузского городского округа Московской области.
Результатом рассмотрения указанного заявления о кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым № оказалось уведомление о приостановлении кадастрового учета №№ от (дата).
Не согласившись с изложенным в приостановлении, в соответствии со ст.26.1 ФЗ №221-ФЗ от (дата) «О кадастровой деятельности», вынесенное решение о приостановлении было обжаловано истцом в апелляционную комиссию. По результатам рассмотрения, комиссией было вынесено решение №б/н от (дата) об отклонении заявления № от (дата) Решение о приостановлении признано соответствующим основаниям, предусмотренным п.7 ч.1 ст.26 ФЗ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» то есть «форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации».
С вынесенными решениями истец не согласна, считает их незаконными и необоснованными, так как указанные в приостановлении нарушения противоречат документам, содержащимся в межевом плане от (дата), который был представлен для кадастрового учета. По смыслу содержания п.70 Требований, сведениями, обосновывающими существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет являются в том числе «дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан». Границы земельного участка с кадастровым № возможно определить исключительно по факту. Так как сведения о местоположенииграниц земельного участка в документе, подтверждающем право на земельный участок, отсутствуют. При подготовке межевого плана, была использована картографическая основа ЕГРН (подтверждающая фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет), о чем в разделе межевого плана «исходные данные» были указаны данные сведения. Картографическая основа ЕГРН была отражена в межевом плане на «схеме расположения земельных участков». Все необходимые сведения были отражены в разделе межевого плана - заключение кадастрового инженера.
ФИО2 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика УФСГРК и К по Московской области в судебное заседание явился, представил письменный отзыв, согласно которому в удовлетворении исковых требований просит отказать.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с ч.1 ст.43 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
В соответствии с п.31 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлены образованием земельного участка или уточнением его границ
В соответствии с ч.1 ст.26.1 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», решение о приостановлении может быть обжаловано в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, в апелляционную комиссию, созданную при органе кадастрового учета в порядке, установленном настоящей статьей (далее - апелляционная комиссия). При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Статьей 21 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определен состав необходимых для кадастрового учета документов.
В соответствии с ч.10 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с ч.13 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии с Законом Московской области от 17.06.2003 г. №63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемым гражданам в собственность на территории Московской области», минимальный размер земельного участка для садоводства составляет 0,06 га (600 кв.м.), а максимальный-0,15 га (1500 кв.м.)
По делу установлено, что административным истцом, являющимся кадастровым инженером, на основании договора подряда на выполнение кадастровых работ был подготовлен межевой план по уточнению местоположения границ и площади ранее учтенного земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: (адрес), принадлежащего на праве собственности ФИО3
По результатам кадастровых работ выяснилось, что фактическая площадь земельного участка составляет 443 кв.м., что на 47 кв.м. больше, чем указано в свидетельстве на право собственности на землю (396 кв.м.). Декларированная площадь земельного участка является ориентировочной и подлежит уточнению при межевании, таким образом, межевой план был подготовлен на 443 кв.м.
Межевой план, был сдан представителем собственника земельного участка с соответствующим заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка №№ от (дата) в МФЦ Рузского городского округа Московской области.
По результатам рассмотрения заявления о кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым № было вынесено уведомление о приостановлении кадастрового учета №№ от (дата)
Не согласившись с изложенным в уведомлении о приостановлении, в соответствии со ст.26.1 ФЗ №221-ФЗ от (дата) «О кадастровой деятельности» вынесенное решение истцом было обжаловано в апелляционную комиссию.
По результатам рассмотрения, комиссией было вынесено решение №б/н от (дата) об отклонении заявления № от (дата) Решение о приостановлении признано соответствующим основаниям, предусмотренным п.7 ч.1 ст.26 ФЗ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», то есть «форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации».
С вынесенными решениями истец не согласна, считает их незаконными и необоснованными, так как указанные в приостановлении нарушения противоречат документам, содержащимся в межевом плане от (дата), который был представлен для кадастрового учета.
В соответствии с ч.ч.1, 4 ст.43 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федеральногозаконатребованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости.
Административным истцом был подготовлен межевой план по уточнению местоположения границ и площади ранее учтенного земельного участка, границы земельного участка были согласованы, все необходимые сведения для учета изменений, то есть для внесения сведений о границах земельного участка в ЕГРН и уточненной площади (в результате уточнения описания границ) содержались в межевом плане.
Площадь уточняемого земельного участка составила 443 кв.м., что на 47 кв.м. больше сведений о площади, содержащихся в документах на данный земельный участок и сведениях ЕГРН (396 кв.м.). Декларированная площадь, а также площадь по сведениям ЕГРН земельного участка является ориентировочной и подлежит уточнению при межевании. Фактическое размещение земельного участка сложилось исторически, границы земельного участка не уточнялись, закреплены долговременными объектами искусственного происхождения (металлическим забором и забором из сетки-рабицы, закрепленным на металлических столбах), позволяющими однозначно определить местоположение границ земельного участка на местности. Фактические границы земельного участка на местности существуют более 15 лет, что подтверждается картографической основой ЕГРН (см. «схема расположения земельных участков и их частей»).
