Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 сентября 2020 года пос. Ленинский
Ленинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Поповой Е.В.,
при секретаре Магомедовой Д.М.,
с участием
представителя административного истца помощника прокурора г. Тулы Бруновой А.Л.,
представителя административного ответчика комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы и заинтересованного лица администрации г. Тулы по доверенностям ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда Тульской области административное дело № 2а-1096/2020 по административному исковому заявлению прокурора г. Тулы в интересах неопределенного круга лиц к комитету имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы о признании бездействия незаконным, обязании провести кадастровые работы в отношении автодорог (проездов),
установил:
прокурор г. Тулы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к комитету имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, в котором просил суд признать бездействие комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы в части непринятия мер по определению статуса, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами №, находящихся в муниципальной собственности, автодорог (проездов), которые используются для движения транспортных средств неограниченным кругом лиц с целью проезда к жилым домам <адрес>, незаконным. Обязать комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу; решения суда провести кадастровые работы в отношении автодорог (проездов), расположенных на земельных участках с кадастровыми № находящихся в муниципальной собственности, с целью решения вопроса о принятии данных объектов в муниципальную собственность.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города Тулы в соответствии с поручением прокуратуры области проведена проверка по обращению ФИО1, по результатам которой установлено, что земельные участки с кадастровыми № находятся в муниципальной собственности, вид их разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования, в том числе -недостроенные автомобильные дороги. По автодорогам (проездам), расположенным на указанных земельных участках, обеспечивается проезд к жилым домам на территории мкр. <адрес> мкр. Рублево-Медвенское, поскольку, как следует из информации, предоставленной Комитетом, автодороги (проезды) являются накатанными и грунтовыми, в связи с чем к объектам недвижимости не относятся и принятию в муниципальную собственность не подлежат. Указанный вывод сделан Комитетом на основании информации, предоставленной управлением по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы. Однако, в случае несоответствия объекта, признанного бесхозяйным имуществом, категории недвижимого имущества, кадастровый инженер, выполняющий работы по постановке на кадастровый учет данного объекта по муниципальному контракту, дает соответствующее заключение. При наличии заключения кадастрового инженера о том, что бесхозяйный объект не является недвижимым имуществом, данный объект исключается из реестра муниципальной собственности, а работы по его постановке на кадастровый учет в качестве бесхозяйного в Управлении Росреестра по Тульской области прекращаются. Вместе с тем, работы по подготовке документов и проведению закупки по заключению муниципального контракта на изготовление технических планов и кадастровых паспортов на автодороги (проезды) с целью решения вопроса о дальнейшей их постановке на кадастровый учет администрацией муниципального образования города Тула не проводились. При этом иные подъездные пути к жилым домам на территории мкр. Рублево-Медвенское отсутствуют. Таким образом, однозначный вывод о том, что автодороги (проезды) не являются объектами недвижимости и не подлежат принятию в муниципальную собственность сделан администрацией муниципального образования города Тула преждевременно. Кроме того, отсутствие на территории поселка муниципальных дорог не снимает с органа местного самоуправления обязанностей по обеспечению транспортной доступности населения и осуществлению дорожной деятельности. По вышеизложенным основаниям прокуратурой города в адрес главы муниципального образования город Тула 18.02.2020 года внесено представление с требованием об обеспечении транспортной доступности населения в мкр. Рублево- Медвенское, п. Молодежный, Ленинского района, Тульской области. Из ответа администрации города Тулы от 30.03.2020 года следует, что проезды, расположенные на вышеуказанных земельных участках не являются сооружениями дорожного транспорта (автомобильная дорога). В Едином реестре имущества муниципального образования город Тула, а так же в Реестре бесхозяйного имущества муниципального образования город Тула сведения о проездах и автомобильных дорогах, на указанных выше земельных участках отсутствуют. Также сообщено, что администрацией города Тулы проводятся работы по заключению муниципального контракта на оказание услуг по изготовлению технических планов для постановки на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества. Ориентировочный срок выполнения вышеуказанных работ - июнь 2020 года. Однако, по состоянию на 25.05.2020 года администрацией города Тулы никаких действий направленных на проведение кадастровых работ в отношении объектов - автомобильных дорог, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, с целью постановки их на кадастровый учет или определения того, что данные автодороги объектами недвижимости не являются, не принято. Автомобильные дороги являются объектами недвижимости в силу постановки их на кадастровый учет как сооружения. Отсутствие оформленной в установленном порядке документации на автодорогу, как объект недвижимости, не может являться обстоятельством, исключающим внесение ее в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения. Как следует из материалов проверки, автомобильная дорога в реестре муниципальной собственности не числится, не включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения. Включение автодороги в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района входит в компетенцию администрации и не противоречит Закону № 257-ФЗ. Вместе с тем, комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования город Тула действий направленных на признание указанных автодорог в качестве объекта недвижимого имущества, либо признания несоответствия их требованиям Федерального закона от 08.11. 2007 № 257-ФЗ не принято. Отсутствие правового регулирования правоотношений по решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог в границах городского округа нарушает права неопределенного круга лиц, граждан на безопасность дорожного движения, также влечет нарушение прав и интересов лиц в будущем, так как, автомобильные дороги, не имеющие собственника, могут оставаться без надлежащего обслуживания и ремонта.
