ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10990/2015 от 26.11.2015 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

дело № 2а-10991/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 ноября 2015 г. г. Уфа

Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Оленичевой Е.А.

при секретаре Гусмановой Р.И.,

с участием представителя административного истца - ...Т.Л.Н., действующей по доверенности от < дата >,

представителя административного истца - ...К.И.П., действующего по доверенности от < дата >,

представителя административного ответчика - ...М.Г.Р., действующей по доверенности от < дата >,

представителя административного ответчика - ...Х.Л.Р., действующей по доверенности от < дата >,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам ... к ... о признании незаконными и отмене предписаний государственного инспектора труда,

УСТАНОВИЛ:

Предписаниями и.о.заместителя руководителя ...Е.И.Х.... от < дата >, ... от < дата > генеральному директору ...К.В.Г. предписано устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также отстранить от работы работников.

... обратилось в суд с административным иском к ... о признании незаконным предписания ... от < дата > по тем основаниям, что пунктом 1 вышеуказанного предписания ... предписано: обеспечить проведение внепланового обучения всех работников ... Руководителей и специалистов в специализированном учебном центре, имеющем лицензию на оказание образовательных услуг и аккредитованном в Министерстве труда Российской Федерации на оказание услуг в области труда. Согласно ч. 2 ст. 212 и ст. 214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить за свой счет, а работник обязан пройти обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, прохождение инструктажей по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда. Основным документом, определяющим правила прохождения обучения, является Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 22003 № 1/29. Порядок обучения обязателен для исполнения работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями - физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор (п. 1.2 Порядка обучения). В соответствии со ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. Частью 3 ст. 217 ТК РФ предусмотрено, что при отсутствии у работодателя службы охраны штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. В ... соответствующая служба имеется. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 08.02.2000 г. № 14 (в редакции Приказа Минтруда России от 12.02.2014 г. № 96) утверждены Рекомендации по ши работы службы охраны труда в организации. В соответствии с указанными рекомендациями в функции службы по охране труда входят в частности: разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику; организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда. Согласно ч. 2 ст. 212, ч. 2 ст. 225 и ст. 214 ТК РФ работодатель обязан проводить, а работник обязан проходить инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда. Приказом № ... от < дата >. в ... утвержден состав аттестационной in по проверке знаний требований охраны труда. Таким образом, нарушения установленного организации обучения работников, комбинатом не допущено. Обязательной аккредитации подлежат организации, оказывающие услуги в области труда. ... таких услуг не оказывает. ... руководствуется Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29. Полагают, что проведение внепланового обучения всех работников ... руководителей и специалистов в специализированном учебном центре, имеющем лицензию на оказание образовательных услуг и аккредитованном в Министерстве труда, предъявленное к ... не обосновано.

Пунктом 2 названного предписания ... предписывается: Работников рабочих профессий обучить в комиссии предприятий, члены комиссии должны быть обучены в установленном порядке в специализированном учебном центре. Л.Р.А. - машинист насосных установок, Г.З.Г. - машинист крана (крановщик) не прошли обучение и проверку знаний, с последующей выдачей удостоверения, по 20 часовой программе по охране труда в течение месяца со дня приема на работу. Однако, как указывалось ранее, в ... создана служба охраны труда. В ее функции входят в частности: организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке требований охраны труда. Указанный в предписании Л.Р.А. не значится в списках работников комбината на проведения проверки. Машинист крана Г.З.Г. была обучена по 20 часовой программе с последующей проверкой знаний (протокол ... от < дата >).

Пунктом 3 названного предписания ... предписывается обеспечить обучение и проверку знаний работников допущенных к работам на высоте по Правилам по охране труда при работе на высоте .... Однако, руководители предприятия в количестве ... человек обучены в аккредитованном учебном на третью группу (протокол ... от < дата >, выданный ...). (Приложение ...): ... члена комиссии (главный инженер, главный энергетик, главный механик, начальник УПБиОТ), ... преподавателя (заместитель главного механика, начальник ООТиТБ, заместитель начальника ООТиТБ, заместитель начальника ЦТРО). Учеба на первую группу организована < дата > по подразделениям по утвержденной 20 часовой программе для работников первой группы. Минимальное количество людей для безаварийной работы на ... обучено, кроме этого, по выходу новых «Правил по охране труда при работе на высоте», работы на высоте как таковые не велись.

Пунктом 4 названного предписания ... предписывается: Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте в прокаточном цехе привести в соответствие требованиям ГОСТ 12.0.004-90 по форме. Однако, форма журнала регистрации инструктажа на рабочем месте согласно ГОСТ 12.0.0.004-90 носит рекомендательный характер, а равно не обязывает работодателя строго ей придерживаться. Тем не менее, форма журнала регистрации инструктажей на рабочем месте ... разработана с учетом требований ГОСТа.

Пунктом 5 названного предписания ... предписывается: обеспечитъ пересмотр инструкции при погрузочно-разгрузочных работ в связи с измением законодательства. Однако, Инструкция по охране и безопасности труда при производстве погрузо-разгрузочных работ пересмотрена, < дата > согласно вновь вышедших «Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов».

Пунктом 6 названного предписания ... предписывается: установить в коллективном договоре, трудовом договоре дни выплат заработной платы. Однако, согласно ч.6 ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые месяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Коллективный договор на < дата >. утвержден и подписан на конференции трудового коллектива ...< дата > и согласован с начальником ... и ...З.Т.И. В коллективном договоре установлена очередность выдачи заработной платы. Во исполнение коллективного договора в ... издан приказ ... от < дата >. согласно которому, выплата заработной платы работникам осуществляется 2 раза в месяц в следующие сроки: окончательный расчет за предыдущий месяц - 15 число каждого месяца, аванс за текущий месяц - 30 число каждого месяца.

Пунктом 7 названного предписания ... предписывается: выплатить денежную компенсацию за задержку оплаты отпуска С.Н.В., Х.Н.В., В.В.М., С.А.П.Однако, денежная компенсация за задержку оплаты отпуска перечислена: С.Н.В. платежным поручением ... от < дата >., Х.Н.В. платежным поручением ... от < дата >., В.В.М. платежным поручением ... от < дата >, С.А.П. ежегодный оплачиваемый отпуск предоставлен с < дата > по < дата > (приказ ... от < дата >.) отпускные перечислили < дата >., что подтверждается платежным поручением .... Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о труде в части несвоевременной выплаты ежегодного отпуска С.А.П. на момент выдачи Предписания истек < дата >.

Пунктом 8 названного предписания ... предписывается: выплатить денежную компенсацию за задержку выплат при увольнении П.А.А.. Л.О.А. Однако, денежная компенсация за задержку выплат при увольнении перечислена П.А.А. - платежным поручением ... от < дата >., Л.О.А., уволенной < дата >., окончательный расчет произведен < дата >. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о труде в части несвоевременной выплаты окончательного расчета на момент выдачи Предписания истек < дата >.

В связи с чем, просят признать незаконным Предписание ...... от < дата > об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и взыскать с ... в пользу ... сумму уплаченной при подаче жалобы государственной пошлины ... рублей.

Также ... обратилось в суд с административным иском к ... о признании незаконным предписания ... от < дата > по тем основаниям, что Вышеуказанным предписанием на ... возложена обязанность с < дата > отстранить ... работников, как не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний по охране труда в срок до < дата >. Указанное предписание считают незаконным и необоснованным со следующим основаниям. Согласно ч. 2 ст. 212 и ст. 214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить за свой счет, а работник обязан пройти обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, прохождение инструктажей по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда. Основным документом, определяющим правила прохождения обучения, является Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 22003 № 1/29. Порядок обучения обязателен для исполнения работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями - физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор (п. 1.2 Порядка обучения). В соответствии со ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. Частью 3 ст. 217 ТК РФ предусмотрено, что при отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. В ... соответствующая служба имеется. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа волнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 08.02.2000 г. № 14 (в редакции Приказа Минтруда России от 12.02.2014 г. № 96) утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации. В соответствии с указанными рекомендациями в функции службы по охране труда входят в частности: разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику; организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда. Согласно ч. 2 ст. 212, ч. 2 ст.225 и ст. 214 ТК РФ работодатель обязан проводить, а работник обязан проходить инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда. В целях реализации норм Трудового кодекса Российской Федерации Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 г. №1/29 утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций разработан для обеспечения профилактических по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и вливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей. Помимо Порядка обучения документом, регулирующим вопросы проведения инструктажа, является ГОСТ 12.0.004-90. «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», утвержденный Постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 № 2797. Проведение инструктажа по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ. Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, подготовке и обучении их другим рабочим профессиям. Пунктом 2.3.2 Порядка предусмотрено, что обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда и соответствующей материально-технической базы. Обучение по охране труда проходят: руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и ведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», «безопасность технологических процессов и производств», а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда; специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда. Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний званий охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке. В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.). В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов. Комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии. Приказом № ... от < дата >. в ... утвержден состав аттестационной комиссии по проверке знаний требований охраны труда. Таким образом, нарушения установленного организации обучения работников комбинатом не допущено. Во-вторых, обязательной аккредитации подлежат организации, оказывающие услуги области охраны труда. ... таких услуг не оказывает....» руководствуется Порядком обучения по охране труда проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным становлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29. Полагают, что предъявленное к ... требование не обосновано. В связи с чем, просят признать незаконным Предписание ...... от < дата >. об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение, инструктаж, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда и взыскать с ... в пользу ... сумму уплаченной при подаче жалобы государственной пошлины ... рублей.

