Дело № 2а-109/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«27» января 2022 года г. Котовск
Котовский городской суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Толмачева П.С., при секретаре судебного заседания Зиминой Е.В.,
с участием представителя административного истца Леонтьевой И.В., представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора города Котовска Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации города Котовска Тамбовской области,
у с т а н о в и л:
заявляя данный иск, и.о. прокурора города Котовска Тамбовской области указал в административном исковом заявлении, что в марте 2020 года прокуратурой города Котовска Тамбовской области проведена проверка исполнения законодательства в охраны окружающей среды и природопользования, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в сфере лесопользования со стороны администрации города Котовска, а именно, на территории городских лесов города Котовска не создано лесничество, не разработан и не утверждён лесохозяйственный регламент, в связи с чем 30.03.2020 г. в адрес администрации города Котовска внесено представление об их устранении.
Согласно промежуточному ответу администрации города Котовска от 22.04.2020 г. с целью исправления допущенной кадастровой ошибки ведутся кадастровые работы по изменению и уточнению границ земельного участка под городскими лесами. По результатам проделанных работ площадь данного земельного участка будет актуализирована и изменена в сторону увеличения, после чего будут проведены работы по лесоустройству и созданию лесничества на территории города. Затем будет разработан лесохозяйственный регламент, в рамках которого будет осуществляться муниципальный лесной контроль.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в орган или должностному лицу, которые полномочные устранить допущенные нарушения прокурором или его заместителем вносится представление об устранении нарушений закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
С момента внесения представления истекло более года, однако, информация об устранении в полном объеме нарушений, отраженных в представлении, в прокуратуру города не поступила. В соответствии с представленными администрацией города Котовска сведениями от 21.09.2021 г. № 01.01-22/4285 на территории города площадь городских лесов составила 1782517 кв.м. Лесоустройство на территории города не проведено, лесничества не созданы, лесохозяйственный регламент для городских лесов города Котовска не разработан. В связи с отсутствием лесоустройства на территории города документы, предусматривающие работу по охране, защите, воспроизводству городских лесов не разрабатывались. Для проведения процедуры лесоустройства необходимо время и соответствующее финансирование, которым администрация в данный момент не располагает.
Согласно статье 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ), органами местного самоуправления в пределах их полномочий осуществляются мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению.
Статьей 16 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
На основании части 1 статьи 23 ЛК РФ, основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств.
Лесничества создаются на землях: лесного фонда; обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса (часть 2 статьи 23 ЛК РФ).
В соответствии со статьей 67 и частью 1 статьи 68 ЛК РФ, на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 ЛК РФ проводится лесоустройство, правила проведения которого устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Приказом Минприроды России от 29.03.2018 г. № 122 утверждена Лесоустроительная инструкция, пунктами 4 и 5 которой предусмотрено, что проведение лесоустройства осуществляется в отношении лесничеств. Проектирование лесничеств, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Статья 84 ЛК РФ закрепляет полномочия органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, к которым относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков.
Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (пункт 1.1 статьи 84 ЛК РФ).
В соответствии со статьей 87 ЛК РФ, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.
Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.
В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 ЛК РФ; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 ЛК РФ; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.
Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 27.02.2017 г. № 72 утвержден Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений (далее - Порядок), согласно п. 2 которого, лесохозяйственный регламент является основой использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств.
Лесохозяйственные регламенты разрабатываются для лесничеств. Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами местного самоуправления, что предусмотрено пунктами 9 и 10 вышеуказанного Порядка.
В соответствии с пунктами 11-14 Порядка, основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования. Информация лесохозяйственного регламента лесничества приводится в виде текстовых, табличных и графических материалов (в том числе картографических).
Органы местного самоуправления организуют ознакомление заинтересованных лиц с проектом лесохозяйственного регламента, в том числе размещают его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на срок не менее 30 дней со дня размещения на официальном сайте, указав информацию о сроках ознакомления, адресе электронной почты или почтовом адресе для направления замечаний и предложений, а также другие сопроводительные документы при наличии.