Представитель административного истца помощник прокурора г. Тулы Брунова А.Л. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным основаниям.
Представитель административного ответчика комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы и заинтересованного лица администрации г. Тулы по доверенностям ФИО2 в судебном заседании административный иск не признала, поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях.
Определением суда от 17 июня 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы.
Представитель заинтересованного лица Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Определением суда от 17 июля 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Управление градостроительства и архитектуры администрации города Тулы.
Представитель заинтересованного лица Управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Определением суда от 20 августа 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено ООО Компания «Межрегионресурс».
Представитель заинтересованного лица ООО Компания «Межрегионресурс» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Руководствуясь положениями ст.150 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, постановлением администрации МО Ленинский район Тульской области № 1926 от 11.11.2009 года разрешено ЗАО «Ново-Медвенский» производство проектно-изыскательных работ на строительство дорожных сетей, систем водоснабжения и водоотведения, электрических сетей, систем газоснабжения к планируемому строительству коттеджного поселка, на земельных участках с кадастровыми №, площадью 856 400 кв.м., №, площадью 59880 кв.м., №, площадью 312531 кв.м., принадлежащих ему на праве собственности, расположенных юго-восточнее д<адрес> <адрес> в целях реализации данного постановления надлежит выполнить инженерные изыскания для подготовки проектной документации; обеспечить разработку проектов на строительство объектов, осуществить в установленных федеральным законодательствах случаях, государственную экспертизу проектной документации.
ЗАО «Ново-Медвенский» был подготовлен проект планировки коттеджного поселка по Веневскому шоссе вблизи п. Молодежный Ленинского района Тульской области.
Постановлением администрации МО Ленинский район Тульской области № 205 от 19.01.2010 года утвержден проект планировки территории жилой застройки части территории муниципального образования Медвенское Ленинского района Тульской области.
На основании договора купли-продажи от 16 марта 2010 года, ЗАО «Ново-Медвенское» продало ООО Компания «Межрегионресурс» принадлежащий ему на праве собственности земельный участок с кадастровым № (объединенные земельные участки с кадастровыми № общей площадью 1228811 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для жилищного строительства, адрес объекта: участок находится примерно в 2 130 м по направлению на юго-восток от ориентира водокачка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>
02 апреля 2010 года ООО Компания «Межрегионресурс»приняло решение о разделе земельного участка с кадастровым № на 70 самостоятельных земельных участков, в том числе участок с кадастровым №, площадью 18018 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для жилищного строительства, по адресу: <адрес>
12 апреля 2013 года ООО Компания «Межрегионресурс» приняло решение о разделе земельного участка с кадастровым № на 24 самостоятельных земельных участков и земельного участка с кадастровым № на 2 самостоятельных земельных участка.
28 декабря 2015 года ООО Компания «Межрегионресурс» приняло решение о прекращении права собственности на земельные участки с кадастровыми №
15 января 2016 года в Единый государственный реестр прав была внесена запись о прекращении права собственности ООО Компания «Межрегионресурс» на земельные участки с кадастровыми № на основании заявления общества об отказе от права от 29 декабря 2015 года.
15 января 2016 года была произведена государственная регистрация права собственности МО г. Тулы на данные земельные участки на основании п. 1.1 ст.19 Земельного кодекса РФ (земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью муниципального образования).
17 мая 2016 года в Единый государственный реестр прав была внесена запись о прекращении права собственности ООО Компания «Межрегионресурс» на земельный участок с кадастровым № на основании заявления общества об отказе от права от 10 мая 2016 года.
17 мая 2016 года была произведена государственная регистрация права собственности МО г. Тулы на данный земельный участок на основании п. 1.1 ст.19 Земельного кодекса РФ (земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью муниципального образования).
Согласно выписок из ЕГРН муниципальное образование г. Тула является правообладателем следующих земельных участком:
- кадастровый №, площадью 15838 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования, адрес: <адрес>,
- кадастровый №, площадью 6670 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования, адрес: <адрес>,
- кадастровый №, площадью 18018 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования, адрес: <адрес>
- кадастровый №, площадью 2874 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования, адрес: <адрес>
Проезд к жилым домам, расположенным по адресу: <адрес> осуществляется по вышеуказанным земельным участкам.
18 февраля 2020 года прокуратурой г. Тулы в адрес главы администрации г. Тулы внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения транспортной доступности населения, в котором указано, что земельные участки с кадастровыми № находятся в муниципальной собственности, вид их разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования, в том числе -недостроенные автомобильные дороги. По автодорогам (проездам), расположенным на указанных земельных участках, обеспечивается проезд к жилым домам на территории мкр. <адрес>. Между тем, администрацией муниципального образования город Тула не принимаются меры по обустройству проезда к жилым домам на территории <адрес>, поскольку, как следует из информации, предоставленной Комитетом, автодороги (проезды) являются накатанными и грунтовыми, в связи с чем к объектам недвижимости не относятся и принятию в муниципальную собственность не подлежат. Указанный вывод сделан Комитетом на основании информации, предоставленной управлением по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы. Однако, в случае несоответствия объекта, признанного бесхозяйным имуществом, категории недвижимого имущества, кадастровый инженер, выполняющий работы по постановке на кадастровый учет данного объекта по муниципальному контракту, дает соответствующее заключение. При наличии заключения кадастрового инженера о том, что бесхозяйный объект не является недвижимым имуществом, данный объект исключается из реестра муниципальной собственности, а работы по его постановке на кадастровый учет в качестве бесхозяйного в Управлении Росреестра по Тульской области прекращаются. Вместе с тем, работы по подготовке документов и проведению закупки по заключению муниципального контракта на изготовление технических планов и кадастровых паспортов на автодороги (проезды) с целью решения вопроса о дальнейшей их постановке на кадастровый учет администрацией муниципального образования города Тула не проводились. При этом иные подъездные пути к жилым домам на территории мкр. Рублево-Медвенское отсутствуют. Таким образом, однозначный вывод о том, что автодороги (проезды) не являются объектами недвижимости и не подлежат принятию в муниципальную собственность сделан администрацией муниципального образования города Тула преждевременно. Кроме того, отсутствие на территории поселка муниципальных дорог не снимает с органа местного самоуправления обязанностей по обеспечению транспортной доступности населения и осуществлению дорожной деятельности. В связи с чем, прокурор требует обеспечить транспортную доступность населения в <адрес>.
В ответ на данное представление в своем письме от 30 марта 2020 года глава администрации г. Тулы сообщил, что в соответствии с ответом управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы проезды, расположенные на вышеуказанных земельных участках не являются сооружениями дорожного транспорта (автомобильная дорога). В Едином реестре имущества муниципального образования город Тула сведения о проездах и автомобильных дорогах на указанных выше земельных участках отсутствуют. Земляное полотно, не имеющее дорожного покрытия, не может являться автомобильной дорогой и выделение из бюджета муниципального образования город Тула финансовых средств на ремонт данных участков не представляется возможным, поскольку оно будет расценено контролирующим органом как нецелевое использование бюджетных средств. Администрацией города Тулы проводятся работы по заключению муниципального контракта на оказание услуг по изготовлению технических планов для постановки на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества. Ориентировочный срок выполнения вышеуказанных работ - июнь 2020 года.
Из акта отдела дорожного хозяйства управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы от 19 марта 2020 года следует, что проезды на земельных участках с кадастровыми № являются грунтовыми и в реестре имущества города Тулы как автомобильные дороги не числятся. Кроме того выявлено, что <адрес> находится на закрытой и охраняемой территории.
Представитель административного ответчика комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы и заинтересованного лица администрации г. Тулы по доверенностям ФИО2 в судебном заседании пояснила, что муниципальный контракт на оказание услуг по изготовлению технических планов для постановки на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества, расположенных на спорных земельных участка они заключать не будут, поскольку Управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации <адрес> установило, что проезды, расположенные на земельных участках являются грунтовыми и не могут являться автомобильными дорогами.
Как следует из ответа администрации г. Тулы от 22 мая 2020 года, в соответствии с ответом управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы проезды, расположенные на вышеуказанных земельных участках не являются сооружениями дорожного транспорта (автомобильная дорога). В Едином реестре имущества муниципального образования город Тула сведения о проездах и автомобильных дорогах на указанных выше земельных участках отсутствуют. Земляное полотно, не имеющее дорожного покрытия, не может являться автомобильной дорогой и выделение из бюджета муниципального образования город Тула финансовых средств на ремонт данных участков не представляется возможным, поскольку оно будет расценено контролирующим органом как нецелевое использование бюджетных средств.
26 мая 2020 года прокуратурой г. Тулы совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Туле проведено обследование земельных участков с кадастровыми номерами №, в ходе визуальной проверки установлено, что дорожное покрытие вышеуказанных земельных участков представляет собой грунтово-щебеночное покрытие, имеются дефекты покрытия в виде выбоин. Просадок. В связи с тем, что нет ярко выраженных краев, замеры дефектов дорожного покрытия произвести не представляется возможным.
Обращаясь с требованиями об обязании провести кадастровые работы в отношении автодорог (проездов) с целью решения вопроса о принятии данных объектов в муниципальную собственность, прокурор г. Тулы ссылается на то, что автодороги, расположенные на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности являются единственными проездами и используются для движения транспортных средств неограниченным кругом лиц с целью проезда к жилым домам <адрес>. Отсутствие правового регулирования правоотношений по решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог в границах городского округа нарушает права неопределенного круга лиц, граждан на безопасность дорожного движения, также влечет нарушение прав и интересов лиц в будущем, так как, автомобильные дороги, не имеющие собственника, могут оставаться без надлежащего обслуживания и ремонта.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
На основании пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании бездействия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемого бездействия незаконными, если суд признает его не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 53 Устава муниципального образования город Тула, структура администрации муниципального образования город Тула утверждается Тульской городской Думой по представлению главы администрации города. В структуру администрации города входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города.
Решением Тульской городской Думы от 26 ноября 2019 года № 4/80 утверждена структура администрации муниципального образования город Тула, в которую входит Комитет имущественных и земельных отношений.
Как усматривается из положения «О комитете имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы», утвержденного Тульской городской Думой № 71/1557 от 15.07.2009 года, с последующими изменениями, Комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы является муниципальным казенным учреждением, отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования город Тула.
Основными задачами Комитета являются реализация на основе действующего законодательства и актов органов местного самоуправления муниципального образования город Тула политики в области жилищных, имущественных и земельных отношений; управление и распоряжение в установленном порядке муниципальной собственностью и координация деятельности в этой сфере иных отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Тулы (п. 2.1).
В целях выполнения возложенных на него задач Комитет в установленном порядке, в том числе обеспечивает прием объектов в муниципальную собственность города Тулы, приобретаемую по другим основаниям, в том числе по договорам купли-продажи, дарения, мены, выморочных жилых помещений и земельных участков, подает заявления и получает документы.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу ч.1 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ, автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (ч.2).
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (ч.3).
Согласно пункту 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
На основании пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
Статьей 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства – разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).
