К делу № 2а-1098/2019 УИД 23RS0010-01-2019-001268-88
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Выселки 26 декабря 2019 года
Судья Выселковского районного суда Краснодарского края Прохоренко С.Н.,
при секретаре судебного заседания Кривуля Ж.А.,
с участием представителя административного истца заместителя прокурора Выселковского района Лагутина М.А.,
представителя административного ответчика Мурадовой О.К., действующей по доверенности,
представителя заинтересованного лица, Наточий М.И., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление по административному иску прокурора Выселковского района в интересах муниципального образования Выселковский район, Выселковского сельского поселения, неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Выселковский район о признания незаконным бездействие администрации муниципального образования Выселковский район в части непринятия мер по отмене разрешения от 29.12.2018 № ... на строительство комплекса торгово-бытовых услуг обязывании администрацию муниципального образования Выселковский район, отменить разрешение на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Выселковского района в интересах муниципального образования Выселковский район, Выселковского сельского поселения, неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Выселковский район обратился в суд иском о признания незаконным бездействие администрации муниципального образования Выселковский район в части непринятия мер по отмене разрешения от 29.12.2018 № ... на строительство комплекса торгово-бытовых услуг, обязывании администрацию муниципального образования Выселковский район отменить разрешение на строительство, свои требования мотивировав тем, что прокуратурой Выселковского района в ходе осуществления надзора за соблюдением градостроительного законодательства установлено, что администрацией муниципального образования Выселковский район 29.12.2018 Саградян К.Е. выдано разрешение на строительство № ..., в соответствии с которым разрешено строительство комплекса торгово-бытовых услуг на земельном участке с кадастровым номером ..., расположенном по адресу: ... Считает, что указанное разрешение является незаконным, так как к заявлению о выдаче разрешения на строительство Саградян К.Е. приложен градостроительный план земельного участка № ..., выданный в нарушение статьи 57.3 ГрК РФ – без учета документов градостроительного зонирования, действовавших на дату подготовки градостроительного плана земельного участка. На дату выдачи указанного градостроительного плана действовали правила землепользования и застройки Выселковского сельского поселения Выселковского района (далее – ПЗЗ) с учетом изменений, внесенных в них решением Совета муниципального образования Выселковский район от 21.11.2017 № 16-187. Земельный участок с кадастровым номером ... расположен в зоне многофункционального назначения (ОДЗ 212). Согласно графическим материалам градостроительного плана и проектной документации, предусмотрены отступы от границ участка до 3,5 м., от соседних земельных участков – менее 1 м.
В нарушение части 4.3 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» противопожарный разрыв между проектируемым комплексом торгово-бытовых услуг и существующими строениями на соседних участках составляет менее 6 м (фактически – 1,37 м., что подтверждается информацией ОНДиПР Выселковского район).
В нарушение ч. 11 ст. 48 ГРк РФ в п. 4 пояснительной записки раздела 5 проектной документации предусмотрен отвод стоков от санитарно-технических приборов в существующую канализацию, расположенную по ул. Лунева, схемой водоотведения предусмотрен выпуск канализации на расстоянии 80 см. от здания. Вместе с тем, в районе дома ... система канализации отсутствует. В соответствии с «Технической возможностью на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения» от 18.10.2018 №413/59, выданной «МУП Выселковские коммунальные системы» Выселковского сельского поселения Выселковского района (далее – Техническая возможность), для данного земельного участка необходимо предусмотреть строительство изолированного септика.
Кроме того, фактически выданное Саградян К.Е. разрешение на строительство выдано в отсутствие технических условий на подключениек системе водоснабжения – указанная в п. 9 градостроительном плана Техническая возможность в силу ч. 7 ст. 48 ГрК РФ таковыми не является.
В пояснительной записке в разрешению не указаны в нарушение подп. «б», «в», «г», «о», «п» п. 10 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 не указаны необходимые реквизиты технических условий и сведения.
