№ 2а-1098/2022
23RS0008-01-2022-000847-50
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Белореченск. 31 марта 2022 года.
Судья Белореченского районного суда Краснодарского края Кириенко А.С., с участием:
представителя административного истца ООО «Карьер Великое» - ФИО1, В.,
представителей административного ответчика МО Белореченский район ФИО2, ФИО3, ответчика администрации МОБелореченский район - ФИО2 и ФИО3,
при секретаре Олейник А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО «Карьер Великое» к Администрации МО Белореченский район о признании незаконным бездействия органа государственной власти и обязании устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Карьер Великое» обратилось в Белореченский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к Администрации МО Белореченский район о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании устранить допущенные нарушения.
Требования мотивированы тем, что Общество с ограниченной ответственностью «Карьер Великое» является владельцем лицензии на право пользование недрами на Пойменном месторождении МО Белореченский район Краснодарского края серии КРД номер 000732 вид ТР, срок действия которой установлен до 01.03.2042 года. Координаты добычного участка недр, а также горного отвода соответствуют расположению в границах земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенных по <адрес> Административный истец является арендатором указанных земельных участков.
Во исполнение лицензионного договора, а также требований, установленных действующим законодательством Российской Федерации, административный истец ввиду наличия лицензии на недропользование, обратился к административному ответчику с заявлением о внесении соответствующих изменений в генеральный план, схему территориального планирования и правила землепользования и застройки, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №.
Письмом административного ответчика от 20.12.2021 года исх. № 17-15/1794 административному истцу было сообщено, что при корректировке Проекта генерального плана в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № функциональная зона будет изменена на функциональную зону «земли сельскохозяйственного назначения» с графическим отображением месторождения неметаллических полезных ископаемых. Срок корректировки Проекта до 06.02.2022. Таким образом, административному истцу было фактически отказано во внесении соответствующих изменений, во внесении соответствующих изменений. До настоящего времени администрацией МО Белореченский район, при наличии на территории Белореченского района участка недр местного значения и заявления недропользователя, подкрепленного лицензией и соответствующими координатами добычного участка недр, не приведены в соответствие генеральный план, схема территориального планирования и правила землепользования и застройки. Административный истец полагает, что исключение принадлежащих ему земельных участков из границ населенных пунктов, а также отнесение участков в соответствии с генеральным планом к функциональной зоне сельскохозяйственного использования сделает невозможным исполнение административным истцом условий пользования недрами в части возлагаемых на административного истца обязательств (п. 4.2.3.1 Условий пользования недрами) по сроку ввода месторождения полезных ископаемых в разработку (эксплуатацию), который составляет 24 месяца с даты государственной регистрации лицензии на пользование недрами.
Представитель административного истца ФИО4 уточнил заявленные требования и просил суд на основании доводов, изложенных в административном исковом заявлении:
признать незаконными бездействие администрации муниципального образования Белореченский район, выраженные в отказе в приведении генерального плана Родниковского сельского поселения Белореченского района, схемы территориального планирования муниципального образования Белореченский район в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и с учетом заявления административного истца;
в целях восстановления нарушенного права обязать администрацию муниципального образования Белореченский район в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта внести изменения в Проект схемы территориального планирования муниципального образования Белореченский район в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами: № к планируемой территории промышленных предприятий и представить проект на утверждение в Совет муниципального образования Белореченский район;
в целях восстановления нарушенного права обязать администрацию муниципального образования Белореченский район в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта внести изменения в Проект генерального плана Родниковского сельского поселения Белореченского района: отнести земельные участки с кадастровыми номерами: № к функциональной зоне - производственная зона; оставить земельные участки с кадастровыми номерами: № в границах населенного пункта п. Садовый, и представить проект на утверждение в Совет муниципального образования Белореченский район.