ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-109/2022 от 04.05.2022 Починковского районного суда (Смоленская область)

№ **а-109/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«04» мая 2022 года г.Починок, Смоленская область

Починковский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего Сажиной Н.Б.,

при секретаре Трифоновой Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Веселова В.А. к Администрации МО «Починковский район» Смоленской области о признании незаконным уведомления,

УСТАНОВИЛ:

Веселов В.А. обратился в суд с административным иском к Администрации МО «Починковский район» Смоленской области о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, указав в обосновании требований, что у него на основании договора аренды земельного участка № ** от ** ** **, заключенного с Администрацией Шаталовского сельского поселения Починковского района Смоленской области находится в пользовании земельный участок площадью 1374 кв.м, расположенный по адресу: ..., ... кадастровым номером № **, из категории земель земли населенных пунктов. На указанном участке отсутствуют объекты недвижимого имущества, памятники историко-культурного значения. Ограничения использования или обременения земельного участка не зарегистрировано. Земельный участок расположен в зоне Ж1 – зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами. ** ** ** он обратился в Администрацию МО «Починковский район» Смоленской области с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке. ** ** ** он получил уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на данном земельном участке, поскольку земельный участок расположен в границах защитной зоны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ регионального значения «Усадебный дом Э.», вторая половина IXX века, где запрещается строительство объектов капитального строительства. Истец с данным уведомлением не согласен, полагает, что оно нарушает его права по использованию земельного участка. Согласно выписке из ЕГРН защитная зона объекта культурного наследия на земельном участке отсутствует.

Просит признать уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметрам объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № ** от ** ** **, вынесенное Администрацией муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, незаконным и обязать административного ответчика выдать Веселову В.А. уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметрам объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам на земельном участке с кадастровым номером № **, расположенном по адресу: ...

Административный истец Веселов В.А. и его представитель Еронов Р.А. в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом.

Представитель административного истца Еронова Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске, дополнительно указала, что земельный участок истца находится в территориальной зоне Ж1, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, что предусматривает возможность строительства индивидуального жилого дома. В декабре 2016 года Администрацией Шаталовского сельского поселения Починковского района Смоленской области была утверждена схема расположения участка истца, был проведен аукцион, после чего с истцом был заключен договор аренды, который прошел государственную регистрацию. Согласно договору аренды земельный участок никаких ограничений не имеет. ** ** ** он обратился в Администрацию МО «Починковский район» Смоленской области с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке. ** ** ** он получил уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на данном земельном участке, поскольку земельный участок расположен в границах защитной зоны объекта культурного наследия. Полагает, что данное уведомление является незаконным, поскольку не содержит ссылку на конкретную норму Градостроительного кодекса РФ, на основании которой оно вынесено. Также отметила, что орган охраны объектов культурного наследия обязан был в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении охранной зоны направить в Управление Росреестра по Смоленской области документы, необходимые для внесения соответствующих сведений в ЕГРН. Согласно выписке из ЕГРН такого рода ограничений в отношении земельного участка истца не зарегистрировано, официальных публикаций наличия данной зоны не имелось, в связи с чем считает, что административным ответчиком не представлено доказательств того, что спорный земельный участок находится в защитной зоне объекта культурного наследия. Кроме того, полагает, что ответчиком была нарушена процедура рассмотрения уведомления Веселова В.А. от ** ** **, поскольку никаких запросов в компетентных органы в рамках его проверки им сделано не было. Просила исковые требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебном заседании Салбиев В.В. исковые требования не признал, указал, что ** ** ** Веселов В.А обратился в Администрацию с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером № **, расположенном по адресу: ... По результатам рассмотрения указанного уведомления было установлено, что земельный участок с кадастровым номером № **, на котором административный истец планировал разместить индивидуальный жилой дом, находится в границе защитной зоны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Усадебный дом Э.», вторая половина XIX в. Данная защитная зона утверждена Приказом Департамента Смоленской области по культуре и туризму от 13.11.2017 №553 и располагается на расстоянии 200 метров от линии внешней стены объекта культурного наследия. В границах защитной зоны объекта культурного наследия в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов, в связи с чем на основании п. 1 ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Администрацией в адрес Веселова В.А. направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Также отметил, что решение по уведомлению Веселова В.А. принималось на основании информации, содержащейся в Государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Смоленской области. На основании изложенного просил в иске отказать.

Определением суда от 05.04.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление Смоленской области по культурному наследию.

Заинтересованное лицо в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, извещено своевременно и надлежащим образом.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

В соответствии со статьей 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, для признания незаконным ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

В судебном заседании установлено, что с ** ** ** на кадастровом учете стоит земельный участок с кадастровым номером № **, общей площадью 1374 кв.м, расположенный по адресу: ..., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок является собственностью муниципального образования Шаталовское сельское поселение Починковского района (л.д.20-22).

** ** ** между Администрацией Шаталовского сельского поселения Починковского района Смоленской области и Веселовым В.А. заключен договор аренды земельного участка № ** с кадастровым номером № **, общей площадью 1374 кв.м, расположенный по адресу: ... сроком на 20 лет (л.д.13-16). Данный договор зарегистрирован в ЕГРН.

** ** ** Веселов В.А. обратился в Администрацию МО «Починковский район» Смоленской области с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (л.д.17-18).

Уведомлением Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области № 03 от 28.12.2021 Веселову В.А. сообщено о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку земельный участок расположен в границах защитной зоны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ регионального значения «Усадебный дом Э.», вторая половина IXX века. В границах защитной зоны объекта культурного наследия и композиционно – видовых связей (панорам) запрещается строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов (л.д.19).

