Дело №2а-10980/2017г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
председательствующего судьи Е.В.Зыбуновой,
при секретаре Низамовой А.М.,
с участием:
представителя административного истца, представителя административного ответчика, в отсутствии административного истца и представителей заинтересованных лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Брен ФИО5 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании действий незаконными,
установил:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании действий незаконными, указав в обоснование, что 08 июня 2017 года Административный истец обратилась в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета МО г. Казани» с заявлением о перераспределении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, площадью 462 кв.м., и находящегося в частной собственности земельного участка с кадастровым номером №. ... площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: ..., всего общей площадью 962 кв.м. в порядке, установленном статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В результате рассмотрения обращения ФИО1 и представленных документов уполномоченный орган вынес положительное градостроительное заключение и проект постановления Исполнительного комитета г. Казани «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ... на кадастровом плане территории», указав на отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, установленных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Проект постановления Исполнительного комитета г. Казани «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ... на кадастровом плане территории» был направлен на согласование в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Письмом № 15/22-04-17772 от 14.09.2017 г. заявителю сообщено об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка в связи с отклонением проекта постановления Исполнительного комитета г. Казани «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ... на кадастровом плане территории» Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Основанием для рассмотрения Административным ответчиком проекта постановления Исполнительного комитета г. Казани «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ... на кадастровом плане территории» стала реализация Соглашения о взаимодействии Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Муниципального образования г. Казань от 24.03.2016 г.
Административный ответчик нарушил права и законные интересы Административного истца на получение муниципальной услуги, что явилось основанием для обращения с настоящим иском в суд с требованием об установлении отсутствия полномочий у Административного ответчика на решение вопроса по оказанию Административному истцу муниципальной услуги и признания незаконным полностью действий Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан по отклонению проекта постановления Исполнительного комитета г. Казани.
Полномочия Административного ответчика определены Положением о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.08.2007 г. № 407.
Согласно пункту 1.1. названного Положения Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан является республиканским органом исполнительной власти:
проводящим в республике единую политику в области земельных и имущественных отношений;
осуществляющим полномочия собственника по управлению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в собственности Республики Татарстан, в том числе по приватизации и распоряжению.
Пунктам 1.4. указанного Положения Министерство в пределах и объемах, определенных его компетенцией, осуществляет свою деятельность во
взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 3.3.66. указанного Положения Министерство оказывает практическую и методическую помощь органам местного самоуправления в вопросах управления, распоряжения имуществом и землями, находящимися в собственности муниципальных образований, а также полномочиями по распоряжению которыми переданы муниципальным образованиям Республики Татарстан, в том числе в разработке проектов нормативных правовых актов по обеспечению процессов формирования муниципальной собственности в Республике Татарстан, управления, распоряжения имуществом и землями, находящимися в собственности муниципальных образований, а также полномочия по распоряжению которыми переданы муниципальным образованиям Республики Татарстан, и ведению претензионно-исковой работы органами местного самоуправления в сфере имущественных и земельных отношений.
Согласно пунктам 1,2 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пунктам 1,2 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации -республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Таким образом, из системного толкования вышеуказанных норм законодательства следует разграничение субъектов собственников, включая, в сфере земельных и имущественных отношений, на региональную (в данном случае Республика Татарстан, уполномоченным органом которой является Министерство) и муниципальную (в данном случае Муниципальное образование, уполномоченным органом которой является - Исполнительный комитет города Казани), что определяет сферу реализации полномочий и уполномоченных лиц на распоряжение земельными участками.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во шейное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ (далее - Закон N210-03) отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, регулируются вышеназванным законом.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона № 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от ... N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) Решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 17.12.2005 N 3-5 утвержден Устав муниципального образования города Казани (далее - Устав)
Согласно статье 6 Закона РТ от 28.07.2004 N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов.
Согласно статье 39 Устава Исполнительный комитет является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Казани, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Казани федеральными законами и законами Республики Татарстан.
Согласно пункту 16 статьи 40 Устава в сфере земельных отношений Исполнительный комитет обладает, в том числе, следующими полномочиями: осуществляет формирование муниципальной собственности; осуществляет управление муниципальной собственностью города Казани; осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; решает вопросы создания, приобретения и использования объектов муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Из системного толкования вышеуказанных норм законодательства следует, что предоставление муниципальных услуг входит в компетенцию органов местного самоуправления и предоставляться такие услуги могут только указанными органами. Таким образом, органом, обладающим правом предоставления гражданам земельных участков, находящихся на территории муниципального образования, является Исполнительный комитет муниципального образования города Казани.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Постановлением Исполнительного комитета города Казани от 16.12.2015 г. № 4365 утвержден Административный регламент предоставления Исполнительным комитетом г.Казани муниципальной услуги по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории либо о согласии на заключение в соответствии с утвержденным проектом межевания территории соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - Административный регламент), устанавливающий стандарт и порядок предоставления Исполнительным комитетом г.Казани муниципальной услуги по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории либо о согласии на заключение в соответствии с утвержденным проектом межевания территории соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - услуга).
Согласно пункту 1.3. Административного регламента Услуга предоставляется Исполнительным комитетом г.Казани. Исполнитель услуги -Муниципальное казенное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее - Управление).
Разделом III Административного регламента установлены состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в перечне которых такая процедура как согласование подготовленного Управлением архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастром плане территории» с Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан отсутствует.
Таким образом, Министерство земельных и имущественных отношений не наделено в данном случае полномочиями по распоряжению муниципальной собственностью, поскольку осуществляет полномочия собственника по управлению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в собственности Республики Татарстан, в рамках взаимодействия с органами местного самоуправления полномочия ограничены практической и методической помощью, но не распорядительными полномочиями, в части дачи обязательного согласия муниципальному органу на распоряжение земельными участками, находящейся в муниципальной собственности.
Согласно абз. 5 пунктов 4.12., 4.3.1. Соглашения Министерство обязуется анализировать в двухнедельный срок представленные уполномоченным органом местного самоуправления, а Муниципальное образование обязуется предоставлять на рассмотрение в Министерство, в том числе:
- по совершению сделок с земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, площадью свыше 400 кв.м. (реализация, аренда, обмен, безвозмездное пользование, перераспределение в порядке ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации при отсутствии проекта межевания территории и иные сделки, предусматривающие отчуждение, за исключение сделок, предусматривающие отчуждение, за исключением, предусмотренных абз. 6-13 названных пунктов.
Согласно абз. 14 пункта 4.12 Соглашения Министерство обязуется при наличии замечаний или неполноты комплекта документов направлять письмо с информацией о наличии соответствующих замечаний.
Из письма № 15/22-04-17772 от 14.09.2017 г. Управления Архитектуры и градостроительства ИК г. Казани следует, что отказ в оказании муниципальной услуги - отказ в согласовании Министерством.
Вместе с тем, Административный регламент такое основание отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории как несогласование (отклонение) Министерством не названо; Министерство не является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и ограничено практической и методической помощью муниципальному органу, тогда как несогласование предоставление муниципальной услуги, влекущий отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории носит распорядительный характер, то есть Министерство вышло за пределы своих полномочий; Соглашения о взаимодействии земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и муниципального образования ... от ... не может регулировать земельные правоотношения за пределами полномочий органов, установленным нормативными правовыми актами, или иным образом изменять действующий порядок предоставления муниципальной услуги.
Таким образом, отклонение Министерством проекта постановления Исполнительного комитета г. Казани «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ... на кадастровом плане территории» противоречит действующему законодательству, Административному регламенту и не входит в круг полномочий Министерства.
Административный истец обратилась за получением муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка по ... на кадастровом плане территории в уполномоченный орган -Исполнительный комитет муниципального образования города Казани в установленном Административным регламентом порядке.
Уполномоченный орган в порядке, установленном пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ в рамках своих полномочий и в порядке, определенном Административным регламентом принял решение об утверждении схемы расположения земельного участка, что является результатом муниципальной услуги.
Из системного толкования норм законодательства не следует, что результат предоставления Исполнительным комитетом МО г. Казани данной муниципальной услуги, оказываемой в рамках своих полномочий, ставится в зависимость от наличия согласования с Министерством, которое такими полномочиями не наделено. Таким образом, права Административного истца на получение муниципальной услуги нарушены.
Само по себе перераспределение полномочий в Соглашении о взаимодействии Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Муниципального образования г. Казань от 24.03.2016 г. не может отменять или изменять требований федерального и регионального законодателя к осуществлению соответствующих полномочий в области земельных и имущественных отношений, принимаемые в этой сфере решения должны сообразовываться с конституционными основами разграничения предметов ведения и полномочий, учитывать конституционную природу местного самоуправления как наиболее приближенного к населению территориального уровня публичной власти, и при этом соответствовать вытекающему из конституционного принципа равенства всех перед законом требованию формальной определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования с тем, чтобы лицо, на которое законом возлагается та или иная обязанность, имело реальную возможность предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения в конкретных обстоятельствах, на что неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации.
Административный истец просит : признать незаконным полностью действие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан по отклонению проекта постановления Исполнительного комитета г. Казани «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ... на кадастровом плане территории»; установить отсутствие полномочий Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на согласование, отклонение проекта постановления Исполнительного комитета г. Казани «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ... на кадастровом плане территории».
Административный истец в судебное заседание не явился.
Представитель административного истца в судебном заседании административный иск поддержал.
Представитель административного ответчика – МЗИО РТ в судебном заседании административный иск не признал.
Представители заинтересованных лиц ИКМО г.Казани и МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г.Казани» в суд не явились.
Заслушав пояснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что административный истец 08.06.2017г. обратился в МКУ «УА и Г ИКМО г.Казани» с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 16:50:070511:1, расположенного по ..., находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в муниципальной собственности.
Письмом от 14.09.2017г. МКУ «УАиГ ИКМО г.Казани» №15/22-04-17772 в перераспределении земельного было отказано. В обоснование принятого решения указано, что Управлением был подготовлен проект постановления исполкома г.Казани «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ... на кадастровом плане территории», который в рамках Соглашения о взаимодействии Министерства земельных и имущественных отношений РТ и муниципального образования г.Казани от 21.03.2016г. был направлен в Министерство. Письмом от 20.07.2017г. исх.№1-31/9665 данный проект отклонен от согласования указанным Министерством ввиду возможности образования присоединяемой территории в качестве самостоятельной.
Согласно письму Министерства земельных и имущественных отношений РТ от 20.07.2017г. №1-31/9665, Министерством рассмотрены представленные документы и выявлены замечания, которые необходимо устранить до совершения сделки. Согласно приложению к данному письму, Министерство указывает, что документы не могут быть согласованы в связи с тем, что в соответствии в п.п.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ. Обращается внимание, что предоставление земельного участка на аукционе (в случае поступления заявлений от заинтересованных лиц) позволит обеспечить пополнение бюджета муниципального образования г.Казани. Согласно данным публичной кадастровой карты на присоединяемой части земельного участка расположен объект капитального строительства.
Суд считает, что административный иск подлежит частичному удовлетворению.
Согласно ст.12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии со ст.51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 1. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.
В силу ст.10 Земельного кодекса РФ, 1. К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу ст.11 Земельного кодекса РФ, 1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В силу ст.10.1 Земельного кодекса РФ, Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 1.2. Законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
Не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.39.28 Земельного кодекса РФ, 1. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
В силу ст.39.29 Земельного кодекса РФ 1. В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Суд считает незаконными действия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, выразившиеся в отклонении проекта постановления исполнительного комитета муниципального образования г.Казани «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ... на кадастровом плане территории».
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что 21.03.2016г. между Министерством земельных и имущественных отношений РТ и муниципальным образованием г.Казань в лице руководителя ИКМО г.Казани было заключено соглашение о взаимодействии Министерства земельных и имущественных отношений РТ и Муниципального образования г.Казань.
Согласно абз. 5 пунктов 4.12., 4.3.1. Соглашения Министерство обязуется анализировать в двухнедельный срок представленные уполномоченным органом местного самоуправления, а Муниципальное образование обязуется предоставлять на рассмотрение в Министерство, в том числе:
- по совершению сделок с земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, площадью свыше 400 кв.м. (реализация, аренда, обмен, безвозмездное пользование, перераспределение в порядке ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации при отсутствии проекта межевания территории и иные сделки, предусматривающие отчуждение, за исключение сделок, предусматривающие отчуждение, за исключением, предусмотренных абз. 6-13 названных пунктов.
Согласно абз. 14 пункта 4.12 Соглашения Министерство обязуется при наличии замечаний или неполноты комплекта документов направлять письмо с информацией о наличии соответствующих замечаний.
Кроме того, пунктом 5.1 Соглашения установлено, что в случае выявления в действиях органов местного самоуправления, осуществленных без направления в Министерство на рассмотрение проектов соответствующих актов (решений) или без учета отрицательного мнения Министерства: 1) признаков нарушения законодательства- Министерство незамедлительно информирует уполномоченные контрольные, надзорные, правоохранительные органы в целях принятия мер по устранению выявленных нарушений; 2) несоблюдения интересов Республики Татарстан- Министерство незамедлительно информирует Президента РТ о совершенных действиях и их последствиях для Республики Татарстан.
Суд считает, что указанным Соглашением Министерство земельных и имущественных отношений приняло на себя право разрешения вопросов, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления- Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани при отсутствии соответствующего закона Республики Татарстан о перераспределении полномочий в сфере земельных отношений.
Постановлением Кабинета Министров РТ от 22.08.2007 N 407 "Вопросы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан" утверждено Положение о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в соответствии с которым в полномочия Министерства входят вопросы распоряжения имуществом Республики Татарстан, в том числе и земельными участками. Указанным Положением на Министерство функции по контролю за распоряжением муниципальным имуществом не возложены.
Постановлением Исполнительного комитета города Казани от 16.12.2015 г. № 4365 утвержден Административный регламент предоставления Исполнительным комитетом г.Казани муниципальной услуги по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории либо о согласии на заключение в соответствии с утвержденным проектом межевания территории соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Пунктом 2.7. Регламента установлен перечень органов государственной власти, органов местного самоуправления и их структурных подразделений, согласование которых в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, требуется для предоставления услуги: 1. Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (уполномоченный орган государственной власти в области охраны окружающей среды) (в случаях, установленных действующим законодательством).
Указанный перечень является исчерпывающим.
Поскольку Соглашением установлен обязательный характер для муниципального образования г.Казани учета мнения Министерства, в том числе по вопросам перераспределения земельных участков, указанные действия административного ответчика нарушают права и законные интересы административного истца.
Суд считает не подлежащими удовлетворению требования административного истца установить отсутствие полномочий Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на согласование, отклонение проекта постановления Исполнительного комитета г. Казани «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ... на кадастровом плане территории», ка к самостоятельно заявленные, поскольку оценка полномочий органов государственной власти дается судом в рамках разрешения требований об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.178-180, 218 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, выразившиеся в отклонении проекта постановления исполнительного комитета муниципального образования г.Казани «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ... на кадастровом плане территории».
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.В.Зыбунова