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Белореченский район ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, представила суду отзыв и дополнения к отзыву на административное исковое заявление, в которых указала, что в период с 2008 по 2014 годы, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации всеми поселениями, входящими в состав муниципального образования Белореченский район, были разработаны и утверждены документы территориального планирования и градостроительного зонирования соответствующих поселений, а также схема территориального планирования муниципального образования Белореченский район. Решением Краснодарского краевого суда от 02.04.2018 года по делу № За- 487/2018 Генеральный план Родниковского сельского поселения был признан недействующим в части пересечениями ряда земельных участков с землями лесного фонда. В связи с этим, администрацией муниципального образования Белореченский район начата процедура приведения в соответствии Генерального плана Родниковского сельского поселения. 2 марта 2020 года Белореченский межрайонный прокурор обратился в Белореченский районный суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Белореченский район о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятие мер по приведению Генеральных планов, Правил землепользования и застройки Школьненского, Великовечненского, Первомайского, Родниковского, Дружненского сельских поселений Белореченского района, схемы территориального планирования муниципального образования Белореченский район и обязании в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу привести Генеральные планы, Правила землепользования и застройки Школьненского, Великовечненского, Первомайского, Родниковского, Дружненского сельских поселений Белореченского района, схему территориального планирования муниципального образования Белореченский район в соответствии с требованиями законодательства. 27 мая 2020 года Белореченским районным судом вынесено решение по административному исковому заявлению дело № 2А-724/2020 об обязании главы в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу привести Генеральные планы, Правила землепользования и застройки Школьненского, Великовечненского, Первомайского, Родниковского, Дружненского, Бжедуховского, Рязанского, Черниговского, Пшехского, Южненского сельских поселений Белореченского района, схему территориального планирования муниципального образования Белореченский район в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и с учетом заявлений заинтересованных лиц. Решение вступило в законную силу 30 июня 2020 года. Заявлений о внесении изменений в генеральный план, Правила землепользования и застройки от ООО «Карьер Великое» в период с 1 января 2016 года до настоящего времени в адрес администрации муниципального образования Белореченский район не поступали. Впоследствии администрацией муниципального образования Белореченский район был заключен муниципальный контракт на разработку проекта «Внесение изменений в генеральный план Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края». По разработанному Проекту были назначены общественные обсуждения. В ходе проведения общественных обсуждений были поданы заявления юридических и физических лиц. Было подано 6 обращений, из них корректировке в Проекте подверглось 3 участка. Проект был отправлен на доработку. Откорректированный проект был направлен на согласование в администрацию Краснодарского края в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. 30.06.2020 г. получено заключение администрации Краснодарского края об отказе в согласовании проекта «Внесение изменений в генеральный план Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края» (отрицательное заключение министерства природных ресурсов Краснодарского края). 28.07.2020 г. в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации создана согласительная комиссия по урегулированию замечаний, послуживших основанием для подготовки заключения об отказе в согласовании проекта «Внесение изменений в генеральный план Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края» (максимальный срок проведения согласительной комиссии 3 месяца). 06.10.2020 г. было проведено заседание согласительной комиссии, принято решение о согласовании Проекта с внесением в него изменений, учитывающих все замечания, явившиеся основанием для отказа в согласовании проекта генерального плана. 28.10.2020 г. Проект был направлен в администрацию Краснодарского края для получения повторного заключения (после устранения замечаний). После получения ответа департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края (30.11.2020) 23.12.2020 г. проект решения Совета муниципального образования Белореченский район был направлен в Белореченскую межрайонную прокуратуру для проведения правовой экспертизы на соответствие действующему законодательству. 21.01.2021 г. по Проекту получены замечания от Белореченской межрайонной прокуратуры в отношении перевода земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, транспорта, связи и т.д., а также включения в черту населенного пункта поселка МТФ-2 ряда земельных участков под проектируемую жилую застройку. 29.04.2021 г. было принято решение Советом муниципального образования Белореченский район №258 об отклонении Проекта внесения изменений в генеральный план и отправление его на доработку в части:
1. Отнесения земельных участков с кадастровыми номерами № к функциональной зоне «земли сельскохозяйственного назначения».
2. Изменения зон функционального назначения с «земли сельскохозяйственного назначения» на «застройку индивидуальными жилыми домами».
3. Изменение зон функционального назначения с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли промышленности».
18 ноября 2021 г. решением Советом муниципального образования Белореченский район № 311 было отменено решение Совета муниципального образование Белореченский район от 29.04.2021 г. № 258. 2 декабря 2021 г. на заседании комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки на территории муниципального образования Белореченский район было принято решение рекомендовать главе муниципального образования заключить муниципальный контракт на выполнение работ по корректировке Проекта генерального плана в части устранения замечаний, полученных от Белореченской межрайонной прокуратуры. 6 декабря 2021 г. был заключен муниципальный контракт №130 на выполнение работ по корректировке Проекта в части:
1) изменить функциональное зонирование земельных участков с
кадастровыми номерами № и прилегающего земельного участка неразграниченной государственной собственности площадью 2,7 га на зону сельскохозяйственного назначения;
2) изменить функциональное зонирование земельных участков с кадастровыми номерами № на зону сельскохозяйственного назначения. Срок выполнения работ по контракту 60 календарных дней. Проект генерального п
Срок выполнения работ по контракту 60 календарных дней. Проект генерального плана откорректирован и 25.01.2022 г. был направлен в Белореченскую межрайонную прокуратуру для проведения правовой экспертизы на соответствие действующему законодательству. До настоящего времени ответ не получен. В отношении вопроса приведения схемы территориального планирования административный ответчик указал, что 28 сентября 2020 г. принято постановление администрации муниципального образования Белореченский район №1233 «О подготовке проекта внесения изменений в схему территориального планирования муниципального образования Белореченский район Краснодарского края». 15 января 2021 г. между администрацией муниципального образования Белореченский район и ООО «Проектно-строительная компания «Руспроект» был заключен муниципальный контракт на выполнение данного вида работ. Срок исполнения работ составляет 8 месяцев с даты заключения контракта (до 15.09.2021г.). В период выполнения работ, Исполнитель по контракту предоставлял проект схемы, выполненный в соответствии с контрактом. В ходе проверки предоставленного проекта схемы Заказчиком неоднократно были выявлены недостатки, в связи с чем составлены соответствующие Акты о выявленных недостатках проекта «Внесение изменений в схему территориального планирования муниципального образования Белореченский район Краснодарский край» по муниципальному контракту № 01183000105200001200001/1 от 15 января 2021 года». После устранения выявленных недостатков 8 февраля 2022 г. проект схемы был принят Заказчиком. В настоящее время проект схемы формируется для размещения в федеральной государственной информационной системе территориального планирования для дальнейшего прохождения процедуры согласования.
Также административный ответчик указал, что ч. 7 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам. Ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что под устойчивым развитием территорий понимается обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. В ст. 1 также определено, что под нормативами градостроительного проектирования понимается совокупность расчетных показателей, установленных в соответствии с настоящим Кодексом в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и подлежащих применению при подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории. Ч. 1 ст. 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. В соответствии с п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Далее, ст. 104 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства;
3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия;
4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;
5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий. П. 18 ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что может быть установлена одна из зон с особыми условиями использования территорий, в том числе, санитарно-защитная зона. Согласно документам территориального планирования утверждается, в том числе, санитарно-защитная зона предприятия, осуществляющего дробильно-сортировочную деятельность.
Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании поддержал доводы ФИО2, а также пояснил суду, что в случае удовлетворения заявленных административным истцом требований на их исполнение потребуется больший срок, чем заявлено административным истцом.
Выслушав в судебном заседании представителя административного истца ФИО4, представителей административного ответчика - ФИО2, ФИО3, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что административный истец ООО «Карьер Великое» являлся обладателем лицензии на право пользования недрами серии КРД номер 81930 вид ТП от 13.08.2021 года (л.д. 11-33), в соответствии с которой административному истцу было предоставлено право пользования участком недр для геологического изучения в целях поисков и оценки песчано-гравийных пород на Пойменном участке МО Белореченский район Краснодарского края сроком до 13.08.2024 года. Впоследствии административному истцу выдана лицензия на право пользования недрами серии КРД номер 000732 вид ТР от 05.03.2022 года (л.д. 86-97), в соответствии с которой административному истцу предоставлено право пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на Пойменном участке МО Белореченский район Краснодарского края сроком до 01.03.2042 года.
Лицензия предоставляет обществу исключительное право на разведку и добычу песчано-гравийной смеси на лицензионном участке в пределах границ горного отвода площадью 51,54 га. В границах горного отвода находятся земельные участки, с кадастровыми №№ № которые принадлежат административному истцу на праве аренды на основании Соглашения от 16.09.2021 года о передаче прав и обязанностей по Договору № № аренды земельного участка (л.д. 34-35), Соглашения от 17.09.2021 года о передаче прав и обязанностей по Договору № № аренды земельного участка (л.д. 36-37). Указанное обстоятельство административным ответчиком не оспаривается.
В соответствии с представленными в материалы дела выписками из ЕГРН (л.д. 78-85) земельный участок с кадастровым № №:43, площадью 961107 кв.м., отнесен к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – сенокосы, земельный участок с кадастровым № № площадью 203119 кв.м., отнесен к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения и эксплуатации карьера по добыче гравийно-песчаной смеси.
В выписках ЕГРН содержатся сведения о том, что указанные земельные участки находятся в аренде у административного истца сроком на 49 лет.
Как следует из письма Администрации МО Белореченский район Краснодарского края от 20.12.2021 года № 17-15/1794 (л.д. 38-39), направленного в адрес административного истца, при внесении изменений в Генеральный план Родниковского сельского поселения Белореченского района принадлежащие административному истцу земельные участки будут отнесены к функциональной зоне «земли сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с представленным в материалы дела Письмом Администрации МО Белореченский район Краснодарского края от 02.03.2022 года № 16-06/558 (л.д. 56-62) принадлежащие административному истцу земельные участки с кадастровыми №№ № в соответствии с действующим в настоящее время Генеральным планом Родниковского сельского поселения, утвержденного решением Совета Родниковского сельского поселения от 30.08.2011 года № 113 находятся в границе населенного пункта п. Садовый в зоне прочих земель населенного пункта, а также попадают в горный отвод месторождения песчано-гравийной смеси, водоохранную зону.
Из представленного в материалы дела проекта Генерального плана Родниковского сельского поселения, следует, что указанным проектом предусматривается внесение изменений в генеральный план, в соответствии с которыми предполагается отнесение принадлежащих административному истцу земельных участков к зоне сельскохозяйственного использования (земли сельскохозяйственного назначения) и, соответственно, исключение указанных участков из границы населенного пункта (листы 101, 105, 110, 331 тома 3 текстовых материалов по обоснованию генерального плана) (л.д. 74-77).
Действующая в настоящий момент схема территориального планирования муниципального образования Белореченский район, утвержденная Решением Совета муниципального образования от 30.01.2014 года № 45 (л.д. 98), представленная в судебное заседание предусматривает, что принадлежащие административному истцу земельные участки расположены в землях населенных пунктов.
В материалы дела административным ответчиком представлено Решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 27.05.2020 года (л.д. 104-108), в соответствии с которым на административного ответчика возложена обязанность по приведению генеральных планов сельских поселений Белореченского района Краснодарского края в соответствии с требованиями градостроительного законодательства с учетом заявлений заинтересованных лиц.
Также в материалы дела административным ответчиком представлены документы, подтверждающие действия администрации по исполнению решения суда (л.д. 110-223).
Удовлетворяя заявленные административным истцом требования, суд исходит из следующего.
Административному истцу предоставлено право пользования недрами в пределах горного отвода, расположенного в границах, принадлежащих административному истцу на праве долгосрочной аренды земельных участков с кадастровыми №, расположенных по адресу: <адрес>
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах). Кроме того, названный Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных настоящим Законом (абзац 1).
Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий (абзац 3).
Законом о недрах на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недра» выполнение условий, установленных лицензией, а также своевременное и правильно внесение платежей за пользование недрами и прочих обязательных платежей.
В соответствии с условиями полученной лицензии административный истец обязан ввести месторождение полезных ископаемых в разработку (эксплуатацию) не позднее 24 месяцев с даты государственной регистрации лицензии на пользование недрами, т.е. в срок до 05.03.2024 года (п. 4.2.3 Условий пользования недрами, являющимся неотъемлемой частью лицензии (л.д. 89)). В соответствии с п. 5.3 Условий пользования недрами (л.д. 90) административный истец обязан обеспечить оформление прав на земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования в соответствии с законодательством Российской Федерации до начала добычи полезного ископаемого. Пунктом 12.1 Условий пользования недрами (л.д. 91) предусмотрено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено за нарушение сроков исполнения обязательств, указанных в пунктах 4.1 – 4.2 условий пользования недрами. Следовательно, в случае несоблюдения административным истцом сроков ввода месторождения полезных ископаемых в разработку (эксплуатацию) право пользования недрами может быть досрочно прекращено.
Земельное законодательство запрещает использовать земли и земельные участки не по целевому назначению. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, пользователь недр, получивший в установленном законом порядке соответствующую лицензию на право пользования недрами, не может осуществлять действия по выполнению условий пользования недрами в случае, если земельные участки в соответствии с документами территориального планированию будут относиться к функциональной зоне, не позволяющей осуществлять деятельность по недропользованию.
Отражение в документах территориального планирования, сведений о расположении принадлежащих административному истцу земельных участков к зоне сельскохозяйственного использования, будет являться неустранимым препятствием для осуществления деятельности по недропользованию в соответствии с предоставленной административному истцу лицензией.
Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает в ст. 9, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1).
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения. (часть 3).
Подготовка документов территориального планирования Российской Федерации осуществляется на основании отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, в том числе генеральных схем в топливно-энергетических и транспортных отраслях, стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения безопасности с учетом положений стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации, национальных проектов, межгосударственных программ, государственных программ Российской Федерации, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, решений органов государственной власти, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, а также сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее также - информационная система территориального планирования) (часть 5).
Подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования субъекта Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 6).
Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования (далее в целях настоящей главы - официальный сайт), не менее чем за три месяца до их утверждения, а в случаях, предусмотренных частью 2.1 статьи 12, частями 5.1 и 5.2 статьи 16, частями 6.1 и 6.2 статьи 21, частями 7.1 и 7.2 статьи 25 настоящего Кодекса, не менее чем за один месяц до их утверждения (часть 7).
Схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. В иных случаях указанные схемы территориального планирования утверждаются на срок не менее чем десять лет (часть 10).
Статьей 17 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установлено, что состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, утверждаемым представительным органом местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
В силу части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Частью 1 статьи 24 ГрК РФ установлено, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 24 ГрК РФ).
Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (часть 10 статьи 24 ГрК РФ).
При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса (часть 11 статьи 24 ГрК РФ).
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 ГрК РФ).
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план. Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса (части 16 и 17 статьи 24 ГрК РФ).
Как следует из представленного в материалы дела Письма административного ответчика от 02.03.2022 года № 16-06/558 (л.д. 56-62) земельные участки с кадастровыми №№:43 в соответствии с действующим в настоящее время Генеральным планом Родниковского сельского поселения, утвержденного решением Совета Родниковского сельского поселения от 30.08.2011 года № 113 находятся в границе населенного пункта п. Садовый в зоне прочих земель населенного пункта, а также попадают в горный отвод месторождения песчано-гравийной смеси, водоохранную зону.
Из представленного в материалы дела проекта Генерального плана Родниковского сельского поселения предусматривается внесение изменений, в соответствии с которыми предполагается отнесение земельных участков с кадастровыми № к зоне сельскохозяйственного использования (земли сельскохозяйственного назначения) и, соответственно, исключение указанных участков из границы населенного пункта (л.д. 74-77).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ, установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, определенном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (абзац восьмой пункта 1 статьи 8 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Соответственно, исключение принадлежащих административному истцу земельных участков из границ населенных пунктов повлечет изменение категории указанных земельных участков с категории земель населенных пунктов на категорию земель сельскохозяйственного назначения.
Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию определены статьей 7 поименованного Федерального закона.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Пунктом 3 статьи 4 Закона N 172-ФЗ установлено, что одним из оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую является установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
При отнесении земельных участков с кадастровыми №№:43 к зоне сельскохозяйственного использования (земли сельскохозяйственного назначения) административный истец не только будет лишен возможности использовать указанные участки для осуществления недропользования в соответствии с имеющейся у него лицензией по причине несоответствия осуществляемой деятельности виду разрешенного использования участков, но и не сможет в установленном законом порядке осуществить перевод указанных участков в категорию земель промышленности в силу несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования.
Кроме того, отнесение принадлежащих административному истцу земельных участков к категории земель сельскохозяйственного назначения может повлечь прекращение арендных отношений в силу следующего.
Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 615 ГК РФ, арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка (в том числе в связи с изменением его категории) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора.
В то же время использование земельного участка не по назначению, может является основанием для расторжения договора аренды.
Таким образом, изменение категории земельных участков, принадлежащих административному истцу на праве аренды может повлечь за собой расторжение действующих договоров аренды земельных участков, что нарушит права административного истца как арендатора земельных участков.
В соответствии с частью 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит в том числе положение о территориальном планировании и карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (пункт 2 части 4 статьи 23 ГрК РФ).
В соответствии с представленным в материалы дела проектом генерального плана Родниковского сельского поселения Белореченского района, указанный проект предусматривает функциональное зонирование территории Родниковского сельского поселения с определением видов градостроительного использования установленных зон, параметров планируемого развития и ограничений на их использование (п. 2.2.2 Положения о территориальном планировании). Проектом предусматривается функциональное зонирование территории Родниковского поселения на следующие виды зон:
• Жилые зоны;
• Общественно-деловые зоны;
• Производственные зоны;
• Зоны инженерной и транспортной инфраструктур;
• Зоны сельскохозяйственного использования;
• Зоны рекреационного назначения;
• Зоны специального назначения.
В соответствии с п. 2.2.3 Положения о территориальном планировании производственные зоны предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:
1) коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов оптовой торговли;
2) производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;
3) иные виды производственной инфраструктуры.
В соответствии с п. 2.2.5 Положения о территориальном планировании земли сельскохозяйственного использования предназначены для нужд сельского хозяйства, как и другие земли, предоставленные для этих целей, в соответствии с градостроительной документацией о территориальном планировании, а также разработанной на их основе землеустроительной документацией (территориальным планированием использования земель).
Зоны сельскохозяйственного использования подразделяются на следующие виды:
• Зоны сельскохозяйственных угодий;
• Зоны садоводческих, огороднических некоммерческих объединений граждан;
• Производственные зоны сельскохозяйственных предприятий;
• Иные зоны сельскохозяйственного назначения.
Разрешенные виды использования: сельскохозяйственные угодья (пашни, сады, виноградники, огороды, сенокосы, пастбища, залежи), лесополосы, внутрихозяйственные дороги, коммуникации, леса, многолетние насаждения, замкнутые водоемы, здания, строения, сооружения, необходимые для функционирования сельского хозяйства, в том числе сельскохозяйственные предприятия, опытно-производственные, учебные, учебно-опытные, учебно-производственные хозяйства, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля и общеобразовательные учреждения для сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских и других целей.
Следовательно, права административного истца на осуществление деятельности по недропользованию в соответствии с предоставленной ему лицензией могут быть обеспечены только в случае отнесения земельных участков в генеральном плане поселения к функциональной зоне – производственная зона с учетом их нахождения в границах населенного пункта.
Суд критически оценивает довод представителя административного ответчика о том, что принятие решения об исключении земельных участков административного истца из границ населенного пункта и отнесение их категории земель сельскохозяйственного назначения было обусловлено замечаниями Белореченского межрайонного прокурора по проекту изменений в генеральный план. Как следует из представленного в материалы дела письма Белореченской межрайонной прокуратуры от 21.01.2021 года № 22-03-2021/471 (л.д. 203-205) возражения прокурора относительно изменения функциональных зон спорных земельных участков были обусловлены фактом досрочного прекращения действия лицензии на право пользования недрами предыдущего правообладателя земельных участков – ООО фирмы «Магнолия». Между тем, у административного истца на настоящий момент имеется действующая лицензия, в связи с чем основания возражений, указанных в письме прокуратуры, на настоящий момент отсутствуют.
Таким образом, бездействие административного ответчика по внесению изменений в Генеральный план Родниковского сельского поселения не соответствует закону и нарушает права административного истца, которые подлежат восстановлению путем внесения изменений в Генеральный план Родниковского сельского поселения Белореченского района в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами: № к функциональной зоне - производственная зона, оставлении земельных участков с кадастровыми номерами: №:43 в границах населенного пункта п. Садовый, представлении проекта с указанными изменениями на утверждение в Совет муниципального образования Белореченский район.
При разрешении требования о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального образования Белореченский район Краснодарского края суд исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе схемы территориального планирования муниципальных районов.
Статьей 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установлено, что схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района (часть 1).
Проект схемы территориального планирования муниципального района до ее утверждения подлежит в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3).
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схемы территориального планирования муниципального района, вправе оспорить схему территориального планирования муниципального района в судебном порядке (часть 7).
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе представить в органы местного самоуправления муниципального района предложения о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района (часть 8).
Внесение изменений в схему территориального планирования муниципального района должно осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящей статьей и статьями 9 и 21 настоящего Кодекса (часть 9).
Как следует из представленной в материалы дела Схемы территориального планирования муниципального образования Белореченский район Краснодарского края, утвержденной Решением Совета муниципального образования от 30.01.2014 года № 45 (схема территориального планирования (основной чертеж, марка чертежа СТП-1)) земельные участки с кадастровыми номерами № отнесены к землям населенных пунктов. Как следует из действующей Схемы территориального планирования муниципального образования Белореченский район Краснодарского края, схема предусматривает выделение в составе земель в границах населенных пунктов производственных территорий, в связи с чем, исходя из наличия у административного истца лицензии на добычу и принципа соответствия генерального плана поселения схеме территориального планирования муниципального образования Белореченский район земельные участки с кадастровыми номерами № подлежат отнесению к планируемой территории промышленных предприятий.
При этом, исходя из необходимости соответствия генерального плана поселения схеме территориального планирования муниципального образования Белореченский район при внесении изменений в генеральный план поселения соответствующие изменения должны быть внесены и в схему территориального планирования муниципального образования Белореченский район.
Таким образом, бездействие административного ответчика по внесению изменений в Схему территориального планирования муниципального образования Белореченский район Краснодарского края не соответствует закону и нарушает права административного истца, которые подлежат восстановлению путем внесения изменений в Схему территориального планирования муниципального образования Белореченский район Краснодарского края в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами: № к планируемой территории промышленных предприятий, представлении проекта с указанными изменениями на утверждение в Совет муниципального образования Белореченский район.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
В качестве способа восстановления нарушенного права административный истец просил суд признать незаконными бездействие администрации муниципального образования Белореченский район, выраженные в отказе в приведении генерального плана Родниковского сельского поселения Белореченского района, схемы территориального планирования муниципального образования Белореченский район в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и с учетом заявления административного истца; обязать администрацию муниципального образования Белореченский район в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта внести изменения в Проект схемы территориального планирования муниципального образования Белореченский район в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами: №:43 к планируемой территории промышленных предприятий и представить проект на утверждение в Совет муниципального образования Белореченский район; обязать администрацию муниципального образования Белореченский район в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта внести изменения в Проект генерального плана Родниковского сельского поселения Белореченского района: отнести земельные участки с кадастровыми номерами: № к функциональной зоне - производственная зона; оставить земельные участки с кадастровыми номерами: №:43 в границах населенного пункта п. Садовый, и представить проект на утверждение в Совет муниципального образования Белореченский район.
В соответствии со статьей 227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
По смыслу положений главы 22 КАС РФ требование о понуждении органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца при подаче заявления, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов административного истца.
Указание на способ защиты права в случае признания оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца является обязательным требованием к резолютивной части решения по административному делу, без чего оно не может считаться полным и законным.
Согласно положениям пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, суд должен сам определить способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Из изложенного следует, что, признав оспоренные решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. При этом применяемая восстановительная мера должна отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного соответствующим актом, и быть обусловленной существом спора.
Определение надлежащего способа устранения нарушения права входит в компетенцию суда, в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу. Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной административным истцом восстановительной мерой.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что надлежащим способом восстановления нарушенного права будет являться возложение на администрацию муниципального образования Белореченский район обязанности в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта устранить допущенные вышеуказанные нарушения в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: №
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, гл. 22 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ООО «Карьер Великое» к Администрации МО Белореченский район о признании незаконным бездействия органа государственной власти и обязании устранить допущенные нарушения, удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Белореченский район, выраженные в отказе в приведении генерального плана Родниковского сельского поселения Белореченского района, схемы территориального планирования муниципального образования Белореченский район в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и с учетом заявления административного истца, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: №
В целях восстановления нарушенного права обязать администрацию муниципального образования Белореченский район в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта устранить допущенные нарушения в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: №
Отменить меры предварительной защиты по административному иску, принятые определением Белореченского районного суда от 22.02.2022 года, касающиеся запрета администрации МО Белореченский район производить действия по утверждению генерального плана Родниковского сельского поселения Белореченского района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение 30 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 5 апреля 2021 года.
Судья А.С. Кириенко