В Разделе 3 проектной документации «Архитектурные решения» без учета подп. б (1), б (2) п. 13 Постановления Правительства № 87 отсутствует обоснование принятых архитектурных решений в части обеспечения соответствия зданий, строений и сооружений установленным требованиям энергетической эффективности, а также перечень мероприятий по обеспечению соблюдения установленных требований энергетической эффективности к архитектурным решениям, влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений и сооружений, описание решений по отделке помещений основного, вспомогательного, обслуживающего и технического назначения, а также решений по декоративно-художественной и цветовой отделке интерьеров, что противоречит подп. «г», «з» Постановления Правительства № 87.
Проект организации строительства в нарушение подп. «в», «г», «и», «м» - «р» п. 23 Постановления Правительства №87 не содержит оценку развитости транспортной инфраструктуры. Графическая часть проекта организации строительства не содержит календарный план строительства, включая подготовительный период.
Предоставление администрацией Саградян К.Е. разрешения на строительство, не соответствующего действующему законодательству, нарушает права муниципального образования Выселковский район и Выселковского сельского поселения Выселковского района, так как выдача разрешения на строительство с нарушениями, в том числе при несоблюдении минимальных отступов от границ земельного участка и соседних земельных участков, размещении парковочных мест за границами принадлежащего застройщику земельного участка – фактически на землях общего пользования Выселковского сельского поселения, свидетельствует о том, что органом местного самоуправления предоставленные градостроительным законодательством полномочия реализованы ненадлежащим образом.
Кроме того, орган местного самоуправления выдал Саградян К.Е. разрешение на строительство с нарушением минимальных противопожарных разрывов, что влечет угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц – посетителям комплекса торгово-бытового обслуживания.
В целях устранения нарушений градостроительного законодательства, допущенных администрацией при выдаче оспариваемого разрешения на строительство, прокуратурой Выселковского района заместителю главы администрации 18.02.2019 внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства. В соответствии с письмом администрации от 11.04.2019 № 109-3868/19-14 отмеченные в представлении нарушения устранены. Вместе с тем, проверкой, проведенной прокуратурой Выселковского района на основании решения о проведении проверки от 21.06.2019 установлено, что оспариваемое разрешение до настоящего времени не отменено. Считает, что указанные обстоятельства являются основанием для признания незаконным бездействия администрации, допущенного по месту нахождения органа местного самоуправления по адресу: ..., в части непринятия мер по отмене выданного Саградян К.Е. разрешения на строительство.
В судебном заседании заместитель прокурора Выселковского района, Лагутин М.И., настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме. Считаю, что срок для обращение в суд с иском не пропущен, о существовании разрешения на строительство прокуратуре стало известно в феврале 2018г. С целью устранения нарушений было вынесено представление в адрес администрации района. В апреле 2019 года администрацией района сообщено, что нарушения устранены. На основании Закона о Прокуратуре проведена повторная проверка, в ходе которой установлено, что сообщения администрации об устранении нарушений не соответствуют действительности, именно поэтому заявлены требования о признании администрацией бездействия незаконным и обязывании администрации отменить выданное разрешение на строительство. Возможность отмены муниципальных правовых актов по инициативе органа издавшего их прямо предусмотрены ст. 48 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». Полагает, что требования об отмене разрешения на строительство соответствуют требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании представитель административного ответчика, Мурадова О.К., исковые требования не признала в полном объеме, пояснила, что в соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ определены основания, на основании которого производится выдача разрешения на строительство. При выдаче разрешения и при проверке администрацией МО Выселковский район всех документов, которые были предоставлены Саградян К.Е. отступлений от действующего законодательства выявлено не было. Доводы на которые ссылается прокурор в административном исковом заявлении являются основаниями для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, но не основаниями для отмены разрешения на строительства. Ч. 5 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что ответственность за содержание проектной документации возлагается на лицо, которое непосредственно было подготовлена проектная документация. В ч. 21.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по которым администрация может выдать разрешение на строительство, те нарушения, которые указаны прокуратурой в своем заявлении не являются основаниями для отмены разрешения на строительства. В настоящее время на земельном участке образовался объект незавершенного строительства с процентом готовности 75%, считает, что отмена разрешения на строительства невозможна. Кроме того считает, что прокурором пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением, так как о выявленных нарушениях стало известно согласно вынесенного представления прокуратуры от 19 февраля 2019 года, а обращение в суд с исковым заявлением последовало 22.07.2019 года.
