ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1100/17 от 24.03.2017 Волгодонской районного суда (Ростовская область)

Дело №2а-1100/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 марта 2017г. г. Волгодонск

Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.В.

при секретаре Димковой О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации г. Волгодонска об оспаривании бездействия администрации г. Волгодонска,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации с административным исковым заявлением к Администрации г.Волгодонска о признании бездействия незаконным указав, что в порядке контроля фактического устранения выявленных нарушений законов проведена проверка своевременного предоставления в орган кадастрового учета документов, необходимых для внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территории – ООПТ регионального и местного значений. В ходе поверки выявлены нарушения ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года, ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года №218, допущенные администрацией г.Волгодонска. Постановлением администрации г.Волгодонска от 12 августа 2015 №1526 в г.Волгодонске создана особо охраняемая природная территория местного значения «Дубовая роща», площадью 1,52 га Министерством природных ресурсов и экологии РО указанная особо охраняемая природная территория внесена в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий областного и местного значения.

В соответствии с п.4 ст.1 Градостроительного кодекса РФ охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия народов РФ, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ являются зонами с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с п.п.8,9 ФЗ №33-ФЗ органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. Органы местного самоуправления решают вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 указанного Федерального закона охрана террито­рий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми ак­тами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 5 ст. 58 Федерального закона № 7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эсте­тическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные террито­рии. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под осо­бой охраной, не подлежат приватизации.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ органы го­сударственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

Согласно ч. 18 ст. 32 указанного Федерального закона обязательным при­ложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 7-10 части 1 настоящей статьи, яв­ляется карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве».

Органы государственной власти, органы местного самоуправления направ­ляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соот­ветствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 1 8 настоящей статьи требуется карта (план) объекта земле­устройства или в соответствии с частью 19 настоящей статьи требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, - в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14 - 16 части 1, в части 3 на­стоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия ука­занных в части 15 настоящей статьи решений (актов). При этом карта (план) объекта землеустройства или предусмотренное частью 19 настоящей статьи описание местоположения границ соответствующих территорий или зон направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего их лица (ч. 20 Федерального закона №218-ФЗ).

Согласно п. 15 Правил предоставления документов, направляемых или пре­дставляемых в соответствии с частями 1,3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532 (далее - Правила) в случае принятия федеральным органом государственной власти, высшим исполнительным органом государст­венной власти субъекта Российской Федерации или органом местного само­управления решения об установлении (изменении) границ особо охраняемой пририродной территории высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления направ­ляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содер­жащиеся в решении об установлении (изменении) границ особо охраняемой природной территории.

Обязательным приложением к направляемым в орган регистрации прав документам, предусмотренным пунктами 3, 6 (в части установления, изменения границ территориальной зоны), 7, 15 настоящих Правил, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта план) соответствующего объекта землеустройства. Направляемая в орган регистрации прав карта (план) объекта землеустройства должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отно­шении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации. Обязательным приложением к документу (содер­жимся в нем сведениям), направляемому в орган регистрации прав в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ таких зон (п. 31 Правил).

По результатам ранее проведенной проверки 30.03.2016 главе администрации г.Волгодонска внесено представление об устранении нарушений законов.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление прокурора подлежит безотлательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Данное представление рассмотрено, однако нарушения законов не устранены.

В соответствии с информацией филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Рос­товской области от 23.12.2016 материалы об установлении границ особо охраняе­мой природной территории местного значения - «Дубовая роща», площадью 1,52 га. расположенной в г. Волгодонске в филиал «ФКП Росреестра» по Ростовской области не поступали и сведения о ней в государственный кадастр недвижимости не вносились, что свидетельствует о нарушении администрацией г. Волгодонска требований ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ.

Должностные лица администрации посягают на установленный норматив­ными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, воз­никающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, и создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об уста­новлении границ особо охраняемой природной территории создает условия для нарушения запрета на приватизацию земельных участков в границах ООПТ и препятствия для ее надлежащей охраны, что не соответствует ст. 58 Федерального закона № 7-ФЗ и ст. 35 Федерального закона № 33-ФЗ.

Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о существенных нарушениях требований природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, крепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, чем затрагивают интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения и требований природоохранного законодательства, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

Административный истец просит признать незаконным бездействие администрации г. Волгодонска в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по охране особо охраняемой природной территории местного значения, выразившееся в не направлении в орган регистрации прав документов для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах особо охраняемой природной территории местного значения – «Дубовая роща», площадью 1,52 га, расположенной на территории г. Волгодонска. Обязать администрацию г. Волгодонска направить в соответствии со ст. 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в орган регистрации прав документы для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах особо охраняемой природной территории местного значения – «Дубовая роща», площадью 1,52 га, расположенной на территории г. Волгодонска.

Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.

Административный ответчик в судебном заседании просил установить срок исполнения решения суда до 1 июля 2017 года.

Суд, выслушав пояснения прокурора, представителя административного ответчика, изучив иные доказательства по делу, дав им оценку, приходит к следующему.

