Дело №2а-1100/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2017г. г. Волгодонск
Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.В.
при секретаре Димковой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации г. Волгодонска об оспаривании бездействия администрации г. Волгодонска,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации с административным исковым заявлением к Администрации г.Волгодонска о признании бездействия незаконным указав, что в порядке контроля фактического устранения выявленных нарушений законов проведена проверка своевременного предоставления в орган кадастрового учета документов, необходимых для внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территории – ООПТ регионального и местного значений. В ходе поверки выявлены нарушения ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года, ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года №218, допущенные администрацией г.Волгодонска. Постановлением администрации г.Волгодонска от 12 августа 2015 №1526 в г.Волгодонске создана особо охраняемая природная территория местного значения «Дубовая роща», площадью 1,52 га Министерством природных ресурсов и экологии РО указанная особо охраняемая природная территория внесена в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий областного и местного значения.
В соответствии с п.4 ст.1 Градостроительного кодекса РФ охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия народов РФ, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ являются зонами с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с п.п.8,9 ФЗ №33-ФЗ органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. Органы местного самоуправления решают вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 указанного Федерального закона охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 5 ст. 58 Федерального закона № 7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.
Согласно ч. 18 ст. 32 указанного Федерального закона обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 7-10 части 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве».
Органы государственной власти, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 1 8 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства или в соответствии с частью 19 настоящей статьи требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, - в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14 - 16 части 1, в части 3 настоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 15 настоящей статьи решений (актов). При этом карта (план) объекта землеустройства или предусмотренное частью 19 настоящей статьи описание местоположения границ соответствующих территорий или зон направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего их лица (ч. 20 Федерального закона №218-ФЗ).
Согласно п. 15 Правил предоставления документов, направляемых или представляемых в соответствии с частями 1,3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532 (далее - Правила) в случае принятия федеральным органом государственной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения об установлении (изменении) границ особо охраняемой пририродной территории высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении (изменении) границ особо охраняемой природной территории.
Обязательным приложением к направляемым в орган регистрации прав документам, предусмотренным пунктами 3, 6 (в части установления, изменения границ территориальной зоны), 7, 15 настоящих Правил, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта план) соответствующего объекта землеустройства. Направляемая в орган регистрации прав карта (план) объекта землеустройства должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации. Обязательным приложением к документу (содержимся в нем сведениям), направляемому в орган регистрации прав в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ таких зон (п. 31 Правил).
По результатам ранее проведенной проверки 30.03.2016 главе администрации г.Волгодонска внесено представление об устранении нарушений законов.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление прокурора подлежит безотлательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Данное представление рассмотрено, однако нарушения законов не устранены.
В соответствии с информацией филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области от 23.12.2016 материалы об установлении границ особо охраняемой природной территории местного значения - «Дубовая роща», площадью 1,52 га. расположенной в г. Волгодонске в филиал «ФКП Росреестра» по Ростовской области не поступали и сведения о ней в государственный кадастр недвижимости не вносились, что свидетельствует о нарушении администрацией г. Волгодонска требований ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ.
Должностные лица администрации посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, и создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об установлении границ особо охраняемой природной территории создает условия для нарушения запрета на приватизацию земельных участков в границах ООПТ и препятствия для ее надлежащей охраны, что не соответствует ст. 58 Федерального закона № 7-ФЗ и ст. 35 Федерального закона № 33-ФЗ.
Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о существенных нарушениях требований природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, крепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, чем затрагивают интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения и требований природоохранного законодательства, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
Административный истец просит признать незаконным бездействие администрации г. Волгодонска в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по охране особо охраняемой природной территории местного значения, выразившееся в не направлении в орган регистрации прав документов для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах особо охраняемой природной территории местного значения – «Дубовая роща», площадью 1,52 га, расположенной на территории г. Волгодонска. Обязать администрацию г. Волгодонска направить в соответствии со ст. 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в орган регистрации прав документы для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах особо охраняемой природной территории местного значения – «Дубовая роща», площадью 1,52 га, расположенной на территории г. Волгодонска.
Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.
Административный ответчик в судебном заседании просил установить срок исполнения решения суда до 1 июля 2017 года.
Суд, выслушав пояснения прокурора, представителя административного ответчика, изучив иные доказательства по делу, дав им оценку, приходит к следующему.
