Дело № 2а-1095/2020 г.
УИД 33RS0014-01-2020-001430-29
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 сентября 2020 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Филатовой С.М.,
при секретарях Реган В.А., Чумаковой В.Р.,
с участием представителя административного истца ООО «ЛАММИН» Горбуновой И.А.,
административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП г. Мурома и Муромского района Шкретовой Т.А.,
рассматривая в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «ЛАММИН» к судебному приставу-исполнителю ОСП г. Мурома и Муромского района Шкретовой Т.А., начальнику отдела - старшему судебному приставу ОСП г. Мурома и Муромского района Королеву В.В., УФССП по Владимирской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
ООО «ЛАММИН» обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП г. Мурома и Муромского района Шкретовой Т.А. и, уточни в исковые требования, просит освободить ООО «ЛАММИН» от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного № (номер) по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП г. Мурома и Муромского района УФССП России по Владимирской области Шкретовой Т.А. от 13 мая 2020 года о взыскании исполнительского сбора в размере 10 000 руб. по делу № 33013/20/203671 от 06.05.2020.
В обоснование требований указано в иске, что судебным приставом -исполнителем ОСП г. Мурома и Муромского района Шкретовой Т.А. возбуждено исполнительное производство № (номер) в отношении ООО «ЛАММИН» о взыскании административного штрафа в размере 500 руб. в пользу ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Тамбовской области. Срок для добровольного исполнения установлен в количестве 5 дней. В ходе исполнения требований исполнительного производства по данному исполнительному производству установлен исполнительский сбор в размере 7% от долга, но не менее 10 000 руб., что составляет сумму 10 000 руб. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено административным истцом 17 апреля 2020 года, штраф оплачен 30 апреля 2020 года. Исполнительное производство окончено 12 мая 2020 года. Срок просрочки оплаты штрафа составил 3 дня. 6 мая 2020 года судебным приставом исполнителем ОСП г. Мурома и Муромского района Шкретовой Т.А. вынесено постановление № 33013/20/203671 о взыскании исполнительского сбора в размере 10 000 руб. и 13 мая 2020 года возбуждено исполнительное производство о взыскании исполнительского сбора. Указом Президента РФ от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» рабочие дни с 30 марта по 04 апреля были объявлены нерабочими. Указом Президента РФ нерабочие дни продлены до 08 мая 2020 года. Во исполнение Указов Президента РФ компания ООО «ЛАММИН» приостановила работу производства и отгрузку со склада, офисные работники перешли на удаленную работу. По этой причине оплата штрафа произошла с нарушением срока. ООО «Ламмин является субъектом малого и среднего предпринимательства, ранее всегда добросовестно и в сроки исполняло свои обязательства по оплате штрафов, просрочка оплаты штрафа составила незначительный срок - 3 дня. Кроме этого размер исполнительского сбора в несколько раз превышает сумму штрафа.
Определением суда от 6 июля 2020 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП по Владимирской области, в качестве заинтересованного лица ЦАФАП ГИБДД УМВД по Тамбовской области.
Определением суда от 04 августа 2020 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен начальник отдела - старший судебный пристав ОСП г. Мурома и Муромского района Королев В.В.
Административный истец представитель ООО «ЛАММИН» Горбунова И.А. в судебном заседании поддержала требования и просила их удовлетворить.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП г. Мурома и Муромского района Шкретова Т.А. возражала против удовлетворения требований административного истца. В представленном суду отзыве указала, что на основании постановления по делу об административном правонарушении № (номер) от 28.12.2019, выданного ЦАФАП ГИБДД УВМД России по Тамбовской области о взыскании с ООО «ЛАММИН» штрафа в размере 500 руб. возбуждено исполнительное производство. Постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено в адрес должника и получено им 17 апреля 2020 года. В постановлении установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа в количестве 5 дней, который истекал 24.04.2019. В исковом заявлении административный истец ссылается на Указ Президента РФ об объявлении нерабочих дней до 08 мая 2020 года, а также на невозможность оплаты штрафа в добровольный срок в связи с тем, что организация вынуждена приостановить работу производства и отгрузку со склада, офисные работники были переведены на удаленную работу. Однако на работников общества распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Соответственно исполнение трудовых обязанностей у сотрудников не прекращались. Кроме этого, ООО «ЛАММИН» не относиться к отрасли, пострадавшей в условиях короновирусной инфекции.
