ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1094/2022 от 05.03.2022 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

УИД - 23RS0059-01-2022-000413-07

К делу № 2а-1094/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи 05 марта 2022 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Шевелева Н.С.,

с участием:

представителя административного истца Мигуновой Н.В. по доверенности Белоусовой И.Ю.,

при секретаре судебного заседания Чепнян С.А.,

рассмотрев в помещении Центрального районного суда города Сочи в открытом судебном заседании административное исковое заявление Мигуновой Н. В., Сивой Г. И. к администрации города Сочи об оспаривании отказа в предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности»,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы Мигунова Н.В., Сивая Г.И. обратились в Центральный районный суд г. Сочи с административным исковым заявлением к администрации города Сочи об оспаривании отказа в предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности».

В обоснование своих требований Мигунова Н.В., Сивая Г.И. указали на следующее. Заявители обратились в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования городского округа город-курорт Сочи Краснодарского края с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении муниципальной услуги «заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности» в отношении перераспределения земельного участка с кадастровым номером (площадью 482 кв.м., местоположение: Краснодарский край, г. Сочи, район Лазаревский, жилищно-садоводческое товарищество «Чаевод»), не входящих в состав жилищно-садоводческого товарищества «Чаевод» и находящегося в частной общедолевой собственности заявителей и свободных земель площадью 69 кв.м., которым предусматривается образование земельного участка площадью 551 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером принадлежит Заявителям на праве общедолевой собственности: 1/2 доля у каждого (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ прилагается). Также заявители обратились в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования городского округа город-курорт Сочи Краснодарского края с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении муниципальной услуги «заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности» в отношении перераспределения земельного участка с кадастровым номером (площадью 434 кв.м., местоположение: Краснодарский край, г. Сочи, район Лазаревский, жилищно-садоводческое товарищество «Чаевод»), не входящих в состав жилищно-садоводческого товарищества «Чаевод» и находящегося в частной общедолевой собственности Заявителей и свободных земель площадью 566 кв.м., которым предусматривается образование земельного участка площадью 1000 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером принадлежит Заявителям на праве общедолевой собственности: 1/2 доля у каждого (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ прилагается). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ и письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования городского муниципальной услуги «заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности» в отношении указав, что на основании ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории и что согласно подпункту 1 пункта 31 административного регламента, «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденного постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении заявленной муниципальной услуги, если заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных п. 12 Административного регламента. Административные истцы считают, что администрация нарушила их права тем, что неверно понимает законодательство РФ применительно к заключению соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Согласно выпискам из ЕГРН перераспределяемые земельные участки с кадастровыми номерами и имеют вид разрешенного использования: для ведения садоводства, земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. При этом увеличение земельных участков в результате этого перераспределения не превышает установленные предельные максимальные размеры земельного участка - 1000 кв.м. Кроме того, то, что в выписках из ЕГРН в сведениях о местоположении земельных участков с кадастровыми номерами указано: «жилищно-садоводческое товарищество «Чаевод» не свидетельствует о том, что вышеуказанные земельные участки являются собственностью жилищно-садоводческого товарищества «Чаевод», наоборот, данные участки являются собственностью истцов, т.е. эти земельные участки на момент обращения Истцов с заявлением о перераспределении не являлись земельными участками предоставленными садоводческому товариществу, т.е. на них не распространяется действие статьи 11.3 ЗК РФ. Таким образом, административный ответчик своим отказом Заявителям в предоставлении муниципальной услуги «заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности» нарушил подпункт 3 пункт 1 статьи 39.28 ЗК РФ.

На основании вышеизложенного, административные истцы просили: признать незаконными решения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», принятые Администрацией муниципального образования городского округа город-курорт Сочи Краснодарского края по итогам рассмотрения заявлений Сивой Г.И. от ДД.ММ.ГГГГ и заявлений Мигуновой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении перераспределения земельного участка с кадастровым номером (площадью 482 кв.м., местоположение: Краснодарский край, г. Сочи, район Лазаревский, жилищно-садоводческое товарищество «Чаевод»), находящегося в частной общедолевой собственности заявителей и свободных земель площадью 69 кв.м., которым предусматривается образование земельного участка площадью 551 кв.м, и в отношении перераспределения земельного участка с кадастровым номером (площадью 434 кв.м., местоположение: Краснодарский край, г. Сочи, район Лазаревский, жилищно-садоводческое товарищество «Чаевод»), находящегося в частной общедолевой собственности Заявителей и свободных земель площадью 566 кв.м., которым предусматривается образование земельного участка площадью 1000 кв.м.; возложить обязанность утвердить по заявлениям Мигуновой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ и Сивой Г.И. от ДД.ММ.ГГГГ схему расположения земельного участка площадью 551 кв.м., местоположение: Краснодарский край, г. Сочи, район Лазаревский, жилищно-садоводческое товарищество «Чаевод», образуемого путем перераспределения с землями, находящихся в государственной собственности и схему расположения земельного участка площадью 1000 кв.м., местоположение: Краснодарский край, г. Сочи, район Лазаревский, жилищно-садоводческое товарищество «Чаевод», образуемого путем перераспределения с землями, находящихся в государственной собственности и в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда, сообщить об исполнении.

В судебное заседание административный истец Мигунова Н.В. не явилась, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещена надлежащим образом, для участия в деле направила своего представителя.

Представитель административного истца Мигуновой Н.В. по доверенности – Белоусова И.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные требования, на их удовлетворении настаивала.

Административный ответчик Сивая Г.И. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещена надлежащим образом, от ее представителя по доверенности Климкович С.Л. поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие административного истца.

Представитель административного ответчика администрации города Сочи в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд письменные возражения на административное исковое заявление, в которых просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации города Сочи, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица СНТ «Чаевод» о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.

Согласно части 2 статьи 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства.

Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Поскольку явку лиц, участвующих в деле, суд обязательной не признал и указанные обстоятельства не являются препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, суд счел возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы административного дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частью 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из материалов дела следует, что административным истцам Сивой Г.И. и Мигуновой Н.В. на праве общей долевой собственности (по 1/2 доли каждой) принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 482 кв.м., а также земельный участок с кадастровым номером , площадью 434 кв.м., оба категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение садоводства, расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Административные истцы Сивая Г.И. и Мигунова Н.В. обратились в Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городского округа город-курорт Сочи Краснодарского края с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности» в отношении перераспределения земельного участка с кадастровым номером , площадью 482 кв.м. и свободных земель площадью 69 кв.м., с целью образования земельного участка площадью 551 кв.м., а также в отношении перераспределения земельного участка с кадастровым номером , площадью 434 кв.м. и свободных земель площадью 566 кв.м., с целью образования земельного участка площадью 1000 кв.м.

На согласование административными истцами представлены схемы расположения образуемых земельных участков площадью 551 кв.м. и 1000 кв.м. на кадастровом плане территории.

Согласно схеме перераспределения земельного участка (площадью 482 кв.м., местоположение: Краснодарский край, г. Сочи, район Лазаревский, жилищно-садоводческое товарищество «Чаевод», назначение земли - для ведения садоводства) и свободных земель площадью 69 кв.м., предусматривается образование земельного участка площадью 551 кв.м.

Согласно схеме перераспределения земельного участка (площадью 434 кв.м., местоположение: Краснодарский край, г. Сочи, район Лазаревский, жилищно-садоводческое товарищество «Чаевод» назначение земли - для ведения садоводства) и земельного участка (назначение земли - для ведения личного подсобного хозяйства) принадлежащего на праве собственности МО г. Сочи кв.м., 566 кв.м., предусматривается образование земельного участка площадью 1000 кв.м.

Администрацией города Сочи, в лице Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сочи письмами от ДД.ММ.ГГГГ в оказании муниципальной услуги по заключению соответствующих соглашения о перераспределении земельных участков отказано, схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории возвращены без утверждения.

Причиной отказа Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи послужило то основание, что земельные участки расположены в Жилищно-садоводческом товариществе «Чаевод», при этом на основании ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков возможно исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания.

Административные истцы Сивая Г.И. и Мигунова Н.В. считают отказы Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ в оказании муниципальной услуги по заключению соответствующих соглашений о перераспределении земельных участков и в утверждении схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории, незаконным и нарушающим их права и законные интересы.

При этом, административные истцы ссылаются на то, что земельные участки на момент обращения с заявлением о перераспределении не являлись земельными участками, предоставленными садоводческому товариществу, то есть на них не распространяется действие статьи 11.3 ЗК РФ.

Отказывая в удовлетворении требований административных истцов, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 Земельного Кодекса РФ земельные участки образуются, в частности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

В соответствии со ст. 39.29 Земельного кодекса РФ определен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается, в частности, в случае: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

В соответствии с п. 3 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.

В соответствии с п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ перечислены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, которыми являются: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

На основании ч. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Вместе с тем, согласно п. 2 ч. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу.

В соответствии с Выписками из Единого государственного реестра недвижимости, земельные участки, принадлежащие административным истцам с кадастровыми номерами 23:49:0136009:10826 и 23:49:0136009:10828, расположены в Жилищно-садоводческом товариществе «Чаевод», а значит, их перераспределение возможно только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Административными истцами не представлено суду надлежащих доказательств, подтверждающих то, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136009:10826, площадью 482 кв.м. и свободные земли площадью 69 кв.м., а также земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136009:10828, площадью 434 кв.м. и свободные земли площадью 566 кв.м., не находятся в составе Жилищно-садоводческого товарищества «Чаевод».

На основании пп. 5 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

В п. 31 Постановления администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности» содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Согласно пп. 1 п. 31 Административного регламента, утвержденного Постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 12 Административного регламента.

Таким образом, согласно действующему законодательству, в отношении испрашиваемых земельных участков, которые относятся к землям Жилищно-садоводческого товарищества «Чаевод», не может быть осуществлено перераспределение.

На основании исследованных в судебном заседании доказательств, представленных сторонами, суд приходит к выводу, что письменные ответы Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сочи письмами от ДД.ММ.ГГГГ об отказе административным истцам в оказании муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности» является обоснованным, а доводы, приведенные административными истцами, не являются основанием для признания данных отказов незаконными, что исключает возможность удовлетворения требований административных истцов.

При изложенных обстоятельствах, руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд находит необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Мигуновой Н. В., Сивой Г. И. к администрации города Сочи об оспаривании отказа в предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности» – оставить без удовлетворения.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.С. Шевелев

Мотивированное решение суда составлено и подписано судьей 18.03.2022 года.

«Решение в законную силу на момент опубликования не вступило»

"Согласовано"