В силу статьи 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Из содержания указанных норм следует, что для признания имущества недвижимым необходимо подтверждение того, что такой объект гражданских прав создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке.
Соответственно, право собственности, в том числе право собственности на сооружение - дорогу как на самостоятельный объект гражданских прав, может возникнуть в том случае, если она создана именно как объект недвижимости в установленном порядке, индивидуализирована в качестве объекта недвижимости.
Под дорожной деятельностью согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 257-ФЗ проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и настоящим Федеральным законом.
Согласно положениям статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов России и муниципальными правовыми актами.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15).
Данным Федеральным законом закона предусмотрено ведение единого государственного реестра автомобильных дорог, который представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ответа Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы разрешение на строительство любых объектов недвижимости (конструкций, сооружений, дорог) в <адрес> за период с 2015 года по настоящее время не выдавалось.
Как следует из акта отдела дорожного хозяйства управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы от 09 июля 2020 года, проезды на земельных участках с кадастровыми № являются грунтовыми и в реестре имущества города Тулы как автомобильные дороги не числятся. Кроме того выявлено, что <адрес> находится на закрытой и охраняемой территории. Геометрические параметры данных проездов не позволяют присвоим им простейшую 5 категорию дороги с расчетной минимальной шириной проезжей части 6 метров. Наибольшая зафиксированная ширина проезда составила 4 метра 40 см, средняя ширина всех проездов составила 3,5 метра.
Как объект транспортной инфраструктуры, дорога должна включать в себя, в том числе земельный участок в границах полосы отвода автомобильной дороги. Для признания объекта автомобильной дорогой общего пользования местного значения необходимо решить вопрос об отводе земельного участка, по которому проходит дорога, для муниципальных нужд, изменить целевое назначение земельного участка (категорию) и разрешенное использование в соответствии с зонированием территории (ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации), провести паспортизацию дороги как объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, спорный участок дорожного полотна к перечню объектов муниципального имущества не отнесен, не определена как объект недвижимости.
При этом, административным истцом в материалы дела не представлено ни одного доказательства, достоверно и неопровержимо подтверждающего отнесение спорного участка дорожного полотна к дороге общего пользования местного значения, что позволяло бы суду сделать обоснованный вывод о его принадлежности к дорогам местного значения, обязанность по совершению действий в отношении которого могла быть возложена на административного ответчика.
Доказательств того, что спорный участок дорожного полотна отвечает признакам дороги, установленным в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и может быть отнесен к перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения, административным истцом не представлено.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административным истцом не представлено доказательств того, что автомобильная дорога включена в транспортную инфраструктуру, предназначена для движения транспортных средств, расположена на земельном участке в границах полосы отвода автомобильной дороги, имеет соответствующие конструктивные элементы, соответствует установленным законодательством требованиям к автомобильным дорогам общего пользования местного значения поселения, и, следовательно, может быть отнесена к перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения, обязанность по совершению действий в отношении которого могла быть возложена на административного ответчика.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3, 4 ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании решений (действий (бездействия)) уполномоченного органа должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым решением (действием (бездействием)) уполномоченного органа и указать способ их восстановления.
По смыслу закона оспариваемые решения (действия (бездействие)) уполномоченного органа может быть признано незаконным, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий: решение (действие (бездействие)) совершено лицом, не имеющим полномочий на его совершение; существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые решение (действие (бездействие)) нарушает права и свободы заявителя.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого решения (действия (бездействия)) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым решением (действием (бездействием)) прав и законных интересов заявителя.
Основанием для признания решения (действия (бездействия)) уполномоченного органа недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В настоящем деле такие основания не установлены, и, как следствие, отсутствуют правовые основания для возложения на административного ответчика по устранению каких-либо нарушений прав и охраняемых законов интересов неопределенного круга лиц.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором г. Тулы в интересах неопределенного круга лиц административных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.226-228 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления прокурора г. Тулы в интересах неопределенного круга лиц к комитету имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы о признании бездействия незаконным, обязании провести кадастровые работы в отношении автодорог (проездов) - отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 25 сентября 2020 года.
Председательствующий