По истечении указанного срока с учетом поступивших предложений и замечаний в течение 30 дней орган государственной власти или орган местного самоуправления организует доработку проекта лесохозяйственного регламента и его утверждение.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в 3-х дневный срок со дня утверждения лесохозяйственного регламента размещают его на своем официальном сайте на весь срок действия лесохозяйственного регламента с указанием даты утверждения (п. 15 Порядка).
Решением Котовского городского Совета народных депутатов Тамбовской области от 25.12.2014 № <данные изъяты>, утвержден Генеральный план городского округа - город Котовск Тамбовской области.
В соответствии с пунктом 3 Генерального плана на основе анализа основных направлений развития территории городского округа, современной системы использования территории, формирующих структурно-планировочную организацию, в Генеральном плане городского округа - город Котовск определено функциональное зонирование территории городского округа.
Параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах местного значения городского округа (за исключением линейных объектов) приведены в таблице 2, согласно пункту 3 которой функциональные зоны, определенные на карте функционального зонирования, включают зоны рекреационного назначения, в том числе городские леса.
На основании статьи 93 ЛК РФ, государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Первым этапом лесоустройства является проектирование лесничества.
Установлено, что на территории города Котовска в отношении городских лесов, расположенных в границах земель, государственная собственность не разграничена, лесничество не спроектировано.
В нарушение установленных требований законодательства, лесоустройство на территории города Котовска не проведено, лесничества не созданы, лесохозяйственный регламент для городских лесов города Котовска не разработан, документы, предусматривающие работу по охране, защите, воспроизводству городских лесов не разрабатывались, денежные средства на указанные цели не закладывались, что свидетельствует о бездействии со стороны администрации города Котовска.
Вышеизложенное свидетельствует о бездействии администрации города Котовска и затягивании процесса исполнения своих полномочий, что влечет нарушение прав участников лесных отношений на использование участков городских лесов, а также прав граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране городских лесов.
На основании изложенного и с учетом уточненных административных исковых требований и.о. прокурора города Котовска просил суд:
- признать незаконным бездействие администрации города Котовска, выразившееся в непринятии своевременных мер по проектированию лесничества на территории города Котовска и утверждению лесохозяйственного регламента для городских лесов города Котовска;
- обязать административного ответчика осуществить проектирование муниципального лесничества на землях, на которых расположены леса на территории города Котовска в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 23, ст. 68.1 ЛК РФ, Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 г. № 122, и представить материалы в Федеральное агентство лесного хозяйства для принятия решения о создании муниципального лесничества;
- обязать административного ответчика с момента принятия Федеральным агентством лесного хозяйства решения о создании лесничества разработать и утвердить лесохозяйственный регламент для городских лесов города Котовска в соответствии с требованиями лесного законодательства.
В своем отзыве на административное исковое заявление представитель административного ответчика, администрации города Котовска Тамбовской области, по доверенности ФИО1 возражала против заявленных административных исковых требований, указав следующее:
согласно Генеральному плану городского округа - города Котовска (далее – Генплан города), утвержденному решением Котовского городского Совета народных депутатов от 25.12.2014 г. № <данные изъяты>, и Правилам землепользования и застройки городского округа - города Котовска (далее – ПЗЗ), утвержденным решением Котовского городского Совета народных депутатов от 28.05.2015 г. №<данные изъяты>, на территории города Котовска Тамбовской области имеются городские леса, относящиеся к зоне «<данные изъяты>», которые при постановке на кадастровый учет имеют категорию земель «земли населенных пунктов» и соответствуют виду разрешенного использования «охрана природных территорий».