В судебное заседание заинтересованное лицо, Саградян К.Е., не явилась. В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Определением Выселковского районного суда Краснодарского края от 25.07. 2019 года, явка сторон признана необязательной.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица, Наточий М.И., считает, что исковые требования не являются законными и обоснованными по следующим основаниям, в иске отсутствуют данные, когда проводилась проверка, когда поступили материалы из администрации, данные сведения необходимы. Какого-либо правового обоснования о допустимости заявления данных требований административным истцом в иске не приведено. Неясно в интересах, какого круга лиц выступает прокурор, поскольку собственники смежных земельных участков не имеют никаких претензий к расположению объекта недвижимости на расстоянии 1 метра от границы. Согласно обоснования иска и приложенных документов следует, что отделение надзорной деятельности и профилактической работы Выселковского района от 12.07.2019 года направлены сведения в прокуратуру района, о том, что комплекс торгово –бытовых услуг не обеспечено противопожарное расстояние между комплексом торгово-бытовых услуг и гаражом (которое составляет 1 м 37 см), при этом отсутствуют законные основания производства замеров, также отсутствуют сведения о приборе которым производился замер, о прохождении поверки, об условиях в которых он может работать, в виду указанного невозможно считать данные сведения достоверными и допустимыми. Считает, что решение о проведении проверки за подписью прокурора района от 21.06.2019г. № 8 является незаконным. Здание комплекса торгово - бытовых услуг соответствует проекту и отвечает всем существующим требованиям градостроительных, санитарных, пожарных нормам и правилам, не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан. Расположение здания, относительно земельного участка с кадастровым номером ... соответствует требованиям СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89. Кроме того, считает, что прокурором пропущен срок обращения в суд с административным исковым заявлением, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица, Кравченко В.К., считает, что исковые требования прокурора являются законным и обоснованными.
В судебном заседании допрошенный в качестве специалиста, Галиулин В.М., заместитель начальника Управления Архитектуры и градостроительства администрации МО Выселковский район, пояснил, что им сделан анализ документов и выдано разрешение на строительство комплекса торгово-бытовых услуг по адресу: ... При выдаче разрешение на строительство объекта руководствовался градостроительным планом. На момент выдачи градостроительного плана и разрешения на строительства были предусмотрены отступы для общественной зоны от границ соседних участков и красной линии 3 и 5 метров, а градостроительный план выданный Саградян К.Е. предусматривал 1 метр.
В судебном заседании допрошенная в качестве специалиста Елисеенко Н.А., - директор ООО «Архитектурно-земельного центр», пояснила, что разрешение на строительство, с учетом всех изменений 2016г., - это документ, который представляет собой приведение в соответствие проектной документации нормам градостроительных регламентов. Текстовая часть градостроительного плана содержит параметры разрешенного использования, а именно, в разделе 2.3 указаны минимальные отступы от границ земельного участка 1м., написана площадь 235 кв. м. Градостроительный план - это документ, который предоставляется в органы местного самоуправления, содержащий сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности с целью архитектурного планирования, и те сведения, которые содержатся в град. плане, это те сведения, которые размещены, находятся и действуют в ИСОГД (информационная система обеспечения градостроительной деятельности). Считает, что градостроительный план отвечает всем нормам и требованиям, действующим на момент выдачи, то есть декабрь 2018 года. Градостроительный план подготовлен на земельный участок 235 кв. м., поэтому изменения градостроительного регламента по минимальным отступам, по минимальным параметрам разрешенного строительства (по отступам) неприменимы в данном случае. В правилах землепользования и застройки 2011 года существовали именно те отступы, которые указаны в град плане, а именно: 1м. - от смежной границы (от границ земельного участка) и 3м. от линии регулирования от мест общего пользования.
