ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1095/2022 от 19.04.2022 Ставропольского районного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2022 года г. Тольятти

Ставропольский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Топчиевой JI.C., при секретаре Кульбицкой М.А.,

с участием: представителя административного истца – помощника прокурора Ставропольского района Самарской области Семидотченко А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1095/2022 по административному исковому заявлению прокурора Ставропольского района Самарской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации сельского поселения Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области о признании бездействия незаконными, возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ставропольского района Самарской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным административным исковым заявлением, в котором просит

Признать бездействие администрации сельского поселения Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области, выразившееся в неисполнении требований федерального законодательства о противодействии терроризму, экстремизму, в непринятии мер к приведению в соответствие муниципальной программы «Профилактика терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельского поселения Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области на 2020 – 2022 годы» незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области устранить нарушения действующего законодательства, привести в соответствие муниципальную программу «Профилактика терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельского поселения Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области на 2020 – 2022 годы».

Заявленные требования мотивированы тем, что Прокуратурой Ставропольского района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризма и экстремизма на территории сельского поселения Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области, по результатам которой в деятельности администрации сельского поселения Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области выявлены нарушения, установлено, что в рамках реализации вышеозначенных задач сельским поселением принята и утверждена долгосрочная целевая программа «Профилактика терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельского поселения Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области на 2020 – 2022 годы». Анализ долгосрочной целевой муниципальной программы показал, что запланированные мероприятия носят формальный характер, поскольку все запланированные мероприятия должны исполняться органами местного самоуправления самостоятельно и (или) в рамках межведомственной деятельности в силу федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, такие как информирование населения о профилактике способам защиты и действия при возникновении антитеррористической угрозы, осуществление через информационные стенды информирование населения с целью предупреждения антитеррористических и экстремистских проявлений, обеспечение пропаганды знаний в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций при обнаружении подозрительных предметов, взрывных устройств, изготовление информационных листов, памяток, обеспечение антитеррористической безопасности граждан в период подготовки и проведения выборных компаний, праздничных, культурных, спортивных мероприятий с массовым участием населения, осуществлять мероприятия по предупреждению действий экстремисткой направленности общественными организациями и движениями, профилактика экстремисткой деятельности в молодежной среде. В программе не запланированы конкретные информационно-пропагандистские и организационные мероприятия, направленные на профилактику терроризма и экстремизма на территории поселения. Также, не запланировано проведение рабочих встреч, иных мероприятий с представителями различных диаспор, общин, организаций и учреждений по вопросам противодействия терроризму, экстремизму. Ранее прокуратурой района в адрес администрации сельского поселения Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области вносилось представление об устранении выявленных нарушений, требования которого до настоящего времени надлежащим образом не исполнены.

Определением Ставропольского районного суда Самарской области к участию в деле качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального района Ставропольский Самарской области.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора района Семидотченко А.П. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования признает.

Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил отзыв на административное исковое заявление.

Суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица.

Заслушав представителя административного истца, изучив письменные материалы административного дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, Прокуратурой Ставропольского района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризма и экстремизма на территории сельского поселения Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области, в ходе которой выявлены нарушения.

По результатам проверки в деятельности администрации сельского поселения Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области выявлены нарушения.

Проверкой было установлено, что в рамках реализации вышеозначенных задач сельским поселением принята и утверждена долгосрочная целевая программа «Профилактика терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельского поселения Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области на 2020 – 2022 годы».

Анализ долгосрочной целевой муниципальной программы показал, что запланированные мероприятия носят формальный характер, поскольку все запланированные мероприятия должны исполняться органами местного самоуправления самостоятельно и (или) в рамках межведомственной деятельности в силу федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, такие как информирование населения о профилактике способам защиты и действия при возникновении антитеррористической угрозы, осуществление через информационные стенды информирование населения с целью предупреждения антитеррористических и экстремистских проявлений, обеспечение пропаганды знаний в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций при обнаружении подозрительных предметов, взрывных устройств, изготовление информационных листов, памяток, обеспечение антитеррористической безопасности граждан в период подготовки и проведения выборных компаний, праздничных, культурных, спортивных мероприятий с массовым участием населения, осуществлять мероприятия по предупреждению действий экстремисткой направленности общественными организациями и движениями, профилактика экстремисткой деятельности в молодежной среде.

В программе не запланированы конкретные информационно-пропагандистские и организационные мероприятия, направленные на профилактику терроризма и экстремизма на территории поселения. Также, не запланировано проведение рабочих встреч, иных мероприятий с представителями различных диаспор, общин, организаций и учреждений по вопросам противодействия терроризму, экстремизму.

Согласно ст. 5.2. Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:

1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;

2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий;

3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Пунктом 7.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Аналогичные обязанности закреплены в Уставе сельского поселения.

Ранее прокуратурой района в адрес администрации сельского поселения Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области вносилось представление об устранении выявленных нарушений от 17.12.2021 года, требования которого до настоящего времени надлежащим образом не исполнены

Наличие вышеуказанных нарушений свидетельствует о длительном бездействии администрации сельского поселения Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области, в части непринятия мер к приведению в соответствие муниципальной программы «Профилактика терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельского поселения Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области на 2020 – 2022 годы».

Допущенное бездействие влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Выявленные нарушения закона являются недопустимыми и требуют безотлагательного принятия реальных мер, направленных на приведение в соответствие муниципальной программы «Профилактика терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельского поселения Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области на 2020 – 2022 годы»

Оценив установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Ставропольского района Самарской области.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 226, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Ставропольского района Самарской области в защиту интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Признать бездействие администрации сельского поселения Выселки, выразившееся в неисполнении требований федерального законодательства о противодействии терроризму, экстремизму, в непринятии мер к приведению в соответствие муниципальной программы «Профилактика терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельского поселения Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области на 2020 – 2022 годы» незаконным, незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области устранить нарушения действующего законодательства, привести в соответствие муниципальную программу «Профилактика терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельского поселения Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области на 2020 – 2022 годы».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.

Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2022 года.

Председательствующий