К делу № 2а-1364/2020
Решение
Именем Российской Федерации
«13» февраля 2020 года г. Краснодар
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего: судьи Ермолова Г.Н.,
секретаря судебного заседания Щегольковой М.М.,
помощника судьи Авдеевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара о признании незаконным решения,
Установил:
ФИО1 обратилась в суд с данным иском, в котором просит суд признании незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара от 16.09.2019 года об отказе в возврате излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в размере 151 527,11 рублей; обязать Управление ПФР вернуть переплату по страховым взносам в размере 183 328,87 рублей. В обоснование иска указано, что в период с 01.10.2010 года по 06.12.2016 года осуществляла предпринимательскую деятельность. Административный истец предоставляла своевременно отчетность в налоговый орган и вносила налоговые платежи. Административный истец за время ведения деятельности имела в Краснодарском крае временную регистрацию, постоянная регистрация была в Нижнекамском районе. По мнению пенсионного фонда Нижнекамского района административный истец за время ведения деятельности не предоставляла отчетность, налоги не оплачивала. По данному причине с истца была взыскана задолженность по налоговым платежам, со счета истца принудительно взыскана задолженность в размере 175 718,50 рублей. 29.08.2019 года административный истец обратился к ответчику с просьбой вернуть переплату по обязательным платежам. Однако, решением пенсионного фонда от 16.09.2019 года истцу было отказано. Полагая данное решение должностного лица незаконным, нарушающим ее права и законные интересы, просит суд восстановить нарушенные права.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании иск поддержал, подтвердив доводы и требования административного искового заявления.
Представитель административного ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления. Считает, что права и законные интересы административного истца действиями пенсионного фонда не нарушены.
Представитель заинтересованного лица ИФНС России № 4 по г. Краснодару в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления.
Представитель заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, от него поступил отзыв относительно исковых требований.
Представитель заинтересованного лица Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, от него поступил отзыв относительно исковых требований.
Представитель заинтересованного лица Нижнекамского РОСП в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, от него поступил отзыв относительно исковых требований.
Суд счел возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 150 КАС РФ.
Суд, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, полагает, что административный иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В обоснование иска административный истец указывает, что в период с 01.10.2010 года по 06.12.2016 года последняя осуществляла предпринимательскую деятельность. Административный истец предоставляла своевременно отчетность в налоговый орган и вносила налоговые платежи. Административный истец за время ведения деятельности имела в Краснодарском крае временную регистрацию, постоянная регистрация была в Нижнекамском районе. По мнению пенсионного фонда Нижнекамского района административный истец за время ведения деятельности не предоставляла отчетность, налоги не оплачивала. По данному причине с истца была взыскана задолженность по налоговым платежам, со счета истца принудительно взыскана задолженность в размере 175 718,50 рублей. 29.08.2019 года административный истец обратился к ответчику с просьбой вернуть переплату по обязательным платежам. Однако, решением пенсионного фонда от 16.09.2019 года истцу было отказано.
Как следует из предоставленных материалов, в качестве плательщика страховых взносов ФИО1 состояла на регистрационном учете в Управлении ПФР Нижнекамского района и г. Нижнекамска с 05.10.2010 года. На основании Выписки из ЕГРИП в связи с изменением места жительства (Краснодарский край) 04.02.2016 года ФИО1 была снята с регистрационного учета Управлении ПФР Нижнекамского района и г. Нижнекамск. Вся информация о суммах задолженности, уплаты и принятых мерах по взысканию задолженности была передана в Управление ПФР в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара 19.02.2019 года.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Статьей 11 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» определено, что регистрация индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей в территориальных органах ПФР и снятие их с учета осуществляется в течение трех дней со дня представления налоговыми органами сведений, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Регистрация и снятие с учета ИП осуществляется по месту жительства индивидуального предпринимателя ФИО2 в другой орган в связи с изменением места жительства осуществляется также на основании данных, полученных от ФНС в виде выписки из ЕГРИП. При смене места жительства, вся информация по плательщику страховых взносов передается Управлением ПФР по прежнему месту жительства плательщика в Управление ПФР по новому месту жительства в электронном виде.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный фонд медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», обязанность но уплате страховых взносов сохраняется за плательщиком со дня его регистрации до момента прекращения деятельности его, как индивидуального предпринимателя, а также не ставится законом в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в связи с изменением места регистрации из Управления ПФР в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске, ФИО1, (ИНН №/ОГРН №) состояла на регистрационном учете в качестве плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя, не производящего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в органах ПФР по Краснодарскому краю с 04.02.2016 года по 19.12.2016 года, с присвоением регистрационного номера №
В соответствии с Письмом Министерства Финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ с 01.01.2017г отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулирует глава 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
ДД.ММ.ГГГГ в составе электронного дела в УПФР в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара поступила следующая информация: задолженность по страховым взносам и пеням на ОПС и ОМС в сумме 106 432,02 рублей, в том числе: на ОПС 54 572,84 рублей (взносы страховая часть, период с 2013 года); на ОПС 11 066,40 рублей (взносы страховая часть, период с 2010 года); на ОПС 7 495,20 рублей (взносы накопительная часть, период с 2013 года); на ОПС 5 435,90 рублей (взносы накопительная часть, период с 2010 года); на ОМС 14 667,78 рублей (взносы ФФОМС); на ОМС 1 039,20 рублей (взносы ТФОМС); на ОПС 2 840,29 рублей (пени страховая часть, период с 2010 года); на ОПС 4 568,67 рублей (пени страховая часть, период с 2013 года); на ОПС 1 498,45 рублей (пени накопительная часть, период с 2010 года); на ОПС 985,24 рублей (пени накопительная часть, период с 2013 года); на ОМС 1 921,52 рублей (пени ФФОМС); на ОМС 340,53 рублей (пени ТФОМС). Переплата по страховым взносам на ОПС в сумме 185 502,92 рублей, в том числе: на ОПС 179 160,79 рублей (взносы страховая часть); на ОПС 2 943,08 рублей (пени страховая часть); на ОМС 3 399,05 рублей (взносы ФФОМС).
Информация о доходах получена из ИФНС на региональном уровне, составила: 2014 год - 0,00 рублей; 2015 год - сведения отсутствуют; 2016 год - 0,00 рублей.
В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на ОПС и ОМС в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный фонд медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» ФИО1 были доначислены пени за соответствующие периоды в размере 16 635,39 рублей, в том числе: на ОПС 9 232,47 рублей (пени страховая часть, период с 2013 года); на ОПС 2 195,76 рублей (пени страховая часть, период с 2010 года); на ОПС 1 487,17 рублей (пени накопительная часть, период с 2013 года); на ОПС 1 078,58 рублей (пени страховая часть, период с 2010 года); на ОМС 2 641,41 рублей (пени ФФОМС).
За период с 04.02.2016 года по 19.12.2016 года Управлением ПФР сформированы обязательства на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование: СЧ – 19 096,31 рублей, ФФОМС – 3 745,82 рублей.
В соответствии с утвержденным Порядком признания безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам и их списания от ДД.ММ.ГГГГ№ Управлением ПФР проведены работы по списанию сумм, принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 522,78 рублей, в том числе: на ОПС – 78,26 рублей (пени, страховая часть, период с 2010 года); на ОПС - 1 070,18 рублей (пени, страховая часть, период с 2013 года); на ОМС - 3 650,58 рублей (взносы, ФФОМС); на ОМС – 464,18 рублей (пени, ФФОМС); на ОПС – 109,12 рублей (пени, накопительная часть, период с 2010 года); на ОПС – 150,46 рублей (пени, накопительная часть, период с 2013 года).
Таким образом, по состоянию на 20.01.2020 года за период до 01.01.2017 года с учетом поступивших в составе ЭД денежных средств, а также списанных и оплаченных сумм (после 01.01.2017 года) числится: задолженность по страховым взносам и пеням на ОПС и ОМС в сумме 55 117,50 рублей, в том числе: на ОПС 11 066,40 рублей (взносы страховая часть, период с 2010 года); на ОМС 7 713,40 рублей (взносы ФФОМС); на ОПС 5 435,90 рублей (взносы накопительная часть, период с 2010 года); на ОПС 7 495,20 рублей (взносы накопительная часть, период с 2013 года); на ОМС 1 039,20 рублей (взносы ТФОМС); на ОПС 4 397,04 рублей (пени страховая часть, период с 2010 года); на ОПС 9 232,47 рублей (пени страховая часть, период с 2013 года); на ОПС 2 467,91 рублей (пени накопительная часть, период с 2010 года); на ОПС 2 321,95 рублей (пени накопительная часть, период с 2013 года); на ОМС 3 930,27 рублей (пени ФФОМС); на ОМС 17,76 рублей (пени ТФОМС). Переплата по страховым взносам на ОПС в сумме 114 309,71 рублей.
Одновременно, согласно Федерального закона от 03.07.2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов принимается органами Пенсионного фонда на основании письменного заявления плательщика страховых взносов по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, при отсутствии у плательщика задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года.
Таким образом, для осуществления возврата излишне уплаченных страховых взносов по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2017 года, ФИО1 возможно при отсутствии задолженности.
Оплаченные ФИО1 страховые взносы на ОПС после 01.01.2017 года, учтены на индивидуальном лицевом счете (ИЛС).
В соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01.01.2017 года администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование являются органы федеральной налоговой службы.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, при условии, что за эти периоды включались и уплачивались взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Административный ответчик при принятии решения об отказе в возврате переплаты по обязательным платежам не указал административному истцу информацию относительно начислений и переплат и периоды их образования, не отразил тот факт, что решение по вопросу возврата излишне уплаченных сумм на момент принятия оспариваемого решения может принять налоговый орган, а не ответчик, не разъяснил право истцу на обращение с поданным заявлением в компетентный для принятия решения орган. Более того, сам пенсионный фонд и налоговый орган подтверждает наличие переплаты по обязательным платежам, однако, это не нашло отражение в принятом пенсионным фондом решении.
Давая оценку указанным обстоятельствам, учитывая вышеназванные положения закона, суд пришел к выводу о том, что принятое административным ответчиком решение не мотивировано и не содержит оснований принятого решения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации именно истец обязан доказать факт нарушения своих прав действиями (бездействием) органами, организациями и должностными лицами, наделенными государственными или иными публичными полномочиями.
Таким образом, административный ответчик не предоставил суду доказательств законности и обоснованности принятого им решения от 16.09.2019 года об отказе административному истцу в возврате сумм излишне уплаченных денежных средств, в связи с чем, нарушил права административного истца.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.
Исходя из исследованных доказательств и оценки их в совокупности, принимая во внимание вышеуказанные требования закона, суд приходит к выводу о том, что нарушение прав заявителя оспариваемым решением установлено, предусмотренные действующим законодательством требования закона не выполнены, поэтому административное исковое заявление ФИО1 в части признания незаконным решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара от 16.09.2019 года подлежит удовлетворению.
При этом, исходя из заявленных административных исковых требований, учитывая фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что нарушенное право ФИО1 подлежит восстановлению, путем возложения на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть вопрос о возврате ФИО1 сумм излишне уплаченных денежных средств. Понуждение административного ответчика к возврату сумм невозможно, поскольку в настоящее время имеющиеся задолженности и переплаты истца перешли к налоговой инспекции.
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными, орган местного самоуправления обязан устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении административного иска ФИО1, к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара от 16.09.2019 года об отказе в возврате излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в размере 151 527,11 рублей; понуждении Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара вернуть переплату по страховым взносам в размере 183 328,87 рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий –