ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1098/2021 от 10.06.2021 Междуреченского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-1098/2021

УИД 42RS0013-01-2021-001793-45

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Междуреченский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Белобородовой Е.Ю.,

при секретаре Еременко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Междуреченске Кемеровской области 10 июня 2021 года дело по административному исковому заявлению администрации Междуреченского городского округа к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу в лице судебного пристава-исполнителя Зубовой О. В. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Междуреченского городского округа обратилась в Междуреченский городской суд Кемеровской области с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу в лице судебного пристава-исполнителя Зубовой О. В. об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Требования административного истца мотивированы тем, что решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 19.03.2020 по делу о предоставлении Старчиковой Е. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, расположенного на территории Междуреченского городского округа Кемеровской области, отвечающего санитарным и техническим нормам, пригодного для заселения и проживания, юридически и фактически свободного, площадью не менее 28 кв.м, вступило в законную силу 11.06.2020.

05.08.2020 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области Цитко М.А. на основании исполнительного листа от 09.07.2020 № ФС 022640990 в отношении должника - администрации Междуреченского городского округа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП, которым установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

17.08.2020 постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП от 05.08.2020 было получено администрацией Междуреченского городского округа.

Указывает, что в связи с невозможностью в добровольном порядке исполнить решение суда до 25.08.2020 истец 21.08.2020 обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от 19.03.2020 по делу на срок до 31.03.2022. Определением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 07.10.2020 заявление удовлетворено и предоставлена отсрочка до 31.03.2022. Апелляционным определением Кемеровского областного суда от 10.12.2020 определение Междуреченского городского суда от 07.10.2020 отменено, и истцу отказано в отсрочке исполнения решения Междуреченского городского суда Кемеровской области от 19.03.2020 по делу . На указанное определение Кемеровского областного суда административным истцом 04.03.2021 подана кассационная жалоба.

Старчиковой Е.С. запланировано предоставление жилья в новом строящемся доме по адресу <адрес>). В соответствии с условиями муниципального контракта участия в долевом строительстве (для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Тест-Н», срок сдачи дома в эксплуатацию не позднее 30.11.2021. Постановлением администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-п квартира закреплена за Старчиковой Е.С.

Главой Междуреченского городского округа подписано гарантийное письмо от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Старчиковой Е.С. однокомнатной квартиры не позднее 31.12.2021.

После вручения ДД.ММ.ГГГГ под роспись выписки из постановления от ДД.ММ.ГГГГ-п и гарантийного письма от ДД.ММ.ГГГГ, Старчикова Е.С. не возражала против отсрочки исполнения решения суда до 31.12.2021.

В связи с этим 30.12.2020 административный истец повторно обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Междуреченского городского суда от 19.03.2020 по делу на срок до 31.12.2021.

Определением Междуреченского городского суда от 11.01.2021, оставленным без изменения апелляционным определением Кемеровского областного суда от 16.03.2021, администрации Междуреченского городского округа отказано в отсрочке исполнения решения Междуреченского городского суда Кемеровской области от 19.03.2020 по делу .

09.04.2021 административным истцом получено постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу Зубовой О.В. от 01.04.2021 о взыскании с администрации Междуреченского городского округа исполнительского сбора по ИП неимущественного характера в размере 50000 рублей и установлении нового срока исполнения до 30.04.2021 в рамках исполнительного производства от 05.08.2020 -ИП.

С указанным постановлением административный истец не согласен. Вся необходимая документация со стороны административного истца в подтверждение уважительности причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю 21.08.2020 была направлена почтой.

Указывает также, что в адрес МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу как Почтой России, так и по электронной почте направлялась вся информация в отношении заявлений о предоставлении отсрочки, о направлении апелляционных, кассационных жалоб, а также возражений административного истца.

Обращает внимание на то, что административный истец не смог в добровольном порядке исполнить решение суда до 25.08.2020, так как исполнение решения суда связано с необходимостью совершения комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат.

Расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.

Муниципальным казенным учреждением «Комитет по жилищным вопросам» в 2020 году было объявлено 2 аукциона на приобретение квартир на вторичном рынке, которые признаны не состоявшимися в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки.