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.

Таким образом, судом достоверно установлено, что административный истец владеет земельным участком с кадастровым номером № ** по договору аренды.

В силу ч.1 ст.40 Земельного кодекса РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.

Согласно п.2,7 ч.1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с ч.1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации") или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Пункт 10 вышеуказанной части статьи предусматривает исчерпывающий перечень случаев направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

В пункте 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим Кодексом, а также федеральными законами. В частности, подпунктом 2 пункта 2 названной статьи предусмотрена возможность установления особых условий охраны памятников природы, истории и культуры, археологических объектов в качестве одного из видов ограничения прав собственников на пользование и распоряжение принадлежащими им земельными участками.

Из представленных документов усматривается, что административному истцу Администрацией муниципального образования «Починковский район» Смоленской области направлено уведомление Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на спорном земельном участке, поскольку он расположен в границах защитной зоны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ регионального значения «Усадебный дом Э.», вторая половина IXX века.

Объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов РФ регионального значения «Усадебный дом Э.», вторая половина IXX века, включен в перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ федерального, регионального значения, расположенных на территории Смоленской области, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (л.д.73-74).

Административный ответчик указывает, что при направлении данного уведомления Веселову В.А. он руководствовался сведениями, представленными ему Главным управлением Смоленской области по культурному наследию (л.д.104) и содержащимися в Государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Смоленской области (л.д.68), согласно которым земельный участок с кадастровым номером № ** расположен в границах защитной зоны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ регионального значения «Усадебный дом Э.», вторая половина IXX века.

Данная защитная зона утверждена Приказом Департамента Смоленской области по культуре и туризму от 13.11.2017 №553 и располагается на расстоянии 200 метров от линии внешней стены объекта культурного наследия (л.д.50-52).

Оснований не доверять данной информации у административного ответчика не имелось, поскольку Главное управление Смоленской области по культурному наследию с 25.12.2019 является уполномоченным органом в сфере спорных правоотношений (л.д.109-110).

Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности Смоленской области введена в эксплуатацию распоряжением Администрации Смоленской области № 1386-р/адм от 16.08.2019 для обеспечения градостроительной деятельности Смоленской области. Целью ее введения являлось передача данных органов исполнительной власти Смоленской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области для использования в работе (л.д.69-72).

Таким образом, административный ответчик обоснованно пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 67:14:1820101:488 находится в границах защитной зоны объекта культурного наследия.

Ссылка представителя административного истца на нарушение процедуры рассмотрения уведомления несостоятельна, поскольку ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ не предусматривает обязательное направление запросов в компетентные органы для получения необходимой для рассмотрения уведомления информации при наличии специальной системы межведомственного электронного взаимодействия (Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Смоленской области), целью создание которой и являлось оперативное получение необходимой информации для использования в работе.

Согласно пункту 10 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

В силу п.1 ст.34.1 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации» защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

При таких обстоятельствах, уведомление Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области № 03 от 28.12.2021, направленное Веселову В.А., о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № **, является законным и обоснованным.

Ссылка представителей административного истца о том, что вывод о нахождении спорного земельного участка в защитной зоне объекта культурного наследия можно делать только из сведений, содержащихся в ЕГРН, несостоятельна в силу следующего.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия.

Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 7 Закона N 218-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества - сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, границах публичного сервитута, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны, территории или в связи с установлением публичного сервитута.

Однако Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Земельный кодекс РФ введена ст. 105, которая в качестве зоны с особыми условиями использования территорий предусматривает защитную зону объекта культурного наследия.

При этом ст. 26 указанного ФЗ предусматривает, что до 1 января 2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов:

1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;

2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;

3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории;

4) решением суда.

Таким образом, отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о расположении земельного участка с кадастровым номером № ** в защитной зоне объекта культурного наследия, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах защитной зоны объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и п.1 ст.34.1 Закона N 73-ФЗ.

Доводы представителя административного истца об отсутствии указания конкретного основания для отказа в уведомлении от 28.12.2021, предусмотренного п. 10 ст. 51 ГрК РФ, опровергаются содержанием указанного уведомления, в котором указано на факт расположения земельного участка, принадлежащего административному истцу в защитной зоне объекта культурного наследия "Усадебный дом Э.», вторая половина IXX века, со ссылкой на п. ст. 34.1 ФЗ N 73 «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации». Данное обстоятельство и является ограничением, установленным федеральным законодателем, которое препятствует строительству капитального объекта и делает невозможным прохождение стадии получения разрешения на строительство.

Дата формирования земельного участка и передача его в аренду истцу в возникших правоотношениях значения не имеют. Правовое значение имеет дата обращения с уведомлением о планируемом строительстве, которое состоялось 27.12.2019 г., то есть после введения ограничения в отношении спорного земельного участка.

Ссылка стороны истца на то, что спорный земельный участок находится в зоне Ж1 и имеет вид разрешенного использования, которые предусматривают возможность строительства на нем индивидуального жилого дома несостоятельна, поскольку в силу п.2 ч.2 ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены в связи с установлением особых условий охраны окружающей среды, в том числе памятников природы, истории и культуры. Такие ограничения устанавливаются независимо от категории земель, к которой отнесен соответствующий земельный участок.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований Веселова В.А. не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Веселова В.А. к Администрации МО «Починковский район» Смоленской области о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № 03 от 28.12.2021 отказать.

Апелляционные жалоба, представление на решение суда могут быть поданы в течение месяца со дня принятия судом решения.

Судья: Н.Б.Сажина

Мотивированное решение составлено 06.05.2022 года.