В судебном заседании допрошенный в качестве специалиста - Панченко И.С., дознаватель, гос. инспектор, ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, пояснил, что при выдаче разрешения на строительства не соблюдены нормы противопожарных разрывов между строящемся комплексом бытовых услуг и соседними объектами капитального строительства, то есть не соблюдено условие 6-ти метрового отступа в соответствии с требованиями противопожарной безопасности. Необходимые мероприятия для сокращения противопожарного расстояния - это получение специальных технических условий и расчет пожарного риска.
В судебном заседании допрошенная в качестве специалиста Зубович О. В. -консультант территориального отдела по обеспечению градостроительной деятельности Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края пояснила, что участвовала при проведении проверки в отношении администрации МО Выселковский район совместно с прокуратурой, по результатам которой подготовлена справка, в которой указаны нарушения допущенные администрацией при выдаче разрешения на строительство Саградян К.Е. А именно, градостроительный план земельного участка ..., подготовлен в нарушение ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ (без учета документов градостроительного зонирования, действовавших на дату подготовки градостроительного плана земельного участка). В нарушение ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ материалы проектной документации на строительство магазина предусматривают размещение автостоянок (парковок) за пределами отведенного земельного участка. Материалы, подтверждающие наличие (проектирование) приобъектных автостоянок (у объекта или группы объектов) на территории муниципального образования, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов не были представлены (статья 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации). В нарушение требований части 4.3 свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» проектной документацией объекта предусмотрен противопожарный разрыв между проектируемым комплексом торгово-бытовых: услуг и существующими строениями на соседних участках менее 6 м.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные документы дела, оценив в совокупности все собранные и исследованные доказательства, приходит к выводу, что исковые требования законны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу местного самоуправления подается в суд по месту его нахождения.
На основании п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, по общему правилу, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд помимо прочего проверяет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, порядок и основания принятия оспариваемого решения, если такой порядок установлен, а также соответствует ли его содержание нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Ст. 39 КАС РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 2 ст. 51 Кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом (часть 1 статьи 51 Кодекса).
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 4 статьи 51 Кодекса).
В части 7 статьи 51 Кодекса установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на его выдачу орган местного самоуправления.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, установлен в частях 7 и 9 статьи 51 Кодекса.
К заявлению, в том числе, прилагаются: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации (пояснительная записка; проект работ по сносу или демонтажу объекта); положительное заключение государственной экспертизы проектной документации; согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
В силу ч. 11 ст. 51 Кодекса уполномоченные на выдачу разрешений органы местного самоуправления: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка (часть 13 статьи 51 Кодекса).
Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на государственную экспертизу и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 13 статьи 48 Кодекса).
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Выселковского района проведена проверка надзора за соблюдением градостроительного законодательства в ходе осуществления которой установлено, что администрацией муниципального образования Выселковский район 29.12.2018 Саградян К.Е. выдано разрешение на строительство № ..., в соответствии с которым разрешено строительство комплекса торгово-бытовых услуг на земельном участке с кадастровым номером ... расположенном по адресу: ...
Согласно договору аренды ... от 01.10.2018 года земельный участок с кадастровым номером ... из земель населенных пунктов, площадью 235 кв. метров, расположенный по адресу: ..., отделом по управлению муниципальным имуществом и земельным вопросам администрации муниципального образования Выселковский район предоставлен во временное пользование и владение Саградян К.Е. на десять лет.
К заявлению о выдаче разрешения на строительство Саградян К.Е. приложен градостроительный план земельного участка № ..., выданный в нарушение статьи 57.3 ГрК РФ – без учета документов градостроительного зонирования, действовавших на дату подготовки градостроительного плана земельного участка.
В силу ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно п. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Статьей 57.3 названного Кодекса предусмотрена необходимость подготовки градостроительных планов земельных участков применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), содержащих сведения об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий.
