ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10/2016 от 25.05.2016 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Дело №3а-10/2016

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 мая 2016 года г. Горно-Алтайск

Верховный Суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Имансакиповой А.О.,

при секретаре – Володиной Е.С.,

с участием прокурора – Тюхтеневой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение Майминского района Республики Алтай о признании недействующим в части решения Совета депутатов муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение Майминского района Республики Алтай от 28.12.2012 №5-2 «Об утверждении генерального плана Усть-Мунинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай», внесении изменений в государственный кадастр недвижимости и указании границ населенных пунктов п. Карым, п. Барангол, п. Известковый, с. Усть-Муны муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение Майминского района по границам соприкосновения с границами лесных участков Манжерокского участкового лесничества, Майминского лесничества Республики Алтай,

установил:

Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства в лице представителя ФИО1 обратился в суд с административным иском к Совету депутатов муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение Майминского района Республики Алтай о признании недействующим в части решения Совета депутатов муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение Майминского района Республики Алтай от 28.12.2012 №5-2 «Об утверждении генерального плана Усть-Мунинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай».

Также в административном иске представителем Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства ФИО1 заявлены требования о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости и указании границ населенных пунктов п. Карым, п. Барангол, п. Известковый, с. Усть-Муны муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение Майминского района по границам соприкосновения с границами лесных участков Манжерокского участкового лесничества, Майминского лесничества Республики Алтай. Административный иск мотивирован тем, что при включении в границы населенных пунктов лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границ населенных пунктов не обеспечена процедура согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства.

Изучив материалы дела, заслушав представителей административного ответчика, заинтересованных лиц, прокурора, полагавших требования о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости и указании границ населенных пунктов п. Карым, п. Барангол, п. Известковый, с. Усть-Муны муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение Майминского района по границам соприкосновения с границами лесных участков, подлежащими оставлению без рассмотрения, суд приходит к следующему.

Перечень административных дел, подсудных Верховному Суду Республики Алтай в качестве суда первой инстанции, определен в статье 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Вместе с тем требования о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости и указании границ населенных пунктов п. Карым, п. Барангол, п. Известковый, с. Усть-Муны муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение Майминского района по границам соприкосновения с границами лесных участков Манжерокского участкового лесничества, Майминского лесничества Республики Алтай под действие данной нормы не подпадают и не подлежат рассмотрению по существу Верховным Судом Республики Алтай в качестве суда первой инстанции.

Согласно части 2 статьи 222, пункту 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.

Поскольку при принятии административного искового заявления вопрос о возврате требований в указанной части не был разрешен, с учетом вышеприведенных законоположений во взаимосвязи с частью 2 статьи 196, статьей 197 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление в данной части подлежит оставлению без рассмотрения.

За разрешением таких требований административный истец вправе обратиться в соответствующий районный суд, если считает свое право нарушенным.

Руководствуясь статьями 129, 196, 197, 198, 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Алтай

определил:

административное исковое заявление Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение Майминского района Республики Алтай в части требований о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости и указании границ населенных пунктов п. Карым, п. Барангол, п. Известковый, с. Усть-Муны муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение Майминского района по границам соприкосновения с границами лесных участков Манжерокского участкового лесничества Майминского лесничества Республики Алтай оставить без рассмотрения.

На определение может быть подана частная жалоба либо представление прокурора в течение пятнадцати дней со дня вынесения настоящего определения.

Судья А.О. Имансакипова

№ 3а-10/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2016 года г. Горно-Алтайск

Верховный Суд Республики Алтай в составе:

председательствующего – Имансакиповой А.О.,

при секретаре – Володиной Е.С.,

с участием прокурора – Тюхтеневой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение Майминского района Республики Алтай о признании недействующим в части решения Совета депутатов муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение Майминского района Республики Алтай от 28.12.2012 №5-2 «Об утверждении генерального плана Усть-Мунинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай»,

УСТАНОВИЛ:

Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства в лице представителя ФИО1 обратился в суд с административным иском к Совету депутатов муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение Майминского района Республики Алтай о признании недействующим в части решения Совета депутатов муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение Майминского района Республики Алтай от 28.12.2012 №5-2 «Об утверждении генерального плана Усть-Мунинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай». Требование мотивировано тем, что лесные участки, включенные решением Совета депутатов муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение Майминского района Республики Алтай от 28.12.2012 №5-2 в границы населенного пункта, являются ранее учтенными объектами недвижимости с границами, определенными материалами лесоустройства. На указанные земельные участки зарегистрировано право собственности Российской Федерации. При включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда посредством установления и изменения границ населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства. Однако, при издании оспариваемого решения Совета депутатов согласование проекта генерального плана в части включения в границы населенного пункта лесных участков из состава земель лесного фонда с Федеральным агентством лесного хозяйства не было обеспечено.

