Дело № 2а-1101/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Жидковой М.Л., при секретаре Кузнецовой Е.В., с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске
21 марта 2018 года
административное дело по административному иску Омского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Омской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Омский межрайонный природоохранный прокуратур, действуя в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в Куйбышевский районный суд г. Омска с названными выше требованиями к Министерству природных ресурсов и экологии Омской области. В обоснование указано, что при проверке соблюдения органами государственной власти Омской области требований законодательства об особо охраняемых природных территориях (ООПТ), были установлены следующие нарушения. На территории Омской области имеются один природный парк – «Птичья гавань» и три памятника природы: «Областной дендрологический сад имени Г.И. Гензе», «Дендропарк имени П.С. Комиссарова», «Берег Черского». Постановлениями Правительства Омской области от 26.11.2008 № 202-п «О природном парке «Птичья гавань», от 16.02.2011 № 26-п «О памятнике природы регионального значения «Областной дендрологический сад имени Г.И. Гензе», от 02.04.2008 № 40-п «О памятнике природы «Дендропарк имени П.С. Комиссарова», от 11.04.2012 № 79-п «О геологическом памятнике природы регионального значения «Берег Черского» утверждены границы и режим вышеназванных ООПТ. До настоящего времени решения о создании охранных зон на прилегающих к вышеуказанным ООПТ земельных участках и водных объектах не принимались, охранные зоны в настоящее время отсутствуют. Указанное свидетельствует о нарушении Федерального закона № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Просит признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Омской области по непринятию мер к созданию охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения: природного парка – «Птичья гавань» и памятников природы: «Областной дендрологический сад имени Г.И. Гензе», «Дендропарк имени П.С. Комиссарова», «Берег Черского». Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Омской области обязанность подготовить и внести Губернатору Омской области предложения об образовании охранных зон особо охраняемой природных территорий регионального значения, указанных выше в течение шести месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика ФИО2, действуя по доверенности, требования не признала. Полагает, что Министерство не обязано совершать мероприятия для принятия решения о создании охранных зон на прилегающих к вышеуказанным ООПТ земельных участках и водных объектах, поскольку изменение в Федеральный закон № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» внесены после создания указанных выше особо охраняемых природных территорий. Кроме того, при создании природного парка и памятников природы территория была увеличена для сохранения уникальности объектов.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На территории Омской области имеются один природный парк – «Птичья гавань» и три памятника природы: «Областной дендрологический сад имени Г.И. Гензе», «Дендропарк имени П.С. Комиссарова», «Берег Черского».
Постановлениями Правительства Омской области от 26.11.2008 № 202-п «О природном парке «Птичья гавань», от 16.02.2011 № 26-п «О памятнике природы регионального значения «Областной дендрологический сад имени Г.И. Гензе», от 02.04.2008 № 40-п «О памятнике природы «Дендропарк имени П.С. Комиссарова», от 11.04.2012 № 79-п «О геологическом памятнике природы регионального значения «Берег Черского» утверждены границы и режим вышеназванных ООПТ.
Согласно части 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
Статьей 58 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (в редакции от 3 июля 2016 года) «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года (в редакции от 28 декабря 2016 года) № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
На основании пунктов 2, 3 статьи 26 вышеназванного Федерального закона природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.В силу пункта 10 статьи 2 Федерального закона №33-ФЗ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.
Согласно подпункту «б» пункта 11 данной статьи решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, создание охранных зон и установление их границ принимаются не только в отношении вновь создаваемых охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения, но и в отношении уже созданных.
Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон», из положений, которых следует, что решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
При этом высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении её границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта (далее - проект решения), а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления её границ.
Согласно пункту 1.1 статьи 2 Закона Омской области от 06.10.2005 № 673-ОЗ «Об охране окружающей среды в Омской области» к полномочиям Губернатора Омской области в сфере охраны окружающей среды относится вопрос принятия в соответствии с федеральным законодательством решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ.
Согласно пункту 5 Правил № 138 режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон (далее - режим охранных зон) устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.
Таким образом, охранные зоны памятников природы регионального значения создаются в обязательном порядке либо одновременно с принятием решения о создании самого памятника природы, либо отдельным решением.
Третьим разделом Правил регламентирована процедура подготовки проекта нормативного правового акта, который устанавливает вышеуказанные правоотношения, порядок его согласования и реализации.
Так, пункт 21 Правил устанавливает, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта (далее - проект решения), а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.
Указанный проект направляется на согласование в органы государственной власти и орган местного самоуправления, указанные в пункте 23 Правил. При согласовании проекта указанными органами, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимает решение о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения (пункт 25 Правил).
Согласно статье 51 Устава (Основной Закон) Омской области, принятого Постановлением Законодательного собрания Омской области от 26.12.1995 № 193 (далее – Устав) Правительство Омской области - постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Омской области. Правительство Омской области возглавляет систему органов исполнительной власти Омской области.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Устава органы исполнительной власти Омской области осуществляют исполнительные и распорядительные функции в установленной сфере деятельности, а также координируют в случаях, установленных областным законодательством, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Омской области.
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 24.01.2011 № 8 (далее – Положение) Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере особо охраняемых природных территорий регионального значения. Задачами Министерства являются: организация, охрана и использование особо охраняемых природных территорий регионального значения; нормативно-правовое регулирование по вопросам, относящимся к компетенции Министерства.
Согласно пункту 13 Положения Министерство осуществляет управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Вместе с тем до настоящего времени решения о создании охранных зон на прилегающих к вышеуказанным ООПТ земельных участках и водных объектах не принимались, охранные зоны в настоящее время отсутствуют (письмо Министерства от 01.08.2017 № исх-17/мпр-6485).
По факту нарушения закона Омской межрайонной природоохранной прокуратурой 02.08.2017 (№ 7-6-17/2107) в Министерство внесено представление, по результатам рассмотрения которого до настоящего времени предложения о создании таких зон в адрес Губернатора Омской области со стороны Министерства не поступали (письмо Министерства от 26.01.2018 № исх-18/мпр-613).
Таким образом, Министерство является органом исполнительной власти Омской области, на которое возложена обязанность по подготовке и внесению Губернатору Омской области предложений об образовании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения. Однако Министерством на протяжении длительного периода времени возложенные на него полномочия в части подготовки предложений об образовании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения: природного парка – «Птичья гавань» и трех памятников природы: «Областной дендрологический сад имени Г.И. Гензе», «Дендропарк имени П.С. Комиссарова», «Берег Черского» не исполняются.
Тем самым, бездействие Министерства препятствует сохранению уникальных, ценных природных комплексов и объектов естественного и искусственного происхождения и нарушает права неопределенного круга лиц на владение информацией о режиме охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон вышеуказанного природного парка и памятников природы.
Таким образом, в соответствии с указанными нормативными актами, суд считает, что административное исковое заявление Омского межрайонного природоохранного прокурора в интересах прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации о признании бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Омской области и о возложении обязанности, следует удовлетворить полностью.
Руководствуясь ст. 175-177, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Омской области по непринятию мер к созданию охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения: природного парка - «Птичья гавань» и памятников природы: «Областной дендрологический сад имени Г.И. Гензе», «Дендропарк имени П.С. Комиссарова», «Берег Черского».
Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Омской области обязанность подготовить и внести Губернатору Омской области предложения об образовании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения: природного парка - «Птичья гавань» и памятников природы: «Областной дендрологический сад имени Г.И. Гензе», «Дендропарк имени П.С. Комиссарова», «Берег Черского» в течение шести месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска.
Судья М.Л. Жидкова
В окончательной форме решение изготовлено 26 марта 2018 года