Определением суда от < дата > вышеуказанные дела объединены в одно производство.

Представители административного истца ...Т.Л.Н., К.И.П., в судебном заседании доводы административных исков поддержали, просили отменить предписания ..., как незаконные.

Представители ...М.Г.Р., Х.Л.Р., в судебном заседании просили в удовлетворении административных исков отказать, поскольку полагают, что предписания являются законными и обоснованными. Проверка ... являлась плановой, выездной и проводилась на основании распоряжения (приказа) руководителя ... от < дата >. С распоряжением о проведении проверки ... было ознакомлено < дата > путем направления по факсимильной связи. Перечень документов, которые необходимо было представить для проведения проверки был указан в распоряжении о проведении проверки. В соответствии со ст.212 Трудового кодекса РФ, обязанности по обеспечению условий и охраны труд возлагается на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи, пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда. Согласно ст.225 Трудового кодекса РФ, все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны тру; работников организаций разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей. Порядок обязателен для исполнения федеральными органами исполнительно власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации органами местного самоуправления, работодателями организаций независимо от и. организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем. Обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в соответствии с Порядком подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель. Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу. Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям. Работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы. Проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости - в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда. Руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года. Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом. Работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью организации, проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Работник, не прошедший проверки знаний требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца. В соответствии с Государственным стандартом СССР ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (утв. постановлением Госстандарта СССР от 5 ноября 1990 г. № 2797) перечень работ и профессий, по которым проводят обучение, а также порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения устанавливают с учетом отраслевой нормативно-технической документации руководители предприятий по согласованию с профсоюзным комитетом, исходя из характера профессии, вида работ, специфики производства и условий труда. Обучение осуществляют по программам, разработанным с учетом отраслевых типовых программ и утвержденным руководителем (главным инженером) предприятия по согласованию с отделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом. После обучения экзаменационная комиссия проводит проверку теоретических знаний и практических навыков. Результаты проверки знаний оформляют протоколом и фиксируют в личной карточке прохождения обучения, если она применяется. Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдают удостоверение на право самостоятельной работы.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.

Судом установлено, что в соответствии с распоряжением (приказом) ... от < дата >... была проведена плановая выездная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права ... Пунктом 7 вышеуказанного распоряжения (приказа) установлен срок проведения проверки - не более 20 рабочих дней. Началом проверки обозначено < дата >, а окончание не позднее < дата >. Пунктом 11 вышеуказанного распоряжения (приказа) определен перечень документов, представление которых необходимо к началу проверки для достижения целей и задач проведения проверки.

< дата >. врио.заместителя руководителя ...Е.И.Х. входящим в число лиц, проводивших проверку на основании вышеуказанного распоряжения (приказа) ..., по результатам проверки составлен акт проверки ... и были вынесены оспариваемые предписания ... от < дата >, в соответствии с которым генеральному директору ...К.В.Г. было предписано устранить нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ... от < дата >, которым предписано отстранить от работы ... работников, непрошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Пунктом 1 предписания ... от < дата >, генеральный директор ...К.В.Г. обязан в срок до < дата > обеспечить проведение внепланового обучения всех работников ... Руководителей и специалистов в специализированном учебном центре имеющим лицензию на оказание образовательных услуг и аккредитованном в Министерстве труда Российской Федерации на оказание услуг в области охраны труда (обучение работодателей и работников вопросам охраны труда).

В соответствии со ст.212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить: обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

В соответствии со ст.225 ТК РФ, все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Согласно п.п.2.3.1, 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённому Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29, руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы. Обучение по охране труда проходят: руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда; специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда; члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда; члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций, осуществляющих обучение специалистов и руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, - в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.

Согласно п.3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённому Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29, внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится: при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. При этом осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов; при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по охране труда работников. В этом случае осуществляется проверка знаний требований охраны труда, связанных с соответствующими изменениями; при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей); по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда, других органов государственного надзора и контроля, а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов местного самоуправления, а также работодателя (или уполномоченного им лица) при установлении нарушений требований охраны труда и недостаточных знаний требований безопасности и охраны труда; после происшедших аварий и несчастных случаев, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по охране труда; при перерыве в работе в данной должности более одного года.

В соответствии со ст.217 ТК РФ, в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ч.1). При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ч.3).

Административный истец ссылается на наличие в ... соответствующей службы по охране труда, которая проводит обучение работников, однако доказательств, подтверждающих, создание в ... службы охраны труда, специалисты которой имеют соответствующую подготовку (обучены в соответствии с требованиями Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённому Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда) или опыт работы в этой области суду не представлено. Приказ ... от < дата > года № ... об утверждении состава аттестационной комиссии для проведения проверки знаний требований охраны труда и регламента проведения аттестации по охране труда не свидетельствует о создании службы охраны труда, которая полномочна проводить обучение по охране труда работников ... в том числе ее руководителя.

Согласно акту проверки от < дата >, ... имеет лицензию на оказание образовательных услуг, что представителями административного истца в судебном заседании не оспаривалось.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 01 апреля 2010 года № 205н предусмотрен Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, в который включено обучение работодателей и работников вопросам охраны труда. Поскольку ... проводит, на основании выданной ему лицензии на оказание образовательных услуг, обучение руководителей и работников ... по охране труда, при этом, как таковой службы охраны труда, специалисты которой имеют соответствующую подготовку или опыт работы в этой области, не имеет, то должно пройти соответствующую аккредитацию.

В связи с чем, требование п.1 Предписания суд считает обоснованным и законным.

Пунктом 2 предписания ... от < дата >, генеральный директор ...К.В.Г. обязан в срок до < дата > работников рабочих профессий предприятий, членов комиссии обучать в установленном порядке в специализированном учебном центре.

Согласно акту проверки от < дата > машинист насосных установок Л.Р.А. и машинист крана (крановщик) Г.З.Г. не прошли обучение и проверку знаний с выдачей удостоверения по 20 часовой программе по охране труда в течение месяца со дня приема на работу. В судебном заседании представители административного истца ссылались на то, что фактически проверку знаний прошла < дата >, в подтверждение чего представили выписку из протокола ... заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников ... а также на то, что на момент проверки машинист насосных установок Л.Р.А. уже не работал в ... при этом административным истцом не оспаривалось, что данные работники не прошли обучение и проверку знаний именно в течение месяца со дня приема на работу. Таким образом, суд приходит к выводу о законности пункта 2 предписания ... от < дата >

Пунктом 3 предписания ... от < дата >, генеральный директор ...К.В.Г. обязан в срок до < дата > обеспечить обучение и проверку знаний работников допущенных к работам на высоте по Правилам по охране труда при работе на высоте ....

Вместе с тем, в соответствии с п.9 Правил по охране труда на высоте, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 28.03.2014 № 155 н, работодатель (уполномоченное им лицо) обязан организовать до начала проведения работы на высоте обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте работников: а) допускаемых к работам на высоте впервые; б) переводимых с других работ, если указанные работники ранее не проходили соответствующего обучения; в) имеющих перерыв в работе на высоте более одного года. При этом, доказательств, подтверждающих что в ... имеются работники, занятые работами на высоте, либо работниками ... не прошедшими обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте проводились работы на высоте суду не представлено, актом проверки данные обстоятельства не установлены. При таких обстоятельствах пункт 3 вышеуказанного предписания является не обоснованным и подлежащим отмене.

Пунктом 4 предписания ... от < дата >, генеральный директор ...К.В.Г. обязан в срок до < дата > журнал регистрации инструктажа на рабочем месте в прокаточном цехе привести в соответствие требованиям ГОСТ 12.0.004-90 по форме.

Вместе с тем, Приложение 6 «Форма журнала регистрации инструктажа на рабочем месте» к ГОСТу 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», на которую ссылается п.7.9 вышеуказанного стандарта является рекомендованной, а необязательной. В связи с чем, данный пункт предписания суд также признает не обоснованным и подлежащим отмене.

Пунктом 5 предписания ... от < дата >, генеральный директор ...К.В.Г. обязан в срок до < дата > обеспечить пересмотр инструкции при погрузочно-разгрузочных работах в связи с изменением законодательства. Административным истцом суду представлена инструкция по охране и безопасности труда при выполнении погрузо-разгрузочных и складских работ ... утверждённая < дата >, разработанная в соответствии с Правилами по охране труда при погрузо-разгрузочных работах и размещении грузов утвержденных Приказом Минтруда России от 17.09.2014 г. № 642н. При этом в акте проверки не указано, какая именно инструкция была изучена проверяющими во время проверки, в связи с чем, суд считает пункт 5 данного предписания не обоснованным и подлежащим отмене.

Пунктом 6 предписания ... от < дата >, генеральный директор ...К.В.Г. обязан в срок до < дата > установить в коллективном договоре, трудовом договоре дни выплат заработной платы.

В силу ч.6 ст.136 ТК РФ, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Как следует из акта проверки от < дата >, в нарушение ч.6 ст.136 ТК РФ в коллективном договоре, трудовом договоре отсутствуют конкретные дни выплат заработной платы, например в трудовом договоре срок выплат заработной платы установлен: аванс за текущий месяц - 18 числа по 27 число; окончательный расчет за предыдущий месяц - с 9 числа по 15 число. Коллективным договором установлен аналогичный срок выплат заработной платы, за исключением аванса за текущий месяц. Коллективным договором установлен аванс за текущий месяц с 18 по 30 число, согласно очередности выдачи заработной платы (приложение № 10 к коллективному договору). При этом в каких именно трудовых договорах (дата, номер, фамилия, имя отчества лица с которым заключен трудовой договор) отсутствуют конкретные дни выплат заработной платы в акте проверки не указано, копии данных трудовых договоров представителями ... суду не представлены. Согласно представленных административным истцом суду копий трудовых договоров: ... от < дата >, заключенного с Ю.Д.В., ... от < дата >, заключенного с Р.А.К., ... от < дата >, заключенного с Б.Р.И., ... от < дата >, заключенного с В.Д.А, ... от < дата >, заключенного с Т.Р.В., ... от < дата >, заключенного с З.В.С., в них указаны конкретные сроки выплат заработной платы: 15 число (каждого месяца) - окончательный расчет за предыдущий месяц, 30 число (каждого месяца) - аванс за текущий месяц.

Таким образом, суд приходит к выводу о необоснованности п.6 вышеуказанного предписания и его отмене.

Пунктами 7 и 8 предписания ... от < дата >, генеральный директор ...К.В.Г. обязан в срок до < дата > выплатить денежную компенсацию за задержку оплаты отпуска С.Н.В., Х.Н.В., В.В.М., С.А.П.; выплатить денежную компенсацию за задержку выплат при увольнении П.Л.А., Л.О.А.

В соответствии с ч.9 ст.136 ТК РФ, оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

В силу ст.140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Согласно ст.236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

В судебном заседании представителями административного истца не только не оспаривалось, что при задержке оплаты отпуска и выплат при увольнении вышеуказанным работникам не была выплачена компенсация за их задержку, но и фактически во исполнение п.п.7 и 8 данного предписания представлены платежные поручения от < дата > о перечислении сумм компенсации за задержку выплат, лицам, указанные в п.п.7 и 8 предписания, что свидетельствует о признании ... данных нарушений. Оснований для признания п.п.7 и 8 предписания незаконными не имеется. Доводы представителей административного истца, о незаконности данных пунктов нарушений ввиду того, что истек срок привлечения ... к административной ответственности по данным пунктам нарушения являются не состоятельными, поскольку в данном случае рассматривается обоснованность выданного предписания, а не материал об административном правонарушении.

На основании изложенного, пункты 3, 4, 5, 6 Предписания ... от < дата > признает незаконными, в связи с чем, они подлежат отмене.

Предписанием ... от < дата >, генеральный директор ...К.В.Г. обязан с < дата > отстранить от работы ... работников, непрошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

В соответствии со ст.76 ТК РФ, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Как установлено судом, работники ... не прошли в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, на основании чего, требование Предписания ... от < дата > об отстранении от работы ... работников, непрошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда является обоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 175, 179, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ... к ... о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда ... от < дата > - удовлетворить частично.

Признать незаконными и отменить пункты 3, 4, 5, 6 Предписания врио.заместителя руководителя ...Е.И.Х.... от < дата >

В удовлетворении остальной части требований об отмене Предписания врио.заместителя руководителя ...Е.И.Х.... от < дата > - отказать.

В удовлетворении административного иска ... к ... о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда врио.заместителя руководителя ...Е.И.Х.... от < дата > - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме через Советский районный суд г.Уфы.

Судья Е.А.Оленичева