Из изложенных правовых норм следует, что федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с правилами землепользования и застройки и воспроизводится в градостроительном плане земельного участка, в котором указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.
Правила землепользования и застройки Выселковского сельского поселения утверждены решением Совета Выселковского сельского поселения Выселковского района XII сессии II созыва от 4 февраля 2011 г. № 4 (далее ППЗ).
Согласно сведениям федеральной государственной информационной системы территориального планирования, в указанные правила землепользования и застройки, в том числе в градостроительные регламенты, решениями Совета муниципального образования Выселковский район от 12 июля 2016 г. № 5-83, от 18 ноября 2016 г. № 9-107, от 21 ноября 2017 г. № 16-187 внесены изменения.
На дату выдачи указанного градостроительного плана действовали правила землепользования и застройки Выселковского сельского поселения Выселковского района с учетом изменений, внесенных в них решением Совета муниципального образования Выселковский район от 21.11.2017 № 16-187.
Земельный участок с кадастровым номером ... расположен в зоне многофункционального назначения (ОДЗ 212).
В соответствии с ПЗЗ минимальный отступ для размещенных в зоне ОДЗ 212 объектов торговли от красной линии или границ участка – 5 м., от границс соседними участками – 3 м. При размещении зданий, строений и сооружений должны соблюдаться установленные законодательством о пожарной безопасности и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения минимальные нормативные противопожарные и санитарно-эпидемиологические разрывы между зданиями, строениями и сооружениями, в том числе и расположенными на соседних земельных участках, а также технические регламенты, градостроительные и строительные нормы и правила.
Несмотря на это, согласно графическим материалам градостроительного плана и проектной документации, предусмотрены отступы от границ участка до 3,5 м., от соседних земельных участков – менее 1 м.
При подготовке градостроительного плана земельного участка № ... изменения, внесенные в правила землепользования и застройки Выселковского сельского поселения администрацией муниципального образования Выселковский район, не были учтены.
Противоречие градостроительного плана земельного участка градостроительному регламенту рассматриваться как несоответствие
положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, и, если такое противоречие возникает, то оно разрешаться в пользу градостроительного регламента в составе правил землепользования и застройки, так как правила землепользования и застройки являются нормативным правовым актом.
В нарушение части 4.3 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» противопожарный разрыв между проектируемым комплексом торгово-бытовых услуг и существующими строениями на соседних участках составляет менее 6 м (фактически – 1,37 м., что подтверждается информацией ОНДиПР Выселковского район).
Факт несоблюдения противопожарных разрывов подтверждается не только результатами замеров, проведенных с привлечением специалистов, но и проектной документацией, а также градостроительным планом земельного участка.
Согласно ч. 2 ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Пунктом 11 данной статьи предусмотрено, что подготовка проектной документации осуществляется, в частности, на основании результатов инженерно-технических изысканий и градостроительного плана земельного участка.
В нарушение ч. 11 ст. 48 ГРк РФ в п. 4 пояснительной записки раздела 5 проектной документации предусмотрен отвод стоков от санитарно-технических приборов в существующую канализацию, расположенную по ул. Лунева, схемой водоотведения предусмотрен выпуск канализации на расстоянии 80 см. от здания. Вместе с тем, в районе дома ... система канализации отсутствует. В соответствии с «Технической возможностью на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения» от 18.10.2018 №413/59, выданной «МУП Выселковские коммунальные системы» Выселковского сельского поселения Выселковского района (далее – Техническая возможность), для данного земельного участка необходимо предусмотреть строительство изолированного септика.
Кроме того, фактически выданное Саградян К.Е. разрешение на строительство выдано в отсутствие технических условий на подключениек системе водоснабжения – указанная в п. 9 градостроительном плана Техническая возможность в силу ч. 7 ст. 48 ГрК РФ таковыми не является.
В нарушение части 1 ст.48 ГрК РФ материалы проектной документации на строительство магазина предусматривают размещение автостоянок (парковок) за пределами принадлежащего застройщику земельного участка.
