Дело № 2а-109/2016 «А»
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2017 года с. Амурзет ЕАО
Ленинский районный суд Еврейской автономной области в составе председательствующего судьи Тимирова Р.В.
при секретаре Булавиной В.А.
с участием:
заместителя прокурора Октябрьского района ЕАО ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района Еврейской автономной области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Собранию депутатов Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области о признании решения и бездействие незаконными, возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района ЕАО обратился в Ленинский районный суд ЕАО с административным исковым заявлением в порядке ст.39 КАС РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования к Собранию депутатов Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области о признании решения и бездействие незаконными, возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата.
В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой Октябрьского района ЕАО на основании п.2 приказа Генерального прокурора РФ от 29.08.2014 №454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в Собрании депутатов Октябрьского муниципального района ЕАО, в ходе которой выявлен факт непредставления лицами, замещающими муниципальные должности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год.
Прокурор указал, что Федеральным законом от 03.11.2015 №303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ была введена новая редакция ч.7.1, согласно которой депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Перечислив нормы законов – ст.2 ч.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, ст.8 ч.4, ст.12.1 ч.4 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ, ст.15 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ, ст.2 п.2, ст.2 п.1 п.п. «г», ст.3 ч.1 Федерального закона от 03.12.2012 №230-ФЗ, прокурор указал, что в силу указанных норм депутат представительного органа местного самоуправления обязан соблюдать все ограничения, запреты и обязанности, установленные для лиц, занимающих муниципальную должность, в том числе, депутат обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведения о расходах, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, также сведения о расходах, в порядке, в срок и по форме, установленными нормативными правовыми актами РФ.
Законодательством установлено, что указанные сведения предоставляют лица ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, по форме справки, утвержденной Указом Президента РФ от 23.06.2014 №460.
Нарушение депутатом обязанности по представлению указанных сведений влечет безусловное прекращение его полномочий. В таком случае, в силу ч.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ представительный орган муниципального образования обязан принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования – не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Проведенной проверкой установлено, что ФИО3 в соответствии с протоколом окружной избирательной комиссии о результатах выборов по трёхмандатному избирательному округу №3 признан избранным депутатом Собрания депутатов Октябрьского муниципального района на муниципальных выборах 14.09.2014.
В настоящее время он является депутатом Собрания депутатов Октябрьского муниципального района ЕАО, соответственно, не позднее 01.04.2016 он обязан был предоставить в Собрание депутатов Октябрьского муниципального района сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи с 01.01.2015 по 31.12.2015.
В нарушение антикоррупционного законодательства депутат указанные сведения не предоставил, по состоянию на 30.12.2016 справки в Собрании депутатов Октябрьского муниципального района ЕАО отсутствовали.
Неисполнение депутатом ФИО3 обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции указывает на сокрытие им сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
В связи с выявленными нарушениями законодательства о противодействии коррупции, прокурором района в адрес Собрания депутатов Октябрьского муниципального района ЕАО 30.12.2016 внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и направлено предложение о рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Собрания депутатов Октябрьского муниципального района ЕАО ФИО3.
21.02.2017 Собранием депутатов Октябрьского муниципального района ЕАО принято решение №227 которым отказано в удовлетворении требований прокурора района, в том числе и о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3, при этом по состоянию на 27.03.2017 соответствующий ответ на представление прокурора района с указанием принятых мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а также оснований отклонения требования о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3 в прокуратуру района не представлен.
Как указал прокурор, решение Собрания депутатов от 21.02.2017 №227 не соответствует положениям антикоррупционного законодательства, а именно требованиям ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указа Президента РФ от 01.04.2016 №147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы», ч.7.1, 10.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Доводы депутатов Собрания о том, что положения ч.7.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ о досрочном прекращении полномочий распространяются только на депутатов, исполняющих свои полномочия на постоянной основе, является следствием неверного толкования закона.
Таким образом, как указал прокурор, оспариваемое решение нарушает права и интересы неопределенного круга лиц – жителей Октябрьского муниципального района.
Соблюдение депутатом представительного органа местного самоуправления и самим органом местного самоуправления требований законодательства о противодействии коррупции является обязательным в силу прямого указания действующего законодательства.
Как указано в административном исковом заявлении, жители района имеют право на осуществление в их интересах функций местного самоуправления депутатами, которые надлежащим образом соблюдают законодательство РФ, непринятие решения о досрочном прекращении полномочий депутата нарушает избирательные права граждан, проживающих в границах соответствующего избирательного округа.
По мнению прокурора, принятие мер по предупреждению коррупции имеет приоритетное значение, выявленные нарушения свидетельствуют о нарушении интересов РФ в сфере противодействия коррупции, а также МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО.
На основании изложенного прокурор просил суд:
признать решение Собрания депутатов Октябрьского муниципального района ЕАО от 21.02.2017 №227 незаконным;
признать бездействие Собрания депутатов Октябрьского муниципального района ЕАО в части невыполнения законных требований по прекращению полномочий депутата Собрания депутатов Октябрьского муниципального района ЕАО ФИО3, связанное с неисполнением обязанности по предоставлению справок о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своей супруги и несовершеннолетних детей за 2015 год, то есть несоблюдение ограничений, запретов, и обязанностей возложенных федеральными законами незаконным;
возложить на Собрание депутатов Октябрьского муниципального района ЕАО обязанность принять решение о прекращении полномочий депутата ФИО3 по основанию, предусмотренному ч.7.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №31-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Определением от 29.03.2017 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО3
В порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству в суд поступило письменное заявление и.о.прокурора Октябрьского района ЕАО об уточнении требований, согласно которому административное исковое заявление предъявлено в интересах неопределенного круга лиц.
В судебном заседании заместитель прокурора Октябрьского района ЕАО ФИО1 административные исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что Федеральным законом от 03.11.2015 №303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ введена новая редакция ч.7.1, согласно которой депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить личные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми документами». Перечислив также нормы закона – ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, ч.4 ст.8, ч.4 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», п.п. «г» п.1, п.2 ч.1 ст.2, ч.1 ст.3, п.1 ч.1 ст.2 Федерального закона от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», указала, что в силу указанных норм депутат представительного органа местного самоуправления обязан соблюдать все ограничения, запреты и обязанности, установленные для лиц, занимающих муниципальную должность, в том числе, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, супругов, несовершеннолетних детей, а также сведения о расходах, в порядке, в срок и по форме, установленные нормативными правовыми актами РФ. То есть федеральным законодательством прямо установлена обязанность депутатов представительного органа местного самоуправления, независимо от того, осуществляет он свою деятельность на постоянной основе или нет, соблюдать ограничения, запреты и обязанности. Данный вопрос урегулирован федеральным законодательством и не относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления, как утверждает административный ответчик. Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, муниципальные правовые акты не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также нормативным правовым актам субъектов РФ. Отметила, что на решение Собрания депутатов Октябрьского муниципального района от 29.09.2016 №185 в связи с несоответствием его федеральному законодательству прокуратурой района был принесён протест, который был отклонён, в связи с чем прокуратура района направила материалы в прокуратуру области для решения вопроса об оспаривании данного нормативного правового акта в судебном порядке. Довод о том, что положения ч.7.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ о досрочном прекращении полномочий распространяется только на депутатов, исполняющих свои обязанности на постоянной основе, является неверным толкованием закона. Поскольку все депутаты являются лицами, замещающими муниципальную должность, указанная обязанность распространяется на них всех, независимо от того, на постоянной или не постоянной основе они исполняют свои полномочия. Депутат, исполняющий свои полномочия на не постоянной основе и имеющий основное место работы, исполняет свои обязанности, возникшие в связи со статусом депутата, вне зависимости от обязанностей, предусмотренных работодателем.
Административные исковые требования уточнила, просила суд:
признать решение Собрания депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО от 21.02.2017 №227 незаконным.
признать бездействие Собрания депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО в части невыполнения законных требований по прекращению полномочий депутата Собрания депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО ФИО3, связанное с неисполнением обязанности по предоставлению справок о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за 2015 год, то есть несоблюдение ограничений, запретов, и обязанностей возложенных федеральными законами незаконным.
возложить на Собрание депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о прекращении полномочий депутата Собрания депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО ФИО3 в связи с неисполнением обязанности по предоставлению справок о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за 2015 год, то есть несоблюдение ограничений, запретов, и обязанностей возложенных федеральными законами.
До рассмотрения дела по существу от административного ответчика поступил письменный отзыв на административное исковое заявление, согласно которому указано, что требования о соблюдении депутатами ограничений, запретов и обязательств содержаться в ряде антикоррупционных законов. Перечислив требования законов – ст.ст.7.1, 12.1 п.4 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст.3 ч.2 Федерального закона от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц их доходам», ст.2 Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», в отзыве указано, что системный анализ норм указанных законов позволяет сделать вывод, что речь идёт о депутатах либо осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, либо замещающих должности в представительных органах власти. Законодательством предусмотрена возможность регулирования порядка предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальными нормативными правовыми актами, которые, в свою очередь, носят подзаконный характер и должны соответствовать нормативным правовым актам, стоящим выше в иерархии источников муниципального права и регулировать только те вопросы, которые не урегулированы. Таким образом, по мнению автора отзыва, федеральный законодатель вопросы предоставления лицами, замещающими муниципальные должности муниципального образования сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи отнёс исключительно к компетенции местной (муниципальной) власти. Решение Собрания депутатов от 29.09.2016 №185 «Об утверждении Положения «О предоставлении лицами, замещающими муниципальные должности муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области и осуществляющими свои полномочия на постоянной основе или замещающими должности в Собрании депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район», сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи», соответствует требованиям антикоррупционного законодательства и позволяет депутатам не работающим на постоянной основе вышеуказанные сведения не предоставлять. Депутат ФИО3 в соответствии с указанным нормативно-правовым актом принял законное и обоснованное решение не предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год.
Отзыв подписан председателем Собрания депутатов Октябрьского муниципального района ЕАО ФИО2, действующим на основании Устава МО «Октябрьский муниципальный район», в ст.20 ч.4 п.12 которого указано, что председатель Собрания депутатов приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности от имени Собрания депутатов, выступая в суде без доверенности.
В судебном заседании представитель административного ответчика – председатель Собрания депутатов Октябрьского муниципального района ЕАО ФИО2, административные исковые требования прокурора Октябрьского района ЕАО не признал в полном объеме, основываясь на доводах, указанные в отзыве.
На вопросы суда пояснил, что Собрание депутатов Октябрьского муниципального района состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах сроком на 5 лет. ФИО3 является депутатом Собрания депутатов Октябрьского муниципального района ЕАО с сентября 2014 года. О том, что Федеральным законом от 03.11.2015 №303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» из части 4 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» исключены слова «осуществляющие свои полномочия на постоянной основе», ему известно, однако он считает, что депутат, осуществляющий свои полномочия на не постоянной основе, не должен предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи. За 2015 год указанные сведения депутатом ФИО3 в Собрание депутатов не предоставлялись. Представление прокурора от 30.12.2016 о принятии мер к устранению нарушений антикоррупционного законодательства и рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата получали, с ним не согласились, в порядке КАС РФ представление не обжаловали. Решением от 21.02.2017 в удовлетворении требований, указанных в представлении было отказано. С депутатами проводится разъяснительная работа о необходимости добровольно предоставлять указанные сведения. За 2016 год ФИО3 указанные сведения подал. При избрании депутатов в 2014 году таких требований к депутатам не предъявлялось. Считает, что исключение слов «осуществляющие свои полномочия на постоянной основе» говорит лишь о том, что порядок предоставления депутатом, осуществляющим свою деятельность на не постоянной основе, указанных сведений, должен быть определен муниципальным нормативным правовым актом. Они по данному вопросу приняли решение 29.09.2016, утвердили Положение о предоставлении сведений. Законодательством определен перечень оснований, по которым полномочия депутата могут быть прекращены. ФИО3 Положение не нарушал, основания для прекращения его полномочий, отсутствуют. Считает, что депутат не должен отчитываться перед избирателями, так как это составляет коммерческую тайну, за осуществление депутатской деятельности они вознаграждение не получают.
ФИО3, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела уведомлён надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в его отсутствие не просил.
В силу ст.ст.150, 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица ФИО3
Заслушав объяснения заместителя прокурора Октябрьского района ЕАО ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Право прокурора на обращение в суд в данном случае, суд находит установленным.
Исходя из положений ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат признается лицом, замещающим муниципальную должность.
Часть 4 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» регламентирует, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральным законом от 03.11.2015 №303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» из данной части исключены слова «осуществляющие свои полномочия на постоянной основе».
В связи с указанным, поскольку все депутаты являются лицами, замещающими муниципальную должность, обязанность, установленная ч.4 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ, распространяется на них всех, независимо от того, на постоянной или не постоянной основе они исполняют свои полномочия.
Таким образом, обязанность депутата предоставить указанные сведения установлена законодательно и обусловлена его статусом.
Как указано в п.10.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Как указано в п.7.6 Регламента Собрания депутатов МО «Октябрьсмкий муниципальный район» ЕАО, депутаты Собрания депутатов осуществляют свои полномочия на не постоянной основе путем совмещения депутатской деятельности с выполнением трудовых или служебных обязанностей по месту их основной работы.
В соответствии со ст.25 ч.1 Устава МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО, полномочия депутата Собрания депутатов прекращается досрочно в случаях:
п.11 – несоблюдение ограничений, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
п.12 – несоблюдения ограничений, запретов, не исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц их доходам», ст.2 Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
При реализации этих полномочий прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п.1 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (ст.22).
Согласно п.1 ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Судом установлено, что по результатам проведенной прокуратурой Октябрьского района ЕАО проверки, в адрес председателя Собрания депутатов Октябрьского муниципального района ЕАО ФИО2 было внесено представление, в котором указано, что в ходе проверки было установлено нарушение антикоррупционного законодательства, а именно непредставление депутатом ФИО3 в установленный законом срок в Собрание депутатов сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи за период с 01.01.2015 по 31.12.2015, и указано на: необходимость рассмотрения представления и принятия действенных мер по устранению выявленных нарушений и недопущению впредь аналогичных нарушений закона; соблюдение установленных требований закона; рассмотрение вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3
Представление в установленном законом порядке не обжаловалось.
Как указано в решении Собрания депутатов МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО от 21.02.2017 №227, по результатам рассмотрения представления прокуратуры №86-1в-2016/132, Собрание депутатов решило отказать в удовлетворении требований, указанных в представлении об устранении нарушений закона.
При рассмотрение дела также установлено, что ФИО3 в соответствии с протоколом окружной избирательной комиссии о результатах выборов по трехмандатному избирательному округу №3, признан избранным депутатом Собрания депутатов МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО четвёртого созыва по трехмандатному округу №3.
ФИО3 женат, несовершеннолетних детей не имеет (свидетельство о заключении брака №, информация межрайонного отдела ЗАГС правительства ЕАО от 20.04.2017).
Таким образом, ФИО3, являясь депутатом Собрания депутатов МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО, замещающим свою должность на не постоянной основе, был обязан предоставить в Собрание депутатов сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за 2015 год в установленные законодательством сроки.