Как указал Верховный суд в обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой короновирусной инфекции №1, утвержденном Президиумом ВС РФ 21.04.2020, согласно ч.3 ст. 107 ГПК РФ, ч.3 ст. 113 АПК РФ, ч.2 ст. 92 КАС РФ в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, если иное не установлено названными кодексами. В соответствии с ч.2 ст. 108 ГПК РФ, ч. 4 ст. 114 АПК РФ, ч.2 ст. 93 КАС РФ в случае, если последний день процессуального срока приходиться на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день. Указы Президента от 25.03.2020 года № 206 и от 02 апреля 2020 года № 239 в части установления нерабочих дней не распространяются на федеральные органы государственной власти, которым предписано лишь определить численность федеральных государственных служащих, обеспечивающих функционирование этих органов. В связи с этим нерабочие дни в период с 30 марта по 30 апреля 2020 года включаются в процессуальные сроки и не являются основанием для переноса дня окончания процессуальных сроков на следующий за ним рабочий день.
Административный ответчик начальник отдела - старший судебный пристав ОСП г. Мурома и Муромского района Королев В.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика УФССП по Владимирской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ЦАФАП ГИБДД УМВД по Тамбовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу требований ст. 2 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве») задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных случаях, исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.
Суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства (ч. 1 ст. 112).
Общие основания ответственности на нарушение обязательства содержатся в положениях ст. 401 ГК РФ, согласно которым, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В этой связи, ч. 1 ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должна применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференциации с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В положениях п. 78 постановления Пленума Верховного суда РФ № 50 от 17 ноября 2015 года «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 названного Закона).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа и принятием должником всех мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Судом установлено, что 08 апреля 2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП г. Мурома и Муромского района возбуждено исполнительное производство № (номер) в отношении ООО «ЛАММИН», предмет исполнения - административный штраф в сумме 500 руб. в пользу взыскателя ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Тамбовской области.
В указанном постановлении о возбуждении исполнительного производства ООО «ЛАММИН» был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа со дня получения постановления (п. 2).
Данное постановление было получено ООО «ЛАММИН» 17 апреля 2020 года, что подтверждается почтовым уведомлением. Срок исполнения постановления в добровольном порядке истек 24 апреля 2020 года.
06 мая 2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП г. Мурома и Муромского района Шкретовой Н.А. вынесено постановление, утвержденное старшим судебным приставом ОСП г. Мурома и Муромского района Королевым В.В., о взыскании исполнительского сбора в сумме 10 000 рублей с ООО «ЛАММИН». Данное постановление получено ООО «ЛАММИН» 18 мая 2020 года.
Требование исполнительного документа об уплате административного штрафа в размере 500 рублей было исполнено ООО «ЛАММИН» 30 апреля 2020 года, что подтверждается платежным поручением № 8215 от 30.04.2020 об оплате штрафа.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП г. Мурома и Муромского района от 12 мая 2020 года исполнительное производство № (номер) в отношении ООО «ЛАММИН» окончено фактическим исполнением.
Однако 13 мая 2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП г. Мурома и Муромского района возбуждено исполнительное производство № (номер) в отношении ООО «ЛАММИН», предмет исполнения - исполнительский сбор в размере 10000 руб.
Указом Президента РФ от 25 марта 2020 года № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» с 30 марта по 3 апреля 2020 года установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Указом Президента РФ № 239 от 02 апреля 2020 года «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РРоссийской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)» на территории Российской Федерации с 4 по 30 апреля 2020 года включительно были установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, было поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь, в том числе приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа.
Согласно выписки из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «ЛАММИН» является субъектом малого и среднего предпринимательства. Основным видом деятельности ООО «ЛАММИН» является производство пластмассовых плит, полос, труб и профилей (код. 22.21). Во исполнение Указа Президента ООО «ЛАММИН» приостановило свою деятельность и сотрудники были переведены на удаленный режим работы.
Суд принимает во внимание, что должник ООО «ЛАММИН» в силу введенных ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), не имело возможности исполнить требования исполнительного документа в установленный законом 5-ти дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, т.к. деятельность предприятия была приостановлено. Акт по делу об административном правонарушении был исполнен должником в добровольном порядке с незначительным пропуском срока, в связи с этим суд считает, что имеются основания для освобождения ООО «ЛАММИН» об взыскания исполнительского сбора.
Таким образом, исковые требования административного истца ООО «ЛАММИН» об освобождении от уплаты исполнительского сбора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ООО «ЛАММИН» к судебному приставу-исполнителю ОСП г. Мурома и Муромского района Шкретовой Т.А., начальнику отдела - старшему судебному приставу ОСП г. Мурома и Муромского района Королеву В.В., Управлению федеральной службы судебных приставов по Владимирской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить ООО «ЛАММИН» от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № (номер) в размере 10 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП г. Мурома и Муромского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Владимирской области от 06 мая 2020года.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья С.М.Филатова
Мотивированное решение изготовлено 16 сентября 2020 года.