ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10/22 от 18.08.2022 Багратионовского районного суда (Калининградская область)

Дело № 2а-10/22

39RS0007-01-2021-001090-25

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Багратионовск 18 августа 2022 г.

Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:

судьи Степаненко О.М.,

при секретаре Безруковой В.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации МО «Светлогорский городской округ» о признании решения органа местного самоуправления незаконным и возложении обязанности устранить нарушение прав,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации МО «Светлогорский городской округ» о признании решения органа местного самоуправления незаконным и возложении обязанности устранить нарушение прав.

В обоснование исковых требований административный истец указал, что он является арендатором земельного участка с кадастровым номером , с видом разрешенного использования – для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: . В соответствии с действующим генеральным планом, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области № 59 от 11 февраля 2020 г., указанный земельный участок находится в зоне (Ж2) индивидуальной жилой застройки. 20 мая 2021 г. он подал в администрацию МО «Светлогорский городской округ» уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, в ответ на которое получил уведомление от 25 мая 2021 г. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. В данном уведомлении было указано, что, размещение указанного в уведомлении объекта индивидуального жилищного строительства не допускается на земельном участке с кадастровым номером , поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск» он расположен в территориальной зоне (Р) рекреационного назначения. Учитывая тот факт, что данный земельный участок имеет вид разрешенного использования – для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома, расположен в зоне фактической застройки индивидуальными жилыми домами, а также в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в соответствии с действующим генеральным планом, ссылаясь на то, что указанное в уведомлении от 25 мая 2021 г. обстоятельство не предусмотрено исчерпывающим перечнем оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, полагает решение органа местного самоуправления незаконным. В этой связи он просит: признать незаконным уведомление администрации МО «Светлогорский городской округ» от 25 мая 2021 г. о несоответствии указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке; обязать орган местного самоуправления выдать уведомление о соответствии указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: .

Административный истец ФИО1 в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Его представитель ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал и дал аналогичные содержанию административного иска объяснения.

Представитель административного ответчика администрации МО «Светлогорский городской округ» ФИО3 и представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерства градостроительной политики Калининградской области (правопреемник Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области) ФИО4 в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что оспариваемое решение соответствует требованиям закона.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заслушав объяснения вышеназванных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с положениями статьи 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8); градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6); территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7); градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (пункт 9).

На основании части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.

Как видно из материалов дела, по договору аренды , заключенному 6 сентября 2002 г. между администрацией Светлогорского городского округа и », обществу передан в аренду земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м., с видом разрешенного использования – строительство и дальнейшая эксплуатация базы отдыха.

8 мая 2007 г. издано постановление главы Светлогорского городского округа (мэра) № 706, в соответствии с которым разрешенное использование вышеуказанного земельного участка изменено на «строительство и дальнейшая эксплуатация индивидуальных жилых домов».

В 2008 г. земельный участок разделен: на земельный участок с кадастровым номером площадью кв.м. и земельный участок с кадастровым номером площадью кв.м.

Согласно Генеральному плану МО «Светлогорский городской округ», утвержденному решением городского Совета депутатов МО «Город Светлогорск» № 55 от 27 сентября 2011 г., земельный участок с кадастровым номером располагался в границах функциональной зоны рекреационная – базы и дома отдыха (1 очередь).

В соответствии с Картой градостроительного зонирования, входящей в состав Правил землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск», утвержденных решением городского Совета депутатов МО «Город Светлогорск» от 22 декабря 2012 г. № 94, земельный участок с кадастровым номером располагается в территориальной зоне Р – зоне рекреационного назначения, градостроительный регламент которой не предусматривает индивидуального строительства.

Постановлением Правительства Калининградской области № 59 от 11 февраля 2020 г. утвержден генеральный план МО «Светлогорский городской округ», в соответствии с которым функциональная зона в границах земельного участка с кадастровым номером изменена на зону застройки индивидуальными жилами домами.

ФИО1 на основании договора аренды от 6 сентября 2002 г., договора уступки права аренды от 25 марта 2020 г. является арендатором земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенного по адресу: , имеющего вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

20 мая 2021 г. ФИО1 обратился в администрацию МО «Светлогорский городской округ» с уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке.

По результатам рассмотрения уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства 25 мая 2021 г. было выдано оспариваемое уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

Из оспариваемого уведомления следует, что размещение указанного в уведомлении объекта индивидуального жилищного строительства не допускается на земельном участке с кадастровым номером , поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск» он расположен в территориальной зоне (Р) рекреационного назначения, градостроительный регламент которой не предусматривает индивидуального строительства.

Полагая указанное уведомление административного ответчика незаконным, административный истец обжаловал его в суд.

Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке подается в соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный орган проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Частью 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ определены основания, при наличии которых застройщику может быть направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

К таким основаниям пункт 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ относит недопустимость размещения указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Из приведенных норм следует, что при поступлении уведомления о планируемом строительстве уполномоченный орган осуществляет проверку допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и параметров объекта строительства с учетом территориального зонирования и градостроительного регламента, действующего на момент подачи уведомления о планируемом строительстве.

Из материалов дела следует, что административный истец планировал осуществить строительство жилого дома на находящемся в аренде земельном участке с кадастровым номером , расположенном согласно Правилам землепользования и застройки в границах территориальной зоны (Р) рекреационного назначения, в пределах которой размещение объектов индивидуального жилищного строительства не предусмотрено.

В обоснование исковых требований административный истец ссылается на несоответствие Правил землепользования и застройки генеральному плану.

Действительно, после внесения изменений в генеральный план МО «Светлогорский городской округ» постановлением Правительства Калининградской области № 59 от 11 февраля 2020 г. Правила землепользования и застройки МО «Городское поселение «Город Светлогорск», утвержденные решением городского Совета депутатов МО «Город Светлогорск» от 22 декабря 2012 г. № 94, стали ему противоречить.

Однако, несоответствие Правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.

В период рассмотрения настоящего дела, административный истец ФИО1 реализовал свое право на оспаривание Правил землепользования и застройки.

Решением Калининградского областного суда от 6 декабря 2021 г., оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 мая 2022 г. без изменения, признаны недействующими с даты вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки МО «Городское поселение «Город Светлогорск», утвержденные решением городского Совета депутатов МО «Город Светлогорск» от 22 декабря 2012 г. № 94, в части включения в границы территориальной зоны Р – зоны рекреационного назначения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: .

Таким образом, на момент выдачи оспариваемого уведомления от 25 мая 2021 г. Правила землепользования и застройки являлись действующими, в связи с чем у административного ответчика оснований для согласования поданного ФИО1 уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилого дома не имелось.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит исковые требования подлежащими отказу в удовлетворении.

Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к администрации МО «Светлогорский городской округ» о признании незаконным уведомления администрации МО «Светлогорский городской округ» от 25 мая 2021 г. о несоответствии указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке; возложении на орган местного самоуправления обязанности выдать уведомление о соответствии указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: , оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2022 г.

Судья: О.М.Степаненко