В порядке контроля фактического устранения выявленных нарушений законов проведена проверка своевременного предоставления в орган кадастрового учета документов, необходимых для внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территории – ООПТ регионального и местного значений. В ходе поверки выявлены нарушения ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года, ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года №218, допущенные администрацией г.Волгодонска. Постановлением администрации г.Волгодонска от 12 августа 2015 №1526 в г.Волгодонске создана особо охраняемая природная территория местного значения «Дубовая роща», площадью 1,52 га Министерством природных ресурсов и экологии РО указанная особо охраняемая природная территория внесена в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий областного и местного значения.

В соответствии с п.4 ст.1 Градостроительного кодекса РФ охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия народов РФ, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ являются зонами с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с п.п.8,9 ФЗ №33-ФЗ органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. Органы местного самоуправления решают вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 указанного Федерального закона охрана террито­рий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми ак­тами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 5 ст. 58 Федерального закона № 7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эсте­тическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные террито­рии. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под осо­бой охраной, не подлежат приватизации.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ органы го­сударственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

Согласно ч. 18 ст. 32 указанного Федерального закона обязательным при­ложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 7-10 части 1 настоящей статьи, яв­ляется карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве».

Органы государственной власти, органы местного самоуправления направ­ляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соот­ветствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 1 8 настоящей статьи требуется карта (план) объекта земле­устройства или в соответствии с частью 19 настоящей статьи требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, - в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14 - 16 части 1, в части 3 на­стоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия ука­занных в части 15 настоящей статьи решений (актов). При этом карта (план) объекта землеустройства или предусмотренное частью 19 настоящей статьи описание местоположения границ соответствующих территорий или зон направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего их лица (ч. 20 Федерального закона №218-ФЗ).

Согласно п. 15 Правил предоставления документов, направляемых или пре­дставляемых в соответствии с частями 1,3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532 (далее - Правила) в случае принятия федеральным органом государственной власти, высшим исполнительным органом государст­венной власти субъекта Российской Федерации или органом местного само­управления решения об установлении (изменении) границ особо охраняемой пририродной территории высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления направ­ляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содер­жащиеся в решении об установлении (изменении) границ особо охраняемой природной территории.

Обязательным приложением к направляемым в орган регистрации прав документам, предусмотренным пунктами 3, 6 (в части установления, изменения границ территориальной зоны), 7, 15 настоящих Правил, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта план) соответствующего объекта землеустройства. Направляемая в орган регистрации прав карта (план) объекта землеустройства должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отно­шении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации. Обязательным приложением к документу (содер­жимся в нем сведениям), направляемому в орган регистрации прав в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ таких зон (п. 31 Правил).

По результатам ранее проведенной проверки 30.03.2016 главе администрации г.Волгодонска внесено представление об устранении нарушений законов.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление прокурора подлежит безотлательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Данное представление рассмотрено, однако нарушения законов не устранены.

В соответствии с информацией филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Рос­товской области от 23.12.2016 материалы об установлении границ особо охраняе­мой природной территории местного значения - «Дубовая роща», площадью 1,52 га. расположенной в г. Волгодонске в филиал «ФКП Росреестра» по Ростовской области не поступали и сведения о ней в государственный кадастр недвижимости не вносились, что свидетельствует о нарушении администрацией г. Волгодонска требований ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ.

Должностные лица администрации посягают на установленный норматив­ными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, воз­никающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, и создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об установлении границ особо охраняемой природной территории создает условия для нарушения запрета на приватизацию земельных участков в границах ООПТ и препятствия для ее надлежащей охраны, что не соответствует ст. 58 Федерального закона № 7-ФЗ и ст. 35 Федерального закона № 33-ФЗ.

Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о существенных нарушениях требований природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, крепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, чем затрагивают интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения и требований природоохранного законодательства, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с администра­тивным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Ко­дексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Россий­ской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заяв­лениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что : оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному -.лавовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, органи­заций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие либо обязанности.

Административный ответчик не направил документы в орган регистрации прав документов для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах особо охраняемой природной территории местного значения – «Дубовая роща», площадью 1,52 га, расположенной на территории г. Волгодонска.

При таких обстоятельствах требования административного истца о признании незаконным бездействие администрации г. Волгодонска в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по охране особо охраняемой природной территории местного значения, выразившееся в не направлении в орган регистрации прав документов для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах особо охраняемой природной территории местного значения – «Дубовая роща», площадью 1,52 га, расположенной на территории г. Волгодонска, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-179 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации г. Волгодонска об оспаривании бездействия администрации г. Волгодонска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г. Волгодонска в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по охране особо охраняемой природной территории местного значения, выразившееся в не направлении в орган регистрации прав документов для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах особо охраняемой природной территории местного значения – «Дубовая роща», площадью 1,52 га, расположенной на территории г. Волгодонска.

Обязать администрацию г. Волгодонска направить в соответствии со ст. 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в орган регистрации прав документы для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах особо охраняемой природной территории местного значения – «Дубовая роща», площадью 1,52 га, расположенной на территории г. Волгодонска в срок до 1 июля 2017 года.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в полном объеме изготовлено 31 марта 2017 года.