В судебное заседание представитель Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства по доверенности ФИО1, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явился.

Представители Совета депутатов муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение Майминского района Республики Алтай ФИО2 и ФИО3 административное исковое требование признали.

Представители Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай ФИО4, ФИО5, представитель Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Алтай ФИО6 полагали заявленное требование подлежащим удовлетворению.

Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» «Запсиблеспрект», Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, прокурора Тюхтеневу И.М., указавшую на возможность принятия признания иска и удовлетворения заявленного требования, суд приходит к следующему.

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки.

На основании ст. 3 Закона Республики Алтай от 13.01.2005 N 10-РЗ "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ" муниципальное образование Усть-Мунинское сельское поселение является сельским поселением в составе поселков Барангол, Известковый, Карым, села Усть-Муны.

Согласно ст. 2, ч. 1 ст. 19 Устава Муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение Майминского района Республики Алтай, принятого решением 6 сессии сельского Совета депутатов Усть-Мунинского сельского поселения от 30 декабря 2008 года №6-6, сельский Совет депутатов Усть-Мунинского сельского поселения, являясь представительным органом муниципального образования, по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Алтай, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, и являющиеся нормативными правовыми актами.

Из материалов дела следует, что Решением Совета депутатов муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение №5-2 от 28 декабря 2012 года утвержден генеральный план Усть-Мунинского сельского поселения. Данное решение было обнародовано путем размещения на информационных стендах в населенных пунктах муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение, в помещениях Усть-Мунинской сельской администрации, Усть-Мунинского сельского дома культуры, Барангольского сельского клуба, Карымского сельского клуба, а также на официальном сайте муниципального образования «Майминский район», что подтверждается справкой №02 от 28.01.2013 года, выданной Главой Усть-Мунинского сельского поселения ФИО7

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В силу статьи 84 Земельного кодекса установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, городского округа определен в Градостроительном кодексе РФ.

Так, в соответствии со ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 8. ст. 24 Градостроительного кодекса РФ).

Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда (ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, на момент принятия оспариваемого решения являлось Федеральное агентство лесного хозяйства, в полномочия которого входит рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий, а также рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов г. Москвы и г. Санкт- Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции (п. п. 5.4.2., 5.4.3. п. 5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 736).

Более того, в пункте 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства" указано, что Федеральное агентство лесного хозяйства до 1 января 2015 года согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов. Законодатель установил возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной форме собственности, при изменении границ населенных пунктов, исключительно по согласованию с собственником - Российской Федерацией в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в границы населенного пункта п. Карым Майминского района Республики Алтай включены лесные участки, расположенные на землях лесного фонда: в квартале 215 выдел 48, выдел 52, в квартале 217 выдел 27, в квартале 218 выдел 24, выдел 25, выдел 82, в квартале 221 выдел 31, выдел 32, выделы 41 - 43, в квартале 224 выделы 2 - 4, выдел 8, п. Барангол – в квартале 27 выдел 23, выдел 29, выдел 33, выдел 34, в квартале 30 выдел 4, выдел 10, выдел 11, выдел 34, выдел 36, выдел 37, выдел 62, в квартале 229 выдел 1, выдел 2, п. Известковый – в квартале 15 выдел 37, в квартале 216 выделы 1 - 3, выдел 9, выделы 11 - 13, с. Усть-Муны – в квартале 19 выдел 30, выдел 39, выдел 40, в квартале 20 выдел 37, выдел 38, выдел 48, в квартале 25 выдел 6, выдел 8, в квартале 216 выделы 36 - 39, выдел 44, выдел 45, выдел 48, выдел 53, выдел 54. Данное обстоятельство подтверждается схемами совмещения материалов лесоустройства Майминского лесничества на границы п. Карым, п. Барангол, п. Известковый, с. Усть-Муны Усть-Мунинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай, выполненными ФГБУ «Рослесинфорг».