Согласно предоставленной суду справки от 10.04.2017 №27 ФИО3 не предоставлял в 2016 году в Собрание депутатов сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
Суд учитывает, что за невыполнение обязанности по предоставлению соответствующих сведений для депутатов предусмотрена ответственность в виде досрочного прекращения полномочий.
Как указано в ст.25 ч.2 Устава МО «Октябрьский муниципальный район» решение Собрания депутатов муниципального района о досрочном прекращении полномочий депутата Собрания депутатов муниципального района принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось между сессиями Собрания депутатов муниципального района – не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Исходя из установленных при проведении проверки прокуратурой Октябрьского района ЕАО обстоятельств и в соответствии с приведенными выше нормами законодательства, полномочия депутата Собрания депутатов МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО ФИО3 подлежали досрочному прекращению.
Таким образом, анализируя установленные при рассмотрении административного иска обстоятельства, исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания решения Собрания депутатов Октябрьского муниципального района ЕАО от 21.02.2017 №227, а также бездействия Собрания депутатов Октябрьского муниципального района ЕАО в части невыполнения законных требований по прекращению полномочий депутата Собрания депутатов Октябрьского муниципального района ЕАО ФИО3, связанное с неисполнением обязанности по предоставлению справок о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своей супруги за 2015 год, то есть несоблюдение ограничений, запретов, и обязанностей возложенных федеральными законами незаконными.
Довод представителя административного ответчика ФИО2 о том, что в обязанность депутатов, осуществляющих свои полномочия не не постоянной основе, представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи, не входит, суд признает несостоятельным, основанным на неправильном толковании законодательства в этой области, указанный довод опровергается приведенными выше нормами законодательства.
Также суд признает необоснованным довод представителя административного ответчика ФИО2 о том, что вопросы предоставления лицами, замещающими муниципальные должности муниципального образования сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи отнёсены исключительно к компетенции местной (муниципальной) власти, а депутат ФИО3 не представил указанные сведения в соответствии с Положением «О предоставлении лицами, замещающими муниципальные должности муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области и осуществляющими свои полномочия на постоянной основе или замещающими должности в Собрании депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район», так как обязанность депутата предоставить указанные сведения установлена законодательно и обусловлена его статусом, ФИО3 не представил сведения за 2015 год, а указанное Положение утверждено лишь решением Собрания депутатов 29.09.2016 №185.
Учитывая, что полномочия депутата могут быть прекращены досрочно лишь представительным органом, которым является Собрание депутатов МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО, с учетом положений ст. 227 КАС РФ, на административного ответчика Собрание депутатов Октябрьского муниципального района ЕАО должна быть возложена обязанность устранить выявленное нарушение, а именно обязанность принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Собрания депутатов Октябрьского муниципального района ЕАО ФИО3 в связи с неисполнением последним обязанности по предоставлению справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и супругу за 2015 год.
Относительно установленного административным истцом срока для исполнения обязанности, суд считает, что он отвечает требованиям разумности, соответствует ст.25 ч.2 Устава МО «Октябрьский муниципальный район».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Октябрьского района Еврейской автономной области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Собранию депутатов Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области о признании решения и бездействие незаконными, возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата - удовлетворить.
Признать решение Собрания депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области от 21.02.2017 №227 незаконным.
Признать бездействие Собрания депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области в части невыполнения законных требований по прекращению полномочий депутата Собрания депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области ФИО3, связанное с неисполнением обязанности по предоставлению справок о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за 2015 год, то есть несоблюдение ограничений, запретов, и обязанностей возложенных федеральными законами незаконным.
Возложить на Собрание депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о прекращении полномочий депутата Собрания депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области ФИО3 в связи с неисполнением обязанности по предоставлению справок о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за 2015 год, то есть несоблюдение ограничений, запретов, и обязанностей возложенных федеральными законами.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Ленинский районный суд Еврейской автономной области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Р.В.Тимиров
Мотивированное решение по делу составлено 24.04.2017.