ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10967/2016 от 09.01.2017 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2а-786/2017

09 января 2017 года город Архангельск

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Саблиной Е. А.,

при секретаре судебных заседаний ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное исковое заявление

ФИО2

к министерству связи и информационных технологий Архангельской области, государственному автономному учреждению Архангельской области «Управление информационно-коммуникационных технологий Архангельской области» об оспаривании бездействия, выраженного в непредоставлении ответа на вопрос № 468 от 20 октября 2016 года,

при участии в судебном заседании ФИО2, представителя Министерства связи и информационных технологий Архангельской области по доверенности ФИО3, государственного автономного учреждения Архангельской области «Управление информационно-коммуникационных технологий Архангельской области» по доверенности ФИО4,

установил:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к министерству связи и информационных технологий Архангельской области, государственному автономному учреждению Архангельской области «Управление информационно-коммуникационных технологий Архангельской области» об оспаривании бездействия, выраженного в непредоставлении ответа на вопрос № 468 от 20.10.2016.

В обоснование иска указал, что 20.10.2016 на портале государственных и муниципальных услуг Архангельской области обратился с обращением, зарегистрированным за номером 468. В установленный законом срок ответ на обращение не получил, чем нарушены его права на обращение, на получение информации о деятельности органов государственной власти.

Просил признать незаконным бездействие административных ответчиков, выраженных в неисполнении обязанности предоставить ответ на вопрос № 468 от 20.10.2016, возложить обязанность предоставить ответ на запрос от 20.10.2016 № 468.

Позднее от требований, адресованных к административным ответчикам о возложении обязанности предоставить ответ на запрос от 20.10.2016 № 468 отказался. Отказ от иска в данной части судом принят. Определением суда от 26.12.2016 производство по делу в данной части прекращено.

В судебном заседании ФИО2 заявленные требования и доводы в их обоснование поддержал. Дополнительно указал, что вопрос № 468 расценивает как запрос о деятельности органов государственной власти.

В судебном заседании представитель Министерства связи и информационных технологий Архангельской области ФИО3, представитель государственного автономного учреждения Архангельской области «Управление информационно-коммуникационных технологий Архангельской области» ФИО4 просили в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу указания ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Информационная система Архангельской области «Архангельский региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций)» создана постановлением Правительства Архангельской области № 408-ПП от 28.12.2010.

Тем же документом утверждено Положение о формировании и ведении Архангельского регионального реестра государственных и муниципальных услуг (функций) и Архангельского регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций).

В силу указания п. 2, 3 данного документа обладателем информации, содержащейся в Архангельском региональном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Архангельском региональном портале государственных и муниципальных услуг (функций), является Архангельская область.

Распространение информации, содержащейся в Архангельском региональном реестре государственных и муниципальных услуг (функций), обеспечивается через Архангельский региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций).

Информация, содержащаяся на Архангельском региональном портале государственных и муниципальных услуг (функций), является общедоступной и свободно распространяемой.

Информация, содержащаяся на Архангельском региональном портале государственных и муниципальных услуг (функций), является официальной и может служить основанием для совершения юридически значимых действий.

Государственная информационная система Архангельской области «Архангельская региональная система исполнения регламентов» создана постановлением Правительства Архангельской области № 427-ПП от 08.11.2011. Оператором Архангельской региональной системы исполнения регламентов министерство связи и информационных технологий Архангельской области на основании п. 3 данного документа (в ред. постановления Правительства Архангельской области от 23.08.2016 N 323-пп) с 29.08.2016 является Министерство связи и информационных технологий Архангельской области.

Тем же документом утверждено Положение об Архангельской региональной системе исполнения регламентов (далее по тексту - Положение).

На основании п. 2 Положения региональная система является государственной информационной системой Архангельской области, обеспечивающей организацию, реализацию и контроль процессов исполнения электронных регламентов предоставления государственных, муниципальных услуг и иных услуг, сведения о которых размещаются в государственной информационной системе Архангельской области «Архангельский региональный портал государственных и муниципальных услуг».

Региональная система функционирует в целях обеспечения предоставления государственных, муниципальных и иных услуг органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими предоставление государственных, муниципальных и иных услуг без использования информационных систем, операторами которых они являются (ведомственных информационных систем).

На основании п. 5 Положения обладателем информации, содержащейся в региональной системе, является Архангельская область.

Информация, предусмотренная настоящим Положением и содержащаяся в региональной системе, является официальной.

На основании требования п. 8 Положения министерство связи и информационных технологий Архангельской области, осуществляет свои полномочия непосредственно и через государственное автономное учреждение Архангельской области «Управление информационно-коммуникационных технологий Архангельской области» (далее - уполномоченное учреждение). Уполномоченное учреждение осуществляет деятельность по технической эксплуатации региональной системы, в том числе по защите информации, содержащейся в региональной системе.

В силу указания п. 9 Положения (в первоначальной редакции) исполнительные органы государственной власти Архангельской области … становятся участниками региональной системы на основании распоряжений администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области.

В силу указания п. 9 Положения (в первоначальной редакции) государственные учреждения Архангельской области … становятся участниками региональной системы на основании распоряжений администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области по представлениям соответствующих исполнительных органов государственной власти Архангельской области, которым подведомственны государственные учреждения Архангельской области.

Из материалов дела усматривается, что 20.10.2016 ФИО2 обратился через портал государственных и муниципальных услуг Архангельской области с вопросом следующего содержания: «Какой номер и дата принятия распоряжений администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области о признании участником Архангельской региональной системы исполнения регламентов министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области? Какой номер и дата распоряжения администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области о признании участником Архангельской региональной системы исполнения регламентов территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Емецкое лесничество?». Данному вопросу присвоен номер 468.

Служба технической поддержки Архангельского регионального портала государственных и муниципальных услуг ответом от 15.12.2016 проинформировала административного истца об отсутствии возможности предоставить испрашиваемую информацию. За данной информацией предложено обратиться в администрацию Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области.

Полагая, что в установленный срок ответ на его вопрос не дан, чем нарушены его права на обращение и право на получение информации о деятельности государственных органов, истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

Статьей 33 Конституции Российской Федерации гарантировано, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует Закон № 59-ФЗ, который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона № 59-ФЗ, настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам (ст. 2 Закона).

Статьей 4 Закона № 59-ФЗ предусмотрено, что для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:

1) обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

2) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

3) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

В соответствии со статьей 5 Закона № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе, получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Часть 1 статьи 9 Закона № 59-ФЗ закрепляет обязательность рассмотрения обращения, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом в пределах компетенции.

В силу части 1 статьи 12 Закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении (пункт 4 части 1 статьи 10 Закона № 59-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 7 Закона, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

Вопрос от 20.10.2016, зарегистрированный за номером 468 из его буквального содержания не обладает признаками предложения, заявления или жалобы, а именно не содержит рекомендаций по усовершенствованию законов и иных нормативных актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально - экономической и иных сфер деятельности государства и общества; не содержит просьбы о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщений о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критику деятельности указанных органов и должностных лиц, не содержит просьб о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Оснований для его рассмотрения в порядке, предусмотренном Законом № 59-ФЗ отсутствовали. Право ФИО5 на обращение административными ответчиками не нарушено.

Оценивая доводы ФИО2 о нарушении его права на получение информации о деятельности органов государственной власти, суд исходит из следующего.

Право граждан на получение информации гарантировано ст. ст. 24 и 29 Конституции Российской Федерации. В силу указанных норм не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29), а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 2 ст. 24) в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Указанные положения Конституции Российской Федерации конкретизированы в ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которой граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Действие Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее Федеральный закон № 8-ФЗ) распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 2 данного Федерального закона).

В силу указания ч. 1, 3 ст. 1 Федерального закона № 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности; запрос - обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа

В соответствии с п. 6 ст. 6 Федерального закона № 8-ФЗ доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе, путем предоставления пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации (п. 6 ст. 18, п. 1 ст. 19).

Доводы административного истца о том, что он полагал, что обращается к оператору Архангельской региональной системы исполнения регламентов, суд не принимает.

Суд учитывает, что вопрос от 20.10.2016 оформлен административным истцом на портале государственных и муниципальных услуг Архангельской области не на странице обращений в конкретный орган государственной власти (орган местного самоуправления), а именно на странице вопросов и ответов службы технической поддержка портала.

Более того, административный Истец неоднократно обращался с различными запросами в службу технической поддержки портала и именно Служба Технической Поддержки давала ему соответствующие ответы.

Из пояснений представителя министерства связи и информационных технологий Архангельской области усматривается, что данный вопрос в Министерство не поступал, передан ему не был. Таким образом, Министерство связи и информационных технологий Архангельской области незаконное бездействие не допустило.

Обстоятельств, свидетельствующих о том, что какими-либо действиями (бездействием) государственного органа (Министерства связи и информационных технологий Архангельской области) были нарушены права и свободы административного истца, созданы препятствия к осуществлению его своих прав и свобод, не установлено.

Суд учитывает, что вопрос № 468 от 20.10.2016 поступил в службу технической поддержки портала, созданной государственным автономным учреждением Архангельской области «Управление информационно-коммуникационных технологий Архангельской области», которое органом государственной власти или органом местного самоуправления не является. Устав Учреждения утвержден распоряжением администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области № 102р от 22.12.2011. В силу указания п. 2.2 Устава учреждение для достижения уставных целей осуществляет в том числе следующие виды деятельности: создание и развитие информационных систем и сетей исполнительных органов государственной власти Архангельской области; обработка данных в государственных информационных системах, оператором которых является администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области; аудит информационных систем пользователей в системе исполнительных органов государственной власти Архангельской области; выпуск и выдача универсальных электронных карт жителям Архангельской области; осуществление функций удостоверяющего центра Правительства Архангельской области. Таким образом, на Учреждение возложена реализация отдельных государственных полномочий.

Вместе с тем, применительно к порталу государственных и муниципальных услуг Учреждение осуществляет деятельность по технической эксплуатации региональной системы, в том числе по защите информации, содержащейся в региональной системе.

ФИО2 в вопросе № 468 от 20.10.2016, поступивший в Учреждение просил предоставить информацию о деятельности иного органа. С учетом положений п. 3 ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 8-ФЗ оснований для предоставления истребуемой административным истцом информации Учреждение не имело.

Кроме того, суд учитывает, что вопрос № 468 от 20.10.2016 не отвечает требованиям, предъявляемым к запросам положениями ч. 2, 9 ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ. В частности в нем отсутствует указание на наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется запрос, либо фамилия и инициалы или должность соответствующего должностного лица.

15.12.2016 Службой Технической Поддержки Истцу было дано разъяснение о необходимости обратиться с соответствующим запросом в администрацию Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области.

Само по себе направление 15.12.2016 ответа на вопрос от 20.10.2016 права административного истца не нарушает.

Заявитель не представил доказательств фактического нарушения его прав ГАУ АО «Управление ИКТ АО», создания ему препятствий к их осуществлению (ограничение доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления), незаконного возложения на него обязанности или незаконного привлечения к ответственности.

По изложенным основаниям, в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО2 к министерству связи и информационных технологий Архангельской области, государственному автономному учреждению Архангельской области «Управление информационно-коммуникационных технологий Архангельской области» об оспаривании бездействия, выраженного в непредоставлении ответа на вопрос № 468 от 20 октября 2016 года - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 16 января 2017 года.

Судья Е. А. Саблина