До настоящего времени администрацией города проведена работа по постановке на кадастровый учет части городских лесов, был заключен и исполнен муниципальный контракт № <данные изъяты> от 12.07.2021 г. в целях устранения кадастровой ошибки (наложение городских лесов на земли лесного фонда), после чего на основании постановления администрации города от 24.08.2021 г. № <данные изъяты> и результатов межевания по муниципальному контракту № <данные изъяты> от 12.07.2021 г. исправлена кадастровая ошибка. По результатам проведенной администрацией города работы площадь поставленных на кадастровый учет городских лесов составила <данные изъяты> кв.м. В настоящее время ведется работа по выявлению не поставленных на кадастровый учет участков городских лесов в целях их последующей постановки и внесения в ЕГРН, в процессе которой возможно потребуется внесение изменений в Генплан города и ПЗЗ. В связи с этим, разработка лесохозяйственного регламента будет преждевременной, так как в настоящее время в него войдут не все городские леса Котовска.
По смыслу ч. 1.1 ст. 84 и ч. 3 ст. 87 ЛК РФ лесохозяйственный регламент разрабатывается только после создания на территории городских лесов лесничества.
Согласно статье 23 ЛК РФ Лесничество создается решением уполномоченного федерального органа исполнительной власти, при этом обязательным приложением к решению о создании лесничества является описание местоположения границ лесничества, подготовленное в соответствии со статьей 68.1 ЛК РФ: при проектировании лесничеств устанавливается их площадь, границы (графическое описание местоположения границ лесничества, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ лесничества или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») и иное.
Пунктом 5.5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. № 736, закреплено, что полномочия по принятию решения о создании лесничества осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства.
Частью 5 статьи 87 ЛК РФ установлено, что в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются:
1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 ЛК РФ;
2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;
3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 ЛК РФ;
4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
состав лесохозяйственных регламентов и порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений установлены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.02.2017 г. № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» (далее – Порядок), согласно которому:
- лесохозяйственные регламенты разрабатываются для лесничеств (п. 9),
- основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования (п. 11).
Пунктами 6-8 Порядка установлено, что лесохозяйственный регламент должен содержать:
1) краткую характеристику лесничества, включающую:
наименование и местоположение лесничества;
общую площадь лесничества и участковых лесничеств;
карту-схему субъекта Российской Федерации с выделением территории лесничества;
распределение лесов лесничества по лесорастительным зонам, лесным районам и зонам лесозащитного и лесосеменного районирования с распределением территории лесничества и участковых лесничеств по лесорастительным зонам и лесным районам;
распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных лесов;
характеристику лесных земель из состава земель лесного фонда на территории лесничества;
характеристику имеющихся и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, планов по их организации, развитию экологических сетей, сохранению биоразнообразия;
характеристику проектируемых лесов национального наследия;
перечень видов биологического разнообразия и размеров буферных зон, подлежащих сохранению при осуществлении лесосечных работ;
характеристику существующих объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, мероприятий по строительству, реконструкции и эксплуатации указанных объектов, предусмотренных документами территориального планирования;
поквартальную карту-схему подразделения лесов по целевому назначению с нанесением местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры;
2) виды разрешенного использования лесов на территории лесничества с распределением по кварталам;
3) нормативы, параметры и сроки использования лесов для осуществления различных видов деятельности;
4) требования к охране, защите и воспроизводству лесов, включающие:
требования к мерам пожарной безопасности в лесах, охране лесов от загрязнения радиоактивными веществами и иного негативного воздействия;
требования к защите лесов (нормативы и параметры санитарно-оздоровительных мероприятий, профилактических мероприятий по защите лесов, мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов, а также других определенных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мероприятий);
требования к воспроизводству лесов (нормативы, параметры, сроки проведения мероприятий по лесовосстановлению, лесоразведению, уходу за лесами);
5) особенности требований к использованию лесов по лесорастительным зонам и лесным районам, включающих схему лесорастительного районирования лесничества, особенности требований (по нормативам, параметрам и срокам использования) к различным видам использования лесов в соответствии с лесорастительными зонами и лесными районами.
6) ограничения по видам целевого назначения лесов;
7) ограничения по видам особо защитных участков лесов;
8) ограничения по видам использования лесов;
9) иную информацию.
Материалы лесоустройства лесничества, являющиеся основой для разработки лесохозяйственного регламента (п. 11 Порядка), разрабатываются в соответствии с Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.03.2018 г. № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции».
