Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тольятти 30.05.2017 года
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе судьи Винтер А.В., при секретаре Усмановой Ю.Т., с участием административного истца Фунина С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1099/2017 года по административному исковому заявлению ФУНИНА С.И. к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области (ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области) о признании действия в виде оставления запроса без рассмотрения незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Фунин С.И. обратился в суд с административным иском к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области (далее по тексту ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области) о признании действия в виде оставления запроса без рассмотрения незаконными, мотивируя свои требования тем, что ... он обратился в ФГБУ «ФКП Росреестра» по .... через МАУ «МЦФ» по адресу .... с запросом ... о предоставлении сведений из ЕГРН на объект недвижимости, оплатив государственную пошлину ... руб. 00 коп. На данный запрос получил Уведомление об оставлении запроса без рассмотрения по причине отсутствия платежного документа. Считает отказ ФГБУ «ФКП Росреестра» по .... в предоставлении сведений не законным и не мотивированным, поскольку при оплате государственной пошлины в отделении Сбербанка России он предъявил паспорт, данные которого внесены сотрудником банка. В том, что в чеке его данные указаны сокращенно «Фунин С.И.» его вины не имеется. Кроме того, данные о плательщике в чеке и данные в заявлении о предоставлении сведений из ЕГРН, позволяют идентифицировать его личность, поскольку полностью совпадают, за исключением сокращенных инициалов имени и отчества. Просил признать оставление запроса без рассмотрения незаконным. Взыскать с административного ответчика расходы, которые он понес на оплату госпошлины по заявлению о предоставлении сведений из ЕГРН в размере ... руб. 00 коп. и ... руб. 00 коп., расходы, которые он понес на оплату госпошлины при обращении в суд.
В судебном заседании административный истец Фунин С.И. поддержал административные исковые требования в полном объеме и дал пояснения, аналогичные установочной части решения, доводы, изложенные в иске поддержал. Просил административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении дела без их участия. Административный иск не признают по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд, выслушав административного истца, изучив отзыв ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из содержания п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", а также в силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, то есть действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, по смыслу указанных выше норм права необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
Судом установлено, что... Фунин С.И. обратился в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области через МАУ «МЦФ» (....) с запросом о предоставлении сведений из ЕГРН на объект недвижимости квартиру, расположенную по адресу .... - ...., которому присвоен номер ... (л.д. 6).
За выдачу выписки из ЕРГН административный истец оплатив государственную пошлину ... руб. 00 коп., что подтверждается чек-ордером от ... (л.д. 7).
... уведомлениемФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области Фунину С.И. сообщено об оставлении запроса без рассмотрения, с указанием на то, что отсутствует платежный документ, подтверждающий внесение оплаты за предоставление сведений из ЕГРН. В соответствии с Порядком взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, утвержденным Приказами Минэкономразвития России ... от ... и ... от ..., так как запрос подан от Фунина С.И., а платежный документ, - Фунина С.И. (л.д. 8).
Административный истец считает отказ ФГБУ «ФКП Росреестра» по .... в предоставлении сведений не мотивированным и не законным, поскольку при оплате государственной пошлины в отделении Сбербанка России он предъявил паспорт, данные которого внесены сотрудником банка. В том, что в чеке его данные указаны сокращенно «Фунин С.И.» его вины не имеется. Кроме того, данные о плательщике в чеке и данные в заявлении о предоставлении сведений из ЕГРН, позволяют идентифицировать его личность, поскольку полностью совпадают, за исключением сокращенных инициалов имени и отчества.
Разрешая данные требования, суд исходит из следующего:
В соответствии с п. 4 ст. Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее по тексту Закон № 218-ФЗ) на основании приказа Росреестра от 18.10.2016 года № П/515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области наделен полномочиями по предоставлению сведений из Единого государственного реестра недвижимости (за исключением сведений о содержании правоустанавливающих документов, а также копий документов, помещенных в реестровые дела (тома дел) объектов недвижимости, ведение и хранение которых не осуществляется ФГБУ «ФКП Росреестра» в соответствии с настоящим приказом).
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Закона № 218-ФЗ сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц, в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, аналитическая и иная информация по запросам о предоставлении сведений лиц, не указанных в ч. 1 ст. 63 Закона № 218-ФЗ, предоставляются за плату (ч. 2 ст. 63 Закона № 218-ФЗ).
Размер платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, установлен приказом Минэкономразвития ...от ....
За предоставление выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости установлена плата для физических лиц в размере ... руб. 00 коп.
В соответствии с п. 4 Порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ ... от ..., внесение платы за предоставление сведений осуществляет лицо, подавшее запрос (заявитель, плательщик).
Согласно п. 52 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России ... от ..., запрос, представленный с нарушениями настоящего Порядка, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным настоящим Порядком, считается неполученным и не рассматривается органом регистрации прав.
Из материалов дела следует, что ... в МАУ «МФЦ» г.о. Тольятти обратился Фунин С.И. с запросом ... о предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости - квартиру, расположенную: ...., следовательно, заявителем по запросу является Фунин С.И., а к указанному запросу приложен чек-ордер от ... года, плательщиком по которому является Фунин С.И. (без расшифровки инициалов), то есть однозначно идентифицировать, является ли заявитель плательщиком по указанному запросу, не представляется возможным, в связи с чем, запрос был правомерно оставлен без рассмотрения в виду отсутствия документа, подтверждающего оплату госпошлины за предоставление сведений из ЕГРН именно от заявителя, - Фунина С.И.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый административным истцом отказ соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Доказательств того, что административный ответчик обязан каким-либо иным способом, отличным от того, который содержится в приказе Минэкономразвития РФ № 967 от 23.12.2015 года об утверждении «Порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», идентифицировать заявителя и плательщика, административным истцом в нарушение ст. 62 КАС РФ не предоставлено.
Ссылка административного истца на то, что оператором Сбербанка в чеке указаны только инициалы, и его вины в том, что ему выдан именно такой чек, не имеется, суд признает не состоятельными, поскольку административный истец не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения обязанности по оплате госпошлины, что является риском самого гражданина, все неблагоприятные последствия такого бездействия несет само физическое лицо.
Кроме того, соглашаясь с мнением административного ответчика, суд считает необходимым отметить, что Фунин С.И. не лишен возможности обратиться в орган регистрации прав с заявлением о возврате оплаченной суммы, решив вопрос о возврате госпошлины во внесудебном заявительном порядке.
Таким образом, исходя из анализа приведенного законодательства и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконными действий ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области и сопутствующих требований о взыскании с административного ответчика расходов по оплате госпошлины по заявлению о предоставлении сведений из ЕГРН в размере ... руб. 00 коп. и ... руб. 00 коп. по оплате госпошлины при обращении в суд.
Руководствуясь ст.ст. 177, 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ФУНИНА С.И. к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области (ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области) о признании действия в виде оставления запроса без рассмотрения незаконными, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02.06.2017 года.
Судья А.В. Винтер