ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1101/19 от 05.06.2019 Евпаторийского городского суда (Республика Крым)

Дело №2а-1101/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 июня 2019 года Евпаторийский городской суд Республики Крым

в составе:

председательствующего - судьи Володарец Н.М.

при секретаре - Карапетян С.С.

с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2, представителей административных ответчиков ФИО3 и ФИО4, административного ответчика начальника Отдела архитектуры и градостроительства Администрации города Евпатории Республики Крым ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации города Евпатории Республики Крым, Отделу архитектуры и градостроительства Администрации города Евпатории Республики Крым, Межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым и начальнику Отдела архитектуры и градостроительства Администрации города Евпатории Республики Крым ФИО5 о признании бездействия незаконным, возложении обязанности оформить акт приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и направить его в орган местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации города Евпатории Республики Крым, Отделу архитектуры и градостроительства Администрации города Евпатории Республики Крым о признании бездействия незаконным, отмене решения начальника Отдела архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ мотивируя свои требования тем, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ он – административный истец является собственником 3/50 долей жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Кроме того на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ему на праве собственности также принадлежит 88/1000 доли указанного жилого дома. В соответствии с указанными договорами в его конкретном пользовании находятся в жилом доме лит. «А» <адрес>, состоящая из помещений №, 2, 3, жилой площадью 13,8 кв. м, а также <адрес>, состоящая из помещений №, 2, 3, жилой площадью 13,6 кв. м, и 1/5 часть сарая лит. «Б». Указанные квартиры находятся на первом этаже одноэтажного жилого дома лит. «А». С целью улучшения жилищных условий решением Евпаторийского исполкома от ДД.ММ.ГГГГ ему – административному истцу было разрешено переоборудовать помещения и под помещения для установки газовых и сантехнических приборов с надстройкой второго этажа согласно . После произведенной реконструкции <адрес> составляют единое целое общей площадью 87,5 кв. м, жилой площадью 27,4 кв. м. Перепланировка квартиры была сделана в соответствии с техническим заключением, был произведен демонтаж конструкций существующих пристроек, объединение квартир и в одну <адрес>, возведение пристройки лит. «а7» с увеличением площади застройки, возведение настроек лит. «а7над», лит. «а10», лит. «а11», устройство наружной лестницы на второй этаж. ДД.ММ.ГГГГ он – административный истец обратился в межведомственную комиссию по использованию жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория с заявлением о выдаче акта о завершении перепланировки <адрес>, выполненной на основании решения Евпаторийского исполкома от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ начальник Отдела архитектуры и градостроительства ФИО7, рассмотрев в одностороннем порядке указанное заявление, в выдаче акта отказал, при этом указав, что была проведена выездная проверка и выдано предписание Инспекции по жилищному надзору РК от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что данные факты не отвечают действительности, в связи с чем с данным ему - административному истцу ответом он не согласен, поскольку считает, что его заявление не было рассмотрено по существу в установленном законом порядке. При таких обстоятельствах просил суд признать незаконным бездеятельность Отдела архитектуры и градостроительства <адрес> и обязать его рассмотреть по существу заявление в установленные сроки, отменить решение начальника отдела архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ №Т-4/1456/2 об отказе в выдаче акта межведомственной комиссии о завершенной перепланировке квартир и в одну <адрес> в <адрес>.

В ходе рассмотрения дела административным истцом ФИО1 были изменены исковые требования, и в окончательной редакции поданного в суд административного искового заявления просил суд признать незаконными бездействия межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, выразившиеся в неоформлении Акта приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, иеспублика Крым, <адрес>,, ул. заводская, 43 возложить на межведомственную комиссию по использованию жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым обязанность оформить Акт приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> и направить его в орган местного самоуправления.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Межведомственная комиссия по использованию жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым и начальник Отдела архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> Республики Крым ФИО5

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 уточненный административный иск поддержали, дали суду пояснения, аналогично изложенному в административном исковом заявлении, просили суд заявленные уточненные исковые требования удовлетворить.

Представители ответчиков Администрации города Евпатории Республики Крым и Межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым ФИО3, Отдела архитектуры и градостроительства Администрации города Евпатории Республики Крым ФИО4, а также административный ответчик начальник Отдела архитектуры и градостроительства Администрации города Евпатории Республики Крым ФИО5 заявленные ФИО1 исковые требования не признали, считали их необоснованными, в связи с чем в их удовлетворении просили отказать.

Выслушав доводы сторон и их представителей, исследовав материалы дела, суд считает заявленные ФИО1 исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО1 является собственником 3/50 и 88/1000 долей жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с указанными договорами в конкретном пользовании административного истца находятся <адрес>, состоящая из помещений №, 2, 3, жилой площадью 13,8 кв. м, а также <адрес>, состоящая из помещений №, 2, 3, жилой площадью 13,6 кв. м, и 1/5 часть сарая лит. «Б». Указанные квартиры расположены на первом этаже одноэтажного жилого дома лит. «А».

Решением Евпаторийского городского исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу ФИО1 разрешено переоборудовать помещения и в <адрес> в <адрес> под помещения для установки газовых и сантехнических приборов с надстройкой второго этажа согласно ТЗЕН-96-452.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО1 обратился к Межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым с заявлением, в котором просил выдать акт приемочной комиссии о завершении реконструкции <адрес> по адресу: <адрес>, выполненной на основании решения Евпаторийского городского исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ согласно ТЗЕН-96-452. К указанному заявлению им были приложены копии правоустанавливающих документов на жилой дом, копия выписки из решения исполкома от ДД.ММ.ГГГГ, копия технического заключения от 1996 года, копия технического паспорта, копия паспорта гражданина РФ ФИО1 и копия экспертного заключения ФИО6 МЧС Украины в АР Крым.

ДД.ММ.ГГГГ на указанное заявление начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации <адрес> Республики Крым ФИО5 административному истцу ФИО1 было направлено сообщение о том, что согласно представленному Техническому заключению о соответствии строительным нормам квартиры и возможности проживания по адресу: <адрес>, выполнена реконструкция квартир и путем возведения пристройки лит. «а7» и надстройки лит. «7над», в то время как пунктом 1.7.1 постановления Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» определено, что перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров, в связи с чем указанные в заявлении изменения параметров объекта капитального строительства не являются перепланировкой либо переустройством, следовательно, вопрос о приеме указанных работ не относится к компетенции комиссии, а уполномоченным органом по выдаче разрешений на реконструкцию и на ввод объектов строительства в эксплуатацию является Служба государственного строительного надзора Республики Крым.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из смысла приведенной нормы права следует, что обязательным условием для удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является не соответствие оспариваемых действий (бездействия) нормативным правовым актам и что этим нарушаются права, свободы и законные интересы административного истца.

Заявляя исковые требования о признании незаконными бездействия межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, выразившиеся в неоформлении Акта приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, иеспублика Крым, <адрес>,, ул. заводская, 43 возложении на межведомственную комиссию по использованию жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым обязанности оформить Акт приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> и направить его в орган местного самоуправления, административный истец указывает о том, что административным ответчиком Межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда при администрации <адрес>, не оказавшим соответствующую услугу, нарушены требования Административного регламента муниципальной услуги «Принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений», утвержденного постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п.

Однако данные доводы не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по делу.

Так, в силу п. 1 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации под переустройством понимается установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно п. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки заявитель обязан представить подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, технический паспорт помещения (п. 2 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 28 Жилищного кодекса Российской Федерации, завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.

Так, постановлением администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-п создана межведомственная комиссия по использованию жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым при администрации <адрес> Республики Крым и утверждено Положение о межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым при администрации <адрес> Республики Крым, в соответствии с п.п. 5 п. 2.1 которого в обязанности комиссии входит прием завершенного переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения путем подписания соответствующего акта.

Порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги "Принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений", сроки и последовательность действий по ее исполнению определены соответствующим Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-п "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений".

При этом указанным Административным регламентом определено, что переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, а перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений включает в себя выдачу решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и выдачу акта приемки завершенного переустройства и (или) перепланировки.

В соответствии с п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированных в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ за , переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.

Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Из поданных административным истцом ФИО1 в Отдел архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> документов, в частности, из заявления и Технического заключения усматривается, что административным истцом в жилом <адрес> в <адрес>, доля которого ему принадлежит на праве собственности, был произведен демонтаж конструкций существующих пристроек, объединены <адрес> в одну <адрес>, возведена пристройка лит. «а7» с увеличением площади застройки, возведены настройки лит. «а7над», лит. «а10», лит. «а11», установлена наружная лестница на второй этаж.

В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов – является реконструкцией.

В силу ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым, за объектами капитального строительства, выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию на объекты капитального строительства в силу п. 1.1 Положения о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, является Служба государственного строительного надзора Республики Крым.

В соответствии с п. 2.2 указанного Положения одной из основных задач Службы является выдача разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию.

Пунктом 3.1 Положения определено, что для осуществления возложенных на задач Служба осуществляет государственный строительный надзор в случаях и порядке, установленных действующим законодательством Российской Федерации и Республики Крым, с выдачей заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Поскольку из представленных административным истцом ФИО1 в Отдел архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> документов было установлено, что административным истцом в жилом <адрес> в <адрес>, доля которого ему принадлежит на праве собственности, была произведена не перепланировка (переустройство), а реконструкция, основания для передачи на рассмотрение Межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория вопроса о выдаче Акта приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения у Отдела архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> – отсутствовали, о чем административному истцу ДД.ММ.ГГГГ было направлено сообщение, содержащее соответствующие разъяснения.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что заявление административного истца с приложенными к нему документами на рассмотрение непосредственно Межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория не поступало, а потому не являлись предметом рассмотрения и какое-либо решение ею по данному заявлению не принималось.

При таких обстоятельствах доводы административного истца о допущенной административным ответчиком Межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория - бездеятельности суд считает необоснованными и противоречащими фактическим обстоятельствам по делу. Правовые основания для возложения на межведомственную комиссию по использованию жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым обязанности оформить Акт приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> и направить его в орган местного самоуправления – при изложенных обстоятельствах судом не установлены, поскольку в компетенцию указанной Комиссии не входит выдача разрешений на ввод реконструированных объектов в эксплуатацию.

Анализируя вышеизложенное, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, суд пришел к выводу о необоснованности требований административного истца и об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 219, 227, 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Администрации города Евпатории Республики Крым, Отделу архитектуры и градостроительства Администрации города Евпатории Республики Крым, Межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым и начальнику Отдела архитектуры и градостроительства Администрации города Евпатории Республики Крым ФИО5 о признании бездействия незаконным, возложении обязанности оформить акт приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и направить его в орган местного самоуправления – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым.

Судья Н.М. Володарец