Состав разделов проектной документации и требованиях к их содержанию утверждены постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (далее – Постановление № 87).В нарушение подп. «б», «в», «г», «о», «п» п. 10 Постановления № 87 в пояснительной записке не указаны реквизиты технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения; сведения о потребности объекта капитального строительства в топливе, газе, воде и электрической энергии; сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства, состав и характеристика производства, номенклатура выпускаемой продукции (работ, услуг); данные о проектной мощности объекта капитального строительства, значимости объекта капитального строительства для поселений (муниципального образования), а также о численности работников и их профессионально-квалификационном составе, числе рабочих мест; сведения о компьютерных программах, которые использовались при выполнении расчетов конструктивных элементов зданий, строений и сооружений. В Разделе 3 проектной документации «Архитектурные решения» без учета подп. б (1), б (2) п. 13 Постановления Правительства № 87 отсутствует обоснование принятых архитектурных решений в части обеспечения соответствия зданий, строений и сооружений установленным требованиям энергетической эффективности, а также перечень мероприятий по обеспечению соблюдения установленных требований энергетической эффективности к архитектурным решениям, влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений и сооружений. При этом в силу ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» застройщики обязаны обеспечить соответствие зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов путем выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Также в разделе 3 проектной документации «Архитектурные решения» отсутствует описание решений по отделке помещений основного, вспомогательного, обслуживающего и технического назначения, а также решений по декоративно-художественной и цветовой отделке интерьеров, что противоречит подп. «г», «з» Постановления Правительства № 87. Проект организации строительства в нарушение подп. «в», «г», «и», «м» - «р» п. 23 Постановления Правительства №87 не содержит оценку развитости транспортной инфраструктуры; сведения о возможности использования местной рабочей силы при осуществлении строительства; перечень мероприятий по привлечению для осуществления строительства квалифицированных специалистов, а также студенческих строительных отрядов, в том числе для выполнения работ вахтовым методом; перечень видов строительных и монтажных работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, подлежащих освидетельствованию с составлением соответствующих актов приемки перед производством последующих работ и устройством последующих конструкций; обоснование размеров и оснащения площадок для складирования материалов, конструкций, оборудования, укрупненных модулей и стендов для их сборки. Решения по перемещению тяжеловесного негабаритного оборудования, укрупненных модулей и строительных конструкций; предложения по обеспечению контроля качества строительных и монтажных работ, а также поставляемых на площадку и монтируемых оборудования, конструкций и материалов; предложения по организации службы геодезического и лабораторного контроля; перечень требований, которые должны быть учтены в рабочей документации, разрабатываемой на основании проектной документации, в связи с принятыми методами возведения строительных конструкций и монтажа оборудования; обоснование потребности в жилье и социально-бытовом обслуживании персонала, участвующего в строительстве. Графическая часть проекта организации строительства не содержит календарный план строительства, включая подготовительный период.
Предоставление администрацией Саградян К.Е. разрешения на строительство, не соответствующего действующему законодательству, нарушает права муниципального образования Выселковский район и Выселковского сельского поселения Выселковского района, так как выдача разрешения на строительство с вышеуказанными нарушениями, в том числе при несоблюдении минимальных отступов от границ земельного участка и соседних земельных участков, размещении парковочных мест за границами принадлежащего застройщику земельного участка – фактически на землях общего пользования Выселковского сельского поселения, свидетельствует о том, что органом местного самоуправления предоставленные градостроительным законодательством полномочия реализованы ненадлежащим образом. Кроме того, орган местного самоуправления выдал Саградян К.Е. разрешение на строительство с нарушением минимальных противопожарных разрывов, что влечет угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц – посетителям комплекса торгово-бытового обслуживания.
В целях устранения нарушений градостроительного законодательства, допущенных администрацией при выдаче оспариваемого разрешения на строительство, прокуратурой Выселковского района заместителю главы администрации 18.02.2019 внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства. В соответствии с письмом администрации от 11.04.2019 № 109-3868/19-14 отмеченные в представлении нарушения устранены.