На генплане СНТ «МХАТ им.Горького» отображен уч.№, поскольку изначально был один участок № площадью 792 кв.м., который в 1993 г. был разделен на два участка 51 и 51а, но на генеральном плане остался указан как 51 площадью 792 кв.м. При сравнении фактических границ земельных участков 51 и 51а (кадастровые работы проведены истцом в отношении двух земельных участков) с границами по генеральному плану СНТ «МХАТ им.Горького», который содержит исключительно линейные размеры (ширина, длина в метрах, а именно 23,50 на 33,70), установлено, что в настоящее время общая ширина 23,50 изменилась на +1,63 м и стала соответственно 25,13 м. Длина участка изменились на +0,38 м и стала соответственно 34,08 м.
Также истцом в настоящее время проводятся кадастровые работы и в отношении границ земель общего пользования СНТ «МХАТ им.Горького», границы СНТ «МХАТ им.Горького» определены, площадь составляет 8 400 кв.м., что соответствует площади указанной в ЕГРН.
Председатель СНТ «МХАТ им.Горького» не возражает относительно фактических границ земельного участка 51 и 51а, что подтверждается актом согласования границ и протоколом общего собрания (участки в СНТ уточняются исключительно по факту). Споров по границам нет, границы смежных земельных участков уточнены и содержатся в ЕГРН.
Фактическая площадь уточняемого земельного участка не превышает нормы, установленные земельным законодательством.
На основании ч.10 ст.22 Федерального закона №218 от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с п.70 Приказа Минэкономразвития РФ от 8 декабря 2015 г. №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» раздела III. Требований к подготовке текстовой части межевого плана: выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные».
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
В соответствии с п.32 ч.1 ст.26 Федерального закона №218 от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости», осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: - в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии со ст.11.9 ЗК, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии сзаконодательствомо градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Правилами землепользования и застройки Рузского городского округа Московской области, утвержденными решением совета депутатов Рузского городского округа (адрес)№ от (дата), установлены предельные минимальные и максимальные размеры зоны, в которой расположен уточняемый земельный участок (зона СХ-2), минимальный размер 600 кв.м., максимальный 2000 кв.м.
Сведения о местоположении границ уточняемого земельного участка в документе, подтверждающем право на земельный участок, отсутствуют. Также отсутствуют данные сведения и в правоустанавливающем документе на землю. Таким образом, границами земельного участка были приняты границы, существующие и закрепленные на местности более 15 лет (земельный участок является ранее учтенным, картографическая основа ЕГРН подтверждает местоположение фактических границ земельного участка (см. «схема расположения земельных участков и их частей»).
На основании ч.ч.2, 3 ст.6 Федерального закона №218 от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости», картографической основой Единого государственного реестра недвижимости является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Сведения о картографической основе размещаются на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 г. №431-ФЗ), Геодезическая и картографическая основы создаются и обновляются в соответствии с законодательством о геодезии и картографии (ч.3 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 г. №431-ФЗ)
Заключение кадастрового инженера содержит ссылки на соответствующие положения Закона, а также обоснование уточненной площади земельного участка. Все документы, использованные истцом для подготовки межевого плана, отсканированы в полноцветном режиме с разрешением 300 dpi. Межевой план содержит образ чертежа земельного участка и акта согласования местоположения границы земельного участка, которые представляют собой единое целое, так как в соответствии с ч.1 ст.40 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в формеактасогласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Акт согласования оформлен в соответствии с требованиями указанной статьи Закона.
Утверждение того, что на обороте акта согласования границ отсутствует чертеж не нашло своего подтверждения, так как апелляционной комиссией был рассмотрен электронный образ межевого плана. Акт согласования, оформлен на обороте чертежа земельных участков и их частей, является разделом межевого плана земельного участка, необходимого для осуществления государственного кадастрового учета в установленных Законом №218-ФЗ случаях (часть 1 статьи 22 Закона №218-ФЗ, часть 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ "О кадастровой деятельности"), хранение акта согласования на бумажном носителе должно осуществляться в реестровом деле соответствующего земельного участка.
Суд, оценив все представленные по делу доказательства в соответствии со ст.84 КАС РФ, учитывая установленные обстоятельства по делу и вышеперечисленные нормы права, считает решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка №№ от (дата), вынесенное Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Росреестра по Московской области и решение от (дата) об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета незаконными, поскольку представленные в орган государственной регистрации документы, необходимые для учета изменений объекта недвижимости, оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, материалы межевого дела содержат полное описание границ, поворотных точек земельного участка, что позволяет определить границы земельного участка с кадастровым №, что также подтверждается заключением кадастрового инженера и материалами дела. Данных, свидетельствующих о том, что кем-либо заявлены возражения относительно уточняемых границ, суду не представлено.
Иные доводы административного ответчика не имеют правового значения при рассмотрении настоящего дела.
В силу требований п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, суд считает необходимым указать в решении на необходимость УФСГРК и К по Московской области сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и ФИО2 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ФИО2 к Управлению Федеральной Службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка, признании незаконным решения апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, обязании повторно рассмотреть заявление, удовлетворить.
Признать незаконным решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка №№ от (дата), вынесенное Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Росреестра по Московской области.
Признать незаконным решение от (дата) об отклонении заявления № от (дата), вынесенное апелляционной комиссией по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области повторно рассмотреть заявление о кадастровом учете изменений земельного участка №№ от (дата).
УФСГРК и К по Московской области необходимо сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и ФИО2 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца через Рузский районный суд Московской области.
В окончательной форме решение изготовлено 28 мая 2021 года.
Судья: Н.Н.Кривенцова