Согласно части 1 статьи 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя:
1) проектирование лесничеств;
2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов;
4) таксацию лесов;
5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Пунктами 4, 6, 7 Лесоустроительной инструкции установлено, что проведение лесоустройства осуществляется в отношении лесничеств на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Проведение геодезических и картографических работ при лесоустройстве осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2015 г. № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Учитывая вышеизложенное, до утверждения лесохозяйственного регламента городских лесов Котовска администрации города необходимо:
1) поставить на кадастровый учет неучтенные участки городских лесов;
2) создать на территории города Котовска муниципальное лесничество;
3) провести мероприятия по лесоустройству;
4) разработать лесохозяйственный регламент.
Для реализации указанных мероприятий необходимы значительные денежные средства, которые не заложены в бюджете города Котовска на 2021 год и на плановый период 2023 и 2024 годов в проекте бюджета города, и длительные сроки по времени – не менее 3 лет и 1 месяца:
1) заключение и исполнение муниципального контракта на постановку на кадастровый учет участков городских лесов, постановка их на кадастровый учет – от 400 000 руб. (не менее 4 месяцев);
2) обращение в Федеральное агентство лесного хозяйства по вопросу создания лесничества, принятие решения о создании лесничества (не менее 3 месяцев);
3) заключение муниципального контракта на проведение мероприятий по лесоустройству – от 2 000 000 руб. (не менее 2 месяцев);
4) исполнение муниципального контракта на проведение мероприятий по лесоустройству: таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ (вырубка больных деревьев, сбор валежника, установка квартальных столбов - проводятся в период вегетации лесных насаждений в период с июня по ноябрь), полевых работ и составления лесоустроительной документации (не менее двух лет с учетом требований пунктов 32, 33 Лесоустроительной инструкции);
5) заключение муниципального контракта на проведение мероприятий по разработке лесохозяйственного регламента и проведение работ по контракту – от 400 000 руб. (не менее 2 месяцев);
6) утверждение лесохозяйственного регламента (не менее 2 месяцев с учетом требований пунктов 13-15 Порядка).
Учитывая вышеизложенное и проведенную администрацией города масштабную работу по постановке городских лесов на государственный кадастровый учет и требования действующих федеральных правовых актов, регулирующих порядок и сроки проведения мероприятий по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента, в действиях администрации города отсутствуют признаки бездействия.
В связи с тем, что мероприятия по лесоустройству проводятся только в отношении лесничества, которого на территории города Котовска не существует, заявленные административным истцом требования обязать администрацию города провести лесоустройство, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент в настоящее время не исполнимы, поэтому администрация города возражает против удовлетворения заявленных требований административного истца.
Кроме того, мероприятия по лесоустройству городских лесов и разработке лесохозяйственного регламента городских лесов являются дорогостоящими и продолжительными по исполнению.
Учитывая факт дефицита бюджета города и условия его формирования с учетом приоритета социально-значимых обязательств органов местного самоуправления администрация города Котовска Тамбовской области просит суд при рассмотрении настоящего административного дела принять во внимание данные объективные обстоятельства.
Впоследствии административным истцом было изменено основание административного иска, поскольку Федеральным законом от 02.07.2021 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в части полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, согласно которым с 01.01.2022 г. в соответствии с пп. «а», «б» п. 16 ч. 15 ст. 1 указанного Федерального закона органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов. Кроме того, органы местного самоуправления осуществляют принятие решений о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, установлении и изменении их границ, а также осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов.
Таким образом, выполнение обязанностей по проведению лесоустройства на территории лесов, расположенных на землях города Котовска, утверждению лесохозяйственного регламента и проведению лесоустройства в настоящее время полностью отнесено к полномочиям органа местного самоуправления города Котовска.
С учетом изложенного, окончательно административным истцом заявлены требования о признании незаконным бездействия администрации города Котовска, выразившегося в непринятии своевременных мер по проведению лесоустройства на территории города Котовска и утверждению лесохозяйственного регламента для городских лесов города Котовска, и возложении на административного ответчика обязанности: осуществить создание муниципального лесничества на землях, на которых расположены леса на территории города Котовска в соответствии с требованиями Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 г. № 122; с момента создания лесничества разработать и утвердить лесохозяйственный регламент для городских лесов города Котовска в соответствии с требованиями лесного законодательства.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора города Котовска Тамбовской области Леонтьева И.В. заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме и просила суд удовлетворить их по основаниям, указанным в административном исковом заявлении. Также она пояснила суду, что представление об устранении нарушений законодательства в сфере лесопользования было внесено еще в марте 2020 года, но до настоящего времени каких-либо существенных мер, направленных на его исполнение административным ответчиком предпринято не было. Разрешение вопроса о предоставлении конкретного срока для исполнения решения суда в случае удовлетворения настоящего административного иска Леонтьева И.В. оставила на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика, администрации города Котовска Тамбовской области, по доверенности ФИО1 возражала против удовлетворения административных исковых требований и.о. прокурора города Котовска Тамбовской области по основаниям, указанным в её отзыве на административное исковое заявление. Также она пояснила, что на территории города Котовска имеется не мало территорий с лесными участками в различных частях города, которые должны быть учтены при проектировании лесничества. Однако, многоконтурный участок городских лесов полностью не сформирован, так как требуется уточнение его границ. Данная работа велась и ведется администрацией города путем заключения соответствующих муниципальных контрактов. Однако, объем такой работы весьма значительный и требует существенных финансовых затрат при наличии дефицита муниципального образования. Кроме того, ФИО1 просила учесть ряд мероприятий, исполнение которых на текущий момент не регламентировано. Так, с 01.01.2022 г. полномочия по принятию решений о создании лесничеств перешли к органам местного самоуправления. Однако, процедура принятий таких решений органами местного самоуправления не разработана. Также, не понятно каким образом в случае создания лесничества будут осуществляться функции лесопользования, лесоохраны и т.п. (создание целевого бюджетного учреждения либо заключение соответствующего муниципального контракта либо иным способом).
Изучив материалы настоящего административного дела, учитывая позиции сторон, суд пришёл к выводу, что заявленные административным истцом требования об оспаривании бездействия административного ответчика подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
на основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В административном исковом заявлении и заявлениях об уточнении административных исковых требований имеются ссылки на положения Лесного кодекса Российской Федерации (ч.ч. 1, 2 ст. 23, ст. 67, ч. 1 ст. 68, п. 1.1 ст. 84) и Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 16), указанные выше в настоящем решении, согласно которым лесоустройство на территории населенных пунктов и утверждение лесохозяйственного регламента полностью отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения прокурором или его заместителем вносится представление об устранении нарушений закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
30.03.2020 г. прокурором города Котовска Тамбовской области внесено представление № <данные изъяты> об устранении нарушений законодательства в сфере лесопользования, направленное в адрес главы администрации города Котовска, в котором прокурор потребовал принять безотлагательные меры, направленные на создание лесничества, разработку и принятие лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов города Котовска, и о результатах принятых мер проинформировать прокуратуру города в месячный срок.
В ответ на данное представление администрация города Котовска Тамбовской области проинформировала прокурора в письме от 22.04.2020 г. №01.01-22/1710 о том, что на территории города поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с видом разрешенного пользования: «охрана природных территорий, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов» площадью <данные изъяты> га. При постановке на указанный учет были выявлены пересечения данного земельного участка с землями лесного фонда Степного лесничества. С целью исправления допущенной кадастровой ошибки ведутся кадастровые работы по изменению и уточнению границ земельного участка. После их проведения площадь этого участка будет актуализирована и изменена в сторону увеличения, после чего будут проведены работы по лесоустройству и созданию лесничества на территории города.
Кроме того, в письме администрации города Котовска Тамбовской области от 21.09.2021 г. № <данные изъяты> до сведения и.о. прокурора города Котовска было доведено, что после проведения работ по кадастровому учету городских лесов на территории города Котовска их площадь составила <данные изъяты> кв.м. Лесоустройство на территории города не проведено, лесничество пока не создано, лесохозяйственный регламент не разработан. В связи с отсутствием лесоустройства документы, предусматривающие работу по охране, защите, воспроизводству городских лесов не разрабатывались. Для проведения процедуры лесоустройства необходимо время и соответствующее финансирование, которым в данный момент администрация города не располагает.
Из пояснения представителя административного ответчика следует, что учет всех земель на которых расположены городские леса не произведен, в связи с чем проектирование лесничества не начато. Данные обстоятельства обусловлены необходимостью проведения значительного объема работ и отсутствием необходимых денежных средств на эти цели в казне муниципального образования.
Таким образом, администрацией города Котовска Тамбовской области не было предпринято своевременных и достаточных мер для исполнения требований предписания прокурора и вышеуказанных требований действующего лесного законодательства и законодательства общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Доводы представителя административного ответчика о том, что на проведение кадастровых работ и лесоустройство требуются значительные денежные средства и при дефиците бюджета муниципального образования денежные средства расходуются на более социально-значимые цели, по мнению суда, не могут являться основаниями для отказа в удовлетворении настоящего административного иска, который заявлен в целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов участников лесных отношений, связанных с использованием участков городских лесов, их охраной, а также в целях соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Следовательно, заявленные административные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Принимая решение о предоставлении срока устранения допущенных административным ответчиком нарушений, суд учел изложенные в отзыве на административное исковое заявление доводы и положения лесного законодательства.
Так, согласно ч. 1 ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя:
1) проектирование лесничеств;
2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов;
4) таксацию лесов;
5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Состав лесохозяйственных регламентов и порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений установлены приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27.02.2017 г. № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений». Согласно пункту 11 данного документа материалы лесоустройства лесничества, являющиеся основой для разработки лесохозяйственного регламента, разрабатываются в соответствии с Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 марта 2018 г. N 122.
Проведение лесоустройства осуществляется в отношении лесничеств на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Проведение геодезических и картографических работ при лесоустройстве осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2015 г. № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункты 4, 6, 7 Лесоустроительной инструкции).
В соответствии с пунктом 32 Лесоустроительной инструкции таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации.
Учитывая необходимость выполнения административным ответчиком мероприятий по постановке на учет неучтенных участков городских лесов, созданию муниципального лесничества, лесоустройству, а также разработке лесохозяйственного регламента, суд счел необходимым в целях соблюдения приведенных выше норм предоставить администрации города Котовска Тамбовской области разумный срок для выполнения данных мероприятий – два года шесть месяцев.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 177, ч.ч. 3, 4 ст. 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования и.о. прокурора города Котовска Тамбовской области удовлетворить.
Признать несоответствующим требованиям лесного законодательства, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц бездействие администрации города Котовска Тамбовской области, выраженное в непринятии своевременных мер по проведению лесоустройства на территории муниципального образования - город Котовск Тамбовской области и утверждению лесохозяйственного регламента для городских лесов города Котовска Тамбовской области.
Обязать администрацию города Котовска Тамбовской области в срок не позднее двух лет шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу:
- осуществить создание муниципального лесничества на землях, на которых расположены леса на территории муниципального образования - город Котовск Тамбовской области в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации и Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 марта 2018 г. N 122;
- после создания вышеуказанного лесничества разработать и утвердить лесохозяйственный регламент для городских лесов города Котовска Тамбовской в соответствии с требованиями лесного законодательства Российской Федерации.
- сообщить об исполнении настоящего решения в суд, принявший его, и прокурору города Котовска Тамбовской области в срок не позднее одного месяца со дня утверждения лесохозяйственного регламента для городских лесов города Котовска Тамбовской.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Котовский городской суд Тамбовской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья П.С. Толмачев
Мотивированное решение составлено 02.02.2022 г.
Судья П.С. Толмачев