30.06.2020 для взыскателя Старчиковой Е.С. приобретена однокомнатная квартира по строительному адресу: <адрес> на основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ «Участия в долевом строительстве (для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома)».

Указанная квартира закреплена за взыскателем Старчиковой Е.С. на основании постановления администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-п «О предварительном закреплении жилых помещений за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа».

Согласно пункту 1.4 муниципального контракта застройщик обязуется завершить строительство не позднее 30.11.2021. В соответствии с пунктом 1.4.1 муниципального контракта срок передачи квартир участнику долевого строительства не ранее чем после получения разрешения на ввод многоквартирного жилого дома в эксплуатацию, но не позднее трех (трех) месяцев со дня получения разрешения на ввод многоквартирного жилого дома в эксплуатацию.

Следовательно, администрации Междуреченского городского округа требуется дополнительное время для осуществления следующих мероприятий: в настоящее время в силу муниципального контракта застройщик осуществляет строительство 10-ти этажного 100-квартирного жилого дома сроком до 30.11.2021, дополнительно потребуется время для застройщика (3 месяца) для получения разрешения на ввод многоквартирного жилого дома в эксплуатацию после завершения строительства; КУМИ необходимо будет включить однокомнатную квартиру по строительному адресу <адрес> в реестр муниципальной собственности, передать квартиру в оперативное управление МУП «Управление развития жилищно-коммунального комплекса»; сотрудники МКУ «КЖВ» готовят проект постановления о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения с Старчиковой Е.С.; МКУ «УРЖКК» заключает договор найма специализированного жилого помещения с Старчиковой Е.С.

Указанные обстоятельства объективно являются непреодолимыми препятствиями, наличие которых не позволяет в срок, предусмотренный для добровольного исполнения решения суда, исполнить его надлежащим образом.

Для исполнения решения Междуреченского городского суда от 19.03.2020 по делу административный истец провел электронный аукцион, по результатам которого был заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ «Участия в долевом строительстве (для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома)», контракт оплачен на 80%, контракт зарегистрирован 21.09.2020 в Управлении Росреестра по Кемеровской области.

В силу изложенного у административного истца имеются объективные причины, и отсутствует виновное противоправное бездействие в неисполнении решения Междуреченского городского суда от 19.03.2020 по делу в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок.

Просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу Зубовой О. В. от 01.04.2021 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от 05.08.2020 -ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения до 30.04.2021 и освободить администрацию Междуреченского городского округа от уплаты исполнительского сбора в сумме 50000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу Зубовой О. В. от 01.04.2021 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от 05.08.2020 -ИП (л.д. 2-11).

Определением суда от 14.05.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Старчикова Е.С. (л.д. 115-123).

В судебное заседание представитель административного истца – администрации Междуреченского городского округа, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д. 124), Владимирова Н.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12) и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 13, 14), не явилась, представила в суд заявление об отказе от исковых требований в части признания незаконным постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу Зубовой О. В. от 01.04.2021 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от 05.08.2020 -ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения до 30.04.2021 (л.д. 133-134), а также просила рассмотреть дело в её отсутствие, указала, что на исковых требованиях об освобождении администрации Междуреченского городского округа от уплаты исполнительского сбора в сумме 50000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу Зубовой О. В. от 01.04.2021 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от 05.08.2020 -ИП настаивает и ходатайствует об их удовлетворении (л.д. 135).

В судебное заседание административный ответчик Управление Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу в лице судебного пристава-исполнителя Зубовой О. В., не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие ответчика (л.д. 93). Ответчик извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 125). Ответчиком представлены письменные возражения на административное исковое заявление (л.д. 89-92), в которых он указывает, что заявленные требования считает незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В МОСП по ОВИП на основании исполнительного документа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Междуреченским городским судом Кемеровской области, 05.08.2020 возбуждено исполнительное производство -ИП с предметом исполнения: обязать администрацию Междуреченского городского округа Кемеровской области предоставить Старчиковой Е. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории Междуреченского городского округа Кемеровской области, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью не менее 28 кв.м.