По материалам государственного лесного реестра лесные участки с местоположением: Республика Алтай, Майминский район, Майминское лесничество, Манжерокское участковое лесничество квартал 215 выдел 48, выдел 52, квартал 217 выдел 27, квартал 218 выдел 24, выдел 25, выдел 82, квартал 221 выдел 31, выдел 32, выделы 41 - 43, квартал 224 выделы 2 - 4, выдел 8, квартал 27 выдел 23, выдел 29, выдел 33, выдел 34, квартал 30 выдел 4, выдел 10, выдел 11, выдел 34, выдел 36, выдел 37, выдел 62, квартал 229 выдел 1, выдел 2, квартал 15 выдел 37, квартал 216 выделы 1 - 3, выдел 9, выделы 11 - 13, квартал 19 выдел 30, выдел 39, выдел 40, квартал 20 выдел 37, выдел 38, выдел 48, квартал 25 выдел 6, выдел 8, квартал 216 выделы 36 - 39, выдел 44, выдел 45, выдел 48, выдел 53, выдел 54 относятся к землям лесного фонда и входят в состав лесного участка с кадастровым номером 04:01:000000:0074, категория земель: земли лесного фонда – для ведения лесного хозяйства, площадью 39402,76 га, расположенного по адресу: Россия, Республика Алтай, Майминский район, лесного участка с кадастровым номером 04-02-02/023/2009-309, категория земель: земли лесного фонда, площадью 21641,3 га, расположенного по адресу: Россия, Республика Алтай, Майминский район, Майминское лесничество, а также земельного участка с кадастровым номером 04:01:000000:0014, категория земель: земли лесного фонда – для ведения лесного хозяйства, площадью 39662,5 га, расположенного по адресу: Россия, Республика Алтай, Майминский район, находящихся в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 02-АВ №020999, серии 02-АВ №014363, серии 02РА №046053 соответственно.

Поскольку вышеуказанные лесные участки включены в границы населенных пунктов п. Карым, п. Барангол, п. Известковый, с. Усть-Муны, проект генерального плана муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение Майминского района Республики Алтай в силу ст. 25 Градостроительного кодекса РФ подлежал обязательному согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства.

При этом, доказательств того, что проект генерального плана муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение направлялся для его согласования в Федеральное агентство лесного хозяйства, административным ответчиком суду не представлено.

В силу изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение Совета депутатов муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение об утверждении генерального плана, принятое без согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земли населенных пунктов лесных участков, является не соответствующим требованиям вышеперечисленного федерального законодательства и недействующим.

Более того, в судебном заседании представители административного ответчика ФИО2 и ФИО3 признали административное исковое требование.

Согласно ч. 3 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Суд считает возможным принять признание административного искового требования, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав иных лиц.

При таких обстоятельствах суд находит заявленное требование Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение Майминского района Республики Алтай о признании недействующим в части решения Совета депутатов муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение Майминского района Республики Алтай от 28.12.2012 №5-2 «Об утверждении генерального плана Усть-Мунинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай» обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Определяя момент, с которого следует признать недействующим в части оспариваемый нормативный правовой акт, суд принимает во внимание то, что положения решения Совета депутатов муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение Майминского района Республики Алтай от 28.12.2012 №5-2 «Об утверждении генерального плана Усть-Мунинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай» применялись, на основании данного оспариваемого акта были реализованы права граждан, что подтверждается выписками из ЕГРП, и считает возможным признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение Майминского района Республики Алтай о признании недействующим в части решения Совета депутатов муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение Майминского района Республики Алтай от 28.12.2012 №5-2 «Об утверждении генерального плана Усть-Мунинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение Майминского района Республики Алтай от 28.12.2012 №5-2 «Об утверждении генерального плана Усть-Мунинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай» в части включения в границы Усть-Мунинского сельского поселения лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Алтай, Майминский район, Майминское лесничество, Манжерокское участковое лесничество,

- в границах п. Карым в квартале 215 выдел 48, выдел 52, в квартале 217 выдел 27, в квартале 218 выдел 24, выдел 25, выдел 82, в квартале 221 выдел 31, выдел 32, выделы 41 - 43, в квартале 224 выделы 2 - 4, выдел 8,

- в границах п. Барангол в квартале 27 выдел 23, выдел 29, выдел 33, выдел 34, в квартале 30 выдел 4, выдел 10, выдел 11, выдел 34, выдел 36, выдел 37, выдел 62, в квартале 229 выдел 1, выдел 2,

- в границах п. Известковый в квартале 15 выдел 37, в квартале 216 выделы 1 - 3, выдел 9, выделы 11 - 13,

- в границах с. Усть-Муны в квартале 19 выдел 30, выдел 39, выдел 40, в квартале 20 выдел 37, выдел 38, выдел 48, в квартале 25 выдел 6, выдел 8, в квартале 216 выделы 36 - 39, выдел 44, выдел 45, выдел 48, выдел 53, выдел 54.

Решение подлежит опубликованию в газете "Сельчанка" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Алтай.

Судья А.О. Имансакипова

Мотивированное решение составлено 26 мая 2016 года.