ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1096/20 от 17.12.2020 Череповецкого районного суда (Вологодская область)

Дело № 2а-1096/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Череповец 17 декабря 2020 года

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

судьи Слягиной И.Б.,

при секретаре Мазуровой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области об спаривании уведомления администрации Череповецкого муниципального района от <дата> года №<№>,

установил:

ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском к администрации Череповецкого муниципального района, указав в его обоснование, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>. В течение <дата>-<дата> годов административным истцом на указанном земельном участке был возведен индивидуальный жилой дом, общей площадью 55,9 кв.м. С целью сбора документов, необходимых для регистрации права собственности на указанный индивидуальный жилой дом, в том числе разрешения на строительство, <дата> административный истец обратился в управление архитектуры и градостроительства администрации Череповецкого муниципального района с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в ответ на которое <дата> выдано уведомление о несоответствии в указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на садовом участке № <№>, по тем основаниям, что согласно правил землепользования и застройки Климовского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области, утвержденным Решением Совета Климовского сельского поселения от 21.07.2015 № 166, земельный участок с кадастровым номером <№> отнесен к территориальной зоне СХ-1 (зона сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения).

В Свидетельстве о регистрации права на земельный участок, принадлежащий административному истцу, значится категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: личное подсобное хозяйство. Административному истцу не известно об изменении категории земель и вида разрешенного использования принадлежащего ему на праве собственности земельного участка каким-либо решением уполномоченного органа местного самоуправления и (или) субъекта Российской Федерации. Административный истец обращался в Прокуратуру Череповецкого района Вологодской области, однако проведенная проверка не выявила нарушений при постановке на кадастровый учет спорного земельного участка.

Просил признать незаконным уведомление № <№> от <дата>, выданное администрацией Череповецкого муниципального района ФИО1, которым отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <№>, площадью 1 000 кв.м, находящегося по адресу: <адрес>; обязать администрацию Череповецкого муниципального района выдать ФИО1 разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <№>, площадью 1000 кв.м, находящегося по адресу: <адрес>, на основании уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от <дата>; взыскать с администрации Череповецкого муниципального района в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере 300 рублей, уплаченную при подаче настоящего административного искового заявления.

В судебном заседании административный истец ФИО1 административные исковые требования уточнил, просил признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № <№> от <дата>, выданное администрацией Череповецкого муниципального района; возложить обязанность на администрацию Череповецкого муниципального района выдать ФИО1 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером <№>. Просил также восстановить срок для обращения с административным иском в суд, поскольку оспариваемое уведомление он получил <дата>, обратился в прокуратуру Череповецкого района по данному факту <дата>.

В судебное заседание представитель административного ответчика – администрации Череповецкого муниципального района не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен. Представитель по доверенности ФИО2, представивший диплом о высшем юридическом образовании, представил письменный отзыв на административный иск, в котором просил дело рассмотреть в отсутствие представителя административного ответчика, разрешение дела оставляет на усмотрение суда. Вместе с тем указал, что документы территориального планирования и ППЗ однозначно указывают, что участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения. Градостроительный регламент на земли сельскохозяйственного назначения не распространяется, следовательно, строительство на них запрещено.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица - Муниципального собрания Череповецкого муниципального района не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица -Управления Росреестра по Вологодской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, представил отзыв на иск, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие, указал, что сведения о территории, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером <№>, внесены в Правила землепользования и застройки Климовского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области, утвержденные решением Совета Климовского сельского поселения от 11.08.<дата> №38 (в редакции решения Муниципального Собрания Череповецкого муниципального района от 21.07.2015 №166) без учета информации, содержащейся в решении Климовского сельского Совета народных депутатов Череповецкого района Вологодской области от <дата>. На момент приобретения ФИО1 земельного участка на основании договора купли-продажи от <дата> сведения о местоположении его границ были установлены в соответствии действующим законодательством, то есть определено его фактическое нахождение на местности. По мнению Управления для разрешения сложившейся ситуации необходимо внесение изменение в решение Совета Климовского сельского поселения от <дата> №ХХ в части включения земельного участка истца в состав зоны сельскохозяйственных угодий СХ-1.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица - администрации Климовского сельского поселения не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, представил отзыв на административный иск, в котором просил дело рассмотреть в отсутствие представителя заинтересованного лица.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Росреестра" не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, представил отзыв на административный иск, в котором просил дело рассмотреть в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Суд, заслушав административного истца, исследовав материалы настоящего дела, документы, надзорное (наблюдательное) производство №<№> прокуратуры Череповецкого района Вологодской области, представленные лицами, участвующими в деле, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с частями 1, 5, 7 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов; пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда; причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании; пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 11 статьи 226 КАС РФ на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения возложена обязанность доказывания наличия полномочий на принятие оспариваемого решения, соблюдения порядка принятия оспариваемого решения, наличия основания для принятия оспариваемого решения, соответствия содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В судебном заседании установлено, что административному истцу ФИО1 на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <№>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

Из материалов дела следует, что <дата> Т.Д.ПБ. обратился в администрацию Череповецкого муниципального района с уведомлением о планируемом строительстве на земельном участке с кадастровым номером <№>, расположенном по адресу: <адрес>.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

В адрес ФИО1 направлено уведомление администрации Череповецкого муниципального района от <дата> № <№> о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Административный истец уведомлен о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по тем основаниям, что согласно с правилами землепользования и застройки Климовского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области, утвержденных Решением Совета Климовского сельского поселения от 21.07.2015 № 166, земельный участок с кадастровым номером <№> отнесен к территориальной зоне СХ-1 (зона сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения).

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером <№> является ранее учтенным объектом недвижимости. Сведения о земельном участке внесены в ЕГРН филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области <дата> в связи с обращением правообладателя на основании решения Климовского сельского Совета народных депутатов Череповецкого района Вологодской области от <дата>, государственного акта на право собственности на землю пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №ХХ от <дата>.

Из государственного акта на право собственности на землю пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №<№> следует, что земельный участок площадью 0,06 га предоставлен Щ. в собственность для ведения личного подсобного хозяйства. Государственный акт содержит чертеж границ земель, находящихся в собственности, владении. Пользовании Щ., из которого следует, что земельный участок, расположенный в <адрес>, с одной стороны граничит с дорогой, с трех сторон – с полем.

На основании заявления о государственном учете изменений объекта недвижимости от <дата>, подготовленного кадастровым инженером ООО «<А>» К. в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного: <адрес>, в кадастр недвижимости <дата> внесены сведения об уточненной площади (1000 кв.м) и уточненном описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <№>.

На момент приобретения ФИО1 земельного участка на основании договора купли-продажи от <дата> сведения о местоположении его границ были установлены в соответствии с действующим законодательством, то есть определено его фактическое нахождение на местности.

Судом установлено, что в Генеральном плане Климовского сельского поселения, утвержденном решением Совета Климоского сельского поселения №ХХ от <дата>, земельный участок с кадастровым номером <№> не был учтен при определении границ <адрес> и установлении функциональных зон.

Правила землепользования и застройки Климовского сельского поселения, утвержденные решением Совета Климовского сельского поселения от <дата> №ХХ, разработаны в соответствии с Генеральным планом без учета границ земельного участка, принадлежащего ФИО1, сведения о которых содержались в ЕГРН.

При таких обстоятельствах с учетом того, что земельный участок, принадлежащий ФИО1, является ранее учтенным, суд полагает, что административным ответчиком нарушены права административного истца при выдаче оспариваемого уведомления.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срокаобращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ.

Из материалов дела следует, что административный истец <дата> обратился с заявлением в прокуратуру Череповецкого района Вологодской области о проведении проверки соблюдения действующего законодательства при проведении межевания земельного участка с кадастровым номером <№>, регистрации права собственности на него М., а также действий администрации Череповецкого муниципального района. Определением от <дата> заместителем прокурора Череповецкого района отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении кадастрового инженера.

С учетом изложенного суд считает указанную причину уважительной и полагает восстановить срок подачи административного искового заявления.

Таким образом, имеются основания для удовлетворения административного искового заявлений, иные основания для вынесения оспариваемого уведомления, в материалах дела отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования ФИО1 к администрации Череповецкого муниципального района удовлетворить.

Признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № <№> от <дата> года, выданное администрацией Череповецкого муниципального района ФИО1

Возложить обязанность на администрацию Череповецкого муниципального района выдать ФИО1 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером <№>, площадью 1000 кв. метров, в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Череповецкого муниципального района сообщить об исполнении данного решения в Череповецкий районный суд Вологодской области и административному истцу в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации Череповецкого муниципального района в пользу ФИО1 расходы по государственной пошлине в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.Б. Слягина

Текст мотивированного решения составлен 25 декабря 2020 года.

Согласовано

Судья И.Б. Слягина