В порядке контроля фактического устранения выявленных нарушений законов проведена проверка своевременного предоставления в орган кадастрового учета документов, необходимых для внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территории – ООПТ регионального и местного значений. В ходе поверки выявлены нарушения ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года, ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года №218, допущенные администрацией г.Волгодонска. Постановлением администрации г.Волгодонска от 12 августа 2015 №1526 в г.Волгодонске создана особо охраняемая природная территория местного значения «Дубовая роща», площадью 1,52 га Министерством природных ресурсов и экологии РО указанная особо охраняемая природная территория внесена в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий областного и местного значения.
В соответствии с п.4 ст.1 Градостроительного кодекса РФ охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия народов РФ, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ являются зонами с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с п.п.8,9 ФЗ №33-ФЗ органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. Органы местного самоуправления решают вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 указанного Федерального закона охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 5 ст. 58 Федерального закона № 7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.
Согласно ч. 18 ст. 32 указанного Федерального закона обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 7-10 части 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве».
Органы государственной власти, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 1 8 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства или в соответствии с частью 19 настоящей статьи требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, - в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14 - 16 части 1, в части 3 настоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 15 настоящей статьи решений (актов). При этом карта (план) объекта землеустройства или предусмотренное частью 19 настоящей статьи описание местоположения границ соответствующих территорий или зон направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего их лица (ч. 20 Федерального закона №218-ФЗ).
Согласно п. 15 Правил предоставления документов, направляемых или представляемых в соответствии с частями 1,3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532 (далее - Правила) в случае принятия федеральным органом государственной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения об установлении (изменении) границ особо охраняемой пририродной территории высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении (изменении) границ особо охраняемой природной территории.
Обязательным приложением к направляемым в орган регистрации прав документам, предусмотренным пунктами 3, 6 (в части установления, изменения границ территориальной зоны), 7, 15 настоящих Правил, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта план) соответствующего объекта землеустройства. Направляемая в орган регистрации прав карта (план) объекта землеустройства должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации. Обязательным приложением к документу (содержимся в нем сведениям), направляемому в орган регистрации прав в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ таких зон (п. 31 Правил).
По результатам ранее проведенной проверки 30.03.2016 главе администрации г.Волгодонска внесено представление об устранении нарушений законов.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление прокурора подлежит безотлательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Данное представление рассмотрено, однако нарушения законов не устранены.
В соответствии с информацией филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области от 23.12.2016 материалы об установлении границ особо охраняемой природной территории местного значения - «Дубовая роща», площадью 1,52 га. расположенной в г. Волгодонске в филиал «ФКП Росреестра» по Ростовской области не поступали и сведения о ней в государственный кадастр недвижимости не вносились, что свидетельствует о нарушении администрацией г. Волгодонска требований ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ.
Должностные лица администрации посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, и создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об установлении границ особо охраняемой природной территории создает условия для нарушения запрета на приватизацию земельных участков в границах ООПТ и препятствия для ее надлежащей охраны, что не соответствует ст. 58 Федерального закона № 7-ФЗ и ст. 35 Федерального закона № 33-ФЗ.
Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о существенных нарушениях требований природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, крепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, чем затрагивают интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения и требований природоохранного законодательства, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что : оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному -.лавовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие либо обязанности.
Административный ответчик не направил документы в орган регистрации прав документов для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах особо охраняемой природной территории местного значения – «Дубовая роща», площадью 1,52 га, расположенной на территории г. Волгодонска.
При таких обстоятельствах требования административного истца о признании незаконным бездействие администрации г. Волгодонска в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по охране особо охраняемой природной территории местного значения, выразившееся в не направлении в орган регистрации прав документов для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах особо охраняемой природной территории местного значения – «Дубовая роща», площадью 1,52 га, расположенной на территории г. Волгодонска, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-179 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации г. Волгодонска об оспаривании бездействия администрации г. Волгодонска удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г. Волгодонска в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по охране особо охраняемой природной территории местного значения, выразившееся в не направлении в орган регистрации прав документов для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах особо охраняемой природной территории местного значения – «Дубовая роща», площадью 1,52 га, расположенной на территории г. Волгодонска.
Обязать администрацию г. Волгодонска направить в соответствии со ст. 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в орган регистрации прав документы для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах особо охраняемой природной территории местного значения – «Дубовая роща», площадью 1,52 га, расположенной на территории г. Волгодонска в срок до 1 июля 2017 года.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в полном объеме изготовлено 31 марта 2017 года.