В связи с тем, что решение суда в установленный срок не исполнено, отсрочка исполнения решения суда должнику не предоставлена, судебным приставом-исполнителем 01.04.2021 в рамках исполнительного производства вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Указывает, что в МОСП по ОВИП поступили документы, направленные администрацией Междуреченского городского округа, в которых указаны меры, предпринятые должником. Но считает, что исполнительский сбор носит обязательный характер, то есть взыскивается всегда в предусмотренных ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ ситуациях в установленном законом размере и зачисляется в федеральный бюджет. Должник может быть освобожден от его уплаты только при наличии чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (непреодолимой силы). Штрафная санкция в виде исполнительского сбора, в данном случае, одна из основных мер, направленных на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе. Считает, что основания для освобождения администрации Междуреченского городского округа от взыскания исполнительского сбора и признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства -ИП, возбужденного в пользу Старчиковой Е.С., отсутствуют. Просит в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Заинтересованное лицо Старчикова Е.С., извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д. 126, 127), в судебное заседание не явилась, представила письменные возражения (л.д. 128-131), в которых указала, что считает доводы административного истца незаконными и необоснованными. Администрации Междуреченского городского округа не была предоставлена отсрочка исполнения решения Междуреченского городского суда Кемеровской области от 19.03.2020 по делу . До настоящего времени требования исполнительного листа должником не исполнены. Полагает, что не имеется законных оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора, поскольку администрацией Междуреченского городского округа не представлено доказательств наличия чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда.

Суд, руководствуясь ч. 2 ст. 130, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Рассматривая заявление административного истца об отказе от исковых требований в части признания незаконным постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу Зубовой О. В. от 01.04.2021 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от 05.08.2020 -ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения до 30.04.2021 (л.д. 133-134), суд, изучив письменные материалы дела, приходит к выводу о возможности принятия отказа административного истца от части исковых требований.

В силу пункта 3 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

Ст. 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что имеются основания, указанные в частях 5 и 6 статьи 39, частях 6 и 7 статьи 40, частях 1 и 2 статьи 194 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу, разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Согласно ч. 3 ст. 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части.

Как следует из материалов дела, административный истец представил письменный отказ от части исковых требований, в котором указал, что отказывается от заявленных исковых требований в части признания незаконным постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу Зубовой О. В. от 01.04.2021 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от 05.08.2020 -ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения до 30.04.2021. В заявлении об отказе от части исковых требований административный истец указал, что последствия отказа от части исковых требований ему известны и понятны.

Отказ административного истца администрации Междуреченского городского округа от части исковых требований заявлен добровольно и не противоречит требованиям закона. Судом не установлены публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа. Представитель административного истца имеет надлежащие полномочия на отказ от части административного иска, оформленные доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).

При таких данных суд принимает отказ администрации Междуреченского городского округа от административных исковых требований в части признания незаконным постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу Зубовой О. В. от 01.04.2021 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от 05.08.2020 -ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения до 30.04.2021.

Ввиду принятия судом отказа административного истца от части исковых требований, производство по делу в части требований о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу Зубовой О. В. от 01.04.2021 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от 05.08.2020 -ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения до 30.04.2021 подлежит прекращению на основании статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Разрешая административные исковые требования администрации Междуреченского городского округа к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу в лице судебного пристава-исполнителя Зубовой О. В. об освобождении от взыскания исполнительского сбора, суд, изучив письменные материалы дела, приходит к выводу об их удовлетворении.

В соответствии с ч. 1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 112 Федерального закона 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава- исполнителя о возбуждении исполнительного производства (4.1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника- индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника- организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей (ч. 3).

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» указано, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Из материалов дела следует и установлено судом, что решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 19 марта 2020 года на администрацию Междуреченского городского округа Кемеровской области возложена обязанность предоставить Старчиковой Е. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории Междуреченского городского округа Кемеровской области, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью не менее 28 кв.м.

Указанное решение суда вступило в законную силу 11.06.2020.

Для принудительного исполнения решения суда 09.07.2020 выдан исполнительный лист (л.д. 96-98), на основании которого по заявлению взыскателя Старчиковой Е.С. (л.д. 95) постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области от 05.08.2020 возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника - администрации Междуреченского городского округа Кемеровской области (л.д. 32, 99). Указанным постановлением должнику установлен пятидневный срок для добровольного удовлетворения требований исполнительного документа с момента получения копии постановления.

Указанное постановление получено администрацией Междуреченского городского округа 17.08.2020, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции (л.д. 32).

В связи с невозможностью добровольного исполнения решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок администрация Междуреченского городского округа 21.08.2020 обратилась в Междуреченский городской суд Кемеровской области с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от 19.03.2020 по делу в срок до 31.03.2022 (л.д. 35-37). Указанное заявление с документами, обосновывающими невозможность добровольного исполнения в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было направлено администрацией Междуреченского городского округа и в адрес МОСП ПО ОВИП (л.д. 38, 100).

Определением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 07.10.2020 указанное заявление было удовлетворено и предоставлена отсрочка до 31.03.2022 (л.д. 43-47).

О предоставленной отсрочке администрация Междуреченского городского округа уведомила судебного пристава-исполнителя (л.д. 49, 101, 102-104).

По результатам рассмотрения частной жалобы Старчиковой Е.С. (л.д. 105-108), апелляционным определением Кемеровского областного суда от 10.12.2020 определение Междуреченского городского суда от 07.10.2020 было отменено, и администрации Междуреченского городского округа отказано в отсрочке исполнения решения Междуреченского городского суда Кемеровской области от 19.03.2020 по делу (л.д. 54-58, 109-111).

На указанное апелляционное определение Кемеровского областного суда от 10.12.2020 администрацией Междуреченского городского округа 04.03.2021 подана кассационная жалоба.

Главой Междуреченского городского округа в адрес взыскателя Старчиковой Е.С. направлено гарантийное письмо от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ей однокомнатной квартиры в строящемся доме после ввода дома в эксплуатацию и проведения всех необходимых регистрационных процедур не позднее 31.12.2021. При получении гарантийного письма и выписки из постановления от ДД.ММ.ГГГГ-п Старчикова Е.С. указала, что не возражает, против срока предоставления её жилого помещения (л.д. 42, 53).

30.12.2020 администрация Междуреченского городского округа повторно обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 19.03.2020 на срок до 31.12.2021 (л.д. 61-64), о чем уведомила МОСП по ОВИП (л.д. 59-60, 65).

Определением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 11.01.2021 в удовлетворении заявления администрации Междуреченского городского округа о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 19.03.2020 на срок до 31.12.2021 было отказано (л.д. 66-70, 111 оборот-113).

В связи с тем, что исполнительный документ должником в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, не был исполнен, судебным приставом-исполнителем МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области от 01.04.2021 вынесено постановление о взыскании с должника-администрации Междуреченского городского округа исполнительского сбора в размере 50000 рублей (л.д. 72, 114).

Тем не менее, из материалов дела усматривается, что должником - администрацией Междуреченского городского округа предпринимались все зависящие от нее меры для исполнения судебного решения.

Приобретение жилых помещений осуществляется МКУ «Комитет по жилищным вопросам» в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которым устанавливаются специальные процедуры и сроки по заключению муниципальных контрактов, в форме электронного аукциона (л.д. 15-19).

Муниципальным казенным учреждением «Комитет по жилищным вопросам» в 2020 году было объявлено 2 аукциона на приобретение квартир на вторичном рынке, которые признаны не состоявшимися в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки (л.д. 34).

Кроме того, администрация Междуреченского городского округа указывает, что Старчиковой Е.С. во исполнение решения суда от 19.03.2020 по делу запланировано предоставление квартиры в новом строящемся доме по адресу <адрес>) не позднее 31.12.2021 (л.д. 42, 53).

В соответствии с условиями муниципального контракта участия в долевом строительстве (для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа) от 30.06.2020 (л.д. 22-31, 39-41), заключенного с ООО «Тест-Н», срок сдачи дома в эксплуатацию не позднее 30.11.2021. Указанный муниципальный контракт оплачен администрацией Междуреченского городского округа в соответствии с условиями, контракта, на 80 % (л.д. 51, 52, 71).

Также суд учитывает то, что Старчиковой Е.С., как оставшейся без попечения родителей, на основании постановления администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-п (л.д. 20) на условиях договора найма специализированного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено жилое помещение в общежитии по адресу <адрес> (л.д. 21)

Кроме того, суд принимает во внимание существующий порядок бюджетного финансирования расходов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и процесс утверждения бюджета.

В соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.

В силу п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 N 124-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования, отдыха и оздоровления детей, опеки и попечительства и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также иных категорий граждан" органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями в том числе: обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Кемеровской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Статьей 6 указанного Закона Кемеровской области от 14.11.2005 N 124-03 установлено, что методика расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых бюджетам городских округов и муниципальных районов (далее - муниципальные образования) из областного бюджета для осуществления отдельных государственных полномочий, устанавливается в приложении к настоящему Закону.

В соответствии с названной Методикой объем субвенций, предоставляемый местным бюджетам из областного бюджета для осуществления отдельных государственных полномочий, утверждается ежегодно законом Кемеровской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период на основании расчетов, которые базируются на данных статистических отчетов органов местного самоуправления в году, предшествующем финансовому (п.1).

Объем субвенций рассчитывается как сумма расходов областного бюджета на реализацию отдельных государственных полномочий в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В расчет включаются, в том числе, расходы на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пп.7 п.2).

Субвенция носит целевой характер и не может быть использована получателями бюджетных средств на другие цели (п. 17).

Из обстоятельств дела следует, что, исходя из даты получения должником копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа по исполнительному производству -ИП истекал ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела достоверно усматривается, что в указанный период у администрации Междуреченского городского округа отсутствовало свободное жилое помещение специализированного фонда, которое могло бы быть предоставлено взыскателю Старчиковой Е.С. в соответствии с требованиями исполнительного документа.

Следовательно, оно могло быть приобретено в результате заключения должником либо договора купли-продажи жилого помещения, либо контракта (договора) на долевое участие в строительстве жилья, что требует значительных временных затрат исходя из установленного законодательством порядка заключения и исполнения таких договоров.

В то же время, 21.08.2020, то есть в течение срока добровольного исполнения, администрация Междуреченского городского округа обратилась в Междуреченский городской суд Кемеровской области с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от 19.03.2020, в удовлетворении которого апелляционным определением Кемеровского областного суда от 10.12.2020 было отказано. Повторное заявление администрации Междуреченского городского округа от 30.12.2020 об отсрочке исполнения решения суда от 19.03.2020 также оставлено без удовлетворения.

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что администрацией Междуреченского городского округа приняты все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении Старчиковой Е.С. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории Междуреченского городского округа Кемеровской области, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью не менее 28 кв.м, но в установленный для добровольного исполнения срок исполнительный документ не мог быть исполнен ввиду объективных причин, что свидетельствует об отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности должника за нарушение обязательства.

При таких данных суд считает необходимым и обоснованным освободить должника - администрацию Междуреченского городского округа от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу Зубовой О. В. от 01.04.2021, вынесенного в рамках исполнительного производства от 05.08.2020 -ИП.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Производство по административному иску исковому заявлению администрации Междуреченского городского округа к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу в лице судебного пристава-исполнителя Зубовой О. В. об освобождении от взыскания исполнительского сбора прекратить в части требований о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу Зубовой О. В. от 01.04.2021 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от 05.08.2020 -ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения до 30.04.2021 в связи с отказом административного истца от части исковых требований.

Административные исковые требования администрации Междуреченского городского округа к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу в лице судебного пристава-исполнителя Зубовой О. В. об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить администрацию Междуреченского городского округа от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу Зубовой О. В. от 01.04.2021, вынесенного в рамках исполнительного производства от 05.08.2020 -ИП.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Междуреченский городской суд Кемеровской области.

Судья подпись Е.Ю. Белобородова

Резолютивная часть решения провозглашена 10 июня 2021 года.

Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 18 июня 2021 года.

Копия верна судья Е.Ю. Белобородова

Оригинал решения находится в деле № 2а-1098/2021 (УИД 42RS0013-01-2021-001793-45) в Междуреченском городском суде Кемеровской области.