Вместе с тем, проверкой, проведенной прокуратурой Выселковского района на основании решения о проведении проверки от 21.06.2019 установлено, что оспариваемое разрешение до настоящего времени не отменено.
Департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края и подтверждены сведения о незаконности выдачи администрацией муниципального образования Выселковский район разрешения от 29 декабря 2018 г. № ... на строительство комплекса торгово-бытовых услуг по ... данный факт указан в информационном письме Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 05.01.2019 года № ....
Доводы представителя административного ответчика о том, что в настоящее время заинтересованным лицом получено свидетельство о праве собственности на объект незавершенного строительства, поэтому отменить разрешение на строительство в настоящее время невозможно, опровергаются правовой позицией Верховного Суда РФ, указанной в п. 25 Обзора судебной практики ВС РФ № 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 г, в соответствии с которой, если уполномоченный орган выдал разрешение на строительство, но впоследствии установил, что оно выдано в противоречие с действующим законодательством на момент его выдачи, то прекращение действия такого разрешения на строительство является правомерным.
Кроме того, доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время заинтересованным лицом, Саградян К.Е. зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства, поэтому признать разрешение на строительство невозможно, также являются необоснованными Согласно выписке из ЕГРН 25.07.2019 года зарегистрировано право собственности Саградян К.Е. на объект незавершенного строительства на нежилое строение площадью 183 кв. метров, расположенное по адресу: ... Таким образом, право собственности объект незавершенного строительства зарегистрировано после обращения прокурором в суд с административным иском 22.07.2019 года.
Доводы заинтересованного лица о незаконности проведенной проверки также не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Саградян К.Е. обращалась с заявлением в прокуратуру Краснодарского края о несогласии с о решении прокурора Выселковского района. Согласно ответу и.о. начальнику отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Краснодарского края от 23.10.2019 года проверка прокуратуры проведена в рамках предоставленных полномочий.
Доводы административного ответчика и представителя заинтересованного лица о пропуске срока обращения в суд, указанных в ст. 219 КАС РФ, также не являются законными по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в иске
Прокуратурой Выселковского района заместителю главы администрации 18.02.2019 внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства. В соответствии с письмом администрации от 11.04.2019 № 109-3868/19-14 отмеченные в представлении нарушения устранены.
На основании абз. 3 п. 12 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», позволяющий проведение повторной проверки по истечении установленного статьей 24 настоящего Федерального закона срока устранения нарушений закона, выявленных в ходе первоначальной прокурорской проверки. Вместе с тем, проверкой, проведенной прокуратурой Выселковского района на основании решения о проведении проверки от 21.06.2019 установлено, что оспариваемое разрешение до настоящего времени не отменено.
Поскольку о том, что администрацией Выселковского района не принято мер к устранению нарушений градостроительного законодательства, как указано в ответе администрации от 11.04.2019 № 109-3868/19-14 на представление прокуратуры района от 18.02.2019, стало известно в рамках проверки, проведенной в период с 24.06.2019 по 22.07.2019, а обращение в суд с административным иском последовало 22.07.2019 года, срок обращения в суд прокурором не пропущен.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Выселковского района в интересах муниципального образования Выселковский район, Выселковского сельского поселения, неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Выселковский район о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Выселковский район в части неприятия мер по отмене разрешения от 29.12.2018 № ... на строительство комплекса торгово-бытовых услуг, обязывании администрацию муниципального образования Выселковский район отменить разрешение на строительство удовлетворить.
Признать незаконным бездействия администрации муниципального образования Выселковский район в части непринятия мер по отмене разрешения от 29.12.2018 № ... на строительство комплекса торгово-бытовых услуг по адресу: ... на земельном участке с кадастровым номером ..., выданное Саградян К.Е..
Обязать администрацию муниципального образования Выселковский район отменить разрешение от 29.12.2018 № ... на строительство комплекса торгово-бытовых услуг по адресу: ... на земельном участке с кадастровым номером ..., выданное Саградян К.Е..
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Выселковский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 09.01.2020 года
Судья: