Дело № 2а-1099/2019
24RS0013-01-2018-003843-20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 февраля 2019 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Адиканко Л.Г.
при секретаре Гусенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Министерства лесного хозяйства Красноярского края к следователю СО МО МВД России «Емельяновский» ФИО1, СО МВД России «Емельяновский» о признании преставления незаконным и его отмене,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным представление следователя СО МВД России «Емельяновский» ФИО1 от 07.09.2018 года о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, мотивируя заявленные требования следующим. Представлением о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, вынесенным 07.09.2018 года следователем СО МО МВД России «Емельяновский» ФИО1, Министерству лесного хозяйства Красноярского края предложено усилить контроль за осуществлением вырубки лесных насаждений на территории Емельяновского района. Согласно представления, на территории Емельяновского района неустановленное лицо совершило незаконную рубку лесных насаждений, относящихся к категории защитных лесов, чем причинило государственному лесному фонду ущерб в размере <данные изъяты>. Основанием для выдачи представления послужил вывод следователя о том, что данные факты свидетельствуют об отсутствии организации необходимой охраны, контроля за осуществлением вырубки лесных насаждений. Истец считает данное представление незаконным и необоснованным, так как из представления не ясно, в чем выразился ненадлежащий контроль за осуществлением вырубки лесных насаждений. В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса РФ, Положением о Министерстве лесного хозяйства, утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 374-п, Министерство осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану). Предметом федерального государственного лесного надзора является проверка соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами или их уполномоченными представителями требований в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Лесным кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Порядок осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) установлен Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)», а также Административным регламентом исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным Приказом Минприроды России от 12.04.2016 № 233. В соответствии с указанными актами, Министерство может осуществлять следующие контрольно-надзорные мероприятия: плановые проверки лесопользователей; внеплановые проверки лесопользователей: плановые (рейдовые) осмотры лесных участков: патрулирование лесов. Исходя из положений названных правовых актов, Министерство проводит плановые и внеплановые проверки только в определенных законом случаях и в отношении землепользователей. В отношении неустановленного лица законодательная возможность таких проверок отсутствует. Министерством проводятся плановые (рейдовые) осмотры лесных участков при наличии соответствующих обращений о совершении правонарушений; незаконная рубка была обнаружена и зафиксирована сотрудниками Министерства и из представления не следует, что Министерство при осуществлении лесного надзора на территории Емельяновского района ненадлежащим образом проводило плановые (рейдовые) осмотры. В представлении отсутствует указание на нарушение Министерством нормативов патрулирования лесов. В представлении отсутствует какая-либо мотивировка, не содержится обоснования, в чем заключилось отсутствие организации необходимой охраны, контроля за осуществлением вырубки лесных насаждений. В представлении не приведены требования закона, которые нарушены Министерством, как и не указано, какие обстоятельства способствовали совершению преступления. Из содержания статьи 158 УПК РФ следует, что в представлении следователь обязан привести обстоятельства, способствовавшие совершению преступления и которые необходимо устранить, а также указать какие требования закона и в какой части нарушены, однако данные требования закона не выполнены, и представление является неисполнимым, поскольку вытекающие из него требования являются неопределенными и не устанавливают нарушений требований закона, которые подлежат устранению, а также не содержат указаний на обстоятельства, которые способствовали совершению преступления.
В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, причины неявки не сообщил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Участвуя в судебном заседании 10.01.2019 года, требования и доводы административного иска поддерживал.
Административный ответчик ФИО1, представитель административного ответчика – СО МО МВД России «Емельяновский» в судебное заседание не явились, причины неявки не сообщили, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще и заблаговременно.
В силу ст. 150 КАС РФ настоящее дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что последнее нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.
На основании пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение об удовлетворении заявленных требований принимается судом в случае, если суд признает оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно части 2 статьи 158 УПК РФ, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
Представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона, это акт реагирования должностного лица на выявленные в ходе досудебного производства обстоятельства, способствующие совершению преступления, содержащий предложения о конкретных мерах, направленных на устранение указанных обстоятельств или других допущенных нарушений закона, который вносится в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу согласно части 2 статьи 158 УПК РФ, и подлежит рассмотрению не позднее одного месяца со дня его вынесения.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" для выполнения возложенных на нее обязанностей полиции предоставлено право вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений.
Судом установлено, что в производстве следственного отдела МО МВД России «Емельяновский» находится уголовное дело по № по признакам преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 260 УК РФ.
07.09.2018 года, в рамках расследования уголовного дела №, следователем следственного отдела МО МВД России «Емельяновский» ФИО1 вынесено представление в адрес руководителя Министерства лесного хозяйства Красноярского края о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.
Согласно представления, предварительным расследованием установлено, что 01.10.2016 года в 12 часов 30 минут в квартале 115 выдел 26 Зеледеевского участкового лесничества КГБУ «Емельяновское лесничество», на территории Емельяновского района Красноярского края, неустановленное лицо совершило незаконную рубку лесных насаждений, относящихся к категории защитных лесов, а именно, деревьев, произрастающих на данном лесном участке, породы Сосна в количестве 10 штук общим объемом 7,33 куб.м., деревьев породы Береза в количестве 6 единиц общим объемом 4,25 куб.м., деревьев породы Осина в количестве 2 единиц общим объемом 0,42 куб.м. Данная незаконная рубка обнаружена 14.05.2018 года сотрудниками Министерства природных ресурсов. Действиями неустановленных лиц государственному лесному фонду Российской Федерации причинен материальный ущерб на общую сумму <данные изъяты>
В целях пресечения подобных преступлений, следователем предложено рассмотреть и обсудить представление на общем собрании Министерства лесного хозяйства Красноярского края, усилить контроль за осуществлением вырубки лесных насаждений на территории Емельяновского района, о результатах рассмотрения представления сообщить в СО МО МВД России «Емельяновский» в установленный законом срок.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что вынесенное в порядке статьи 158 части 2 УПК РФ представление, как акт реагирования должностного лица на выявленные в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, должно содержать указание на нарушение определенных норм закона лицом, в адрес которого оно вынесено.
В соответствии со ст. 7 УПК РФ определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 2 статьи 158 УПК РФ, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
Таким образом, из содержания части 2 статьи 158 УПК РФ следует, что в представлении следователь обязан привести обстоятельства, способствовавшие совершению преступления и которые необходимо устранить, а также указать, требования каких законов и в какой части нарушены.
Между тем, исходя из анализа представления от 07.09.2018 года, данные требования закона следователем не выполнены, представление является неисполнимым, поскольку вытекающие из него требования не устанавливают нарушений требований закона, которые подлежат устранению, а также не содержат указаний на обстоятельства, которые способствовали совершению преступления.
При таких обстоятельствах, установив, что оспариваемое представление не соответствует предъявляемым к нему требованиям, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования административного искового заявления Министерства лесного хозяйства Красноярского края к следователю СО МО МВД России «Емельяновский» ФИО1, СО МВД России «Емельяновский» о признании преставления незаконным и его отмене,
Признать незаконным представление следователя СО МО МВД России «Емельяновский» от 07 сентября 2018 года в адрес руководителя Министерства лесного хозяйства Красноярского края о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения (02.03.2019 года).
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко